Урок рефлексии по теме: «Правописание одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных». (Второй урок по теме) Предмет: русский язык. Класс: 5.


Тема урока: «Правописание одной и двух букв н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных». (Второй урок по теме)
Предмет: русский язык.
Класс: 5.
Тип урока: урок рефлексии.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.) при изучении правописания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий.
Задача урока (для учителя): создать условия для расширения и углубления теоретических знаний обучающихся о правописании букв -Н- и -НН- в суффиксах с целью формирования практического умения писать суффиксы прилагательных, образованных от существительных.
Задачи урока (для учащихся):
- учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину;
- учиться ставить учебные задачи;
- учиться организации работы в парах и в группах;
- систематизировать знания о правописании одной и двух букв н с целью формирования практического умения писать суффиксы прилагательных, образованных от существительных;
- учиться контролировать и оценивать себя.
Начни с самого себя и исследуй прежде самого себя.
Марк АврелийХод урока
Организационный момент.
- настрой на продуктивную работу: ваши глаза излучают доброту, а глаза, как известно, - зеркало души. Значит, наша совместная работа будет происходить в атмосфере взаимоуважения и взаимопонимания;
- запись числа и слов Классная работа.
Структура урока и основные микроцели этапов:
1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
Основной целью мотивации (самоопределения) к коррекционной деятелъности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.
1)Выполните следующее задание: верните героям известных сказок их прилагательные, запишите словосочетания, проверьте себя по ключу, оцените.
…солдатик (металл, из которого он сделан)
…Буратино (из чего он?)
…цветок (для Хозяйки Медной горы)
… Чучело (один из помощников Элли по дороге к Волшебнику Изумрудного города)
… остров (там скрывался капитан Немо)
Объясните правописание суффиксов вставленных прилагательных.
(Ключ: оловянный, деревянный, каменный, соломенное, таинственный)
(Слайд №1)

2) Фронтальная беседа с классом.
-Проанализируйте пропущенные орфограммы.
- Известна ли вам данная орфограмма?

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
1) Итак, вы правильно опознали орфограмму. Попробуйте сформулировать тему урока «Правописание одной и двух букв н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
-Ребята, какой теоретический эталон вы использовали при выполнении данного задания?

Теоретический эталон
-Н- -НН-
В суффиксах -АН-, -ЯН-:
кожа – кожаный,
земля – земляной.
Исключения:
оловянный,
стеклянный
деревянный
В суффиксе -ИН-:
воробьиный
мышиный.
В суффиксах -ОНН-, -ЕНН-:
пенсия – пенсионный,
огонь – огненный.
Исключение:
Ветреный
(но безветренный)
К основе существительного
на -Н- прибавляется суффикс -Н-:
карман - карманный
картина – картинный.
(Слайд №2)
2) Сопоставьте данный эталон с таблицей в упр. № 261. Сделайте выводы.
3) «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно!» Давайте создадим эталон практических действий.
Эталон практических действий (для самопроверки)
-н- и –нн- в суффиксах прилагательных
определи, от какой части речи образовано слово
от существительного
да
определи, какой суффикс прибавляется к основе
суффиксы –енн-, -онн-, -н-
(к основе на –н-)
суффиксы –ин-, -ан-, -ян-
да
да
пиши –нн-
пиши –н-
Исключения: ветреный, но безветренный
Исключения:, деревянный, оловянный стеклянный









(Слайд №3)
3. Этап локализации индивидуальных затруднений.
Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
-Ребята, проанализируйте качество выполнения работы, опираясь на эталоны. Найдите ошибки, используя подсказку, и определите причины их возникновения в выполнении изученных способов действий. (Устный ответ 2-3 обучающихся).
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.
Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Ребята, перед вами лестница стремлений. На ее вершине напишите цель, к которой вы стремитесь сегодня на уроке. А на каждой ступеньке - действия, которые помогут ее достичь. Закройте глаза, представьте себе каждый шаг. Вы видите слова и образы, которые им соответствуют, например, «от какой части речи образовано данное слово» и т.д.. Не открывайте глаза, пока отчетливо не увидите каждый шаг. Мысленно составьте список всего, что вам мешает. Например, мысли о развлечениях. Глубоко вдохните и выдохните - отвлекающие мысли исчезли, у вас появились идеи об учебе.
Лестница стремлений

