Программа дополнительного образования с одаренными детьми по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Олимпийцы


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Полное название программы: Программа дополнительного образования с одаренными детьми по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) "Олимпийцы"
Автор программы: Горбова Юлия Анатольевна, инструктор по физической культуре
Территория: Муниципальное образование Октябрьский район, ХМАО-Югра
Название проводящей организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек»
Адрес организации: 628109, ХМАО-Югра, Тюменская обл., Октябрьский р-н, с. Перегребное, ул. Лесная д. 36
Телефон, факс: 8(34678)38- 637, 38- 747
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей путем использования детских тренажеров, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Форма проведения: подгрупповые занятия
Сроки реализации программы: 1 год
СОДЕРЖАНИЕ:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА...........................................................................................3
1.1. Законодательная база..................................................................................................4
1.2. Выявление одаренности………….............................................................................4
II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
2.1. Цель программы..........................................................................................................5
2.2. Задачи...........................................................................................................................5
2.3. Основные направления……………………………………………………………...5
III. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОО………………………………………………………………………………..7
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПРОГРАММЫ………………………………………………………………………………….8
V. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ………………9
5.1.Основные движения……...........................................................................................10
5.2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ)..................................................................11
5.3. Упражнения на формирование правильной осанки..............................................11
5.5. Упражнения для развития и укрепления мышечного корсета.............................11
5.6. Упражнения на расслабление мышц – снижение тонуса различных групп мышц…………………………………………………………………………………….11
5.7. Дыхательные упражнения........................................................................................11
VI. МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ…………………………………………………………………………..13
VII. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-7 ЛЕТ…………………………………………………………………………………...…………14
7.1. Содержание диагностических тестов…………………………………………………….15
7.2. Таблица оценки уровня физической подготовленности детей 6-7 лет…………………17
7.3. Показатели эффективности реализации программы…………………………….………17
VIII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ…………………………….18
IX. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….............................................................................................26
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации на 2009-2015 г.г. отмечается о важной роли двигательной активности, физической культуры и спорта как ведущих компонентов гармоничного развития детей, формирования здоровья нации.
Возрастающий уровень спортивных достижений в различных видах спорта чаще всего связывается с совершенствованием системы управления тренировочным процессом. Однако параметры, по которым это осуществляется, со временем меняются. В прошлые годы возможность достижения выдающихся результатов связывалась с интенсификацией процессов подготовки, в настоящее время - с оптимизацией различных компонентов тренировочного процесса на фоне максимальной реализации индивидуальных резервов на различных этапах тренировочного процесса. Главная проблема в системе воспитания одаренного ребенка - это преодоление противоречий между унифицированной системой и ярко выраженными личностными особенностями одаренного ребенка, который часто с трудом вписывается в общепринятые педагогические нормы и правила.
Часто на начальных этапах тренировочного процесса из поля зрения выпадают одаренные дети и чаще попадают дети средних способностей, в силу определенных факторов показывающие относительно высокие спортивные результаты в детском возрасте. Также в системе тренировочного процесса мало внимания уделяется разработке программ по осуществлению работы с талантливыми и одаренными спортсменами. В связи с этим, актуальность разработки программы дополнительного образования с одаренными обучающимися "Олимпийцы" в дошкольной образовательной организации (далее ДОО) не вызывает сомнений.
При разработке программы учитывался имеющийся опыт и условия работы в этом направлении.
При организации учебно-тренировочной работы проводится отбор детей в спортивную группу с учетом группы здоровья, уровня физической подготовленности; создан списочный состав одаренных детей; созданы условия для участия юных спортсменов в соревнованиях различного уровня; осуществляется индивидуальная работа с родителями детей, показывающих высокие результаты в спорте.
