Классный час Служба ГАИ-ГИБДД


Тема: Знакомьтесь, служба ГИБДД 2-4 класс.

Цель урока: научить учащихся реально воспринимать ситуацию на дороге формировать навыки применения полученных знаний при решении ситуативных задач.
Задачи урока:
Обучения: познакомить с новыми понятиями « инспектор», «полицейский», «постовой», «регулировщик », историей создания службы ГИБДД. Рассмотреть цели и назначение службы ГИБДД;
Развития: развивать поисковое мышление, умение анализировать, обосновывать, сравнивать.
Воспитания: воспитывать уважительное отношениек сотрудникам ГИБДД, стремление к здоровому образу жизни, соблюдению ПДД, умение доводить начатое до конца.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок решения познавательных кроссвордов и дорожных ситуаций.
Методы обучения: монологическое изложение, диалогическое изложение, показательное изложение, исследовательские задания.
Методы преподавания: информационно – сообщающий, объяснительный, стимулирующий, практический.
Методы учения: частично - поисковый.
Методы воспитания: индивидуальное решение кроссворда, беседа.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) на классной доске написана тема урока;
б) кроссворд;
в) слайдовая презентация; (Приложение 2.);
г) компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска.

Ход урока
1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы и целей урока.

Вступительная беседа:
- Сколько на улицах машин! И с каждым годом их становится всё больше и больше. И все торопятся, спешат доставить груз, быстрей перевезти пассажиров. Ребята! Вы уже знаете, что для того, чтобы на дорогах было безопасно, все автобусы, автомобили подчиняются строгим законам дорожного движения. Знать и выполнять правила поведения на улицах должны и все пешеходы: взрослые и дети. В нашей стране не только много делают для того, чтобы на дорогах было безопасно, чтобы было хорошо и удобно пешеходам, но и строго следят, чтобы все выполняли правила дорожного движения. Кто же следит за тем, чтобы не нарушались законы улиц и дорог?

Для 3-4 класса (СЛАЙД 1)

Кто на стульчике сидел,
Кто на улицу глядел,
Боря пел,
Олег молчал,
А Сергей ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
Я хочу стать постовым, ну а вы?
Постовым - это клёво,
Ну, а я не знаю – кем.
Все профессии нужны,
Все профессии важны!

- Чтобы узнать о какой очень важной и нужной профессии мы будем сегодня говорить, вам нужно из этих букв (СЛАЙД 2_1) собрать слово: И, Д, Г, Б, Д! (ГИБДД) (СЛАЙД 2_2, 3, 4, 5, 6)

- Что обозначают эти буквы?

Для 2 класса

- Сейчас я вам предлагаю вспомнить кое-что из народных сказок. (СЛАЙД 3_нажимать поочерёдно_1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13)

1. Перелетные птицы похитители ребенка. (Гуси-лебеди)

2. Кирпичное сооружение, на котором разъезжал Емеля. (Печка)

3. Разоритель русских земель. (Змей Горыныч)

6. Тканое транспортное средство. (Ковёр-самолёт)

10. Жилое строение, передвигающееся на курьих ножках. (Избушка)

11. Хозяйственный инструмент для размельчения зерна и транспорт Бабы-яги. (Ступа)

4. Транспортное средство ведьмы. (Метла)

5. Летающее транспортное средство из одноименной сказки. (Летучий корабль)

7. Лесной зверь, на котором ехала девочка Маша, спрятавшись в коробе с пирогами. (Медведь)

9. Повседневная обувь как быстроходное транспортное средство. (Сапоги-скороходы)

12. Хищник, который увозил от погони Ивана-царевича. (Волк)

13. На них летала лягушка-путешественница. (Утки)

- Как, одним словом можно назвать все эти предметы? (СЛАЙД 3_14)

- Да, это транспортные средства в русских народных сказках. Окажись они сейчас в нашем городе, кто бы смог им правильно помочь? (инспектор ГИБДД)

- Сегодня мы поговорим об этой профессии. (СЛАЙД 4)

- А как по-другому можно назвать эту профессию?

