Рабочие листы на исторические темы курса Окружающий мир

Окружающий мир. Исторические темы.

ИЛО № 1.
Тема: «Уроки истории».

Задание 1. Отредактируйте следующее предложение, заменяя повторяющиеся слова. Используй слова для справок.
В прошлом году с ним произошла эта необычная история, и он написал историю о ней.
Слова для справок: рассказ, событие, происшествие.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Выбери верное высказывание.

История – это рассказ о событиях прошлого времени.
История – это события настоящего времени.

Задание 3. Ты сможешь проверить, понял ли ты что такое история, если правильно вставишь вместо точек в предложении слова завтра, сегодня.
События, происходящие , станут историей.

Задание 4. Прочитайте текст.
Неспокойно было на Руси в 13-м веке. В сторону русских земель двигалось огромное войско монгольского хана Батыя.
Подошёл Батый к городу Рязани. И послал князь рязанский быстрых, как стрелы, гонцов в соседние княжества с просьбой о помощи. Но ни один из русских князей не пришёл на помощь. Каждый думал собрать своё отдельное войско против врагов. Не отстояли жители Рязани свой город
После Рязани завоеватели разорили города Владимир, Суздаль, Ярославль, и другие.

- Какой урок получили русские люди на примере этих исторических событий?

Задание 5. Найдите две пословицы, которые отражают суть полученного исторического урока.

( Общая сила и камень разрушит.
( На чужой сторонушке рад своей воронушке.
( Ручьи сольются – река, люди соединятся сила.
( Дружба, как стекло, разобьёшь, не сложишь.

Задание 6. Какой общий вывод можно сделать на основании анализа данных высказываний?
1. «Война с Россией – бессмысленная затея, которая, на мой взгляд, не может иметь счастливого конца». (Фельдмаршал фон Рундштедт)
2. «Война против России была фатальной (неизбежной, неотвратимой) ошибкой».(Наполеон)
3. Бисмарк считал, что война с Россией чрезвычайно опасна для Германии.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Окружающий мир. Исторические темы.

ИЛО № 2.
Тема: «Как восстановить прошлое».

Задание 1. Известно, что людей, которые ведут раскопки, называют археологами. Узнай, как называется наука, изучающая вещи и восстанавливающая по ним прошлое народа, используя аналогию.
биолог археолог
биология ?
Археология – это ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Задание 2. Разделите квадрат , сторона которого 4 см, на 16 одинаковых квадратиков.













Задание 3. Проанализируйте два предложения, сделай и запиши вывод.

Водопровод был найден при раскопках древнего Новгорода.
Раскопки велись в слое земли XI-го века.

Итак, ______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



















Окружающий мир. Исторические темы.

ИЛО № 3.
Тема: «История России в именах, названиях и прозвищах».

Задание 1. Распределите на две группы данные существительные и запишите их в два столбика.
Александр, имя, название. Москва, Долгорукий, прозвище, фамилия, Романов.

















- Соотнеси между собой слова из первого и второго столбика. Покажи с помощью стрелочек связь между ними.

Задание 2. Прочитай отрывки из рассказов о князьях и выбери каждому из них прозвище из следующего списка, поставив соответствующий номер.

Невский -1, Донской -2, Калита (кошель) – 3, Мудрый – 4, Красное Солнышко – 5,
Долгорукий – 6.

Князя Ивана Даниловича москвичи любили за милосердие к нищим. Он всегда носил с собой кошель (калиту) и раздавал из него деньги бедным. При нем владения московского княжества значительно расширились; многие из них он скупил.
Князь Александр разбил на реке Неве полчища шведов.
Князь Ярослав Владимирович составил для Руси первый свод законов: правила наказания за убийство, оскорбление, кражу. Его умом и страданиями Русь прославилась.
Князь Дмитрий прославился битвой с монголо-татарами на Куликовом поле, где река Непрядва впадает в Дон.
Юрий, сын Владимира Мономаха, стремился завладеть Новгородом и даже Киевом. При Юрии появилось много новых городов, среди них Юрьев и Юрьев-Польский.
Один из первых русских князей – Владимир был заботлив к своему народу. Любой житель мог прийти к праздничному княжескому столу.

Задание 3. Проанализируй пары слов и запиши, как на Руси образовывались фамилии.
Кошка – Кошкин от _____________
Роман – Романов от _____________
Кузнец – Кузнецов от _____________

Задание 4. Установи связь между словами в парах и на основании этого подберите недостаю-щие слова.
Сидор Владимир столяр рыбак
Сидоров ? Столяров ?