Законодательная база:
Вся работа по программе дополнительного образования регламентируется:
Федеральный Закон об Образовании в Российской Федерации №273-ФЗ;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, глава XII Требования к организации физического воспитания;
Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г №1155. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»;
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 1467 от 24.03.2014;
Устав МБДОУ «ДСОВ «Аленький цветочек»;
Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек»;
Программа развития МБДОУ «ДСОВ «Аленький цветочек» на 2010 – 2015 г.г;
Положение о рабочих программах дополнительного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек» от 29.08.2013 № 369-од.
1.2. Выявление одаренности в спортивной сфере:
энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;
любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;
часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;
бывает быстрее всех в детском саду;
движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;
любит играть на открытых спортивных площадках;
предпочитает проводить свободное время в подвижных играх;
физически выносливее сверстников.
II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
2.1. Цель программы: создание условий, способствующих гармоничному развитию личности ребенка с признаками спортивной одаренности, его самореализации в детском спорте с высокими достижениями.
2.2. Задачи программы:
Целенаправленное выявление и отбор одаренных детей;
Отслеживать каждого ребенка с признаками одаренности;
Разработать и поэтапно внедрять новые технологии в работе с одаренными детьми;
Создать условия одаренным детям для реализации их способностей в процессе соревновательной деятельности;
Разработать психолого-педагогическое и медико-биологическое сопровождение учебно-тренировочного процесса детей с признаками одаренности;
Изучать, обобщать и распространять передовой педагогический опыт по данному направлению.
Дополнительно организованная деятельность физическими упражнениями в сочетании с обязательной программой непосредственной образовательной области (далее НОД) по физической культуре и правильной организацией работы с одаренными детьми могут быть представлены в качестве модели режима двигательной активности детей в ДОО.
В соответствии с вышеизложенным, понимая необходимость совершенствования процесса физического образования детей дошкольного возраста в условиях детского сада, в целях наилучшей реализации работы тренировочной направленности физического образования дошкольников, разработана программа с одаренными детьми "Олимпийцы" в ДОО для детей 5-7 лет, которая соответствует основным требованиям процесса обучения и воспитания:
соответствие физических упражнений возрастным особенностям и физической подготовленности дошкольников;
применение упражнений согласно научному пониманию физиологии детского организма;
рациональный подбор форм, средств и методов;
рациональная организация работы с детьми.
2.3. Основные направления программы представлены на рис. 1.
Содержание программы дополнительного физического образования для детей 6-7 лет
Основные направления программы представлены на рис.1.
I блок
Развитие физических качеств

скоростно-силовые качества
плоскостопие
Мышечный корсет
осанка
опорно-двигательный
аппарат
сердечно-сосудистая
и дыхательная системы
II блокПрофилактика
силовая выносливость
расслабление
мелкая моторика
равновесие
точность движений
ритм движений
координационные способности
темп движения
двигательная реакция
движения
быстрота
выносливость
Физические качества
гибкость

Рис. 1. Основные направления программы дополнительного физического образования для одаренных детей 5-7 лет
III. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОО
Программа построена с учетом программ основных занятий физической культурой в дошкольной организации. Она основывается на знании закономерностей физического развития ребенка дошкольного возраста, наличия двигательных способностей, обусловливающих подбор средств и методов физического образования. Но, в отличие от НОД по базовым программам в дошкольном учреждении, деятельность физической культурой по программе с одаренными детьми требуют выполнения дополнительного ряда условий (рис. 2).
Создание дополнительных условий для реализации программы

Рациональная организация образовательной деятельности по программе
Развитие материально-технической базы ДОО, создание развивающей среды

Программа физического образования с одаренными детьми

Информационное обеспечение (о содержании, направленности, результатах занятий по программе)
Методическое обеспечение:
программа;
конспекты;
медико-педагогическая документация;
отчетная документация.

Рис. 2. Основные условия реализации программы дополнительного физического образования для одаренных детей 5-7 лет
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПРОГРАММЫ
Программа с одаренными детьми "Олимпийцы" для детей 5-7 лет включает в себя 5 основных разделов:
Совершенствование двигательных умений;
Развитие координационных способностей, функции равновесия, мелкой моторики;
Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
Профилактика нарушения осанки;
Профилактика плоскостопия.