(инспектор, милиционер, постовой, регулировщик) (СЛАЙД 4_1, 2, 3)

- А как по-другому называют эту службу? (ГАИ, ДПС) (СЛАЙД 5_1, 2)

- Расшифруйте все эти слова!

- Так что же это за служба?

3. Изучение нового материала

3.1. Подробный рассказ о службе ГИБДД:

- Инспектор ГИБДД управляет дорожным движением, следит за соблюдением ПДД водителями, пешеходами и пассажирами, обеспечивает безопасность на проезжей части дороги на спец.машине. (СЛАЙД 6_1) Он одет в форменную одежду. (СЛАЙД 6_2) Сзади на куртке у него три большие буквы “ДПС”, что означает “Дорожно-патрульная служба”. Впереди на куртке прикреплен нагрудный знак (СЛАЙД 6_3), где написано “милиция”, “ДПС”, изображен двуглавый орел и есть номер, по которому можно узнать, где работает инспектор. В своей работе они используют радары (СЛАЙД 6_4) – специальные устройства, позволяющие определять скорость автомашин на расстоянии. Таким образом, они наводят радар в его сторону, и на нём высвечивается его скорость. У него есть свисток (СЛАЙД 6_5), чтобы привлекать внимание водителей и пешеходов, и жезл (СЛАЙД 6_6) - это такая палка с черными и белыми полосами, которую он инспектор держит в руках. Жезлом инспектор управляет дорожным движением, то есть регулирует его.

- А теперь посмотрите (СЛАЙД 7_1) на эту скульптуру. Этот памятник установлен в городе Санкт-Петербурге фельдмаршалу М.И. Кутузову. Опытный литейный мастер Василий Екимов отлил из отпущенных 450 пудов (7371 кг!) меди статую Кутузова.



- Подумайте, (СЛАЙД 7_2) что общего фельдмаршала и простого инспектора ДПС?

- Фельдмаршала и инспектора дорожно-патрульной службы связывает жезл, который держит в руке Кутузов. Фельдмаршальский жезл это трость, короткая палка, служащая символом власти. И для инспектора жезл короткая палка, которой инспектор даёт указания транспорту и пешеходам. Он также руководит и обладает властью, но только на дорогах. Появление жезла на транспорте первоначально было связано с необходимостью регулирования движения на железнодорожных перегонах. Автомобильный транспорт появился значительно позже железнодорожного, и для его регулирования был изобретён специальный жезл, который стал незаменимым инструментом инспектора дорожно-патрульной службы. Сначала жезл назывался тростью (1908г.) и был белого цвета. Применялся для остановки экипажей. В 1922 г. размеры жезла были установлены в 11 вершков. Жезл был красного цвета с жёлтой рукояткой. Свою полосатую чёрно-белую окраску жезл регулировщика получил впервые годы первой пятилетки, чтобы быть более заметным для водителей. В ночное время на помощь регулировщикам пришли электрические жезлы. (+ можно использовать Приложение 1, Приложение 2)

- Работы у инспекторов ГИБДД много. И не всегда их хватает на дорогах, и поэтому придумали использовать (СЛАЙД 8) инспекторов-обманщиков, т.е. ненастоящих. Она разнообразная и очень сложная. Они могут уехать на службу в любое время, и днем, и ночью, и в будний день, и в выходной.

3.2 Структура ГИБДД (Приложение 3). (СЛАЙД 9)

- Итак, задача ГИБДД обеспечивать беспрепятственное и бесперебойное движение транспортных средств и пешеходов; регулировать дорожное движение, контролировать и оказывать помощь на дорогах водителям, попавшим в беду по разным причинам. Инспектор должен вовремя выявлять нарушителя Правил дорожного движения и пресекать его действия, ведущие к совершению дорожно-транспортных происшествий.

4. Физминутка: «Мы водители» (СЛАЙД 10)

- Я предлагаю вам сыграть роль водителей, взять в руки воображаемые рули и выполнять следующие упражнения:

Посмотрите на дорогу перед собой.

