Формирование духовно-нравственных принципов и эстетического отношения к действительности у студентов педагогического колледжа.


Формирование духовно-нравственных принципов и эстетического отношения к действительности у студентов педагогического колледжа.
Духовно-нравственное состояние россиян, особенно подростково-молодежной среды, рост негативных явлений таковы, что будущее нашей страны становится непредсказуемым. Это заставляет общество и даже людей, далеких от веры, задуматься о насущной необходимости восстановления духовно-нравственного потенциала людей. Приходит понимание того, что ни экономические, ни социальные, ни какие-либо другие реформы, даже при самом эффективном их проведении, принципиально ничего не изменят, поскольку основная причина современных нестроений не в этом. Все более очевидным становится тот факт, что существует нечто более фундаментальное, чем все выше перечисленное, что провоцирует негативные явления, – это духовно-нравственный кризис самого человека, утрата им духовно-нравственных ориентиров и, как следствие, деградация, извращение его мышления, воли, совести и, в конечном итоге, веры.
Система складывающихся в молодежной субкультуре идеалов и ценностей имеет деструктивный, а порой и социально опасный характер. Явный приоритет приобрели материальные ценности по сравнению с духовными. Это ведет к формированию ложных целей жизни, изменению ценностных ориентаций, и, как следствие, к искаженному пониманию категорий добра и зла. В значительной степени утрачены идеалы служения ближним, чести, долга. Основные устремления человека сосредотачиваются на получении удовольствий, достижении собственного комфортного существования. Еще одним следствием доминанты материальных ценностей является рост социальной агрессии. В настоящее время в нашей стране недопустимо высокий уровень детской и подростковой преступности, проявляется культ силы и насилия, неадекватная агрессивность и немотивированная жестокость.
Думается, нет необходимости приводить здесь какую-либо статистику, подтверждающую эти слова, она в изобилии представлена в средствах массовой информации, а также в специальных изданиях, отметим только еще раз: именно дезориентация в системе жизненных целей приводит к росту тяжких пороков, увеличению уровня нервно-психических заболеваний и детского суицида. Происходит искажение нравственного сознания. Растущая в обществе либерализация половой морали, легкодоступная порнография, «половое просвещение» приводят к общей деморализации детей и сексуализации их сознания, формируют внесупружеские и антиродительские установки, что приводит к разрушению семейных отношений, института семьи.
Особую тревогу вызывает то, что большинство из указанных негативных тенденций не меняется в положительную сторону. Человек, зараженный такими тяжкими пороками, как наркомания, алкоголизм, не может, а порой уже и не хочет иметь семью и воспитывать детей, честно трудиться, а тем более быть защитником Родины. Ситуацию в России можно охарактеризовать как духовно-нравственный кризис общества в целом и детско-молодежной среды в частности.
Что же случилось? Какова причина этих негативных явлений с духовной точки зрения? Очевидно, что главная причина – ненормальное, болезненное состояние души. Без особенно углубленных рассуждений понятно, что в здоровом состоянии души у человека светлое мировосприятие, доброе отношение к другим людям, желание творческого труда и т.д.
Без решения этой проблемы любые позитивные шаги по преодолению существующего кризиса не дадут сколько-нибудь значительных результатов. Духовно-нравственное воспитание в настоящее время является одним из важнейших приоритетов национальной безопасности России. Реализацию профессиональных умений характеризуют следующие показатели: насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием; разнообразие средств и приемов педагогического воздействия; использование возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспитания обучающихся; подкрепление воспитательных воздействий моральными стимулами.
Методологической основой проекта и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Личностными качествами, необходимыми для эффективного осуществления процесса духовно-нравственного воспитания, являются:
а) морально-волевые качества: целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, рассудительность, спокойствие и самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях;б) эмоционально-нравственные качества: чуткость, эмоциональная отзывчивость, педагогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностным ориентирам, живость и энергичность, приветливость, достоинство;
в) мировоззренческие качества: любовь к детям, патриотизм, гуманизм.
Система учреждений профессионального образования осуществляет подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной сферах общества и, как правило, не только обеспечивает общественное производство квалифицированными кадрами, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования. В этом случае наставник является путеводителем по жизни, примером профессионального подвига. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.