Данная программа рассчитана на один год для детей старшего дошкольного возраста и предполагает подгрупповые и индивидуальные формы организации работы.
Возраст детей 5-7 лет
Форма ОД Подгрупповая, индивидуальная
Продолжительность ОД 30 минут
Продолжительность курса Сентябрь - май
Количество ОД в неделю 1
Количество ОД в месяц 4
Количество ОД в год 37
Комплектование групп детей для занятий по программе проводится с учетом общего функционального состояния детей, данных медицинского осмотра, результатов проверки исходного уровня физической подготовленности. Образовательная деятельность проводится с учетом предусмотренного учебного плана при соблюдении санитарно-гигиенических норм. Способ организации детей на занятии зависит от поставленной цели и задач.
V. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
С учетом специфики ОД в программу работы включаются следующие основные виды физических упражнений (рис. 3).
Бросание, ловля, метание
Упражнения в равновесии, на развитие координации
Прыжки
Ползание, лазание
Бег
Ходьба
Основные движения
(двигательные действия)
Упражнения для укрепления мышц стопы, развития ее сводов
Упражнения на расслабление мышц
Упражнения на формирование правильной осанки
Упражнения для развития и укрепления мышечного корсета
Дыхательные упражнения
Общеразвивающие упражнения (ОРУ)
Виды физических упражнений

Рис. 3. Основные виды физических упражнений, включаемых в ОД по программе дополнительного физического образования для одаренных детей 5-7 лет
5.1.Основные движения
Ходьба. Ходьба обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием бедра, перекатом с пятки на носок, мелким и широким шагом, приставным шагом в левую и правую сторону. Ходьба с использованием игровых подражательных движений, с выполнением различных заданий. Ходьба по массажным коврикам, ребристой доске, «следами», по канатам. Ходьба с предметами: мешочками с песком, с кубиками в руках, с гимнастической палкой за спиной, на плечах.
Бег. Бег обычный, мелким и широким шагом, в колонне по одному, по два; бег в медленном, среднем темпе; бег в чередовании с ходьбой, с выполнением имитационных движений, с выполнением различных заданий.
Ползание, лазание. Ползание на четвереньках змейкой между предметами, в прямом направлении; ползание на животе по гимнастической скамейке, на спине по гимнастической скамейке; ползание с опорой на предплечья и ладони. Лазание по гимнастической стенке одноименным и разноименным способом, приставным шагом, произвольным способом, по диагонали, с перехода с пролета на пролет.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой, разными способами (ноги скрестно, ноги врозь; одна нога вперед, другая назад), с поворотом, с продвижением вперед (на расстояние 3-4 м). прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте и продвигаясь вперед. Прыжки и подскоки в подвижных играх и игровых упражнениях.
Бросание, ловля, метание. Бросание мяча об пол на месте, ловля его двумя руками; подбрасывание мяча и ловля его одной рукой; перебрасывание мяча с одной руки в другую; перебрасывание мяча друг другу и ловля его стоя и сидя разными способами; прокатывание мяча по гимнастической скамейке, доске. Метание мячей, мешочков с песком в горизонтальную и вертикальную цели.
Упражнения в равновесии, на развитие координационных движений. Ходьба по гимнастической скамейке прямо, боком, на носках, перешагивая через предметы. Ходьба по наклонной доске приставным шагом, прямо и боком. Ходьба по шнуру, приставляя пятку одной ноги к другой (прямо, по кругу, зигзагообразно). Сохранение равновесия, стоя на гимнастической скамейке на носках, приседая на носках. Сохранение равновесия после бега и прыжков, приседая на носках, стоя на одной ноге.
5.2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ)
Упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног, для туловища, без предметов, с предметами (гимнастические палки, мячи разного диаметра, кегли), с использованием снарядов (гимнастические скамейки, лестницы).