Задание 5. Восстанови последовательность царей из династии Романовых, приписав каждому из них порядковый номер.

( Петр Алексеевич
( Михаил Федорович
( Елизавета Петровна
( Алексей Михайлович





Окружающий мир. Исторические темы.

ИЛО № 4.
Тема: « Как жили наши предки славяне».

Задание 1. Найди корень в следующих словах и сделай предположение о лексическом значении этих слов.
Предки - ____________________________________________________________________________
Современники - ______________________________________________________________________
Потомки - ___________________________________________________________________________

Задание 2. На линии времени обозначь год, в котором живём мы и наши современники. Обозначь фигурными скобками части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. Подпиши их.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Задание 3. Внимательно прочитай три высказывания и найди среди них ложные. Объясни свою позицию.
( Наши предки живут в далёком будущем.
( Наши потомки жили в далёком прошлом.
( Наши предки жили в далёком прошлом.

Задание 4. Внимательно прочитай текст.
Наши предки жили по берегам таких рек, как Днепр, Волхов, Ока и Западная Двина.
Пришли они на эту землю с предгорий Гималаев (из индии). Доказательством этому является похожее звучание слов мать, брат, сестра, нос, двое, как у нас, так и в Индии.
Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших. Воинов-богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьем, а простых рубахах, а то и полуголые.

- Что ты думаешь о выделенных словах? _________________________________________________
____________________________________________________________________________________

Задание 5. Прочитай предложения, в которых содержится грубый вымысел о наших предках-славянах. Замени выделенные слова антонимами, используя слова для справок.
1. Древние славяне славились своей скупостью.
2. В военных сражениях они, как правило, проявляли трусость.
3. Их поражения часто объяснялись глупостью воинов.
4. От других народов славян отличала физическая слабость и неприхотливость.
5. Но больше всего славяне любили рабство.

Слова для справок: свобода, смелость, победа, сообразительность, сила, терпеливость, щедрость.

Задание 6. Дополни предложения.
В мирное время древние славяне жили без вождей, так как не терпели над собой ____________________________________________________________________________________.
Даже в боях, имея вождя, они не хотели следовать общему плану боевых действий, а каждый воин ________________________________________________.
Даже пленных они не превращали в рабов, а, заставив их отработать несколько лет, ______
________________________________.





Окружающий мир. Исторические темы. 4 класс.

ИЛО № 5.
Тема: «Славянские боги и праздники».

Задание 1. Закончи следующее предложение.
Славяне поклонялись Мокуши, молили, просили её, чтобы уродились рожь и ячмень. Значит, Мокушь была богиней ____________________ .

Задание 2. Запиши, дух какого объекта неживой природы славяне называли Даждь-бог, если от него зависела смена времён года и он постоянно вёл борьбу с тьмой..
____________________________________________________________________________________
Задание 3. Прочитай текст.
К конце декабря у славян был праздник Коляда. Они считали, что в это время Солнце набирает силу. Ведь именно в конце декабря самая длинная ночь, а затем день начинает прибавляться. Наступает поворот Солнца на весну.
Славя бога солнца, славяне ходили с песнями по домам, собирали подаяния, чтобы принести его в жертву.
Задание 4. Прочитай текст и допиши название праздника.
Этот праздник был посвящён приходу весны и проводам, похоронам зимы. Славяне со смехом сжигали или топили в реке соломенное чучело в виде старухи, поминали её блинами.
В этот день принято было кататься на санях, а тот, кто отказывался веселиться, по поверью, должен был жить в голоде и горести. Весенний праздник славяне называли ___________________ .
- Поставь вопросы к тексту.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Задание 5. Закончи предложения и объясни, почему Перун был главным среди других славянских богов.
Коль прогневается Перун на людей, поразит своими огненными стрелами домашний скот, - не спасёт и бог _______________ .
Если не задобрить Перуна, не принести ему в жертву животных и людей, сжигая их на огне, то свита Перуна так зальёт посевы водой и, значит, погубит урожай, что не поможет ни богиня ____________ , ни __________ - бог.

Задание 6. Определи, как называли славяне бога ветра и бури, установи соответствия между словами первого и второго столбика.

Бог грома и молнии
Даждь-бог

Бог солнца
Мокошь

Богиня урожая
Перун

Бог зверей и домашнего скота
Стрибог

Бог ветра и бури
Велес


Задание 7. Прочитай и запиши правильный ответ.
Всех людей, поклонявшихся различным богам природы, называют язычниками. Славяне – обожествляли силы природы. Значит, славяне были ______________________ .

