ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Арсланова Лариса Анатольевна
КГУ Мамлютская школа-гимназия №1
Мамлютский район, г. Мамлютка, Северо-Казахстанская область, Казахстан.
Глобализация социально-экономических и политических сторон жизни общества, социальные перемены, изменение подходов в области образования диктуют школе как социальному институту требование обновления содержания среднего общего образования с целью предоставления подрастающему поколению возможности получения качественного общего образования.
В этих условиях одним из основных направлений обновления содержания среднего образования является ориентирование содержания образования на целенаправленное и систематическое приобщение учащихся к научным способам познания и самостоятельным исследованиям, на широкое применение учебных ситуаций, формирующих познавательную мотивацию и учитывающих дидактические возможности информационных технологий.
Младший школьник на сегодняшний день получает большое количество информаций из разных источников. Для использования этих сведений в своей жизни ученику необходимы не только знания, но и умения обладать грамотной речью для общения в жизни и обществе.
Развитие устной и письменной речи у младших школьников предполагает ни столько формирования системы знаний, умений навыков, а самое главное всемерное развитие ребенка в процессе обучения на всех ступенях школы. И самой главной задачей перед обществом ставится задача в воспитании и развитии подрастающего поколения. Перед взрослым обществом ставится цель, воспитать функционально грамотную, всестороннеразвитую личность, легко адаптирующуюся в современном обществе.
И вот здесь велика роль учителя, который в первую очередь ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы. Трудно переоценить роль деятельности учителя её влияние на процесс становления и развития личности ребёнка. Здесь важно всё: и личные качества учителя, и его профессиональная компетентность, и способность к саморазвитию. Учитель должен тонко чувствовать ту грань, переступив которую он начинает диктовать учащимся необходимую ему линию поведения, сводя тем самым развитие самостоятельности на нет.
Таким образом, сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается, причем с младшего школьного возраста.
Уроки в начальной школе предлагают большие возможности для развития функциональной грамотности учащихся. Для достижения результатов своей деятельности учитель должен уметь реализовывать свой творческий потенциал, и при этом он должен быть профессионально подкован. Конечно, гораздо проще провести урок, когда все дети тихо сидят, сложив руки. Никто не пытается спорить, возражать, предлагать свои «неправильные» решения, но таким образом мы не сможем научить детей быть самостоятельными, они всегда будут ждать указаний. Но надо помнить, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности младших школьников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как: технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений; обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие; информационные и коммуникационные технологии.
Остановимся на технологии проектной деятельности, которая сейчас широко применяется педагогами в своей работе с младшими школьниками.
Почему я остановилась именно на этой технологии? В наше время этому методу уделяется более пристальное внимание. В чем же причина? Причинами этого являются необходимость научить детей приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Если ученики приобретают необходимые навыки и умения, они оказываются более приспособленными к жизни, умеют адаптироваться в различных условиях, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. Я считаю, что метод проектов и обучение в сотрудничестве находят всё большее распространение в системах образования разных стран мира.
Прием проектной деятельности стимулирует самостоятельность учащихся, их эксперименты. Собранная информация и материал обрабатывается и корректируется вместе с педагогом, презентуется перед учащимися младших классов, делимся опытом на районном и областном конкурсе проектов «Зерде».
При выполнении каждого нового проекта мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Мы с ребятами 4 класса Мамлютской школы -гимназии №1 выполняли интересный, очень познавательный проект «Правильная осанка-залог здоровья». Цель проекта:
1. Выявить причины нарушений опорно-двигательной системы у школьников и определить пути их решения.
2. Научиться сохранять красивую осанку с раннего школьного возраста.
3.Разработать комплекс упражнений для ежедневного выполнения в школе и дома, чтобы сохранить свою осанку красивой и правильной.
В своей работе ребята выявляли причины нарушения опорно-двигательного аппарата у школьников и определяли пути их решения. Для выполнения проекта учащиеся использовали такие методы как: диагностика; наблюдения; способности, межличностные отношения, проводили совместно с медицинским работником диагностику, выявляли учащихся с небольшими отклонениями в осанке, и разрабатывали совместно с учителем физического воспитания комплекс упражнений для исправления ситуации. Любой учитель будет рад, если совместная работа с его воспитанниками принесёт какие-то ожидаемые результаты, удовлетворение в проделанной работе.
Что же даёт метод проектов учащимся? Позволяет удовлетворить собственные интересы, решать значимые личностные проблемы, формирует опыт общения и взаимодействия с другими людьми, способствует решению учебных затруднений, стимулирует личностный рост, способствует развитию индивидуальности ребенка.
Все перечисленные навыки и умения, в первую очередь развивают функциональную грамотность ребенка, развивается читательская, коммуникативная грамотность, грамотность письма, компьютерная грамотность, потому, что в процессе общения и поиска информации ребенок верит в свои силы, стремится достигнуть и узнать что-то новое, ещё ему неизвестное и неизведанное, раскрывает свои личные качества, учится у других, становится личностью со своими взглядами и требованиями. Немаловажно и то, что в процессе всей работы развивается речевая деятельность ребенка, его умение говорить, высказывать свои точки зрения, анализировать, делать выводы и умозаключения.
Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учеников начальных классов, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя начальных классов является проблема формирования его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Учитель должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть человеком, влюбленным в свой предмет, уважающим личность учащегося, способным воспринять его точку зрения, человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не менее важно умение адекватно оценивать уровень собственной деятельности и результатов совместной и самостоятельной деятель ности детей.
Список литературы
Электронные ресурсы
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» //www.festival.1september.ru
1. Концепция 12-летнего среднего образования Республики Казахстан.
2. Родионов В., Ступницкая М. «Проектная деятельность в школе» - журнал "Школьный психолог".3. Учебный проект - http://ru.wikipedia.org/wiki/Учебный_проект