5.3. Упражнения на формирование правильной осанки
Фиксация тела в правильном положении у стены, подтягивание, выпрямление, приседания, наклоны, повороты в упражнениях с палкой, балансирование с грузом на голове. Упражнения, связанные с разгрузкой и вытяжением позвоночника в положении лежа, стоя в упоре на коленях, в висах, во время ползания.
5.4. Упражнения для укрепления мышц стопы, развития ее сводов
Использование специальных физических упражнений, способствующих укреплению мышц нижних конечностей, выравниванию тонуса мышц, которые поддерживают стопу в нормальном положении, укреплению связок и суставов, участвующих в нормальной деятельности свода стопы.
5.5. Упражнения для развития и укрепления мышечного корсета
Упражнения для укрепления мышц спины, мышц брюшного пояса, укрепления мышц боковой поверхности туловища, корригирующие симметричные упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата плечевого пояса, нижних и верхних конечностей.
5.6. Упражнения на расслабление мышц – снижение тонуса различных групп мышц
Определение оптимального количества повторений, частоты выполнения действий в единицу времени, темпа, их общей продолжительности и величины интервалов между ними. Использование игр и игровых упражнений на расслабление.
5.7. Дыхательные упражнения
Частота и глубина дыхания связаны с интенсивностью и характером физической и эмоциональной нагрузки. Движение, которое сопровождается натуживанием, вызывает временную задержку дыхания. Упражнения, требующие динамического равновесия, выполняются с равномерным дыханием. Педагог подсказывает детям наиболее удобный в каждом случае ритм дыхания, привлекает их внимание к наиболее удобному согласованию вдоха и выдоха с определенными моментами движения.
Все дыхательные упражнения делятся на динамические и статические. Динамические сочетаются с движением рук, плечевого пояса, туловища. Статические осуществляются только при участии диафрагмы и межреберных мышц. Общие дыхательные упражнения улучшают легочную вентиляцию, укрепляют дыхательную мускулатуру. Это достигается динамическими и статическими упражнениями. Специальные дыхательные упражнения – активное средство профилактики и борьбы с ОРЗ, ОРВИ. Используются различные методики и игровые упражнения: обучение диафрагмальному дыханию, обучение правильному вдоху и выдоху (через нос, через рот), упражнения на дыхание с использованием речи, фонетическая гимнастика и др.
VI. МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Медицинский контроль за состоянием здоровья детей осуществляется специалистами. Врач-педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья детей; осуществляет медицинский контроль состояния детей (допуск к занятиям физическими упражнениями после перенесенных заболеваний). Старшая медсестра ДОО регулярно проводит наблюдения за организацией оптимальных санитарно-гигиенических условий: обеспечение влажной ежедневной уборки физкультурного зала, соблюдение воздушно-теплового режима, кварцевание помещений.
Педагогические наблюдения и контроль осуществляются постоянно, в течение всего периода работы по программе (сентябрь-май). Педагогические наблюдения включают систематическое отслеживание состояния здоровья детей. Осуществляется визуальный контроль за занимающимися, их поведением, эмоциональными проявлениями, реакцией на различные задания, физическую нагрузку, методические приемы.
Таблица 2. Схема внешних признаков утомления
Признаки Степень выражения утомления
Небольшая Значительная
Окраска кожи Небольшое покраснение Значительное покраснение
Выражение лица Спокойное Напряженное
Потоотделение Незначительное Выраженное
Дыхание Несколько учащенное, ровное Резко учащенное, поверхностное
Движения Бодрые; задания выполняются четко Неуверенные, нечеткие; появляются дополнительные движения. У некоторых детей моторное возбуждение, у других – заторможенность
Самочувствие Хорошее, жалоб нет Жалобы на усталость, боль в ногах, сердцебиение, одышку. Небольшая сутулость, снижение интереса к окружающему. Отказ от дальнейшего выполнения заданий
Внимание Четкое; безошибочное выполнение заданий Неточность в выполнении команд, ошибки при перемене направления движения
Пульс, уд/ мин 110-150 160-180
VII. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-7 ЛЕТ
Мониторинг уровня физической подготовленности детей 5-7 лет осуществляется 2 раза в год (в сентябре и в мае).