Задание 8. Прочитай текст.
Самый большой праздник Солнца у славян был в разгар лета, в самую короткую ночь. Он носил название Ивана Купалы. После этой ночи дни начинали уменьшаться, наступал поворот к осени. Знаком Солнца, сходящего с летней высоты, было горящее колесо, которое славяне скатывали с горы.
В праздник Купалы славяне купались, девочки плели венки и бросали их в воду, девушки и парни брались за руки и прыгали через костёр, играли в «ручеёк», искали в лесу цветок папоротника
Окружающий мир. Исторические темы.

ИЛО № 6.
Тема: «Древний Киев и происхождение городов».

Задание 1. Рассмотри схему. Внимательно прочитай текст и проведи карандашом путь лодки.

Сначала торговые люди плыли по Балтийскому морю. Затем по реке Неве они попадали в Ладожское озеро. Из него поднимались по реке Волхову в Ильмень-озеро. Потом плыли вверх по течению реки Ловать. Далее купцы волочили свои лодки (ладьи) по суше в Западную Двину. Переплывали её, затем опять волоком тащили ладьи в Днепр и спускали в Чёрное море.

Задание 2. представь себя купцом, плывущим с богатым товаром по реке. Твоему взору открываются четыре картины:
Низкий берег реки, к которому близко подходит лес. (
Высокий берег реки, поросший лесом. (
Большая поляна на высоком берегу реки. (
Низкий болотистый берег. (
- Какое место тебе кажется наиболее надёжным для ведения торговли с местными жителями? Почему?
____________________________________________________________________________________
Задание 3. Вставь нужное слово. Предварительно проанализировав информацию в скобках. Допиши предложение.
По пути следования иноземных купцов на славянской территории возникали многочисленные ___________ : Новгород, Смоленск, киев и другие. (Места складирования товаров во время их обмена купцами нужно было огораживать, охраняя их от воров. В этих городах торговая площадь была главная).

Задание 4. Выбери из списка однокоренные слова к слову «город».
Город, горка, городить, гореть, огородить, изгородь, городище, горница, городской, горевать, пригород, горький, горожанин.

Задание 5. Прочитай следующее высказывание.
Приезжие купцы и местные жители начинали торговать рано утром, открыв городские ворота и опустив подъёмный мост.
- Определи, что происходило раньше: открытие ворот или начало торговли в городе?
____________________________________________________________________________________

Задание 6. Восстанови деформированный текст.. Для этого пронумеруй предложения в нужной последовательности..
( поэтому киевляне и пригласили княжить в свой город варягов с сильной дружиной.
( Недалеко от Киева жили племена воинственных хазар.
( Жители Киева отказывались платить дань. Тогда хазары нападали на Киев, грабили его и уводили в рабство женщин и детей.
( Хазары требовали от киевлян платить дань: по одной беличьей шкуре с каждого дыма, т.е. ___________ .
Окружающий мир. Исторические темы.

ИЛО № 7.
Тема: «Первые русские князья».
Задание 1. Прочитай предложения и укажи, опираясь на схему, что в ней является причиной, а что – следствием из неё.
Так как без единого правителя северные славянские племена враждовали между собой, они пригласили княжить на свои земли варяга Рюрика.

Задание 2. Прочитай два суждения и впиши между ними нужное слово-связку. Используй слова для справок..

Слова для справок: так как, поэтому, словно, причём.
Задание 3. Восстанови деформированный текст, пронумеровав по порядку его предложения.
( место, где похоронили убитых, и сегодня называется Аскольдовой могилой.
( Потом Олег, увидев, как удобно расположен киев, как он красив, богат и надёжен, перенёс в него столицу из Новгорода.
( Олег силой захватил власть в Киеве, казнив Аскольда и Дира.
( «Да будет Киев матерью городам русским», - сказал Олег.
Задание 4. Прочитай текст.
Олег прославился в истории Руси тем, что основал государство киевскую Русь и заключил первый в истории киевской Руси мирный торговый договор.
- Найди в тексте те части предложения, которые выражают причину и подчеркни красным карандашом. Найди в тексте часть предложения, выражающую следствие. Подчеркни зелёным цветом.
Задание 5. Ты узнаешь, кто правил Киевской Русью после смерти Олега, прочитав следующий текст:
После смерти Олега на киевский престол вступил возмужавший к тому времени сын Рюрика – Игорь. У Игоря была жена Ольга, красавица и умница, - щёки румяные, глаза синие, коса русая.
До замужества она жила в деревне Выбуты, на берегу реки Великой, в 12-ти километрах от Пскова. И вот однажды проезжал мимо тех мест молодой и красивый князь Игорь. Увидел Игорь на берегу красавицу Ольгу и попросил перевезти его на другой берег реки. Долго беседовали они, но, что сказали друг другу – неизвестно. Да только не забывал уже никогда юный князь той встречи. Он прислал за девушкой сватов. И стала Ольга киевской княжной.
Игорь часто объезжал свои земли по разным делам. Однажды он собирал ежегодную дань с племени древлян, и на обратном пути ему показалось, что дани взято мало: он вернулся за остальной частью дани. Древляне, узнав об этом, сказали: «если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его».
Задание 6. Расположи первых русских князей в нужной последовательности, приписав каждому из них порядковый номер.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Окружающий мир. Исторические темы.

