Методика преподавания изо в начальной школе.Виды и жанры изобразительного искусства.


ГКОУ СКОШИ № 52 г. Москвы.
Методика преподавания изобразительного искусства
в начальной школе .
Учитель начальных классов: Тимофеева Н.В. Изобразительное искусство. Его виды и жанры.
Изобразительное искусство – всегда диалог, спор, внутренняя беседа художника и зрителя. Создав серьезное произведение искусства, художник прошел свою часть пути. В его работе соединились строгий расчет и интуиция, острая наблюдательность и обильная фантазия, ясно изложенная художественная мысль и непередаваемое словами чувство; в ней заключен смысл, существенный для многих людей. Остальную часть пути должен проделать зритель. Ему предстоит правильно понять и глубоко почувствовать, сопережить то, что хотел сказать и выразить художник. Но наиболее полое восприятие произведений изобразительного искусства требует и известной специальной подготовки, опыта общения с искусством, знания его основных закономерностей. Знание свойств цвета, рисунка, композиции и других элементов в создании впечатляющего художественного образа и того, как расширяют замысел мастерски использованные автором богатейшие возможности художественной формы, несомненно, приблизит зрителя к более глубокому восприятию искусства. Общие художественные средстваО видах изобразительного искусства Все существующие виды искусства можно разделить на три группы. К одной относятся пространственно-временные искусства, действие которых происходит и воспринимается в зримом пространстве ив течение определенного времени: драматический и музыкальный спектакли, кинофильм, различные театрализованные процессии, кинетическое искусство. Вторая группа – временные искусства – включает те виды, где действие развивается лишь во времени: исполнение музыки, поэзию, художественную литературу. Третью группу составляют искусства, произведения которых лишены развития в реальном времени (время может быт в них представлено, воображено по косвенным признакам). Это картины, скульптуры, рисунки, художественные изделия (ковры, вазы, драгоценности и т.д.), архитектурные сооружения и и интерьеры. Эта группа объединяет пространственные искусства, отличающиеся своей статичностью, неподвижностью, неизменностью во времени. Пространственные искусства разделяются на две большие группы. Одна из них представляет собой собственно предметы, окружающие человека в повседневной жизни. Сюда относятся всевозможные изделия, художественно сконструированные или оформленные. Это – мебель, автомобили, предметы быта, составляющие область дизайна – функционально-пространственного искусства конструирования вещей. В других искусствах создаются изображения предметов, и все эти виды объединяются под названием «изобразительное искусство». Оно едва ли не наиболее древнее среди других видов искусства и, по существу, сопутствует человеку с доисторических времен. Еще в эпоху палеолита первобытные люди создали множество пещерных изображений, росписей и произведений прикладного искусства, воспроизводивших конкретные факты и явления повседневной жизни. Так, основными видами изобразительного искусства являются живопись, графика, скульптура. Каждый из них, пользуясь различными материалами, предает окружающий мир по-своему: живопись – во всем его красочном богатств, графика – через линейно-тональное, свето-теневое изображение, скульптура – в осязаемых трехмерных формах. Облик и содержание живописных, графических и скульптурных произведений существенно изменяется в зависимости от их назначения и ряда других причин, и поэтому эти искусства делятся еще и на станковое, монументальное и декоративно-прикладное искусство. Название «станковая происходит от слова «станок» - приспособление, на котором выполняется создаваемая картина, скульптура или графика. Характерная особенность станковых произведений состоит в том, что они не предназначены конкретно ни для какого определенного места. Помимо станковой живописи, графики и скульптуры, существуют монументальная живопись и монументальная скульптура. Если станковое произведение рассчитано на восприятие одним человеком и не предназначено для какого-либо определенного места, то каждое монументальное произведение не только связано с конкретным местом и пространством, но и предполагает одновременное его восприятие многими людьми. Монументальные живописные произведения, обычно большого размера, выполняются чаще всего на стенах общественных зданий, там, где собирается много людей, где происходят важные события и действия. Монументальные скульптуры ставятся на городских площадях, на местах больших исторических событий, около или внутри зданий, дворцов, храмов. К видам изобразительного искусства, отличающимся применяемым материалом и особым назначением и целью работ, по нашему мнению, можно отнести многообразные произведения декоративно-прикладного искусства, которые включают в себя элементы живописи, графики и скульптуры. Декоративное искусство — искусство украшения вещей красочными или одноцветными изображениями, придания им форм, не обязательных с точки зрения простоты изготовления, но отличающихся выдумкой и острым чувством красоты. Такие вещи иногда выходят из обиходного обращения и становятся украшением жилищ или оформлением общественных зданий. Вместе с тем прикладное искусство — изготовление мебели, одежды, утвари — всегда преследовало задачу соединения пользы и красоты. На этой основе возник в XX веке дизайн—искусство художественного конструирования вещей. Отчасти к декоративно-прикладному примыкает искусство оформления книги, однако, помимо украшения переплета и страниц тиснением, орнаментом, шрифтом, миниатюрой, большую роль играет здесь передача идейного содержания литературного произведения языком иллюстрации. Следует назвать также декорационное искусство в театре, кино и на телевидении, направленное на художественное выявление уже готового драматургического материала.