Статья на тему: Педагогические проблемы приобщения младших школьников к традициям народов родного края


Каримова Рамиля РавильевнаМОУ «СОШ с УИОП № 38», г. Саранск.
Педагогические проблемы приобщения младших школьников к традициям народов родного края.
Уходящий век, завершая собою второе тысячелетие, достигнув значительного уровня цивилизации, породил и оставляет грядущим поколениям много нерешенных проблем. Самой большой проблемой является разрыв связи поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций, вне системы ценностей, менталитета своего народа, приводящее к трагедиям в судьбах народа и отдельной личности.
Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем. В опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.
Научная разработка проблемы приобщения младших школьников к народным традициям средствами этнографической культуры требует глубокого рассмотрения таких ключевых понятий как этнография, культура, средства этнографической культуры, традиция.
Культура содержит человеческие ценности: нравственные, эстетические и т.п. В них в концентрированном виде проявляется опыт народа.
Этнографы Р. Ф. Итс, Ю. В. Бромлей, А. И. Лазарев, И. В. Суханов различают материальную и духовную культуру [2, с. 170]. Материальная культура, по их мнению, - это объекты (предметы, вещи) материально существующие в пространстве в определенные временные периоды. Духовная культура - выработанная коллективным разумом людей вся система производственных навыков, народных знаний, традиций и обычаев (связанных с хозяйственной, социальной и семейной жизнью человека); различных видов искусств, народного творчества, которая передается как обязательная информация от поколения к поколению через рассказ или показ, через существующие формы воспитания. По утверждению С.И.Гессена, процесс трансляции культуры предполагает не только формирование у человека знаний, умений и навыков жизнедеятельности на традиционных образцах и нормах культуры (другими словами формирование репродуктивных сторон личности). Он предполагает также обязательное формирование у личности творческого начала, которое обеспечивает продуктивную сторону его жизнедеятельности [4, с. 71]. Таким образом, процесс развития культуры неотделим от процесса развития личности.
Глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и у ребенка пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение, поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Исходя из вышесказанного, процесс приобщения младших школьников к культуре родного края должен основываться на следующих принципах:
Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии [3, с. 9].
И, последнее, ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством.
Таким образом, одной из образовательной целей в школе должно быть приобщение детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основа его патриотических чувств и любви к Родине.
От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклорных произведений, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства, выразительности передачи игровых действий в сочетании со словом.
Однако не секрет, что представления выпускников начальной школы о русской культуре отрывочны и поверхностны. Например, «...воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу», «...познакомить с некоторыми изделиями народно-прикладного искусства...» и т.п. [1, с. 263]. При этом совершенно не обозначенными остаются средства и методы решения данных задач. Окружающая действительность (особенно в городе) практически не дает возможности реального приобщения детей к народной культуре.
Эти пробелы могут восполнить разнообразные выставки народно-прикладного искусства, музеи русского зодчества и краеведческие экспозиции, фольклорные праздники.
Таким образом, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускают очень важные смысловые моменты или пересказывают русские народные сказки на современном языке.
Список использованных источников
Агеева, Р. А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник / Р. А. Агеева. - М.: Академия, 2000. - 425 с.
Азбука нравственного воспитания / Под ред. д. чл. АПН СССР И. А. Каирова и канд. пед. наук О. С. Богдановой. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. «Просвещение», 1975. - 320 с.
Андреева, В. В. Особенности деятельности классного руководителя в гуманистической воспитательной системе школы / В. В. Андреева // Классный руководитель. – 2010. - №2. – С. 12 – 15.
Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.