Методическая разработка по теме Организация и проведение уроков внеклассного чтения в начальной школе

Методические рекомендации по организации и проведению уроков внеклассного чтения в начальной школе.
В методических рекомендациях представлены особенности организации уроков внеклассного чтения в каждом классе начальной 4-летней школы, структура уроков, нестандартные формы проведения внеклассного чтения.
На уроках внеклассного чтения объектом изучения является книга, выбор книги зависит от детской возрастной категории и их читательской подготовки. Вот почему нежелательно, а на подготовительном этапе категорически не рекомендуется заменять книгу произведением из хрестоматии или сборника произведений.

Организация внеклассного чтения обучающихся.
Книга – предмет, который служит для хранения и передачи информации и накопленного человеческого опыта.
Свойства книги. Ведущее начало в книге – это содержание. Ядром содержания является текст, т.е. литературное произведение (художественное, научное, научно-популярное и т.п.). В зависимости от назначения книги в ней продумывается оформление и размещение теста для удобства отыскания в нем нужного материала.
Элементами книги являются: обложка, переплет, суперобложка, корешок, форзац, титульный лист, оглавление, выходные сведения, алфавитный указатель, иллюстрации.
Обложка и переплет, служат цели отыскания данной книги среди других, имея на себе необходимые надписи, рисунки.
Корешок обеспечивает ориентировку в многотомном издании и в книгах, размещенных на полках.
Оглавление и алфавитный указатель – сведения о содержании книги и о форме изложения, помогающие читателю ориентироваться внутри текста книги.
Форзац – лист, скрепляющий переплет с книжным блоком. Он нередко используется для справочных сведений, карт, схем или рекламной информации.
Титульный лист содержит все сведения, необходимые для общего распознания содержания книги: автор, переводчик, название, где, когда и кем издана, оформлена. Любой подготовленный читатель начинает изучать книгу с титульного листа.
Выходные сведения содержат информацию об авторе, художнике, переводчике, об издании, а также краткую аннотацию и т.д.
Книжная иллюстрация поясняет текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа или дополняет текст какими-то наглядными образцами, активно толкует его, давая возможность понять и почувствовать ценность литературного содержания. Особенно важны иллюстрации в детской книге.

Цель внеклассного чтения – сформировать у учащихся интерес к детским книгам как источнику знаний, воспитывать желание и привычку читать книги.
Достижение этой цели зависит от решения следующих взаимосвязанных задач:
систематически знакомить детей с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы и ее видами;
формировать у них умение ориентироваться в книге и среди многообразия книг;
учить предугадывать примерное содержание детской книги еще до чтения;
формировать умение различать книги по существенным признакам (тематике, автору, назначению и т.д.);
учить выбирать нужную книгу, пользуясь библиотечно-библиографическими средствами;
воспитывать стремление читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным;
использовать детскую литературу для воспитания ребенка.

Читательская самостоятельность – это свойство каждого отдельного человека, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, которые побуждающих его обращаться к книгам, а также системы знаний, умений и навыков, дающих возможность реализовать возникшие запросы в соответствии личной и общественной необходимостью.
Ведущий метод обучения читательской самостоятельности младших школьников – метод чтения-рассматривания, разработанный Н.Н.Светловской.
Метод чтения-рассматривания активизирует словарный запас и представления, возбуждает воображение, задает необходимую направленность и сосредоточенность мыслям.
Наиболее благоприятные условия для обучения методу чтения-рассматривания создаются в 1-ом полугодии 1 класса, когда дети еще не овладели основами техники чтения и не пользуются механическим схватыванием слов. Работа на занятиях в подготовительный период строится в следующем порядке:
чтение книги вслух (желательно, чтобы книга до чтения не показывалась);
рассматривание оформления обложки и иллюстраций (с целью установления связи с текстом, предположения о содержании);
сообщение учителем фамилии автора и краткий рассказ о том, какие книги он написал.

