Самостоятельная работа учащихся на уроке «Окружающий мир» / «Природоведение» в начальной школе ВСОШ закрытого типа

ЯНУЛЯВИЧУС Н. П.

Самостоятельная работа учащихся на уроке «Окружающий мир» /
«Природоведение»
в начальной школе ВСОШ закрытого типа

Цель: формирования и развития самостоятельности, учащихся в познавательной деятельности.
Условие включения учащихся в самостоятельные работы с учетом формирования у них рациональных приемов умственных действий.
Компетенции:
- учащиеся овладевают более конкретные, осознанные знания, умения и навыки;
- учатся наблюдать, логически мыслить, сравнивать, делать первичные обобщения и самостоятельные выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Учебник Н.Ф.Виноградовой, Г.С. Калиновой «Окружающий мир» для 3 и 4 класса.
Рекомендуемые самостоятельные работы содержат разнообразные вопросы, задания, природоведческие задачи, многие из которых имеют практическое значение. Использование подобных заданий поможет учителю не только проверить знание фактического материала, но и проследить за формированием и развитием умений, навыков и основных приемов умственных действий, таких как анализ, сравнение, обобщение на основе сравнения, наблюдение, установление причинно-следственных связей.
Различная степень сложности предлагаемых заданий дает возможность учителю осуществить дифференцированный и индивидуализированный подход к учащимся; использовать различные формы организации самостоятельных работ (фронтальная, групповая или индивидуальная формы). Некоторые из рекомендуемых самостоятельных работ могут быть использованы в качестве дополнительных домашних заданий.
Самостоятельные работы входят в конспекты уроков по следующим темам:
«Как устроен и работает организм человека»
и «Как человек воспринимает окружающий мир».
В первую тему вошли 4 подтемы:
«Кровь. Кровеносная система»,
«Сердце - главный орган кровеносной системы»,
«Органы выделения. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества», «Кожа. Строение кожи. Как работает кожа».
Во вторую тему вошли 2 подтемы:
«Зрение. Берегите глаза»,
«Слух. Берегите слух».
Индивидуальные карточки «Кровь. Кровеносная система».
Цель: «Повторение ранее изученного» с целью проверки и актуализации знаний учащихся и выявлению степени их самостоятельности;
- проверка и актуализация знаний учащихся, а также проверки знаний на этапе урока «Закрепление нового материала».
Карточка № 1
Назовите органы при помощи, которых человек дышит? Что происходит с воздухом в легких?
Как уберечь себя от простудных заболеваний?
К конспекту урока по теме «Сердце - главный орган кровеносной системы» были разработаны индивидуальные карточки с целью

Карточка № 2
Задание №1: Вставьте в предложения нужные слова.
При вдохе легкие забирают из воздуха, а при выдохе выбрасывают из организма и
пары.
Задание №2: Почему кровеносную систему называют транспортной?

Карточка №3
Задание №1: Вставьте в предложения нужные слова.
Кровь, двигаясь по сосудам, снабжает все органы , забирает ненужные для организма
Задание №2: Что такое кровь?
Задание №3. Центральный орган системы кровообращения?
Задание №4. Каковы размеры сердца?
Задание №5. Какую работу выполняет сердце?
Задание №6. Что приводит в движение кровь?
Задание №7. Сколько сокращений в минуту делает сердце здорового взрослого человека?
Задание №7. Что необходимо делать, чтобы сердце было здоровым?
На уроке используется два вида самостоятельной работы.
Первый вид самостоятельной работы предполагает письменный опрос учащихся по индивидуальным карточкам, а другой вид самостоятельной работы предполагает устно ответить на вопросы пройденного материала.
Данный вид работы поможет определить учителю, какая часть материала была усвоена на уроке.

Урок по теме
«Органы выделения. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества»
Карточка №1
Задание: Найди пару.
Череп -скелет
Мышцы -пища
Желудок -зарядка
Бронхи -кариес
Зубы -дыхание
Карточка №2

Задание: Впишите названия органов, составляющих:
Дыхательную систему
Нервную систему
Кровеносную систему
Пищеварительную систему

Урок по теме «Кожа. Строение кожи. Как работает кожа».
Карточка №1
Задание: Перечислите 5 систем органов человека.
Карточка №2
Задание: Выберите из перечисленных слов названия органов выделения, подчеркните.
Печень, почки, толстая кишка, желудок, трахеи, глотка, гортань мочеточники, тонкая кишка, мочевой пузырь, легкие, сердце, вены, артерии, кровь

Тесты по разделу «Как устроен и работает организм человека»
1. Какие системы человека находятся во взаимодействии с окружающей средой?
А) выделительная, дыхательная, кровеносная
Б) пищеварительная, дыхательная, выделительная
В) пищеварительная, кровеносная, нервная

2. Какая система человека объединяет организм в единое целое?
А) кровеносная
Б)нервная
В) дыхательная

3.Назовите систему человека, которая обеспечивает работу всех систем организма человека?
А) кровеносная
Б) выделительная
В) нервная

4.Кровеносная система состоит:
А) только из сосудов;
Б) из сосудов и сердца.
В) только из сердца

5. К какой системе относится глотка:
А) к пищеварительной;
Б) к дыхательной.

6.Какая система участвует в доставке организму кислорода:
А) пищеварительная;
Б) дыхательная;
В) нервная.