ИЛО № 8.
Тема: «Крещение Руси».

Задание 1. Дополни и допиши следующее предложение, предварительно проанализировав информацию, данную в скобках.
Несмотря на свои огромные размеры, Киевская Русь не признавалась соседними странами великим государством, потому что _____________________________________________________ .
(Народы соседних с Киевской Русью стран не были язычниками, а являлись православными или католическими христианами, мусульманами или иудеями.)

Задание 2. Ты догадаешься, почему князь Владимир стал сомневаться в силе языческих богов, если установишь смысловые связи между следующими суждениями и пронумеруй их.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Задание 3. Выбери из следующего перечня положительные и отрицательные последствия крещения Руси, поставив нужные значки «+» или «-».

( Православная церковь прославляла женщину-мать, запрещала многожёнство.
( Православная церковь была против языческих обрядов и праздников, например, такого, как масленица.
( Православная церковь выступала за единство, силу, величие Руси.
( Православная церковь выступала против игры на народных инструментах.
( Православные священники выступали за дружную семью, за уважение детей к родителям, за заботу к старикам.
( На Руси стали строить церкви и при них создавать школы, художественны
























Окружающий мир. Исторические темы.

ИЛО № 9.
Тема: «Основание Москвы».
Задание 1. Преобразуй следующие повествовательные предложения в вопросительные.
Есть версия а о происхождении названия города Москвы.
___________________________________________________________________________________
Город Москва был основан князем Х (икс)
___________________________________________________________________________________
Основатель города Москвы заинтересовался его местоположением по причине в.
___________________________________________________________________________________
Задание 2. Прочитай текс и ответь на послетекстовые вопросы.
Река , на берегу которой возникло местечко Москва, вытекает из болота. Местность вокруг реки в давние времена была сырой и вязкой. Слово вязкая на финском языке звучит как Москва.
- Запиши, какое название получила эта река? _________________ .
- Вставь пропущенное слово в следующий вывод:
По названию (чего?) ____________ стал называться и город Москва.
Задание 3. Подпиши под датами название городов, основанных в это время.
859 г. 903 г. 1108 г. 1147 г.
____________ ________________ ____________________ Москва
Задание 4. Прочитай текс и ответь на внутритекстовые и послетекстовые вопросы.
В 12-ом веке земли, где река Неглинка впадает в реку Москву, принадлежали богатому боярину Кучке.
Однажды проплывал мимо этих мест князь ___________ , по прозвищу Долгорукий.
- Впиши недостающее имя князя.
Он возвращался из города Киева во Владимир по водному пути, который проходил мимо местечка Москвы. Понравилось это место князю своими лесистыми холмами, которые омывались с нескольких сторон реками. «Кто владеет этими местами?» - поинтересовался князь.
- Запиши, что услышал князь в ответ:
___________________________________________________________________________________
Задание 5. Предположи, как развивались события дальше, и покажи это стрелочками.
.
Задание 6. Опираясь на схему, назови и подчеркни город, через который проплывали купцы, путешествуя:
из Новгорода в Рязань; из Киева во Владимир; из Рязани в Тверь.


- Впиши в предложение пропущенное слово.

Многие торговые водные пути проходили через _______________ , поэтому-то Юрий Долгорукий и заинтересовался этим местом.





Олег


Рюрик


Игорь


Ольга


Святослав


№ Люди принесли в жертву языческим богам много юношей и девушек

№ Наступил страшный голод.

№ Как-то раз в июле не выпало дождя.

№ Посевы начали засыхать.

№ Дождя по-прежнему не было, посевы погибли.



15