Диагностические тесты подобраны с учетом:
уровня освоения техники основных движений;
развития основных физических качеств – силы, быстроты, гибкости, выносливости, координационных способностей;
способности детей к использованию уже известного объема двигательных умений и навыков в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.
Диагностические тесты представлены на рис. 4.
Скоростно-силовые качества:
Прыжок в длину с места (см)
Координационные способности:
Челночный бег 3*10 м
Силовая выносливость:
Подъем туловища из положения лежа (количество раз за 30 сек);
Подтягивание (раз)
Выносливость:
Бег 300 м (сек)
Гибкость:
Наклон вперед из положения сидя на полу (см)
Быстрота
(скоростные качества)
Бег на 30 м (сек)
Оценка уровня физической подготовленности дошкольников 5-7 лет

Рис.4. диагностические тесты для оценки уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
7.1. Содержание диагностических тестов
Бег на 30 метров с высокого старта
По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» наклоняются вперед и по команде «Марш!» бегут к линии финиша по своей дорожке. Время определяется с точностью до 0,1 секунды.
Прыжки в длину с места
Проводится линия и перпендикулярно к ней закрепляют сантиметровую ленту. Участник встает около линии, не касаясь ее носками, затем отводя руки назад, сгибает ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий взмах руками вперед, прыгает вдоль разметки. Расстояние измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшего касания ногами. Участникам даются три попытки, лучший результат идет в зачет. Упражнение требует предварительной подготовки для выработки координации движений руками и ногами.
Челночный бег 3*10 м
Перед началом забега на линии старта для каждого участника кладут два кубика. По команде «Марш!» участник берет кубика и бежит к финишу, кладет кубик за линию финиша и не останавливаясь возвращается за вторым кубиком, который кладет на пол рядом с первым. Секундомер выключают в момент касания кубиком пола. Время фиксируется с точностью до 0,1 секунды. Бросать кубики запрещается.
Подтягивание из виса лежа на перекладине (до 80 см)
По команде «Марш!» участник выполняет подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Упражнение выполняется плавно, без рывков. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается, количество правильных выполнений идет в зачет. Подтягиваются, не отрывая ног от пола.
Наклоны вперед из положения сидя на полу
На полу обозначить центровую и перпендикулярную линии. Сидя на полу, ступнями ног касаются перпендикулярной линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляет 20-30 см. выполняется 3 наклона, на 4 задерживается дыхание на 2 сек., фиксируется результат на перпендикулярной мерной линии при касании ее кончиками пальцев, при этом руки удерживаются на фиксируемом результате не менее 2 секунд. Сгибание ног в коленях не допускается.
Бег 300 метров с высокого старта в спортивном зале
Бег выполняется по кругу в спортивном зале (измеряется длина одного круга, затем вычисляется общая длина дистанции, она должна быть 300 м). В забеге могут одновременно участвовать 6-8 человек. Судьи занимаются подсчетом кругов каждого участника. Время определяется с точностью до 0,1 секунды. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» наклоняются вперед и по команде «Марш!» бегут к линии финиша. Время определяется с точностью до 0,1 секунды.
Поднимание туловища из положения лежа на спине в сед за 30 секунд
Исходное положение: руки за головой, ноги вместе согнуты в коленях под углом 900, ступни закреплены, фиксируется количество выполненных подъемов до касания локтями коленей в одной попытке за 30 секунд. При выполнении данного теста лопатки спины должны касаться мата.
