Рабоча программа по внеурочному курсу Мир деятельности


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир деятельности» для 4 класса разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060, от 29 декабря 2014 г. № 1643, от 18 мая 2015 г. № 507 и от 31 декабря 2015г. № 1576
Основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова (Приказ №104 от 26.05.2016г.)
Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189) с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»
Положение «О рабочей программе педагога» (Приказ №75 от 08.04.2016г.)
Программа направлена на:
преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);
развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.
В соответствии с планом внеурочной деятельности школы на 2016-2017 учебный год на изучение данной программы выделено: в 4-м классе – 102 часа, занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу. Занятия длятся по 45 минут. Занятия по данному курсу проводятся во второй половине дня после динамической паузы по плану внеурочной деятельности школы.
Цель курса:
создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.
Задачи курса:
своевременное выявление детей с трудностями адаптации;
определение особых образовательных потребностей детей;
определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой этих особенностей и степенью их выраженности;
создание условий, способствующих освоению детьми с умеренно ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
В основу программы положены следующие принципы:
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования;
связи с жизнью;
развитие индивидуальности каждого ребёнка;
единство и целостность субъект - субъектных отношений;
системная организация управления учебно-воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построения программного материала «от простого - к сложному»).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
У обучающегося формируются:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
формирование рефлексии.

Обучающийся получит возможность для формирования:
умения планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника;
умения разрешать конфликты на основе договорённости;
МетапредметныеКоммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
слышать и слушать партнёра;
уважать своё и чужое мнение;
учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника;
разрешать конфликты на основе договорённости;
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя;
устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта;
преодолевать психологическую инерцию мышления;
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
ставить вопросы и находить ответы;
планировать свои действия под руководством учителя;
делать выводы и обобщения;
Обучающийся получит возможность научиться:
Развивать любознательность, инициативность в учении, познавательную активность;
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Курс «Мир деятельности» состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:
I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в достаточной полноте (личностное самоопределение в учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.
III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяющих умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
Для надежного формирования УУД и умения учиться в целом необходимо изменить способ обучения так, чтобы учащиеся имели возможность в ходе каждого урока системно выполнять весь комплекс УУД. Научить учиться – это значит сформировать познавательную мотивацию, знание всех шагов учебной деятельности, умение их самостоятельно выполнять и осуществлять их рефлексию. Представим структуру учебной деятельности по ТДМ на схеме:

Структура учебной деятельности (педагогическая версия)
Цель
Мотивация
Пробное
действие
Затруд-
нение
Отсюда технология деятельностного метода включает в себя следующие этапы (шаги):
1) мотивация (самоопределение) к учебной деятельности;
2) актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
3) выявление места и причины затруднения;
4) построение проекта выхода из затруднения;
5) реализация построенного проекта;
6) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
7) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
8) включение в систему знаний и повторение;
9) рефлексия учебной деятельности.
Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта. Данные 4 линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.
Учебный план курса предполагает выделение на изучение программы 1 час в неделю
(возможно за счет школьного компонента, в рамках про ведения классных часов или во второй половине дня). Уроки по программе МИД должны проводиться регулярно.
Важно отметить, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу МИД,
учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам – математике, русскому языку, окружающему миру и др. Это возможно только в том случае, когда учитель проводит уроки в технологии деятельностного метода (ТДМ).
Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся.
Качественные оценки: «Молодец!» «Будь внимателен!» «Подумай еще!».
Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года в ходе проведения обычных уроков, а итоговый - на уроках по курсу МИД.
Результатом контроля (текущего и итогового) должна быть создана ситуация успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.
При организации деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже, в основном, сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных на данном этапе целей образования приобретает формирование умения учиться.
4 класс
3 ч в неделю, всего 102 ч
Организационно-рефлексивная линия (44 часа)
Коммуникативная линия (24 часов)
Познавательная линия (12 часов)
Ценностная линия (22час)
Тематическое планирование 4 класс (102 ч.)

