Проектно-исследовательская деятельность как средство выявления творческих способностей школьников


«Проектно-исследовательская деятельность как средство выявления творческих способностей школьников»
Ускорение развития общества требует формирования гибко мыслящего человека, способного ориентироваться во многих направлениях человеческой деятельности и быстро самообучаться на отдельных ее участках. Основная задача школы - готовить учеников к жизни: учить умению делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе. С 2007 года МБОУ «СОШ им. В.Г.Шухова» г. Грайворон ведет апробацию модели внутришкольной профилизации на основе индивидуальных учебных планов обучающихся, которые разработаны на основе базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих профильное обучение. Таким образом, в школе созданы все условия для освоения знаний, но этого не достаточно для полноценной самореализации личности. Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. В рамках профильного обучения проектно-исследовательскую деятельность следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников, требующий особого методического сопровождения. Для формирования опыта исследовательской деятельности для учащихся в дополнении к учебникам разработаны направления, по которым можно вести исследования, задания для самостоятельной работы при изучении нового материала, обобщения и систематизации. В школе есть НОУ, которое работает с 2010 года; разработан Устав и функционирует система оценки качества проектно-исследовательских достижений, которая является составной частью процесса управления качеством образования. Основные компоненты работы методической системы: привлечение к работе НОУ учителей-предметников с целью создания проектов с использованием межпредметных связей; подготовка учащихся к участию в конкурсах и научно-практических конференциях школьного, муниципального, регионального и федерального уровней; организация на базе школы, заседания районного методического объединения учителей химии по проектной деятельности учащихся; обобщение опыта работы автора по теме «Проектно - исследовательская Внеурочный компонент проектной и исследовательской деятельности предполагает организацию работы научного общества учащихся «Биом»
Проектно-исследовательская деятельность – это особое направление учебной и внеклассной работы, ориентированной на развитие исследовательской активности школьников, формирование у них компетенций. Эту задачу автор опыта решает во внеурочной деятельности через работу НОУ химического направления «Биом». Работа в химической секции школьного научного общества, руководство которой осуществляет Бутра О.Г., ведется в разных формах: через индивидуальную деятельность с учащимися, групповую (совместная исследовательская работа учащихся) и массовую (конференции, олимпиады).
Школьники, посещающие заседания научного общества учащихся, имеют возможность совершенствовать полученные на уроках навыки умения работать с научной литературой; наблюдать явления, факты. В ходе работы над проектами школьники предпринимают попытки объяснять, сопоставлять, видеть противоречие, обобщать материал в виде текста, знакомятся с новинками литературы по предметам, включаются в подготовку к участию в конференциях различного уровня. Подобная деятельность способствует развитию самостоятельности, открытию новых интересов. Ее логика обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению её составных частей [9]. Конкурсные проекты, подготовленные членами научного общества учащихся за последние три года - это практическое применение навыков работы с научной информацией, которые они демонстрируют на районных и областных научно-практических конференциях. На заседаниях НОУ автор опыта использует доступные методические приёмы и эффективные формы для развития исследовательских умений школьников.
Развитие умений трансформировать мысли в графический образ
Графическая схема даёт наглядное представление об общей структуре изучаемого объекта.
Приём «Пиктограмма»
Способность изобретать эти значки и символы свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.
Пример такого листа с закодированными символами голосов природы

В качестве одного из путей стимулирования мотивации к творческой активности автор опыта применяет информационные технологии, которые стимулируют познавательный интерес, повышают эффективность групповой и самостоятельной работы, способствуют построению индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Самой распространенной формой информационной технологии является презентация. Именно своей доступностью она и предоставляет широкие возможности реализовать свои творческие способности каждому. При кажущейся простоте, презентация является эффективным средством формирования коммуникативных умений, поскольку графический язык в некоторых отношениях более доступен детям, чем язык слов: ребенок (по времени своего развития) раньше живописец и график, чем писатель. С помощью таких средств ребенку легче воссоздать облик живой действительности. Вместе с тем в его сознании быстрее и легче закрепляются слова, сопровождающие яркую иллюстрацию.
На заседаниях НОУ школьники осваивают основы проектно-исследовательской деятельности, учатся проводить свои первые самостоятельные исследования. При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов и т.д.) необходимо как можно более полно сравнивать полученные данные. Сведение их в таблицы или представление в графиках и диаграммах – самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, – это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований.
В результате ученики сами выбирают и формулируют тему; определяют цель, задачи, планируют и реализуют методы исследования; описывают ход работы, делают выводы и вырабатывают рекомендации. Накапливают опыт работы с различным материалом, приобретают навыки самостоятельной деятельности и преодоления трудностей, желают выполнять проектно-исследовательские работы и участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях.
Одним из показателей эффективности работы является участие учащихся в конкурсах исследовательских работ. Результаты свидетельствуют о положительной динамике, почти 30% учащихся в 2013-2014 учебном году приняли участие в конкурсах исследовательских работ муниципального, регионального и всероссийского уровней, из них 25% стали победителями и призёрами, что свидетельствует о высоком уровне работы . Таким образом, полученные в результаты показывают, что использование методической системы содействует росту успешности школьников и их социализации в обществе.