7.2. Таблица оценки уровня физической подготовленности детей 6-7 лет
Очки Бег 30 м (сек) Бег 300 м (сек) Челночный бег (сек) Прыжки в длину с места (см) Подтягивание из виса лежа (раз) Наклоны вперед из положения сидя (см) Подъем туловища за 30 сек (раз)
М Д М Д М Д М Д М Д М Д М Д
30 5,6 5,8 1,21 1,30 10,0 10,2 160 160 6 10 12 14 21 20
29 5,7 5,9 1,22 1,31 10,1 10,3 158 157 - 9 11 - 20 -
28 5,8 6,0 1,23 1,32 10,2 10,4 156 154 - 8 - 13 - 19
27 5,9 6,1 1,24 1,33 10,3 10,5 154 151 - 7 10 - 19 18
26 6,0 6,2 1,25 1,34 10,4 10,6 152 148 - - - - - -
25 6,1 6,3 1,26 1,35 10,5 10,7 149 145 5 - - 12 18 17
24 6,2 6,4 1,27 1,36 10,6 10,8 146 142 - 6 - - - 16
23 6,3 6,5 1,28 1,37 10,7 10,9 143 139 - - 9 - 17 -
22 6,4 6,6 1,29 1,38 10,8 11,0 140 137 - - - 11 16 15
21 6,5 6,7 1,30 1,39 10,9 11,1 137 132 - - - - 15 14
20 6,6 6,8 1,31 1,40 11,0 11,2 134 128 4 - - - - -
19 6,7 6,9 1,32 1,41 11,1 11,3 131 124 - 5 8 10 14 13
18 6,8 7,0 1,33 1,42 11,2 11,4 128 120 - - - - 13 -
17 6,9 7,1 1,34 1,43 11,3 11,5 125 116 - - - - - 12
16 7,0 7,2 1,35 1,44 11,4 11,6 122 112 - - 7 9 12 -
15 7,1 7,3 1,36 1,45 11,5 11,7 119 108 3 4 - - 11 11
14 7,2 7,4 1,37 1,46 11,6 11,8 116 104 - - - - 10 10
13 7,3 7,5 1,38 1,47 11,7 11,9 113 100 - - - 8 9 -
12 7,4 7,6 1,39 1,48 11,8 12,0 110 96 - - 6 - - -
11 7,5 7,7 1,40 1,49 11,9 12,1 107 92 - - - - 8 -
10 7,6 7,8 1,41 1,50 12,0 12,2 104 88 2 3 - 7 - 8
9 7,7 7,9 1,42 1,51 12,1 12,3 101 84 - - 5 - - 7
8 7,8 8,0 1,43 1,52 12,2 12,4 98 81 - - - 6 - -
7 7,9 8,1 1,44 1,53 12,3 12,5 94 78 - - 4 - - 6
6 8,0 8,2 1,45 1,54 12,4 12,6 90 75 - - - 5 - -
5 8,0 8,2 1,46 1,55 12,5 12,7 86 72 1 - 3 4 5 5
4 8,2 8,4 1,47 1,56 12,6 12,8 82 69 - - - - - -
3 8,3 8,5 1,48 1,57 12,7 12,9 78 66 - 1 - 3 4 4
2 8,4 8,6 1,49 1,58 12,8 13,0 74 63 - - 2 2 - -
1 8,5 8,7 1,50 1,59 12,9 13,1 70 60 - - 1 1 3 3
7.3. Показатели эффективности реализации программы
повышение физической работоспособности и расширение функциональных возможностей органов и систем организма детей;
достижение высоких результатов в выступлениях на соревнованиях различного уровня.
разработаны психолого-педагогические основы выявления и развития одаренности, обнаружения и обучения одаренных детей, раскрытия их природного потенциала;
качество программно-методических документов по работе с одаренными детьми и их родителями.
VIII. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
Месяц Неделя Программное содержание
Сентябрь Мониторинг.
Выявление основных показателей готовности к усвоению программы и степени ее освоения. В ходе диагностики целесообразно установить особенности развития у детей физических качеств.