7. Находится ли деятельность спинного мозга под контролем головного мозга:
А) да;
Б) нет.
8.Какому отделу мозга принадлежат полушария большого мозга:
А) спинному мозгу;
Б) головному мозгу.

9.Зависят ли умственные способности здорового взрослого человека от массы голов
·ного мозга:
А) да;
Б) нет.

10. Осязание - это способность воспринимать:
А) давление,
Б) прикосновение;
В) боль;
Г) вкусовые ощущения.

11.Орган обоняния находится:
А) в слизистой оболочке ротовой полости;
Б) в слизистой оболочке носовой полости;
В) в слизистой оболочке языка.

12. Все ли кости скелета выполняют функции рычагов, с помощью которых осуществляется движение тела:
А) да;
Б) нет.

13. Из каких отделов состоит скелет человека:
А)скелета головы;
Б) скелета туловища;
В) скелета конечностей.

14. У человека более:
А) 250 мышц;
Б) 450 мышц;
В) 600 мышц.

15. Являются ли скелетные мышцы активной частью опорно- двигательного аппарата:
А) да;
Б) нет.

16. Всегда ли человек заболевает при проникновении в его организм болезнетворных бактерий:
А) да;
Б) нет.

17.Сколько групп крови выделяют у человека:
А) две;
Б) три;
В) четыре.

18. Венами называются:
А) сосуды, по которым кровь течет к сердцу;
Б) сосуды, по которым кровь течет от сердца;
В) мельчайшие кровеносные сосуды.

19.Относится ли сердце к системе кровообращения:
А) да;
Б) нет.

20.Может ли человек управлять функциями сердца:
А) да;
Б) нет.

21. Кровь по сосудам движется:
А) непрерывно;
Б) толчками.

22.Внутри носовая полость разделена:
А) на две части;
Б) три части;
В) четыре части.

23.В каких органах кровь насыщается кислородом:
А) в легких;
Б) в сердце;
В)в почках.

24. Из внешней среды организм получает:
А) углекислый газ;
Б) кислород, органические вещества, минеральные соли, воду;
В) мочевину, мочевую кислоту.

25.Откуда организм получает энергию:
А) с пищей;
Б) от солнца.

Цель теста - закрепить знания учащихся по всему разделу «Как устроен и работает организм человека», привести полученные знания по всем темам уроков в систему;
- проверить степень самостоятельности и уровень познавательной активности учащихся.







Анкета
Цель: - выявить отношение учащихся к самостоятельной работе,
- определить мотивы самостоятельной деятельности учащихся

1 . Как вы относитесь к самостоятельной работе, которая проводится по предмету «Окружающий мир»?
Положительно.
Отрицательно.
Безразлично.

2. Что вас привлекает в ней?
Возможность пополнять и углубить знания.
Возможность проявить самостоятельность.
Желание проверить свои знания.
Желание получить отметку.

3. Желание получить похвалу от родителей, учителей и др.,
Какие виды самостоятельной работы вы выполняете с интересом? 1 Работа с учебником.
Работа с дополнительной литературой.
Решение задач, выполнение упражнений.
Работа с таблицами.
Выполнение чертежей, рисунков.

4. Какая помощь учителя необходима вам при выполнении самостоятельной работы?
Объяснение задания.
Инструктаж к работе.
Наблюдение учителя.
Ответы учителя на вопросы, возникающие при выполнении заданий.
Корректирование работы.
Проверка и анализ результатов.
Помощь учителя не нужна.

5. Что, на ваш взгляд, следовало бы изменить в организации самостоятельной работы школьников?
Увеличить для нее время на уроке.
Уменьшить время для нее на уроке.
Чаще предлагать творческие задания.
Чаще предлагать индивидуальные задания.
Предлагать задания на выбор.

Данная анкета позволила выявить отношение учащихся к проведению самостоятельных работ по окружающему миру, и помогла выявить, какой вид самостоятельной работы наиболее интересен ученикам, а также, какую помощь оказывать во время проведения самостоятельных работ и как данную работу лучше всего организовать.
По результатам, полученным после анкетирования, следует составить сплан работы, который позволит сформировать уровень знаний учащихся, а также поможет привести эти знания в систему:

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ «ПРИРОДОВЕДЕНИЯ»
1.Составить карточки для индивидуальной работы с детьми;
2. Провести по самостоятельную работу в 2-х классах в виде тестирования.
3.Использовать для самостоятельной работы задания с учетом индивидуальных способностей учащихся и даватьдля выполнения задания из знакомого материала.
4. Использовать групповые самостоятельные работы.
5. Использовать фронтальные самостоятельные работы.
6. Разработать методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке.
7. Использовать различные виды организации самостоятельных работ учащихся: работа с книгой, устные самостоятельные работы, письменные самостоятельные работы (включая дифференцированные), контроль (взаимоконтроль, самоконтроль).

Заключение
Самостоятельная работа на уроках окружающего мира в вечерней школе закрытого типа может проводиться фронтально, группами и индивидуально.
Цель использования самостоятельных работ на уроках «Окружающего мира» определяется индивидуальными особенностями и степенью усвоения знаний учащихся.
Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы на разных этапах урока.
В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для определения уровня знаний учащихся.









13PAGE 15


13PAGE 14115


13PAGE 15







15