Статья на тему: Организация работы с детьми через исследовательскую и проектную деятельность.


Организация работы с детьми через исследовательскую и проектную деятельность.
В настоящее время перед педагогами поставлена сложная методическая задача – реализовать на практике компетентностный подход, сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуациях к обучающимся.
Компетенция позволяет выполнять неалгоритмизированные действия, конструировать или присваивать новые алгоритмы, способы деятельности.
На протяжении нескольких лет я занимаюсь организацией проектно - исследовательской деятельности учащихся это один из способов творческого самовыражения - возможностью делать то, что хочешь и можешь. И я считаю, проектно-исследовательскую деятельность учащихся «высшим пилотажем» деятельностного и компетентностного подхода в образовании.
Работа планируется с позиций системного подхода, поэтому за эти годы сформировалась определенная система работы с учащимися, цель которой:
- развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.
При реализации новых ФГОС включение учащихся в учебно-исследовательскую, проектную деятельность рассматривается как обязательное требование. Данная деятельность способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний обучающихся.
Выявление творческой личности проводится, начиная с пятого класса, на основе наблюдений, изучения их психологических особенностей, логического мышления, речи, памяти. Опыт работы показывает, чем раньше начата работа с ребёнком, тем полнее и  шире раскрывается его талант в будущем. 
   Развитию творческой активности учащихся, проявлению их индивидуальности способствует использование  технологий личностно ориентированного обучения: внутри классной и уровневой дифференциации, игровых,  проблемных, интерактивных технологий,  а так же проектного обучения. Это позволяет привлечь к работе на уроке каждого ученика, а значит более ярко увидеть уровень способностей и одаренности каждого ребенка.
На этом  этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе игровых заданий, опережающему изучению ряда тем, вовлечение в исследовательскую и проектную работу. В основном у одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет им погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду,  самопознанию.
  В 5-7 классах происходит дальнейшее формирование основ исследовательской и творческой деятельности учащихся через вовлечение их в проектную деятельность. Это этап создания ситуаций для исследований, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями, рефератами. Очень интересен для учащихся дискуссионный формат занятий, например в форме «круглого стола», по какой-нибудь значимой проблеме.
  В старших классах (8-11) работа с одаренными детьми направлена не только на развитие коммуникативных, исследовательских навыков, но и навыков публичного выступления, реферирования, деятельности, связанной с личным и социальным развитием.
Для повышения мотивации учащихся и вовлечении их в исследовательскую и проектную деятельность в урочной системе, проводятся нетрадиционные уроки: урок-практикум, урок-исследование, урок-дискуссия, проблемный урок.
  Например, уроки-исследования позволяют решать  серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а тяга детей «к тайнам» превращает их в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции.
Для меня очень важно организовать проектно-исследовательскую работу.
По-моему мнению, главное определить учащегося и ту тему для разработки проекта или исследования, которая наиболее подходит его типу личности. Учитель должен заинтересовать ученика темой исследования, которая должна быть интересна и учителю и ученику. От выбора темы во многом зависит успех работы. Ученик должен хотеть проводить исследование.
Для выполнения работы у обучающегося должны быть сформированы определенные компетентности. Ученик обязан получить удовлетворение от своей работы, а учитель от своей деятельности и от работы ученика.   
В подготовительный период рекомендуется выбрать тему для исследования, сформулировать цель и задачи, собрать как можно больше информации в разных источниках.
Работая над проектом или исследовательской работой у исследователя должна быть рабочая папка, в которой собраны все материалы, в результате создания проекта или исследования, в том числе черновики, карты планирования, фото отчеты, информация из разных источников  и др.
Еще один важный этап работы – анализ и оформление научных исследований. Выводы делаются в соответствии с поставленной целью и задачами. Они должны быть четкими и понятными для детей и взрослых. Очень важно научить детей решать поставленные задачи до конца, приводить любое начатое дело к логическому завершению.
Почему проектно-исследовательская работа так важна как для учителя, так и для учащихся? Они позволяют  детям сделать открытие, дарят радость познания и совместного творчества, формируют устойчивые навыки. Обладая широким диапазоном возможностей, они играют очень важную роль в формировании духовно-нравственного потенциала, помогают привлечь внимание к здоровому образу жизни, воспитывают культуру поведения, милосердие и гуманность, развивают творческие способности детей.
Результаты творческо-продуктивной деятельности предъявляются на конференциях и конкурсах различного уровня: муниципального, регионального на котором мои учащиеся ежегодно занимают призовые места; участие во Всероссийском конкурсе проектно-исследовательских работ «Грани науки», «Местные народные промыслы»
Для привлечения учащихся к проектно-исследовательской деятельности, приобретения ими опыта публичных выступлений, повышения мотивации к самоопределению и творчеству в школе ежегодно проводятся научно-практические конференции учебно-исследовательских работ обучающихся «Через познание – к творчеству». Исследовательская работа помогает раскрыть потенциал ребенка, повышает мотивацию учебной деятельности, ее результативность. Дети   начинают более объективно относиться к своим успехам и неудачам.
Следовательно, грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность раскрывает   у  учащихся творческие способности, развивает стремление  к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развитию навыков проектно – исследовательской деятельности.