Октябрь
I Упражнять в ходьбе в колонне по одному, в сохранении равновесия, в ходьбе и беге с использованием различных заданий;
Развивать координацию движений, ловкость рук, мелкую моторику рук, ориентирование в пространстве;
Формировать умение правильно и точно выполнять упражнения.
II Закреплять умение сохранять устойчивое равновесие, умение группироваться в прыжках, выполнять упражнения с мячом;
Развивать ловкость движений с предметами, быстроту реакции, выносливость, ориентирование в пространстве, внимание;
Укреплять мелкие мышцы рук;
III Развивать координацию движений;
Закреплять умение сохранять правильное равновесие при выполнении упражнений;
Закреплять умение группироваться в прыжках через шнур, ритмично влезать на гимнастическую стенку и спускаться с нее, бросать мяч в баскетбольное кольцо одной и двумя руками после ведения мяча, уверенно выполнять разнообразные упражнения с мячом;
IV Учить преодолевать двигательные трудности, правильно применять разнообразные хваты в упражнениях с гимнастической палкой;
Развивать ловкость, координацию движений, внимание, быстроту реакции;
Укреплять мышцы кистей рук.
Ноябрь
I Развивать координацию движений, быстроту реакции, силу, ловкости, ориентировку в пространстве;
Упражнять в равновесии, в прыжках, в метании;
Укреплять мышцы стоп и кистей рук;
Закреплять умение правильно приземляться в прыжках в длину с места.
II Развивать физические и волевые качества, мышечную силу, ловкость, быстроту движений, умение выполнять выразительные движения в соответствии с музыкой, упражнения на возвышенной опоре, на сохранение равновесия;
Закреплять умение правильно сохранять осанку при ходьбе и беге различными способами;
Укреплять мышцы брюшного пояса при выполнении упражнения «Поднимание туловища из положения лежа на спине».
III Развивать координацию движений, глазомер, быстроту реакции, ловкость, силу, ориентировку в пространстве, двигательные навыки в прыжках, в ползании змейкой;
Укреплять мышцы кистей рук при выполнении упражнений с мячом;
Развивать физические и волевые качества;
Продолжать упражнять в равновесии, в прыжках в длину с места.
IV Упражнять в беге на выносливость;
Развивать глазомер, умение бросать мяч друг другу в парах, ловкость, силу, быстроту реакции, умение владеть телом;
Укреплять мышцы брюшного пояса при выполнении упражнения «Поднимание туловища из положения лежа на спине».
Декабрь
I Отрабатывать навыки владения мячом;
Развивать координацию движений, быстроту реакции, ловкость, силу, ориентировку в пространстве, двигательные навыки в прыжках через короткую скакалку;
Упражнять в наклонах вперед из положения сидя на полу;
Укреплять разные группы мышц.
II Закреплять умение выполнять основные виды движений в быстром темпе;
Развивать ловкость движений, силу, быстроту реакции;
Упражнять в беге на выносливость;
Развивать координацию движений, быстроту реакции, ловкость, силу, двигательные навыки в прыжках через короткую скакалку.
III Закреплять умение выполнять основные виды движений в быстром темпе;
Отрабатывать навыки в прыжках в длину с места;
Укреплять мышцы стоп;
Упражнять в беге на выносливость.
Январь
II Развивать двигательные навыки в равновесии, в лазании по гимнастической лестнице;
Воспитывать волевые качества, умение ставить цель и достигать ее;
Укреплять мышцы брюшного пояса при выполнении упражнения «Поднимание туловища из положения лежа на спине».
III Закреплять умение бросать мяч в баскетбольное кольцо с места, в прыжке, вести мяч;
Развивать координацию движений, ловкость, быстроту;
Упражнять в подтягивании из виса лежа на перекладине;
Укреплять различные группы мышц при выполнении упражнений.
