Представление педагогического опыта Развитие творческих способностей ребёнка через проектную деятельность.

Представление педагогического опыта

Развитие творческих способностей ребёнка через проектную деятельность.

Школьная программа не раскрывает всех особенностей и тонкостей индивидуального пошива, моделирования и конструирования одежды, не дает представления об истории моды, модельерах, стилях одежды и, самое главное, не воспитывает чувство стиля и красоты.
Каждый ребенок стремиться быть уникальным, тем более девочки, а навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды, полученные на занятиях, дают возможность детям шить любые изделия, а некоторым из них и определиться с будущей профессией. Это имеет большое практическое значение в дальнейшей жизни ребенка.
Пять лет я применяю технологию проектной деятельности при подготовке детей к участию в региональном конкурсе « Мода и время» В этом конкурсе ежегодно участвуют до 50 образовательных учреждений Алтайского края, а также творческие коллективы Новосибирской и Кемеровской областей.
Актуальность и перспективность опыта заключается в том, что использование метода проектов позволяет осуществлять самостоятельный перенос знаний и умений ,полученных учащимися на конкретное изделие.
В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше
красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом, многие пытаются отойти от того стандарта и одинаковости, которые окружают нас на протяжении жизни.
Проектирование моделей одежды требуют творческого подхода, поскольку связано
с удовлетворением потребностей конкретного человека в реальных условиях, когда невозможно простое копирование образцов, тем более что самостоятельно выполненные изделия всегда с интересом оцениваются окружающими.
Проектная технология – это один из путей формирования нового качества
образования учащихся, формирования их компетентности, залог успешности и востребованности в жизни.
Творчество и творческая деятельность определяют личность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но практический смысл.
Сегодня существует множество определений творческого потенциала личности, но все они схожи в том, что творческий потенциал напрямую связан с потребностью человека творить, то есть с творчеством или, как иногда говорят, с креативностью.
В философской литературе употребление понятия "творчество" многопланово. Оно рассматривается как "активность", "процесс", "вид деятельности", "форма деятельности" и так далее.
В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (В.И. Андреев, Ю.Л. Козырева. Ю.Н. Кудюткин и др.).
Однако большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность, и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место.
Выражая общепризнанное понимание творчества И.Б. Гутчин пишет: "Творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением... Творчество всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности". Необходимым условием развития творчества является его многообразные связи с культурным целым. Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно.
Основной целью своей работы считаю     создание условий для развития гармоничной, социально значимой личности, способной проявлять себя в  творческой жизни посредством проектной деятельности.
Достижение этой цели реализую путем решения следующих задач:

Выявление, раскрытие и развитие в ребенке творческих способностей.
Пробуждения интереса обучающихся к процессу создания одежды для себя и
других своими руками через обучение конструированию, моделированию и
искусству красиво шить в соответствии со своим замыслом.
Формирование навыков совместной деятельности
4. Обучение умению естественно, грациозно и свободно двигаться, демонстрируя
модели одежды.
Расширение представлений обучающихся о моде, законах и направлениях ее
развития.
Ориентация в выборе возможных профессий, связанных с производством одежды и ее популяризацией.
Творчество процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от производства уникальность его результата.
Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку, но, чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные, объективные и субъективные условия. Трудно заставить учеников изобретать, сочинять, творить по принуждению.
Метод проектов является одним из самых прогрессивных методов обучения и как нельзя лучше помогает раскрытию личности.
Этот метод возник еще в 20-е годы 20 в. в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.  Технология учебного проектирования «позволяет не только и не столько учить, сколько помогать ребёнку учиться, направлять его познавательную деятельность»