В изобразительном искусстве существует, кроме того, искусство плаката. Сфера использования плаката крайне обширна: агитация, реклама, объявление, техника безопасности и т. д., и т. д. Общими для всех плакатов требованиями являются лаконизм, удобочитаемость, броское изобразительное решение. В сферу изобразительного искусства входят теперь и художественная фотография и фотомонтаж. Художественной фотографии свойственны такие закономерности станкового искусства, как цельность и единство образа, строгость композиции, психологическая выразительность при общей жизненной содержательности произведения. Подбор фотоматериалов, совмещение нескольких снимков — монтаж расширяют диапазон художественных возможностей фотографии, обладающей, кроме того, важным свойством документальной убедительности. Отсюда наряду со станковыми формами художественная фотография находит широкое применение в плакате, оформлении выставок, полиграфии. В каждом произведении искусства используются, во-первых, средства, общие для всех видов, во-вторых, типические только для своего вида и, в-третьих, характерные единственно для данного произведения и его автора. Образ, складывающийся в сознании художника, неизбежно связан с реальностью окружающего мира и реально существующим материалом, в котором он воплощается. С точки зрения технической этим материалом предстоит имитировать множество предметов и явлений. С точки зрения образной только тогда художник сможет передать свое отношение к действительности, когда он выразит его через соответствующее отношение к материалу. Поэтому материал искусства: краски, уголь, глина, камень и другие никогда не бывает просто техническим средством передачи внешнего мира — это также и органическая часть образа, с помощью которого художник выражает состояние своей души.Живопись В мировой истории искусств живопись часто занимала ведущее место. Эта ее роль в значительной мере объясняется тем, что ни в каком другом виде искусства нельзя передать видимые явления мира, образ человека или природы с такой полнотой, как в живописи. Более того, эта полнота выражения внешнего, видимого мира позволяет раскрыть и глубокое внутреннее содержание, и смысл общественных явлений, духовную жизнь человека, его мысли, чувства и стремления. Живопись в отличие от других видов искусства обладает цветом как главным, основным средством выражения жизни. Все остальные виды искусства в отношении передачи цвета и света в природе, хотя нередко и используют краски как материал, уступают живописи в полноте, глубине и точности этой передачи. Правда, живописное изображение связано с плоскостью, и в этом смысла оно тоже условно и уступает скульптуре, обладающей конкретно осязаемой объемной формой.Материалы и техника Существуют много различные техник выполнения живописных произведений и применяемых художниками красочных материалов. Наиболее распространена живопись масляными красками. Их свойство сохнуть в течение нескольких дней, их вязкость позволяют не только длительно работать над холстом без существенных изменений от высыхания краски, но и бесконечно разнообразно пользоваться смешением красок и их наслоением. Основой для масляной живописи обычно служит льняной холст, покрытый клеевым или полумасляным грунтом. Но можно масляными красками писать и на других грунтах, дереве, бумаге, покрытой желатином или клеем, на железе, стекле. В целом существуют два способа работы масляными красками: многослойный, рассчитанный на длительное время, и быстрый, однослойный — «алла прима». Старые мастера (техника масляной живописи применяется с XV века) пользовались первым способом. Живопись «алла прима» позволяет в полной мере раскрыться темпераменту художника, непосредственному порыву чувства. Корпусные и прозрачные краски кладутся то рядом, то смешиваются; иногда в некоторых местах грунт остается нетронутым, Этому способу особую популярность создали в XIX веке французские импрессионисты. Существуют краски, разводимые не маслом, а водой, и живопись этими красками называется акварелью. Обычно ею пишут на негрунтованной бумаге. Настоящая чистая акварель не имеет белил, роль которых выполняет белый цвет бумаги, просвечивающий сквозь прозрачный красочный слой. Поэтому акварель отличается от других видов живописи прозрачностью и свежестью цвета В отличие от акварельных красок также разводимая водой гуашь имеет очень густую консистенцию и большую