Подъезжаем к перекрёстк
·у. Не поворачивая головы, посмотрите влево прямо, затем вправо прямо. Затем посмотрите вверх прямо на светофор и вниз прямо на дорогу.

Повторим это упражнение ещё раз.

Впереди знак “Круговое движение”. Наблюдаем за движущимся транспортом. Выполните круговое движение глазами по часовой стрелке, начиная сверху, затем против часовой стрелки.

Мы выехали на дорогу. Впереди нас машина. Приложите палец к носу. Машина от нас удаляется, медленно отодвигаем палец от носа вперёд, продолжая смотреть на него.

Машина затормозила. Палец снова приближаем к носу, следя за ним глазами.

3.3 История о памятниках:

- Инспектор ГИБДД - это героическая и очень опасная профессия. Поэтому в нашей стране и в других странах СНГ инспекторам устанавливают памятники. (СЛАЙД 11_1) В Шымкенте установлен единственный в стране памятник простому регулировщику - единственный в Казахстане. На табличке написано “Участник ВОВ, заслуживший уважение населения области, старшина Сайдакбар Сатыбалдиев”. Легенды о нем ходили еще при жизни...
(СЛАЙД 11_2)А в Новосибирске на пересечении улиц Серебренниковской и Сибревкома стоит памятник первому в городе светофору. Композицию памятника (светофор + регулировщик) разрабатывали на основе детских рисунков, присланных на специально объявленный конкурс. Малышам старинный светофор показался добрым, но немного грустным. Их эскизы довели до чугуна профессиональные скульпторы.
(СЛАЙД 11_3) Белгород. Памятник неподкупному сотруднику ГАИ постовому П.П. Гречихину. Надпись на постаменте гласит: "Добрая слава лучше богатства".
(СЛАЙД 11_4) В городе Комсомольск Полтавской области единственный в Украине памятник в часть инспектора Госавтоинспекции. Автор памятника, эпатажный скульптор Олег Рябо.


3.4. ГИБДД в литературе:

- “Кто с жезлом и пистолетом на посту зимой и летом?” (СЛАЙД 12_1) О ком замечательный детский поэт С. Михалков написал эти строки? (СЛАЙД 12_2) Какие поступки для безопасности людей совершил его литературный герой? Как сегодня мы называем его?

- Михалков сочинил несколько поэм о дяде Стёпе. В 1954 г. “Дядя Стёпа милиционер”. Послушаем его и посмотрим. (см. Приложение 4)

- Дядя Стёпа не просто добродушный великан, но и гражданин своего Отечества. Он не только смешит, но и воспитывает. После службы на флоте он становится милиционером. Но и в этом качестве остаётся любимцем детворы, а не пугалом правопорядка. Пока есть на свете такие дяди Стёпы, ребятам ничего не грозит!

- В канун 70-летия первой публикации поэмы Михалкова перед зданием Управления ГИБДД Московской области принято решение установить скульптурную композицию, посвящённую популярнейшему дяде Стёпе милиционеру. (СЛАЙД 13) Автор памятника А. Рожников изобразил постового Степана Степанова в исторический момент ремонта светофора.



- Вот и получается, что литературный герой Дядя Стёпа символический образ современного инспектора ДПС!!!

- А теперь давайте вспомним всё о дяде Стёпе и отгадаем кроссворд. (см. приложение 6) (СЛАЙД 14)

5.Закрепление нового материала

5.1 Кроссворд


5.2. Рисунок с ошибками:

- В одной из подмосковных школ один из учеников начальной школы представил на конкурс “Светофор” такой рисунок. (СЛАЙД 15) Однако, пришедший в школу сотрудник ГИБДД сказал, что такую работу на выставку пока помещать нельзя.

- Как вы думаете, почему он так сказал?

- Сколько ошибок или неточностей по безопасности движения допустил юный художник?



.

- Да, сотрудник ГИБДД был прав, нельзя помещать этот рисунок на выставку, так как в нём допущены фактические ошибки.

