Развитие познавательной активности младших школьников через проектную деятельность на уроках и во внеурочной работе.


Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Кристалл»
Развитие познавательной активности младших школьников через проектную деятельность на уроках и во внеурочной работе.
Гаврилова В.И., учитель начальных классов (ФИО учителя-разработчика)
2016 год
Начать свое выступление хочу с китайской народной пословицы: «Скажи мне– и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня –и я научусь».Главная задача каждого моего урока - вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить желание заниматься этим предметом. Одна из задач образования, которая является доминирующей, заключается в том, чтобы всем без исключения дать возможность проявить свои таланты и творческий потенциал, а значит развивать познавательную активность. А это немыслимо без самопознания, которому способствуют внутренние усилия, основанные на знаниях, размышлениях, опыте и самопрактике. Система образования должна обеспечить человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.
Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса. Использование широкого спектра педагогических технологий даёт возможность учителю продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов в обучении детей.
В своей педагогической деятельности использую такие образовательные технологии как:
- проблемное обучение (создание проблемных ситуаций);
-разноуровневое  обучение;
- исследовательский метод обучения (самостоятельно пополняют свои знания путём поисковой работы);
- обучение в сотрудничестве (в команде, в сотрудничестве);
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие  технологии (рациональное использование времени на уроках, проведение физ.минуток);
- проектные технологии.
 Работая по системе развивающего обучения Л. Занкова,  особый интерес для меня представляет использование проектной деятельности, которая направлена на развитие и реализацию дарований ребёнка, его личностной природы, даёт возможность всем детям раскрыть свой творческий потенциал, развивать познавательную активность.
Сущность данного направления в моей работе заключается в создании определённой системы работы по развитию способностей учащихся путём организации исследовательской деятельности.
Проектная деятельность – это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью. Проектная методика основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий и проектов. Также проектная деятельность развивает логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, добывать самостоятельно нужную информацию, разрабатывать план решения, реализовывать этот план с поэтапным контролем своей деятельности.
Процесс самостоятельной деятельности педагога и детей становится не только обучающим, полезным, но и более увлекательным.
При работе с учащимися по методу проектов применяю такие формы организации педагогического процесса:
1. уроки с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
2. частичную интеграцию с уроками природоведения, изобразительного искусства, технологии, музыки;
3. частично-поисковое эвристическое обучение под руководством учителя;
4. консультирование учащихся.
При разработке занятий по методу проекта для младших школьников считаю, что мне необходимо: использовать алгоритм создания проблемных ситуаций, определить тему проекта и его цель; составлять перспективный план продвижения к цели; формулировать задачи и обсудить их с участниками проекта; быть готовой внести коррективы в свой план; предвидеть предстоящий результат; помогать детям в достижении их целей;придумать игры и другие виды деятельности.
Применяя проектную технологию, я реализую модель «обучение через открытие», ученик осознаёт, каким способом получен результат, какие встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Работая над проектами, мы с ребятами выделяем пять основных этапов:
1). Определение потребности и краткая формулировка задачи.
На этом этапе определяется практически значимая цель.
2) Набор первоначальных идей и обсуждение путей реализации поставленной цели.
3) Проработка идей. Дети решают, как будет реализовываться проект, что конкретно они будут выполнять.
4) Изготовление одного или нескольких изделий.
5) Обсуждение результатов и оценка проделанной работы.
Все пять этапов помогают нам реализовать проекты.
Результатом этой деятельности у ученика:
повышается творческая активность (уровень интеллекта, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.);
возникает интерес к изучению школьных предметов;
повышается успеваемость;
возникает потребность в планировании своей деятельности;
формируется адекватная самооценка, взаимооценка;
формируется ряд коммуникативных умений.
Применение этого метода помогает мне как педагогу развиваться как творческой личности. Ведь свободный творческий труд – эта такая форма деятельности, в которой мы проживаем каждый этап всем своим существом.
В своей педагогической деятельности применяю проектную деятельность как в урочное, так и во внеурочное время.
Приведу конкретные примеры, которые использую на уроках.
В 3 классе на протяжении всего учебного года на уроках русского языка мы работали над проектом «Банк заданий по орфографии». Этот проект зарекомендовал себя с лучшей стороны, поэтому мы и в четвертом классе продолжаем по нему работать.