п/пНазвание раздела Кол-во часов Темы раздела Количество часов
Теория Практика Общее кол-во часов
1 Организационно-рефлексив-
ная линия
44 ч Личностные качества ученика: вера в себя 2 2 4
Типы фиксации индивидуального затруднения 2 2 4
Диагностика знаний №1 (тестирование) 1 1 2
Определяю место затруднения 2 2 4
Выявляю причину затруднения 2 2 4
Чувства – мои помощники в общении 2 2 4
Планирование учебной деятельности 2 2 4
Как развивать память 2 2 4
Наблюдение как метод познания 2 2 4
Моделирование как метод познания 2 2 4
Секрет понимания 2 2 4
Как самому оценивать свою
деятельность 1 1 2
2 Коммуниктивная линия 24 ч Учимся дружно. Что такое диалог. Правила ведения диалога 2 2 4
Учимся дружно. Я − критик 2 2 4
Личностные качества ученика: самокритичность 2 2 4
Работаем вместе: автор, понимающий и критик. 2 2 4
Секреты успешного выступления 2 2 4
Я ученик. Что я уже знаю и умею 2 2 4
3 Познавателная линия 12 ч Как быть понятым на уроке 1 1 2
Как научиться применять новое знание 1 1 2
Учусь обобщать 1 1 2
Учусь сравнивать 1 1 2
Учусь моделировать 1 1 2
Как самому оценить свою учебную деятельность 1 1 2
4 Ценностная
линия 22 ч Уточнение шагов учебной деятельности 1 1 2
Урок-помощник – определяю место затруднения 1 1 2
Урок-помощник – выявляю причину затруднения 1 1 2
Учусь классифицировать 1 1 2
Алгоритм исправления ошибок 1 1 2
Урок-помощник – основные шаги 1 1 2
Ценности нашей жизни. Дружба 1 1 2
Чувства- мои помощники в учебе. 1 1 2
Ценности нашей жизни. Саморазвитие 1 1 2
Урок диагностических знаний (итоговое тестирование) 1 1
Урок диагностики умений (практическая работа) 2 2
Я ученик. Что я уже знаю и умею (гостиная для родителей) 1 1
Итого: 102 51 51 102
Приложение к рабочей программе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 4 КЛАСС
№ п/пТема урока Дата Коррекция
План Факт Организационно-рефлексивная линия (44 часа)
Личностные качества ученика: вера в себя 06.09 Личностные качества ученика: вера в себя 07.09 Личностные качества ученика: вера в себя 09.09 Личностные качества ученика: вера в себя 13.09 Типы фиксации индивидуального затруднения 14.09 Типы фиксации индивидуального затруднения 16.09 Типы фиксации индивидуального затруднения 20.09 Типы фиксации индивидуального затруднения 21.09 Диагностика знаний №1 (входное тестирование) 23.09 Диагностика знаний №2 (входное тестирование) 27.09 Определяю место затруднения 28.09 Определяю место затруднения 30.09 Определяю место затруднения 04.10 Определяю место затруднения 04.10 Выявляю причину затруднения 07.10 Выявляю причину затруднения 11.10 Выявляю причину затруднения 12.10 Выявляю причину затруднения 14.10 Чувства – мои помощники в общении 18.10 Чувства – мои помощники в общении 19.10 Чувства – мои помощники в общении 21.10 Чувства – мои помощники в общении 25.10 Планирование учебной деятельности 26.10 Планирование учебной деятельности 28.10 Планирование учебной деятельности 09.11 Планирование учебной деятельности 11.11 Как развивать память 15.11 Как развивать память 16.11 Как развивать память 18.11 Как развивать память 22.11. Наблюдение как метод познания 23.11 Наблюдение как метод познания 25.11 Наблюдение как метод познания 29.11 Наблюдение как метод познания 30.11 Моделирование как метод познания 02.12 Моделирование как метод познания 06.12 Моделирование как метод познания 07.12 Моделирование как метод познания 09.12 Секрет понимания 13.12 Секрет понимания 14.12 Секрет понимания 16.12 Секрет понимания 20.12 Как самому оценивать свою деятельность 21.12 Как самому оценивать свою деятельность 23.12 Коммуникативная линия (24 часов)
Учимся дружно. Что такое диалог. Правила ведения диалога 27.12 Учимся дружно. Что такое диалог. Правила ведения диалога 28.12 Учимся дружно. Что такое диалог. Правила ведения диалога 30.12 Учимся дружно. Что такое диалог. Правила ведения диалога 13.01 Учимся дружно. Я − критик 17.01 Учимся дружно. Я − критик 18.01 Учимся дружно. Я − критик 20.01 Учимся дружно. Я − критик 24.01 Личностные качества ученика: самокритичность 25.01 Личностные качества ученика: самокритичность 27.01 Личностные качества ученика: самокритичность 31.01 Личностные качества ученика: самокритичность 01.02 Работаем вместе: автор, понимающий и критик 03.02 Работаем вместе: автор, понимающий и критик 07.02 Работаем вместе: автор, понимающий и критик 08.02 Работаем вместе: автор, понимающий и критик 10.02 Секреты успешного выступления 14.02 Секреты успешного выступления 15.02 Секреты успешного выступления 17.02 Секреты успешного выступления 21.02 Я ученик. Что я уже знаю и умею 22.02 Я ученик. Что я уже знаю и умею 28.02 Я ученик. Что я уже знаю и умею 01.03 Я ученик. Что я уже знаю и умею 07.03 Познавательная линия (12 часов)
Как быть понятым на уроке 10.03 Как быть понятым на уроке 14.03 Как научиться применять новое знание 15.03 Как научиться применять новое знание 17.03 Учусь обобщать 21.03 Учусь обобщать 22.03 Учусь сравнивать 04.04 Учусь сравнивать 05.04 Учусь моделировать 07.04 Учусь моделировать 11.04 Как самому оценить свою учебную деятельность 12.04 Как самому оценить свою учебную деятельность 14.04 Ценностная линия (22 часа)
Уточнение шагов учебной деятельности 18.04 Уточнение шагов учебной деятельности 19.04 Урок-помощник – определяю место затруднения 21.04 Урок-помощник – определяю место затруднения 25.04 Урок- помощник –выявляю причину затруднения 26.04 Урок- помощник –выявляю причину затруднения 28.04 Учусь классифицировать 02.05 Учусь классифицировать 03.05 Алгоритм исправления ошибок 05.05 Алгоритм исправления ошибок 10.05 Урок-помощник – основные шаги 12.05 Урок-помощник – основные шаги 16.05 Ценности нашей жизни. Дружба 17.05 Ценности нашей жизни. Дружба 17.05 Чувства – мои помощники в учебе 19.05 Чувства – мои помощники в учебе 19.05 Ценности нашей жизни. Саморазвитие 23.05 Ценности нашей жизни. Саморазвитие 23.05 Урок диагностических знаний ( итоговое тестирование) 24.05 Урок диагностики умений №1 (практическая работа) 26.05 Урок диагностики умений №2 (практическая работа) 30.05 Я ученик. Что я уже знаю и умею (гостиная для родителей 31.05 Примечание: В соответствии с годовым календарно-учебным графиком общеобразовательного учреждения на 2016 – 2017 учебный год количество часов по данному курсу составляет 102. Фактическое количество часов по программе зависит от графика календарных праздничных дней, поэтому программа будет пройдена за счет уплотнения материала.