На начальном этапе рассматривание, организованное учителем, предшествует первому чтению детьми, с целью прогнозирования содержания текста, а также формированию у детей интереса к конкретной книге.
На основном этапе рассматривание книги полностью самостоятельное, с опорой на такие элементы книги, как фамилия автора, название, предисловие, содержание, титульный лист.
На уроках внеклассного чтения используются: чтение вслух, размышления о прочитанном, беседы, метод дискуссии, обсуждения прочитанного, рассказы, пересказы. Помогут сделать интересными эти уроки дидактические игры, конкурсы, инсценировки, выставки книг и т.д.

Процесс формирования читателя осуществляется в три этапа:
подготовительный (1 класс);
начальный (2 класс);
основной:
основной (3 класс);
завершающий (заключительный) (4 класс).

Каждый из названных этапов отличается целями обучения, требованиями к учебному материалу (т.е. к детским книгам, используемым в качестве учебного материала), Методикой работы и организацией учебной деятельности учащихся, видами библиотечно-библиографической помощи, структурой занятия или урока, организацией «Уголка чтения».
На занятиях внеклассным чтением реализуется принцип наглядности через непосредственное восприятие детской книги. Поэтому основным видом наглядности является книжная иллюстрация.

Уголок внеклассного чтения – это специальное место, отведенное в классе под книги. Оно оборудуется: книжными полками , местом для рисунков и поделок детей, по данному произведению, полкой для книжной выставки. Следует помнить, что все материалы в уголке должны располагаться так, чтобы с ними было удобно работать.

Специфика занятий внеклассным чтением предполагает работу непосредственно с книгой, что и является основным видом деятельности, поэтому на уроках не используются диафильмы, диапозитивы, грамзаписи.

Подготовительный этап
Цель обучения – сформировать интерес и поддержать желание детей обращаться к книгам. Для достижения этой цели 1 раз в две недели в течение 15-20 минут проводится занятие с детской книгой (можно использовать в структуре урока обучения грамоте).
Задача подготовительного этапа – показать детям связь между содержанием книги и ее внешними приметами (т.е. такими элементами книги, как заглавие, фамилия автора, иллюстрация). В этот период дети знакомятся по 4-5 темам детского чтения (сказками, стихами, загадками). Книги вслух читает учитель, так как дети в первом классе еще не научились читать, в это время учащиеся могут рассматривать книгу – по иллюстрациям на обложке и внутри книги, пробуют читать фамилию автора. Таким образом формируется интерес к книге и умение в ней ориентироваться.
Основные требования к книгам, используемым на этом этапе:
в жанровом отношении книги для чтения вслух должны содержать сказки, стихи, загадки, рассказы и охватывать традиционные темы (о Родине, о детях, о животных и растениях, о переключениях и волшебстве);
книги должны быть относительно новыми, то есть они должны быть известны первоклассника;
они должны быть доступны по содержанию (тема, идея, язык);
книги и художественные произведения должны быть невелики по объему (3-7 минут чтения вслух и 8-16 страниц);
книги для чтения и рассматривания должны быть разными по структуре и содержать:
одно произведение;
несколько произведений одного автора;
произведения разных авторов;
книги должны быть крупного формата, четко выраженными элементами, яркой понятной обложкой, яркими иллюстрациями и с малообъемными текстами, напечатанными жирным крупным шрифтом.

На подготовительном этапе занятие рекомендуется начинать с беседы, которая помогает настроить детей на восприятие произведения. Затем произведение читается вслух учителем. При этом следует добиваться, чтобы дети внимательно слушали, запоминали сюжет и героев, оценивали события, поступки героев. После этого в ходе беседы после прочтения воссоздается содержание прочитанного, фиксируются чувства, читательские переживания детей. Только после уяснения содержания произведения учитель демонстрирует книгу, в которой оно помещено. Рассматривание книги ведется с целью отыскания прочитанного произведения. На этом этапе вырабатывается цепочка: содержание – иллюстрация – название – автор.

При рассматривании книги соблюдается следующий порядок:
рассматривание страниц обложки;
перелистывание книги;
рассматривание иллюстраций;
выделение названия и автора.