Цель проекта: накопить задания по изученным орфографическим темам и использовать их для самоконтроля и взаимопроверки, развивать познавательную активность.
Обучающие готовят задания на определенное правило к определенному дню недели. Оформляют его в виде карточки, содержащей название темы, формулировку задания, текстовый материал. В начале урока раз в неделю учащиеся работают в паре, обмениваясь карточками, в тетрадях выполняют задание товарища. Для выполнения задания отводиться не более 5 минут. Потом ребята обмениваются тетрадями, делают проверку и оценивают друг друга по пятибалльной шкале. Минуты 2-3 уделяется для обсуждения. Даются рекомендации, чтобы учесть замечания при составлении следующей карточки. Например, задание слишком объемное или сложное и для его выполнения требуется большее количество времени или наоборот. Зачитываются наиболее интересные задания не составителями, а исполнителями, т.е. теми ребятами, кто выполнял задание. И если большинство поддерживают (показывают в воздухе +), то карточка помечается особым знаком. И когда раз в месяц, ребята работают в группе по 4-5человек, то именно задание этой карточки победительницы выполняется. Учащиеся по кругу передают тетради и делают взаимопроверку. Если ученик накапливает 5 карточек с особым знаком, то получает свою заслуженную пятёрку.
В 3 классе во внеурочное время мы с ребятами играли в игру «Математическое лото». Как и в обычной игре «Лото» играющие должны были закрыть на картах номера от 1 до 99, обозначенные на специальных фишках (чаще деревянных или пластмассовых бочонках). Учитель доставал из мешочка фишки и озвучивал не число, а задание для устного счета, на каждое из которых отводилось несколько секунд. Дети должны были быстро решить задания устно, получить ответ, найти его, если он есть у себя на игральной карточке и закрыть ячейку с ответом специально заготовленными фишками. Выигрывал тот, кто первый закрывал любую строку в карточке. За выигрыш полагался приз. Нужно отметить, что проверка правильности закрытия карты была обязательна, так как это не только контролирующий момент, но и обучающий. Дети учатся играть честно. Ребятам понравилась игра. И чтобы сократить её по времени и использовать на уроках при устном счете хотя бы раз в две недели, учащимся предлагалась возможность заработать дополнительные карточки путем накопления баллов за умные мысли на уроках математике. Это, например, решенная трудная задачка, выполненное дополнительное домашнее задание. Бывало и такое, что у некоторых накапливалось больше 10 баллов, и шансы на победу возрастали. И выигрыш на уроках была уже оценка 5.
В этом году мы начали работать над проектом-игрой «Математическое лото».
Цели: обобщить знания учащихся, совершенствовать вычислительные устные навыки, повторить названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, умножения, деления, способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, развивать осознанную математическую речь; развивать творческие и исследовательские способности, активизировать интерес к предмету и развить познавательную активность учащихся.
Каждому ученику в начале недели выдается карточка. Только теперь задача каждого придумать и записать на отдельной карточке задания для устного счета для всех чисел на выданной карточке. К концу недели проводиться устный счет. Составленные задания сдаются учителю. Я выбираю по одному из каждой карточки и провожу устный счет. К концу недели так же, как и в 3 классе ребята могут заработать дополнительные карточки за умные мысли. Но задания составляют только к одной карточке. Кто больше закроет фишками правильные ответы, тот и выигрывает. Вознаграждение-пятерка. За самые интересные задания для устного счета тоже ставлю 5.
Можно потом разнообразить игру тем, что ученики сами по очереди будут читать задания из своей карточки. Проверка правильности закрытия карты также обязательна.
Примерные вопросы для лото:
1. Какое из чисел натурального ряда является наименьшим?
2. Самое маленькое двузначное число?
3. В каком числе 7 единиц 3 десятка?
4. Первый множитель 7, второй 8. Найдите произведение.
5. Какое число предшествует 99?
6. Если а=15, то чему равно а+38?
7. Если из задуманного числа вычесть разность чисел 380 и 350, то получится 40. Какое число задумано?
8. 91 уменьши на 34 единицы.
9. Число, которое на 27 больше, чем 38.
10. Найди частное чисел 0 и 100.