(Слайд №4)
5. Этап реализации построенного проекта.
Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
- А теперь, опираясь на эталоны, запишите слова, вставьте пропущенные буквы, выполните взаимопроверку по эталону и оцените. Словарный диктант.
Проверь себя
чугу…ая решётка
ветре…ый день
багря…ые закаты
стекля…ая терраса
маши…ое отделение
болезне…ое чувство
дикови…ое происшествие
стари…ые часы
ю…ое лицо
ледя…ая гора
холсти…ый мешок
петуши…ые бои
жестя…ая коробочка
дружба це…а
величестве...ая колонна
лебеди…ая песня
Эталон
чугунная
ветреный
багряные
стеклянная
машинное
болезненное
диковинное
старинные
юное
ледяная
холстинный
петушиный
жестяная
ценна
величественная
лебединая
Поставь себе оценку: «5» - за 16 правильных ответов
«4» - за 13 -15
«3» - за 9 -12
«2» - за 6 - 8
6. Этап обобщения затруднений.
Основная цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения.
1)Ребята, я вижу, что вы прекрасно справились с заданием. Но все же были определенные затруднения. Давайте соотнесем их с эталонами, еще раз проанализируем и закрепим.
Жил солдатик дерев….ый, жил солдатик олов…ый.
Домик был у них стекл…ый.
Не могли они решить, как им домик поделить.
-Твоя олов…ая ложка лежит на моём окошке!
-А твой дерев….ый стол границу мою перешёл!
Так и ссорились, шумели и мириться не хотели.
Драка вспыхнула потом ,
И разбился общий дом.
Два воинств….ых солдата жили в домике когда-то…
Сказка, может, и проста,
Мысль о дружбе в ней це…а.
(Слайд №5)
2)Скажите, выполняют ли ранее созданные эталоны поставленные цели?
Какую закономерность необходимо добавить?
3)Создание итоговых теоретического и практического эталонов.
Итоговый теоретический эталон
-Н- -НН-
В суффиксах -АН-, -ЯН-:
кожа – кожаный,
земля – земляной.
Исключения:
оловянный,
стеклянный
деревянный
В суффиксе -ИН-:
воробьиный
мышиный.
В суффиксах -ОНН-, -ЕНН-:
пенсия – пенсионный,
огонь – огненный.
Исключение:
Ветреный
(но безветренный)
К основе существительного
на -Н- прибавляется суффикс -Н-:
карман - карманный
картина – картинный.
Краткая форма как полная
ценная вещь –вещь ценна
ветреная погода – погода ветрена
(Слайд №6)
Эталон практических действий (для самопроверки)
-н- и –нн- в суффиксах прилагательных
определи, от какой части речи образовано слово
от существительного
да
определи, какой суффикс прибавляется к основе
суффиксы –енн-, -онн-, -н-
(к основе на –н-)
суффиксы –ин-, -ан-, -ян-
да
да
пиши –нн- в полной и краткой фформеи
пиши –н-
Исключения: ветреный, но безветренный
Исключения: деревянный, оловянный стеклянный







пиши –н- в полной и краткой форме
пиши –нн- в полной и краткой форме


(Слайд №7)
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интеграция способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.
-Давайте обратимся к нашему учебнику и выполним упр. № 263, распределив задания по уровню сложности:
1 уровень – выполнить задание №1.
2 уровень – в скобках указать от каких существительных и каким способом образованы данные прилагательные.
3 уровень – выполнить задания №1 и 2, соотнести названия произведений с авторами и составить библиографический словарь.
- Затем выполним проверку по группам, с последующим отчетом консультантов.
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
- Ребята, перед вами текст, в котором пропущены буквы. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, ориентируясь на эталоны.
Звери..ые повадки отразились в стари…ых сказках, бесчисл…ых пословицах, поговорках.
Про отважных людей говорят, что у них орли…ые крылья. Дело пустяковое, а шумное. Это называют мыши…ой вознёй.
Из таких определений можно составить дли…ый список: осли…ое упрямство, голуби…ая кротость, кури…ый ум, гуси…ая кожа, лебеди…ая верность.
Подли…ым их творцом является народ. В них сказалась исти…ая народная мудрость, которая будет це…а во все времена.

9.Этап рефлексии деятельности на уроке.
Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.- Со всеми поставленными задачами вы справились?
- Достигли вы вершины лестницы? Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение в написании –н- -нн- в прилагательных, образованных от существительных?
-Заполните, пожалуйста, индивидуальную карту итоговой рефлексии.
Индивидуальная карта итоговой рефлексии.
1.На уроке я работал активно/пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал5.Мое настроение улучшилось/ ухудшилось
6.Материал урока мне был понятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скучен
(Слайд №8)
10.Домашнее задание.
§33, выучить эталоны.
1 уровень: упр. №260.
2 уровень: упр. №262, задания 2,3 – письменно.