Часто преподаватели со стажем сетуют: «они - другие, не такие, какими были мы». Почему же тогда в основе молодежных проблем лежат те же душевные переживания, с которыми сталкиваются все люди в их возрасте: неразделенная любовь, одиночество, неуверенность в себе и т.д.? Наверное, это объясняется тем, что духовность является основной составляющей личности человека и нельзя в процессе профессионального становления игнорировать этот факт.
Духовно-нравственное воспитание в педагогическом колледже осуществляется через изучение основ педагогики и психологии, не смотря на то, что ни какого материала религиозного характера в учебниках нет. Школа отделена от церкви, а проблема духовного развития становится все более острой. В этом случае не лишнее использовать педагогический опыт, мудрость православных святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского; содержание воспитательного процесса раскрывается перед студентами через призму заповедей Христа. В частотном словаре Евангелия после слова «Бог» следуют «Учитель», «Ученик», «Любовь», «Добро». Вот несколько христианских заветов, заповедей: «Каждый, кто делает злые дела, ненавидит свет и избегает его, чтобы низость его поступков не вышла наружу»; «Перестаньте судить по внешним признакам, а судите по тому, что действительно правильно», «Тот, кто не любит, остается мертвым»; «Дорогие дети, наша любовь не должна ограничиваться лишь словами и разговорами, она должна выражаться в поступках и быть настоящей» (Еванг.). Разве не эти заповеди лежат в основе народной педагогики?
Очень важно вспомнить и реализовать принцип природосообразности в педагогическом процессе: при рождении человек уже является носителем всех необходимых задатков для дальнейшего их развития. Роль учителя заключается в обнаружении этих задатков и создании условий для их проявления.
В Федеральном образовательном стандарте сделан акцент на личные достижения ребенка, на развитие его духовного потенциала. Однако сам стандарт, каким бы прогрессивным он ни был, не может решить всех проблем общества. Те студенты, которые скоро войдут в класс, должны быть готовыми к работе с любыми детьми (инклюзивная система образования). Одних знаний методики здесь мало, надо научиться воспринимать этих детей, как равноправных членов человеческого сообщества. Развитая эмпатия становится одним из основных качеств будущего педагога. Решение задач духовно-нравственного воспитания современной системой образования связано с разрешением целого ряда проблем. Одна из них – подготовка учителя, способного стать духовным наставником личности. Существует философский принцип: подобное создается подобным – нравственность воспитанника формируется нравственностью воспитателя, духовность – духовностью. Педагог должен осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении; – глубже понять себя, свое предназначение – в семье, роде, профессии, Отечестве; – найти путь к своему подлинному «я»; – жить, следуя своей природе; – различать пласты человеческой жизни – физический, душевный, духовный, помочь в этом своим ученикам; – внутренне приобщиться к национальной духовной традиции – религии, фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии; – осознать серьезность и неповторимость каждого дня и всякого дела; – обрести реальную радость бытия. Это сложная задача и не все могут с ней справиться.
В современном процессе общего образования, в том числе и дополнительного, уделяется большое внимание проблеме формирования характера и моральной ответственности, духовности будущего учителя, складывается новая система воспитания духовной культуры. Музыка как часть духовной культуры содержит ценности человеческого духа. Духовная музыка несёт в себе высокую нравственность, патриотизм, любовь к окружающему миру, любовь и сострадание к человеку, учение о доброте, чувство красоты, гармонии, внутреннего покоя. Духовное развитие личности является одним из условий для развития творческой индивидуальности и определения нравственных критериев. Одним из путей духовно-нравственного развития будущего учителя музыки является повышение внимания к воспитательной роли музыки, культурологический подход в образовании, который опирается на ценности духовного развития и художественные вкусы, предполагает приобщение к музыке высокого качества, общественной культуре своей страны, народному фольклору, музыке народов мира.
Обращаясь к проблеме духовно-нравственного развития личности в условиях музыкально-педагогического колледжа, следует учитывать и использовать специфику профессиональной направленности. В педагогической работе со студентами нужно формировать у них осмысленное отношение к содержанию музыкального искусства. В процессе формирования духовной культуры будущего учителя музыки необходимо создать условия, направленные на осмысление функций музыкального искусства, использовать эффективные методы и приёмы работы.
В классах инструментальной, вокальной, дирижёрско-хоровой подготовки большую роль играет подбор индивидуального репертуара. При подборе репертуара главными критериями являются:
- доступность музыкальному и исполнительскому развитию студента;
- идейно-художественная ценность произведения;
- профессиональная направленность;
- художественное разнообразие.