По литературному чтению реализовывать проектную деятельность мне успешно помогает комплект тетрадей на печатной основе С.В. Самыкиной. Работа над мини- проектами, представленными в тетрадях не только помогает в усвоении программного материала, но и развивает интерес к художественной литературе, способствует повышению уровня читательской компетентности, развивает познавательную активность младших школьников. Проектная деятельность рассчитана на урок и выполняется в группах из 4-5 человек. Проекты подобраны таким образом, чтобы ученики имели возможность попробовать свои силы в инсценировках, составлении новой книги, восстановлении словарных статей о писателях- т.е. в разных видах деятельности, связанных с книгой, с литературой.
Например, проектная работа «Карты Проппа» направлена на более глубокое освоение в игровой форме сюжета волшебной сказки и конструирование сказки с помощью специальных карт, которые есть на цветной вкладке тетради. Литературные карты Проппа являются удобным и интересным дидактическим пособием. После проведения этой работы их мы продолжаем использовать во внеурочной деятельности. Карты помогают детям самостоятельно придумать сюжет сказки, рассказа.
В 3 классе мы работали над проектом «Лекарство от глупости». Я также основывалась на методике С.В. Самыкиной, которая предлагает проект «Время читать». Я позаимствовала список книг для чтения, задания к ним и вопросы для итоговой викторины.
Суть нашего проекта заключалась в том, что каждый участник прочитывает за определенное время несколько художественных книг по желанию (в списке их10). В начале проекта была объявлена игра «Знайка-читайка», правила которой – прочитать как можно больше интереснейших произведений разных писателей (список повесила на доске), выполнить к ним задания в читательском дневнике и выявить лучшего чтеца в классе. За каждое прочитанное произведение и выполненное к нему задание вознаграждалось смайликом, который появлялся на читательском экране. Смайлик также давал возможность участвовать в беспроигрышной лотерее. Были назначены сроки игры с октября по март. В марте я провела литературную неделю, когда и были подведены итоги игры. В течение недели на большой перемене мы устраивали пятиминутку- читательскую гостиную , которую проводили сами ребята. Каждая группа, состоящая из 4 человек должна была подготовить к определенному дню недели беседу, тему которой предлагал учитель. Ребята готовили небольшое сообщение о детстве известных писателей, обсуждали высказывания известных людей про чтение, читали небольшие притчи и делали выводы, призывы к ежедневному чтению художественной литературы. Завершили проект проведением литературной викторины и беспроигрышной лотереи. Лучшие чтецы класса получили грамоты.
Особенно эффективно осуществляется работа над проектами в процессе ознакомления  детей с окружающим миром, где в роли главного метода выступает наблюдение, которое может быть, как общеклассным, так и групповым.
             Учитывая особенности развития младших школьников, ребёнку необходимо предлагать  темы наиболее близкие и значимые для него, для его « маленького мира». Учащийся может по своим интересам подобрать тему проекта по окружающему миру о семье и увлечениях, о своем классе или школе, о любимых домашних питомцах или комнатных растениях, проследить за различными живыми существами и растениями зимой, весной, летом или осенью, затронуть экологические проблемы и т.д.
В прошлом учебном году в рамках урока по окружающему миру это были проекты:
Групповые («Разнообразие природных зон», «Природные сообщества») Над одним проектом работали 3-4 человека, в первом полугодии выбрав одну из природных зон, во втором природное сообщество. Каждый раскрывал определенный пункт и вместе создавали продукт своей деятельности. Это были плакаты, газеты, книжки- раскладушки, макеты, презентации, в которых ребята представили фотографии, справочные сведения, составляли кроссворды, ребусы и другой материал, сами составили и записали план выступления, оценивали свою работу над проектом, выразили благодарность тем, кто помогал им или совместно с ними участвовал в работе.
           Индивидуальные проекты были на темы «Влияние живых организмов на плодородие почвы», «Как образуются овраги», «Свойства древесины», «Природа родного края» и др.
Мои ученики ежегодно участвуют в окружном конкурсе исследовательских проектов, где занимают призовые места.
Подводя итог, отмечу, что участие в исследовательской деятельности повышает уровень самооценки, что позволяет успешнее учиться. Можно с уверенностью утверждать, что проектная деятельность и на уроках, и во внеурочное время оказывает колоссальное влияние на развитие познавательной активности школьников.
   Своё выступление хочется завершить словами  выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга  «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, хотя и криво, да сами».