Структура занятия по внеклассному чтению на подготовительном этапе:
подготовительная беседа, настраивающая детей на восприятие книги (2-3 мин);
выразительное чтение учителем избранного художественного произведения (3-7 мин);
воссоздание прослушанного произведения, размышления, коллективное воссоздание прослушанного (4-6 мин);
рассматривание детской книги, в которой помещено прослушанное произведение с целью его отыскания (3-4 мин);
рекомендации к домашнему чтению (1-2 мин);
повторное чтение.
Повторное чтение учителем должно быть целенаправленным, то есть перед прочтением детям задается вопрос, на который дети должны будут ответить по итогу прочтения, установка на слушание. Если первое чтение включает только эмоции, то повторное предполагает анализ услышанного.
На первых занятиях можно предложить детям закрывать глаза и представить картинку: героев, их позы и движения, обстановку или элементы пейзажа и т.д., а затем рассказать об увиденном.
Работа над выразительностью речи предполагает изображение ситуаций с помощью мимики, жестов, движений, интонаций.
На подготовительном этапе обучения внеклассному чтению учет сводится к наблюдениям за каждым ребенком и еженедельным пометкам:
присутствовал на уроке;
принес нужную книгу;
принес книгу, но не по теме.
Дети, попадающие по наблюдениям в разряд «неблагополучных», нуждаются в индивидуальной помощи (беседа с ребенком, родителями в целях выяснения причин). Оценкой на данном этапе должно служить устное поощрение ребенка, ни в коем случае недопустимы нравоучения и наказание.

Начальный этап
Совпадает по времени со 2 классом. На этом этапе увеличивается количество детских книг (каждую неделю 3-4 новые книги). Обязательным становится самостоятельное чтение детей под наблюдением учителя. Выбор книг для чтения должен быть наиболее тщательным, так как предполагается самостоятельное чтение.
Основные критерии при подборе учителем книг следующие:
крупный шрифт;
текст на странице должен занимать не более 50% площади (остальное – поля, иллюстрации);
книга должна быть доступной для понимания;
книга для рассматривания должны иметь ярко выраженные элементы;
книги должны быть разнообразными по структуре.
Целью этого этапа является закрепление потребности ребенка самостоятельно прочитать заинтересовавшую его книгу, поэтому основным видом деятельности будет самостоятельное чтение под руководством учителя.
Самостоятельное знакомство с книгами предполагает, что они выставляются заранее в «Уголке книг», где учащиеся проводят первичное знакомство до начала урока.
Самостоятельное чтение сопровождается пометками в тексте, заданиями на доске или на индивидуальных карточках. Сильные и средние ученики, прочитав «обязательный» текст, продолжают чтение других произведений из книги по собственному выбору.
Повторное чтение не проводится. Оно возможно лишь в том случае, если весь класс выражает желание услышать еще раз этот же текст. Тогда повторное чтение проводится после завершения беседы.

Структура урока начального этапа:
ориентировка в книгах (рассматривание) (5 мин);
чтение учителем вслух произведения из выбранной с выставки книги (7 мин);
беседа - рассуждение о прочитанном (5мин);
самостоятельное рассматривание книги, которую предстоит читать (5 мин);
самостоятельное чтение «про себя» (10-12 мин);
беседа с целью проверки качества самостоятельного чтения и рассматривания (7-10 мин);
рекомендации по внеклассному чтению на неделю (1-2 мин).

На начальном этапе обучения учитывается:
внимание при рассматривании;
внимание при слушании;
внимание при самостоятельном чтении;
правильность выбора книги.
Оценка за работу на уроках может выставляться за выполнение как комплекса требований, так и одного из них.
Основной этап
Целью обучения на этом этапе появляется формирование читательских интересов, именно теперь дети должны убедиться, что мир книг – это широкий и увлекательный мир разных собеседников-авторов, в котором каждый читатель может найти что-то интересное для себя.
Ведущая роль в уроке принадлежит детям. Они самостоятельно осуществляют отбор книг и их чтение по теме предстоящего урока, приносит прочитанные книги в класс и самостоятельно формируют из них выставку, принимают участие в обсуждении и анализе прочитанных книг, выслушивая впечатления друг друга о прочитанных дома книгах, расширяют свой читательский кругозор.
В уроке внеклассного чтения основного периода выделяют три обучающих направления:
самостоятельное составление выставки прочитанных книг, их рассматривание и выделение книг, вызвавших наибольший интерес;
обсуждение выделенных книг, обмен впечатлениями по поводу прочитанного;
расширение читательского кругозора детей, которое осуществляет учитель.
Завершается такой урок сообщением рекомендованного домашнего задания, вывешиванием в «Уголке чтения» рекомендательного списка книг по теме.

