Окружающий мир 1 класс Нас окружает удивительный мир


МБ ОУ МАДАЕВСКАЯ СОШ
УРОК
«НАС ОКРУЖАЕТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР»
в 1 классе по окружающему миру
Подготовила:
Пугачева Любовь Анатольевна,
учитель начальных классов
МАДАЕВО
2012
Тема: «Нас окружает удивительный мир».
Цель: формировать у обучающихся представление об окружающем мире и его компонентах.
Задачи:
Образовательные - дать представление о том, что включает в себя понятие «окружающий мир»,
- активизировать познавательную деятельность обучающихся,
-выявить уровень знаний об общественных явлениях,
- обобщить и систематизировать имеющийся у обучающихся опыт общения с природой, другими людьми;
Развивающие - развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа,
-развивать умение правильно излагать свои мысли,
-развивать наблюдательность, формировать навык исследовательской деятельности,
-развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником и тетрадью,
-развивать творческие способности.
Воспитательные - воспитывать желание работать дружно, находить новое.
Оборудование: учебник «Окружающий мир», автор Н.Ф. Виноградова, Вентана- Граф, 2013;
-рабочая тетрадь на печатной основе «Окружающий мир”, Н.Ф. Виноградова, Вентана-Граф,2013;
-электронный образовательный ресурс “Окружающий мир”, Вентана-Граф,2013;
-электронный образовательный ресурс “Кирилл и Мефодий”, “Интегрированный УМК для начальной школы”, центр единых электронных
образовательных ресурсов;
- презентация.
Планируемые результаты урока:
Личностные: проявление самостоятельности при выполнении заданий, проявление навыков сотрудничества при работе в парах.
Предметные: познакомятся с понятием «окружающий мир» и его компонентами.
Метапредметные:(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД):
-организовывать свое рабочее место, при работе в парах, соблюдать очередность, понимать информацию, извлекать ее и перерабатывать, развивать монологическую речь, внимание, создавать познавательную, последовательно-логичную цепочку мыслей.
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: фронтальный опрос, фигурки человечков.
Литература и Интернет-ресурсы:
Основная: УМК
ЭОРы: электронное приложение.
Методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный, личностно - ориентированный, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
-фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в парах).
Конспект урока
Этапы урока Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)
1. Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности. Этап предполагает
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). Организационный момент.
-Доброе утро, ребята!
Начинаем наш урок. Давайте пожмем друг другу руки, улыбнемся друг другу, пожелаем успехов и удачи! (эмоциональный настрой)
Слайд 1  (Позитивный настрой на урок). Дети пожимают друг другу руки, улыбаются. Личностные: положительный
настрой на урок. Соблюдение норм дисциплины. Организация рабочего места.
(регулятивные УУД)
Коммуникативные:
умеют извлекать информацию, перерабатывать её.
2. Речевая разминка. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. Поиграем! Поучимся
Слушать предложения и заканчивать их, подбирая необходимое слово.
Закончи предложения.
Пирамидка разноцветная, а шарик…
Шарик…,
а вишня…
Вишня…, а
яблоко…
Яблоко…,
а лимон …
Молодцы! На следующих уроках мы продолжим такую игру: будем развивать свою речь.
А теперь мы отправимся в полет.
Как называется наша планета?
Мы полетим к планете “Зелёных человечков”.
Слайд 2
Ребята, нас встречает такой чудесный житель этой планеты.
Вот что он нам говорит.
Слайд 3
(Здравствуйте, Земляне! Рады видеть Вас на нашей планете Зелёных человечков. Расскажите, как выглядит Ваша планета? Что есть на ней?)Слайд 4
(Какая красота Вас окружает!)
(Учебник, с.4)
Подумайте, почему они в группу объединены? (Задание развивает активный словарь обучающихся, определяет их умения давать цветовую характеристику объектам окружающего мира).
(голубой)
(голубой)
(красная)
(красная)
(зеленое)
(зеленое)
(желтый)
(Вопрос активизирует мыслительную деятельность детей)
-Наша планета-Земля.
(Развитие воображения детей).
(Развитие дружелюбия).
(Вопрос человечка активизирует мыслительную деятельность детей).
-Нас окружают леса, моря, горы, другие люди, животные, транспорт, различные здания. Еще солнце, луна, звезды, облака.
(Вопрос активизирует мыслительную деятельность детей).
-Не разговаривают,
не дышат.
-Еще птицы, звери, растения,
люди.
-Разговаривают,
дышат.
-Кроме этого еще есть мир вещей. Коммуникативные:
умеют извлекать информацию, перерабатывать её.

Метапредметные:
составление познавательной, последовательно- логичной цепочке хода мыслей;
формулированию ответов на вопросы, построением рассуждений.
3. Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы).
 
  –Это так, ребята! Всё, что вы назвали, всё, что нас окружает – это «окружающий мир».
Наш мир прекрасен!
–Поработаем в парах. Вы с товарищем в паре найдете и отложите в сторону те картинки, на которых изображены предметы, сделанные человеком. Этим человек украшает окружающий мир.
Это сделано руками человека. К природе не относится.
(Учебник с. 5.)
Теперь назовите другую группу.
Что объединило эту группу?
Верно.
Значит, они живые.
Зелёный человечек
рад, что мы украсили и его планету. Но хочет узнать, кто создал небо, солнце, леса, горы, моря.
Слайд 6
Давайте проверим,
так ли это. Послушайте стихотворение.
Посмотри, мой милый друг,Что находится вокруг?Небо светло-голубое,Солнце светит золотое,Ветер листьями играет,Тучка в небе проплывает.Поле, речка и трава,Горы, воздух и листва,Птицы, звери и леса,Гром, туманы и роса.Человек и время года -Это всё вокруг…(Природа.)
Слайд 7
Какой же бывает природа, догадались?
Верно, природа бывает живой и неживой. Решение проблемной ситуации, аналитико-синтетическая мыслительная деятельность детей.
(Дети называют выбранные картинки, которые отражаются на доске.)
Слайд 5
 
Сами создались. Бог создал.
 