IV Упражнять в беге на выносливость;
Развивать координацию движений, быстроту реакции, ловкость, силу, ориентировку в пространстве, двигательные навыки в прыжках через короткую скакалку;
Упражнять в подтягивании из виса лежа на перекладине;
Укреплять мышцы рук.
Февраль
I Развивать координацию и ловкость при прыжках в длину и высоту;
Развивать координацию движений, быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве при выполнении челночного бега;
Укреплять мышцы кистей рук и стоп.
II Упражнять в прыжках через короткую скакалку на двух ногах;
Закреплять навыки владения мячом;
Укреплять мышцы рук при подтягивании на подвесной перекладине;
III Упражнять в равновесии, ловкости при лазании по гимнастической лестнице;
Развивать координацию движений, быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве при выполнении челночного бега;
Упражнять в наклонах вперед из положения сидя на полу;
Укреплять разные группы мышц.
IV Упражнять в беге на выносливость;
Укреплять мышцы брюшного пояса при выполнении упражнения «Поднимание туловища из положения лежа на спине».
Закреплять умение выполнять основные виды движений в быстром темпе;
Укреплять различные группы мышц при выполнении упражнений.
Март
I Упражнять в ходьбе и беге с преодолением различных препятствий;
Закреплять умение сохранять устойчивое равновесие, умение группироваться в прыжках;
Отрабатывать технику владения мячом;
Упражнять в наклонах вперед из положения сидя на полу;
II Развивать координацию движений, быстроту реакции, ловкость, силу, ориентировку в пространстве, двигательные навыки в прыжках через короткую скакалку;
Развивать координацию движений, быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве при выполнении челночного бега;
Укреплять мышцы брюшного пояса при выполнении упражнения «Поднимание туловища из положения лежа на спине».
III Упражнять в беге на выносливость;
Закреплять умение выполнять основные виды движений в быстром темпе, технику бросков в баскетбольное кольцо;
Упражнять в подтягивании из виса лежа на перекладине;
Укреплять различные группы мышц при выполнении упражнений.
IV Упражнять в беге на выносливость;
Укреплять мышцы брюшного пояса при выполнении упражнения «Поднимание туловища из положения лежа на спине».
Упражнять в наклонах вперед из положения сидя на полу;
Апрель
I Закреплять умение выполнять основные виды движений в быстром темпе;
Упражнять в беге на выносливость;
Укреплять мышцы брюшного пояса при выполнении упражнения «Поднимание туловища из положения лежа на спине».
II Развивать координацию движений, быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве при выполнении челночного бега;
Укреплять мышцы рук при подтягивании на подвесной перекладине;
Развивать координацию движений, быстроту реакции, ловкость, силу, ориентировку в пространстве, двигательные навыки в прыжках через короткую скакалку.
III Упражнять в беге на выносливость;
Развивать координацию движений, быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве при выполнении челночного бега;
Отрабатывать технику владения мячом.
IV Упражнять в ходьбе и беге с преодолением различных препятствий;
Совершенствовать навыки владения мячом;
Упражнять в равновесии, в прыжках в высоту, в метании;
Укреплять различные группы мышц при выполнении упражнений.
Май Мониторинг.
Выявление основных показателей степени освоения программы. В ходе диагностики установить особенности развития у детей физических качеств, динамику этих показателей в течение года.
IX. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Здоровый малыш).
Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 264 с.
Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пос. для педагогов дошк. учрежд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 175 с.
Оценка физического и нервно-психического развития детей дошкольного возраста/Сост. Н.А. Ноткина, Л.И.Казьмина, Н.Н. Бойнович.– СПб.: Акцидент, 1999.–32 с.
Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятия физическими упражнениями: Метод. Рек. / Авт.-сост. С.О. Филиппова. – Спб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000. – 53 с.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Уч. пос. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. – 400 с.
Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 256 с.
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160 с. (Здоровый малыш).
Сальников В.А. Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности / В.А. Сальников // Теория и практика физической культуры. –2002. – №4. – С. 14-20.