Беседа на тему : Воспитание нравственных качеств детей посредством театрализованной деятельности.


ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Most Devoted Fans

            Сегодня Россия столкнулась с кризисом человеческого в человеке. Люди спокойно проходят мимо пожилого человека, лежащего на улице, мимо дерущихся подростков, не реагируют на плачущего или страдающего ребенка и взрослого, не замечают обиженных и сами легко могут обидеть, не задумываясь об этом. А ведь нуждающиеся в помощи люди - это чьи-то престарелые родители, чьи-то дети и внуки, сестры и братья, наконец, просто наши сограждане, соотечественники.
Социально-нравственный кризис возник не случайно и тому есть ряд закономерных причин, хорошо известных всякому думающему субъекту. Это и нарастающая опасность существования человека в обществе, агрессивность поведения окружающих молодых и пожилых людей, это тенденции к «закрытому» образу жизни, низкой контактности, общению. Но самая главная из них - это проблема воспитания подрастающего поколения в семье, в детском саду и школе, в иных образовательных учреждениях в духе милосердия.
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность, в связи со  сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения и включающих в него всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Что в свою очередь, вызвано недостатком общения со значимыми для них близкими взрослыми, в отсутствии совместной жизнедеятельности с ними. В этом нас убеждают и научные исследования и отдельные жизненные факты.
Что же в этих условиях делать дошкольному образовательному учреждению, которое сегодня становится центром воспитания не только детей, но и их семей? Прежде всего, помочь родителям увидеть основной круг проблем в общении со своими детьми, вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми в условиях детского сада, которая в свою очередь решает ряд задач социально-нравственного развития маленького человека. А так же предлагать ребенку новые педагогические технологии, которые наполнят его жизнь интересным и полезным содержанием и помогут ему справиться с определенными трудностями в общении с другими, сформируют опыт правильного сочувствующего поведения в обществе. Одной из таких технологий является театрализованная деятельность, которая помогает ребёнку с помощью игры, слушания музыки и восприятия литературного произведения, спектакля, развивать нравственные качества.
            С этой целью в нашем ДОУ был создан кружок по театрализованной деятельности. За основу мы, взяли авторскую образовательную программу С.И. Мерзляковой «Волшебный мир театра», которая является модифицированной программой развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений.
Актуальность  программы «В гостях у сказки» состоит в том, что    театрализованная деятельность -  это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается полноценнее, быстрее. Русские народные сказки, сказки русских писателей и поэтов радуют детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием к слабому, с лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из её героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.  Поэтому нитью общения с детьми мы выбираем сказку.
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью и интересом. С помощью театрализации, т.е. проживания  роль персонажа, дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.
 Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
А так же имеет место быть и эстетическое влияние на детей по средством  совместного участия в подготовке атрибутов, декораций, оформление спектакля, что в свою очередь развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. В эту работу, так же включаем и участие родителей, бабушек, дедушек. С помощью совместного сотрудничества детского сада и семьи формируется у детей положительный опыт у маленьких детей.
 Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному, вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, влияют на соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не столько зрители, сколько активные участники.
Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Исходя из практической деятельности кружка, мы отмечаем положительный результат:
- во-первых, театрализованная деятельность ребенка - это системный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля, с подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, обсуждением стратегий их поведения, продолжается в пробах себя в избранной роли или роли понравившегося героя воспринимаемого спектакля, в осмыслении и разучивании роли, самостоятельном воплощении образа героя и замысла спектакля; - во-вторых, по средствам спектакля ребенок тонко воспринимает, чувствует эмоциональное состояние персонажа, которое способствует принятию позиции сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя (эмпатийная деятельность);
- в-третьих, клеточкой театрализованной деятельности, любого её вида (игры-драматизации, игр-этюдов, игр-импровизаций, режиссерских игр), становится игровой образ и его содержание, которые требуют от ребенка не только внешнего перевоплощения, но и эмоционального переживания, глубокого чувственного вхождения в содержание исполняемой роли;
- в-четвертых, репродуктивность при подготовке детьми спектакля побуждают детей к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию и подражательности любимым героям, их поведению, что оставляет глубокий след в эмоциональном опыте ребенка и влияет на его поведение и характер взаимодействия с окружающим миром;
- в-пятых, каждый этап разворачивающейся театрализованной деятельности у старших дошкольников сопровождается адекватными педагогическими приемами, помогающими детям целостно воспринимать спектакль или быть его полноценными участниками.
Продуктом работы кружка являются: театральные зарисовки, спектакли, мини-сценки, проекты включающие театрализацию. География выступлений театрального кружка нашего  ДОУ разнообразна. Свои спектакли, мы показываем на родительских собраниях, спектакли для детей разного возраста детского сада, проводим мини-спектакли согласно тематического плана ДОУ, а так же к приуроченным знаменательным дням тематические спектакли, выступаем в городской детской библиотеке.
Исходя из выше представленного материала, мы с уверенностью можем сделать вывод, что воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности имеет положительный и продуктивный характер. Формула успеха в педагогической практике по средствам театрализации заключается во взаимной любви детей и взрослых, увлеченных любимым делом. Спектакль для детей - это не экзамен, а возможность радостного общения со сверстниками и взрослыми, реализации своих способностей и незабываемых впечатлений.
 
Литература:
1.А.М.Виноградовой «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», М.: «Просвещение», 1989.
2.А.В.Запорожец «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника//Эмоциональное развитие дошкольника, М: «Просвещение», 1985.
3.А.В.Щёткин «Театральная деятельность в детском саду», М. «Просвещение», 200