-Да. Живой и неживой. Предметные: учить соотносить материал с поставленной целью урока.
Коммуникативные:
Учить планировать свою деятельность,
работая в паре.
 
4. Усвоение новых предметных знаний. Есть ли отличия между живой и неживой природой?
Посмотрим, так ли
это (постановка проблемной ситуации)
Слайд 8
Посмотрите, неживые облака перемещаются по небу, а живое дерево не движется
Послушаем.
Используется
электронный образовательный ресурс «Окружающий мир 1 класс» Конструктор медиатеки - звуки природы, картины природы.
Правда, вот птица – живая и поёт. Это дерево. Есть звук?
Вот гром - явление природы .Оно не живое, но послушайте. (Мозговой штурм)
- Все живое двигается, а неживое нет.
 
 
 
-Все живое звучит, а неживое нет.
 
Нет звука на картинке. В природе оно шумит от ветра. Коммуникативные:
слушать и развивать
монологическую речь.
(Личностные УУД)
5.Исследовательс-кая работа.
Усвоение новых предметных знаний.
  Проведём опыт.
У меня в руках и у вас в стаканах кусочки льда. Что такое лед?
В классе тепло. Что происходит с кусочками льда?
Можно ли воду снова сделать льдом?
Предположим, от дерева отломилась
ветка. Приставим ее к дереву, она выживет?
Поставим ветку в воду, что с ней произойдет через некоторое время?
Что нужно растениям?
Первые признаки живого-это рождение и смерть.
А может ли вода себя размножить, если мы отольем от неё часть?
Третий признак живого-это способность размножаться.
Что из увиденного на иллюстрации учебника не может размножаться?
Какие домашние животные есть у вас? Что им нужно для долгой жизни?
Четвёртый признак живого-питание.
Щенок станет собакой, котенок – кошкой, утенок – уткой. О чем это говорит?
Правильно. Рост – признак живого.
Так какие же признаки живой природы вы запомнили?
Слайды 9, 10
(Обучающиеся по картинкам закрепляютполученные новые предметные знания.) -Замерзшая
вода.
-Они тают.
-Можно, надо ее заморозить.
-Нет, она погибнет.
 
-Вырастут корни. Пойдут новые побеги.
-Нужны пища, вода, витамины.
 
 
-Не сможет.
 
 
 
-Солнце, небо, природные явления, камни, земля.
 -Им нужна пища.
-Они растут. Предметные: учить выделять главное, находить общие и отличительные признаки.
 
6. Физкультминутка
музыкальная  Зайка
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так!
Тут охотник выбегает, и наш зайка убегает!  (Дети приседают. Затем поднимают руки над головой, изображая
уши, шевелят руками).
(Поднимаются и бегут на месте)
(Разбегаются по классу.)  
7. Закрепление новых предметных знаний. Посмотрите на интерактивную доску. Нужно
разделить на две группы объекты:1)живые,2)
неживые.
Объясните, почему вы так разделили?
Используется
электронный образовательный ресурс Вентана –Граф.Тема «Живое и неживое». Аналитико-синтетическая деятельность.
Предметные:
учить выделять главное ,находить общие и отличительные признаки.

8. Самопроверка полученных знаний. Вы любите играть? Поиграем в игру “Соображалки”.
(Работа в рабочей тетради, с.4).
Вот паровозики. У каждого из них четыре вагончика, но они отцепились. Прицепите их на свои места.
Как называется станция, куда поедет синий паровозик? Зелёный? Объясни, почему?
Слайд 11
Правильно. Зеленый человечек, наблюдая за вами весь урок, хочет сказать вот что.
Слайд 12
(Прилетайте к нам ещё, когда узнаете новое о вашей планете!) -К синему паровозику надо поставить вагончики с камнем, солнцем, тучкой, снежинкой. Это-
на станцию “Неживая природа”.
К зеленому паровозу мы присоединим вагончики с собачкой, лягушонком, цветком, зайчиком. Это - на станцию “Живая природа”.
   Познавательные:
находить нужную информацию
9. Рефлексия.
 
 
 
 
 
  Ребята, у каждого из вас на столе лежат 3 картинки: улыбающийся человечек, мрачный человечек, печальный человечек.
Понравился урок -выбирайте улыбающегося человечка, ему солнышко улыбается, было что-то непонятно-печального человечка, ему солнышко светит из-
за тучки. Если было неинтересно-мрачного человечка-
идет дождь.
А теперь прикрепим на магнитную доску картинки с человечками.
У нас все человечки улыбаются! Им светит солнышко!
Я очень рада, что вам понравился урок. Я тоже выбираю улыбающегося человечка!
Вы хорошо поработали, ребята! Умницы! Спасибо за урок!  
 
- Мы все выбрали улыбающегося человечка.
Слайд 13. Личностные: учить индивидуальному выбору, настраивать на положительный результат.
Регулятивные:
учит самооценке.