Структура уроков основного периода:
составление из самостоятельно прочитанных дома книг выставки по теме урока, коллективное их рассматривание, выделение книг, вызвавших наибольший интерес (3-5 мин);
всестороннее обсуждение выделенных книг, в котором принимают участие все дети, совместные переживания по поводу прочитанного, оценка своей читательской деятельности (20-25 мин);
расширение читательского кругозора детей, которое осуществляет учитель, выступая перед учениками как квалифицированный читатель и предъявляя им новые произведения, новых авторов, новые жанры, новые темы (10-15 мин);
сообщение и цели следующего урока, рекомендации к внеурочной работе с книгами (2-3 мин).
На основном этапе обучения главными для наблюдения станут:
правильность выбора книги;
источник выбора книги;
прочитал книгу или нет;
вид и жанр выбранной книги.

Урок знакомства с периодической печатью (журналами) проводится на основном этапе. Структура такого урока не отличается от типовой. Однако привычная беседа-обсуждение прочитанного имеет некоторую специфику. Детям на уроке предлагается рассмотреть и почитать номер выбранного для обсуждения журнала. Только после самостоятельного изучения номера проводится беседа: что узнали о журнале и что узнали из журнала. Затем учитель демонстрирует постоянные рубрики журнала, обращает внимание на особенности издания, периодичность выхода. В ходе таких уроков дети должны познакомиться с терминами: периодическая печать, журналист, редактор, тираж, номер, экземпляр.

Нестандартные формы проведения уроков внеклассного чтения

Нестандартный урок – это учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Принципы проведения нестандартных форм уроков:
отказ от шаблонов в организации урока;
максимальное вовлечение учеников в активную деятельность;
применение различных форм групповой работы;
не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального фона урока;
создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;
уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;
оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;
использование оценки не только в качестве результирующего, но и формирующего инструмента.

Для того чтобы на уроке возникли свободная, творческая атмосфера и возможность проявить способности, задания должны быть необычными:
развивать логику, воображение, образное мышление, сообразительность;
отличаться уровнем сложности;
иметь практическую значимость и межпредметное содержание;
быть занимательными по форме, содержанию, сюжету или способу решения;
иметь неожиданный результат.
Нестандартные формы проведения урока внеклассного чтения
Урок –сказка
Подобный может быть проведен по сюжету одной или нескольких сказок. Это могут быть народные сказки, сказки одного автора или разных авторов на одну тему. Урок-сказка может оказаться сказочным именно по форме проведения, а не по рассматриваемым литературным произведениям, когда на нем используются сказочные вещи, ребятам помогают выполнить задания сказочные герои, произносятся сказочные заклинания. Такой урок может включать в себя инсценировку, театрализацию.

Урок-конкурс
Класс делится на команды, разрабатывается система оценивания конкурсных заданий. Выбирается жюри, в состав которого могут быть приглашены родители или старшие школьники.
Соревнование может проходить в форме одной из спортивных игр – футбола, волейбола, когда класс делится на команды, а каждый правильный ответ отмечается очередным голом в ворота соперника. Для проведения такого «матча» необходимо подготовить соответствующие декорации, элементы экипировки «спортсменов».
Урок-конкурс может быть проведен как конкурс инсценировок, устных сочинений, презентаций на тему урока.