Новизна опыта состоит в создании системы работы над коллекцией одежды с использованием метода проектов. Этот опыт позволил нам результативно представить свои модели на межрегиональном конкурсах различного уровня.
Но самое главное, благодаря проектному методу, воспитанники учатся совместной
деятельности, расширяют свой кругозор, выходя за рамки студии, соприкасаются с историей темы проектов. Они воспитывают в себе чувство сопереживания за своих друзей, гордость за коллектив, побеждают эгоизм и зависть.
Таким образом, данный опыт способствует и духовно-нравственному воспитанию.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем многие исследователи относят его к педагогическим технологиям ХХI века.
Проектная технология не случайно любима и востребована педагогами, т.к. в наибольшей мере способствует развитию творчества, инициативы, самовыражению учащихся, умению работать с информацией, развитию навыков диалогового общения и успешного разрешения конфликтных ситуаций.
Технологию опыта я хочу представить через описание проекта « Мир дудлинга»
Современное искусство постоянно развивается и создает множество новых стилистических направлений в дизайне. Одним из явных фаворитов среди стилей стал излюбленный многими дизайнерами и художниками дудлинг.
На сегодняшний день дудлинг имеет множество поклонников во всем мире, расширяя многогранность использования данного жанра изобразительного искусства.
Дудлингом можно заниматься параллельно с другими делами.В технике дудлинг нет каких-либо четких правил. Главное - получить удовольствие от процесса рисования. 
Цель: Содействовать развитию духовно-нравственного и эстетического воспитания детей, их индивидуальным способностям посредством проектной деятельности при создании коллекции одежды к конкурсу «Мода и время».
Задачи: - Помочь овладеть не только знаниями и умениями, но и развить их творческие способности.
- Развить творческое мышление учащихся, творческую активность.
- Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.
- Привить любовь к рукоделию через проектную деятельность при подготовке к конкурсу. - Научить детей старанию, терпению, аккуратности.
Ожидаемые результаты: - Участие в конкурсе «Мода и время».
Описание проектной деятельности.
В положении конкурса «Мода и время» мы определили для себя номинацию, в которой мы можем принять участие. Это номинация «Стиль жизни».
В положении так же сказано, что при подведении итогов конкурса учитывается:
- оригинальность;
- высокий уровень техники исполнения;
- соответствие представленной работы возрасту участника.
Все эти требования были учтены в содержании нашей работы над проектом.
Данный проект предполагает использование на занятиях сочетание следующих методов:
объяснительно-иллюстративного и репродуктивного, частично-поискового
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это информация познавательного характера об истории возникновения техники дудлинг, о цветовых сочетаниях и правилах построения композиции, о видах композиций данной техники. При этом часть информации дети собирают самостоятельно и представляют ее в виде докладов и рефератов.
На занятиях используются всевозможные виды наглядности, что повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, мышления.
Основное место отводится практической части. Данная проектная деятельность делится на этапы и дает педагогу возможность корректировать деятельность учащихся в каждом индивидуальном случае. 
На организационном этапе   происходит выбор темы проекта учащимися, её осознание и обоснование; определение объема знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения проекта; составление плана работы; работа с информационными источниками.
 
На конструкционном этапе идёт активный поиск оптимального решения конструкции будущего изделия, формируются навыки систематизации различных приемов поиска решений, происходит знакомство с алгоритмами, инструкциями и опорными схемами.
 
На технологическом этапе происходит реализация действий в материальной форме. Целью этапа является создание реального объекта. Ученики обосновывают конструкционные и технологические решения, проговаривая этапы создания объекта.
 
На презентационном этапе  при защите своего проекта учащиеся учатся убеждать присутствующих, в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, уровень творчества и оригинальность подходов.

Критерии оценки изделий.
Совместно с учащимися выбраны критерии оценки изделий.
Эстетичность.
Соответствие требованиям конкурса (оригинальность, высокий уровень техники исполнения).
Назначение (практическая направленность).
Основным результатом опыта является формирование творческой и интеллектуальной личности необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями и умениями для практической деятельности в современных условиях

Результативность участия учащихся в конкурсах

год
Конкурс
Уровень
место

2011
« Мода и Время»
« Стиль AVON»
окружной
2 место

2012
« Мода и Время»
« Лиловое Вдохновение»
окружной
2 место

2012
« Мода и Время»
межрегиональный
участие

2012
Дизайн одежды»
Всероссийский
( заочный)
лауреаты

2012
III Международный конкурс « Дизайн- проектов»
международный
Лауреаты I степени

2013
« Мода и Время»
окружной
1 место

2013
« Мода и Время»
межрегиональный
3 место

2014
Стиль, Стиль? Стиль!
« Кабы не было зимы»
Барнаульский окружной
3 место

2014
Стиль, Стиль? Стиль!
« look of young»
Барнаульский окружной
1 место

2014
« Мода и Время»
« Кабы не было зимы»
межрегиональный
Специальный
диплом

2014
« Мода и Время»
«Девушки с характером»
межрегиональный
Специальный диплом


Опыт требует особых затрат времени при подготовке к занятиям много времени и сил тратится на подбор заданий для учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Много времени уходит на отработку практических навыков в выполнении тех или иных приёмов, так как учащиеся самостоятельно не может закрепить их.


Данный опыт может быть использован как педагогами со стажем, так и молодыми специалистами. Его можно использовать в учреждениях дополнительного образования. Опыт полезен учителям технологии, а также, классным руководителям, руководителям кружков, в которых ведется творческая работа.























Приложение


Коллекция в стиле дудлинг « Люди и Звери»


Коллекция « look of young»


Коллекция стиль «милитари» « Девушки с характером»

Коллекция « Кабы не было зимы»


Коллекция « Цветение маральника»












15