(СЛАЙД 16_1) Во-первых, знак пешеходного перехода нарисован неверно. Там должен стоять знак особого предписания 5.19.1, 5.19.2. То есть в синем квадрате белый треугольник, внутри которого фигура пешехода.

(СЛАЙД 16_2) И устанавливаются перед пешеходным переходом, по ходу движения транспорта, обозначая зону действия пешеходного перехода.

(СЛАЙД16_3) На дороге изображён один светофор, регулирующий движение транспорта только одного направления, что неверно.

Светофор установлен неправильно, он должен находиться перед пешеходным переходом.

(СЛАЙД16_4) Во-вторых, на светофоре одновременно в обоих направлениях горит зелёный свет, чего не может быть.

(СЛАЙД16_5) На транспортном светофоре горит зелёный сигнал, разрешающий движение транспорту, однако девочка переходит проезжую часть, а это запрещено Правилами дорожного движения.

(СЛАЙД 16_6) В-третьих, знаки стоят на тротуаре, они мешают пешеходам, и дерево тоже нарисовано не к месту.

(СЛАЙД16_7) В-четвёртых, при переходе пешеходы (девочка) должны придерживаться правой стороны.

6. Домашнее творческое задание:

- А сейчас я прочитаю вам сказку о короле Гаишникусе (см. Приложение 7), а вы дома попробуйте придумать свою сказку, чтобы её главным героем стал инспектор ГАИ (ГИБДД)!

7. Подведение итогов:

- Сейчас я буду называть слова – предметы, слова – признаки, слова – действия предметов. Если вы услышите слово, транспорт, не относящееся к профессии постового, инспектора ГИБДД, то топайте ногами. А если слово имеет отношение к этой профессии, то должна быть тишина. Таким образом, мы проверим, хорошо ли вы поняли, в чём работа инспектора ГИБДД.

Школа, укол, внимательный, картошка, жезл, дети, рисует, лечит, свисток, регулирует, расследует, мороженое, таблетки, строгий, значок, наручники, портфель, букварь, вежливый, транспорт, жезл.


Список литературы

1. Азбука дорожной науки. 1 класс. Под редакцией Р.Н. Минниханова, И.А. Халиуллина. Казань «Эладея» 1998г. Стр.63
2. А.К. Дитрих, Г.А. Юрмин. Детское справочное бюро. М. «Астрель» 2002г. Стр. 336
3. В.И. Ковалько. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу; 1 – 4 классы. М. «Вако» 2006г. Стр. 192
4. М.Р. Максиняева. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М. 2003г. Стр. 163
5. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками. М.С. Коган. 2-е изд., стер. Новосибирск 2007г. Стр.256
6. Правила дорожного движения Российской Федерации с иллюстрациями. Москва «Атберг» 2009г. Стр.63
7. Учебное пособие. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. Под редакцией Р.Н. Минниханова, И.А. Халиуллина. Казань 1995г. Стр.167
8. Учебное пособие. Обучение детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах. Под редакцией Р.Н. Минниханова, И.А. Халиуллина. Казань 1995г. Стр.318
9. Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге/
Сост.: Ахмадиева Р.Ш., Бикчантаева С.А., Валиев М.Х., Воронина Е.Е. и др./ Под общей ред. Р.Н. Минниханова, Д.М. Мустафина. – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009. Стр. 464
10. Козловская Е. А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно – методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ. ред. В.А Федорова. – М: Издательский Дом Третий Рим, 2002. Стр. 80
11. Правила и безопасность дорожного движения: учеб. пособие для детей 7 – 10 лет/ Жульнев Н. Я. – М.: Дрофа, 2008. Стр. 111, с ил.
12. Крюковский А.В. Мои транспортные машины / ООО «Издат. Группа «Азбука – Аттикус», 2010. Стр. 16, с ил.
13. Межуева Ю.В. Уроки труда. 1 класс. Тетрадь. – Саратов: Лицей, 2006. Стр.64



15