Преподаватели включают в изучение произведения классиков, русских и зарубежных композиторов, современную музыку хорошего качества. Произведения должны быть различными по жанровым, эмоциональным, национальным, стилистическим признакам. Они должны вызывать положительную реакцию у студентов, заинтересовывать их, способствовать повышению интереса к профессии, к музыке, к культуре вообще. При работе над произведениями необходимо развивать у студента общемузыкальные знания в области культуры и искусства разных времён и народов, стимулировать их на изучение основ музыкальной культуры и истории, формировать у студентов представлений о художественных направлениях. Это поможет им лучше понять мир музыки, сущность мира гармонии звуков. Музыка, содержащая ценности человеческого духа, прежде всего, несёт истину, эстетику, доброту, красоту, нравственную чистоту. Погружаясь в мир светлых звуков и чистой гармонии, внутренний мир человека определённым образом меняется, и то, что оказывается приобретённым восприятием, реализуется затем в жизненном поведении. Слушая музыку, познавая смысл высших истин, заложенных в ней, человек возвышается над окружающей его действительностью, очищается нравственно и духовно, ощущает, что в этом мире существует нечто неизменное, вечное и святое.
В вокальной и хоровой музыке большее предпочтение отдаётся произведениям, воспевающим красоту природы вообще и родного края в частности, чистоте и искренности человеческих отношений, любви к людям. Слушая, изучая и исполняя произведения истинно высокой художественной ценности, студенты обогащаются духовно и нравственно. Собственное исполнение музыкальных произведений, общение с музыкой, развитие способности понимать, анализировать, оценивать, сопереживать музыку способствует развитию духовных и практических потребностей студентов, воспитанию будущего учителя музыки с целостной системой музыкально-педагогических, нравственных, профессиональных ценностей.
Основной задачей подготовки обучения игре на инструментах является воспитание общемузыкального вкуса, знание музыкально-исполнительской литературы. В программу обучения включены произведения композиторов классиков, русских и современных композиторов, композиторов Иркутска, которые воспитывают у студентов интерес к будущей профессии в качестве преподавателя игры на инструменте. Индивидуальная форма обучения способствует активизации воспроизведения музыки, её восприятию и осмыслению, повышает стремление к саморазвитию, создаёт психолого-педагогические условия для развития.
В создании музыкально-творческой, духовно обогащённой образовательно-воспитательной среды большую роль играет использование разнообразных форм работы: сольное выступление, лекция-концерт, мастер-класс, семинар, конференция, музыкальный фестиваль. Большое воспитательно-образовательное значение имеют внеучебные мероприятия. В их подготовке и проведении отмечается разнообразие тематики, творческий подход. Среди них: День матери, День пожилого человека, участие в конкурсе «Виват, Россия», участие в научно-практических конференциях и т.д. Немаловажную роль имеют инновационные технологии и методы работы, используемые преподавателями в обучении: метод моделирования художественного процесса, метод комплексного восприятия произведений искусства.
Вовлечение студентов в творческий процесс способствует формированию трепетного отношения к культурному наследию и окружающему миру. Когда студент работает над созданием самостоятельного произведения, чувствует поддержку преподавателя и видит результат своего творческого труда, он испытывает радость, даже счастье. А счастливый человек становится добрее. В процессе творчества человек растет нравственно.
А.Н.Толстой говорил о том, что «искусство, как на клавиатуре, разыгрывает на рефлексах и эмоциях человека дивную музыку образов и через эту систему образов приводит к осмыслению жизни».


Литература:
1. Богданова, О. С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников [Текст] / О. С. Богданова. – М., 1988. – 206 с.
2. Богданова, О.С. О нравственном воспитании подростков: В помощь классному руководителю [Текст] / О. С. Богданова, Л. И. Катаева, А. И. Шемшурина. – М., 1979. – 111 с.
3. Гурин, В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников [Текст] / В.Е. Гурин. – М., 1988. – 136 с.
4. Из опыта нравственного воспитания школьников [Текст]: пособие для учителя / под ред. И.С. Марьенко. – М., 1985. – 141 с.
5. Моральные ценности и личность [Текст] / под ред. А.И. Титаренко, В.О. Николаичева. - М.: МГУ, 1994. - 176с.