Урок-театр (спектакль, драматизация)
Для того чтобы получился театр, необходимы актеры и зрители, театральные афиши, декорации и костюмы. Сценарий театральной постановки либо создается по одному произведению, либо представляет собой смесь из отрывков разных произведений. На уроке-спектакле можно чередовать драматизацию различных видов: чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию; чтение по ролям с предварительным описанием портретов, одежды, поз, жестов, интонации, мимики героев; постановка «живых» картин к произведению; составление спектакля с устным описанием декораций, костюмов, поз, мимики персонажей; развернутое драматическое представление с декорациями и костюмами.

Урок – загадка
При проведении урока данной формы выполнение каждого задания сопровождается отгадыванием или составлением загадки. В начале занятия также может прозвучать загадка, ответ на которую ребята будут искать в течение урока.
Разгадывание викторин может стать началом группового задания по различным направлениям: знакомство с творчеством писателя, анализ произведения, оценка поведения отдельного персонажа, сравнительный анализ героев различных произведений и т.д.

Урок – путешествие
Путешествие – яркая, эмоциональная игровая форма, которая увлекает ребенка в начале урока и не дает отвлечься до его окончания.
Путешествовать можно по страницам одной книги; страницам книг одного автора; страницам биографии писателя или поэта; по эпохе, в которой жили авторы литературных произведений; по странам, в которых жили герои книг или писатели и т.д.
От других уроков путешествие отличается наличием карты, на которой отмечаются все станции, остановки, пункты, где предстоит побывать участникам в соответствии с выбранным маршрутом. Определяется транспорт для путешествия – самолет, автобус, велосипед, машина, космический корабль, машина, машина времени, ковер-самолет и т.д. Путешествие может включать в себя танцы, музыку, театрализацию, элементы ролевой игры. Такой урок требует большой предварительной подготовки, логической законченности, увязки каждого этапа с идеей урока.

Урок – кроссворд
Основой урока-кроссворда является разгадывание кроссворда по одному или нескольким литературным произведениям. Работа может сочетаться с литературно-ролевой игрой, когда сами персонажи будут задавать вопросы кроссворда; путешествием, в котором на каждой остановке учащиеся будут находить следующий вопрос кроссворда; драматизацией фрагментов произведений, названия которых зашифрованы в кроссворде и т.д.

Урок – портрет
Итогом проведения урока данной формы должно стать создание «портрета». Это может быть сочетание художественного изображения, словесной характеристики, музыкального образа литературного героя, писателя или поэта, отдельного литературного жанра, произведения.
«Портрет» создается путем выполнения индивидуальных и групповых заданий поискового, творческого характера на уроке, а также проверки подготовленных на предварительном этапе домашних заданий учащихся.


Урок-КВН (игра «Что? Где? Когда?», «Своя игра»)

Данные формы урока проводятся в соответствии со структурой своих телевизионных аналогов.
Если это урок-КВН, то в нем будут участвовать команды, жюри. Ребята заранее изготавливают эмблемы, продумывают названия команд, девизы, приветствия, готовят конкурс «Домашнее задание». Непосредственно на уроке проводятся разминка, конкурс капитанов, конкурс болельщиков и т.д.

Урок-встреча
(пресс-конференция, интервью)
Побеседовать с любимым писателем или литературным героем ребята могут с помощью импровизированного телемоста, организованного с использованием компьютерных технологий.
Авторы и персонажи литературных произведений в исполнении учащихся старших классов или родителей могут и сами прийти в гости к младшим школьникам на пресс-конференцию или интервью, к которым ребята, как настоящие журналисты, готовятся заранее: собирают информацию о жизни и деятельности писателя или поэта, перечитывают произведения, продумывают вопросы.
Результатом такого урока может стать выпуск газет, книжек-малышек с мини-сочинениями учащихся.

Критерии оценки на уроке нестандартной формы разрабатываются учителем или учителем совместно с учащимися заранее и объявляются до урока или в самом его начале.

Используемая литература
Г.О.Голяш. Руководство внеклассным чтением младших школьников - №4, 2010, с.11-17.
Е.Л.Алексеева. Нестандартные формы проведения уроков внеклассного чтения - №4, 2010, с.18-20.

Лђ Заголовок 115