Практическая работа №22 «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере» (9 класс)


Урок №43
Дата 01.03.2017
Класс 9
План-конспект урока по информатике и ИКТ
Тема урока: Практическая работа №22 «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере».
Цель урока:
Образовательная: познакомить со средой СУБД и освоить приемы создания структуры таблиц.
Развивающая: развитие у учащихся познавательной активности; развитие умений и навыков, связанных с публичными выступлениями (устная речь, ораторское искусство); развитие памяти  и внимания; развитие коммуникационной компетентности у учащихся; формирование у учащихся компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний;
Воспитательная: привитие учащимся навыков самостоятельной работы; воспитание бережного отношения к компьютерной технике; воспитание толерантности; способствовать формированию партнерских отношений в классе.

Ход урока
1. Организационный момент.
приветствие класса;
проверка присутствующих;
сообщение темы и целей урока.
2. Проверка домашнего задания, актуализация базовых знаний.
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.
Учитель проводит небольшой, фронтальный опрос. Цель – выявить, какими знаниями обладают ученики.
3. Изложение нового материала.
Из предыдущих уроков, вы знаете, что база данных - это, собственно, хранилище информации и не более того. Однако, работа с базами данных трудоемкая и утомительная.
Для создания, ведения и осуществления возможности коллективного пользования базами данных используются программные средства, называемые системами управления базами данных (СУБД).
Мы познакомимся с одной из таких реляционной СУБД - Ms Access.
Ms Access (как и другие СУБД) - это программная система, поддерживающая наполнение и манипулирование данными, представляющими интерес для пользователей при решении прикладных задач. Иными словами, СУБД является интерфейсом между базой данных и прикладными задачами.
Основными функциями всех СУБД являются:
хранение данных и их защита;
изменение (обновление, добавление и удаление) хранимых данных;
поиск и отбор данных по запросам пользователей;
обработка данных и вывод результатов.
4. Закрепление нового материала.
Для выполнения практической работы вам необходимо:
пересесть за компьютеры;
открыть в электронном учебном пособии страницу с заданием «практическая работа №1»;
внимательно прочитать задание и приступать к работе.
Так же текст заданий практической работы отображается на экране посредством проектора, для удобного выполнения работы.
Практическая работа №1
Задание. Создайте и отредактируйте новую базу данных – сведения об учащихся вашего класса. Для этого выполните следующие действия:
Запустите программу Ms Access (рисунок 28) с помощью меню Пуск;

После загрузки Access создайте новую базу данных (Файл→Создать);
В появившемся окне выбрать гиперссылку Новая база данных (рисунок 29);

Для продолжения работы в появившееся окне Файл новой базы данных (рисунок 30) надо задать имя создаваемого файла БД и определить место, где он будет храниться, после, чего, нажать кнопку Создать. Наша папка будет храниться на рабочем столе под именем «Список класса»;

После этого нажмите вкладку Создание таблицы в режиме конструктора (рисунок 31), который позволяет вручную задать структуру таблицы базы данных составлением списка имен полей и указанием свойств каждого поля.

Выбор режима конструктора открывает пустое окно, в котором и формируется структура таблицы (рисунок 32).

В верхней части находится макет создаваемой таблицы, представляющий собой три столбца: Имя поля, в который вводятся названия полей таблицы, Тип данных, содержащий информацию о типе данных поля, и Описание, используемый для ввода комментариев в том случае, когда значение поле неочевидно из его названия.
Нижняя часть – бланк свойств – представляет собой перечень свойств (слева – название свойства, справа – значение) с окном подсказки к каждому из свойств. Во вкладке Общие отображаются свойства поля, а во вкладке Подстановки задаются установки, автоматизирующие заполнения таблицы при вводе данных. Перечень свойств меняется в зависимости от типа данных.
В столбце Имя поля ввести имена полей:
№;
Фамилия Имя Отчество;
Год рождения;
Пол;
Вес;
Рост.
В столбце Тип данных для каждого поля выберите из списка соответствующий тип данных (рисунок 33);

Нажмите вкладку Общее (для каждого поля установить дополнительные свойства). Размер поля, формат поля, количество десятичных знаков, значение по умолчанию.
По окончании работы сохраните в выбранной папке.
5. Постановка домашнего задания.
Выучить конспект. Ответить на вопросы в конце параграфа письменно в рабочей тетради.
6. Подведение итогов урока.
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.