плотность, поэтому гуашевые краски не обладают прозрачностью, и в палитре гуаши всегда присутствуют белила. Часто применяется живопись темперой, краски которой разводятся водой и приготавливаются на ка-зеиново-масляном, яичном или синтетическом связующем. Темпера — старинная техника живописи. Работа темперой осложняется тем, что, быстро высыхая, краски уже не поддаются смешению. Поэтому в темпере часто пишут чистым цветом, применяя лессировки и моделируя плавные тональные переходы штрихами. Менее распространена живопись пастелью — цветными мелками красивых бархатисто-мягких тонов. Пастелью обычно пишут на мягкой серой бумаге или в редких случаях на замше. Недостаток пастели — ее сыпучесть, поэтому произведения, выполненные в этом материале, сохраняются трудно. Акварель, гуашь и пастель нередко считают графикой, а не искусством живописи, поскольку они выполняются на негрунтованной бумаге — основном материале графического искусства. Однако специфическое средство живописи — цвет — является в одинаковой степени основным и в масляной живописи, и в акварели, и в гуаши и пр. Много веков существует фресковая живопись. Красочный пигмент (порошок) разводится водой и наносится на сырую штукатурку, которая при высыхании очень прочно скрепляет красочный слой. Этот вид живописи применяется для росписи стен зданий.Используется также мозаика, в которой вместо красок применяются кусочки смальты (стеклянных сплавов), мрамора, камней, эмали, керамики. Мозаика, как и фреска, относится в основном к монументальной живописи, предназначенной для украшения жилых и общественных зданий, дворцов, вокзалов, аэропортов, государственных учреждений, театров, университетов и пр., хотя бывают и небольшие мозаичные картины, портреты, натюрморты.Тематика и жанры живописиПроисхождение жанров связано со многими и разными сторонами социально-общественной жизни людей, с материальными условиями существования и духовной культурой общества. В процессе исторического развития искусства выделилось несколько обособленных групп произведений, отличающихся содержательными и пластическими особенностями и закономерностями. Жанры исторически преходящи. Так, например, в древнерусской живописи, целиком направленной на христианскую мифологию, существовали свои жанры: образа, жития святых, праздники и некоторые другие. Начиная со светской культуры эпохи Возрождения, в европейской живописи формируются жанры, где взгляд художника направлен на действительность: исторический жанр, портрет, бытовой жанр, пейзаж, натюрморт. Тематическая картина — очень пространное понятие. В этот разряд попадают события прошлого и самые злободневные явления нашей жизни, будничная сценка и обобщенный философский взгляд на людей и природу. Иногда эти предметы прихотливо сочетаются в одной картине. Разнообразен круг задач, которые ставит перед собой художник в тематической картине. Он может стремиться показать жизнь как она есть, раскрывая социальные корни типических общественных явлений. Он может воплотить в картине основополагающие общественные идеи и идеалы. Его взгляд может направлен в прошлое и открывать в нем черты современности; в современном пытаться предугадать ростки будущего. Портрет также может быть очень различен по своим задачам. В одних случаях, когда портрет призван увековечить облик выдающихся людей, его определяющими качествами становятся точность передачи облика и внешняя сдержанность, представительность. В других внимание художника направлено на устойчивые черты характера модели, на соотношение в характере индивидуальных и типических для многих людей качеств — эти произведения называют социальным или психологическим портретом. Пейзаж — жанр, который долгое время считался второстепенным. Основными пейзажными проблемами являются: как передать солнечный свет, тень, отсветы на листве и телах, преломление света в быстрой струе ручья, как естественно разместить фигуры людей среди природы. Следует различать пейзажный этюд и пейзажную картину. Этюд, который пишется непосредственно с натуры, обычно быстро, в один или несколько сеансов, не претендует на создание законченного образа природы. Прелесть этюда в стремительности, в точности отдельных беглых наблюдений, в правдивой передаче моментального состояния пейзажа, в эмоциональности живописной работы. Пейзажная картина чаще создается в мастерской, как и произведения других жанров. Это законченная, тщательно и продуманно выполненная (не следует смешивать тщательность с детальностью прорисовки), выражающая общие представления о природе работа. Следует рассматривать как самостоятельный жанр марину, морской пейзаж. Он имеет целый ряд особенностей, связанных с изображением моря. Особый жанр живописи, названный натюрмортом (мертвая натура), составляют картины, изображающие предметы, нас окружающие. Натюрморт иногда называют лабораторией творчества. В этой «лаборатории» наибольшее внимание художники могут сосредоточить на изображении предметов через саму художественную форму, не усложненную сюжетными и иными задачами. В одних случаях художника волнует, прежде всего, передача материала, фактуры предметов, в других - пластика форм. Основная функция жанров - упорядочение содержания. Так, рассматривая тематическую картину, мы не стремимся к уяснению характера каждого из персонажей самого по себе, в первую очередь внимание направляется на взаимодействие характеров; в портрете, наоборот, существенно не взаимодействие, а сам характер. Жанр с его исторически сложившейся стилистикой, определенными тематическими задачами направляет восприятие в должное русло. Для нас важно, что жанровая принадлежность во многом объясняет специфику собственно живописных задач, своеобразие живописной формы произведения.Графика Графика объединяет несколько искусств, изображение в которых состоит из линий, пятен, штрихов преимущественно одного цвета (обычно черного), иногда с ограниченным применением других цветов. Графическое изображение по природе своей условнее живописного, поскольку оно не стремится передавать всю сложность и богатство красок окружающего нас мира, т. е. не стремится к живописной полноте в передаче живой, реальной плоти вещей. В то же время графические искусства обладают другими особенностями и качествами, которые восполняют эту известную условность графического языка. Разные материалы, техники и виды графикиСуществует станковая и прикладная графика. В первой, как и в станковой живописи, смысл и назначение произведений полностью исчерпываются их художественным содержанием, а в прикладной графике и содержание, и форма связаны с определенным назначением произведения. Так, книжная графика предназначена украшать и оформлять книгу, а в иллюстрациях раскрывать в зримых образах содержание литературных произведений. Плакат призван отражать политические темы современности, пропагандировать основополагающие идеи и знания или же служить целям информации. Журналъно-газетный рисунок, в которыйвходит и карикатура, должен выполнять средствами изобразительного искусства общие задачи периодической печати. И наконец, промышленная графика—оформлять всевозможные товары, проспекты, дипломы, календари, рекламировать промышленную продукцию, кинофильмы, театральные постановки.Каждое из этих искусств обладает целым арсеналом художественных средств, особенностей и требований к ним. Так, книжная графика, выполняя роль украшения книги, в то же время призвана в иллюстрациях, заставках, фронтисписах, титулах раскрывать в зримых ли образах, в отвлеченных ли декоративных формах орнамента и шрифта отдельные стороны литературных произведений или их общий поэтический, духовный, идейный смысл. Выполнение оригиналов для книжной графики производится всеми существующими графическими материалами, однако почти всегда оригиналы затем воспроизводятся в самой книге фотомеханическим путем. В промышленной графике требования утилитарного, практического использования выполняемых художниками работ сочетаются с художественно-эстетическими задачами. Иными словами, этикетки, календари, промтоварные коробки, обертки и пр. должны быть вполне удобными, целесообразными, привлекательными, отвечая эстетическому идеалу потребителей, национальным, профессиональным, возрастным традициям и требованиям, иметь стилевую связь с окружающей средой. Параллельно этим графическим искусствам существует еще несколько других, различных по материалу. Одним из самых распространенных является гравюра, в которой произведения возникают путем отпечатка с изображения, вырезанного на дереве, металле, линолеуме и пр. Существует гравюра высокой печати, где с деревянной доски или с линолеума удаляются те места, которые на оттиске должны остаться белыми. Эти гравюры соответственно называются ксилографией — гравюрой на дереве и линогравюрой, т. е. гравюрой на линолеуме. В гравюре глубокой печати, наоборот, изображение получается через процарапывание или травление обычно на металле линий и штрихов, в которые набивают краску, переводимую затем путем давления на белый лист бумаги. Когда применяют травление, то предварительно покрывают медную или цинковую доску лаком, по которому и наносят рисунок тонкой иглой, процарапывая лак до доски. Затем доску опускают в ванночку с азотной кислотой, которая, разъедая металл, углубляет рисунок в доске. При печати с нее получается офорт. При процарапывании доски без травления получается гравюра сухой иглой и гравюра резцом, в зависимости от того, применяется ли игла или резец. Гравюра плоской печати печатается с гладкой поверхности камня, на которую предварительно наносится рисунок жирным карандашом. Затем камень обливают слегка окисленной водой, не пристающей в местах, проведенных карандашом. После этого на камень накатывают обычную типографскую краску, которая ложится лишь на рисунок. Его и переводят путем тиснения на бумагу. Это графическое искусство называется литографией. Все гравюры обладают одним существенным качеством, отличающим их от обычных рисунков, сделанных карандашом, тушью, углем и пр. Это тиражность, причем каждый оттиск в гравюре, называемый эстампом, в отличие от обычной репродукции является оригиналом, полностью сохраняющим живой и непосредственный отпечаток творческой работы художника. Более того, проникновение в доску, линолеум или в металл резцом, несколько напоминающее работу скульптора над рельефом, придает изображению упругость и строгость, ибо само сопротивление твердого материала вызывает у гравера стремление к обобщенной, четкой и крепкой форме. Вот почему часто образ в гравюре, особенно на дереве, приобретает монументальный характер, несмотря на очень маленький размер изображения.Черное и белоеГрафические материалы не обладают теми богатейшими возможностями моделировки формы и пространства, которые присущи живописи. Единственной основой для графики служит бумажный лист. В самом простом случае каллиграф располагает двумя контрастными материалами — белой бумагой и черной тушью. Поэтому достоинства его изображения зависят от того, как найдено отношение этих двух материалов, отношение проработанной и чистой частей листа создает эмоциональную атмосферу всей работы.Формы предметов в графике передаются в основном более обобщенно, чем в живописи, чаще всего через силуэт, а необходимые детали — намеком, очень условно и лишь в той степени, в какой они попадают в декоративный замысел всей работы. Напротив, столь эфемерные явления, как тень, свет, дым и т. д., здесь могут приобрести материальность, не свойственную им в живописи. Это объясняется двойственностью графического изображения, тем, что образы действительности приводятся здесь к состоянию плоскостного знака, смысл которого художник раскрывает в начертании. В современном искусстве все более развиваются разные формы цветной гравюры, особенно литографии. В некоторых случаях художники ставят перед собой задачу, тождественную задаче станковой живописи,— наиболее полного живописного изображения натуры. Обычно цвет используется для выражения эмоциональной стороны художественного образа и в целях чисто декоративного обогащения.Графические средства Графические материалы и средства довольно разнообразны, а их варианты дают множество эффектов. Кроме пятна, средствами графики являются линия и штрих. Каждые по-своему, они также условны. В линейном рисунке выделяется несколько типов линий, различных по степени условности. Ближе всего отвечают реальному зрительному опыту те, которые обрисовывают внешние границы формы или обозначают резкие изломы, контрасты частей. Но иногда художники обозначают линией плавные в действительности переходы формы внутри изображения, желая сохранить стиль рисунка, единство изобразительных средств. Работа штрихом широко используется и в эстампе, и в станковой графике, и в подготовительных рисунках. Для нее характерны большая подвижность в изменениях густоты, разнообразие фактур и мягкость моделировки контуров. В зависимости от материала и задачи она может производить очень разные впечатления. Таким образом, к отличительной особенности этого вида искусств относится очень тонкая и сложная структура графического языка, возникающая то в результате богатства оттенков, нежнейших переходов и градаций света и тени, белого и темного, то как следствие предельного обобщения, строгого лаконизма форм и экономии средств.ЗаключениеВсе виды искусства взаимно обогащают друг друга, существуют во взаимной связи, и каждым из них дополняются остальные. Все вместе они несут в себе всю полноту художественного сознания эпохи и способны многогранно, всесторонне отражать жизнь в ее сложных процессах. Именно поэтому в истории искусства всегда наблюдалось как сохранение видовых характеристик отдельных искусств, так и их взаимовлияние, взаимообогащение.
Литература:
1. Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1 - 4 классы / [Б.М Неменский, Л.А. Неменская, Е.И Коротеева и др.]; под редакцией Б.М. Неменского. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2010.-190 с.
2. Изобразительное искусство. 1 - 4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений / B.C. Кузин, СП. Ломов, Е. В.Шорохов и др. - 4-е изд, до-раб.-М.: Дрофа, 2011.
3. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Сокольникова. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 367 с.:
4. Горяева, Н.А., Неменская, Л.А., Питерских, А.С. и др. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочие тетради к учебнику «Изобразительное искусство. Искусство и ты» для 2 класса начальной школы; под. ред. Б.М. Неменского. - 9-е изд., - М: Просвещение, 2008. - 48 с.
5.Кузин, B.C. Изобразительное искусство. 1-4 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / B.C. Кузин, Э.И. Кубышкина. - 14-е изд., стереотип. - М: Дрофа, 2010.
6.Кузин, В. С.Изобразительное искусство. 1 кл.: рабочие тетради / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.
7. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты украшаешь и строишь. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская: под ред. Б.М. Неменского. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с: ил.
8.Творческая тетрадь. Изобразительное искусство. 2 класс. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Т., Щирова А.Н. - М.: Просвещение, 2009. - 64с.
9. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.Я. Шпикалова, Л.В Ершова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2010.-112 с.
10.Шпикалова, Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 2 кл. / Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 2002. - 94 с.