Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей у младших школьников в образовательной области « Технология»

Введение

По словам замечательного педагога В.А Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.
Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенности в себе.
Любая работа, какой бы простой она ни казалась, требует определенных знаний, практических навыков, умений. Чем раньше в своей жизни мы сталкиваемся с каким-либо занятием, тем более простым и привычным оно кажется потом. Но интересным и необходимым для нас оно становится, только когда в этом занятии есть возможность выразить и проявить себя, когда в нем есть место творчеству. Сегодня мало кто сомневается в том, что творчество - надежный резерв жизненной активности, увлеченности. Решая проблемы воспитания поколения, не трудно понять значение творчества в процессах воспитания. И, казалось бы, чего проще: бери и учи школьников творчеству - техническому, научному, художественному. Но эта проблема не так проста, как кажется.
Сфера искусства рассматривается как пространство, помогающее формированию социально-эстетической активности личности и развитию творческих способностей.
Проблема развития творческих способностей у учащихся чрезвычайно важна для их эффективной учебы и будущей профессиональной деятельности и привлекает внимание, как педагогов, так и психологов.
Развить способности – значит вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии» (33. с. 132).
Практика же свидетельствует, что в школе еще не всегда удается выявить склонности каждого ученика к определенному виду деятельности в точном соответствии с его задатками.
Каждый год в первый класс приходят совершенно иные дети. Иное поколение. Мыслят все быстрее, информации о фактах, событиях, понятиях - все больше. Вот только удивляются все меньше. Меньше восхищаются, негодуют. Спокойны в однообразном круге интересов. Тенденция к равнодушию страшна.
Целый ряд исследований психологов и педагогов, методистов и учителей направлен на изучение различных сторон проблемы детского творчества. В одних исследованиях изучается психологическая природа творческой деятельности (Б.М.Теплов, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко и другие), в других - как отношение личности к предметам и явлениям окружающей действительности (И.П.Волков, Н.Е.Щуркова, Б.П.Никитин и другие).
Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач. Б.П.Никитин среди пяти условий развития способностей детей выдвигает на первое место раннее начало. (23.с.7)
Доказано, что при опоре только на логическое мышление возможности мозга используются лишь частично. Более того, при перегрузке левого полушария, отвечающего за речевые функции, за абстрактное и логическое мышление, возрастает опасность стресса. Физиологи советуют повышать роль наглядности, наряду со словесно-цифровой информацией, шире использовать цвет и музыку, подключая работу правого полушария. Научить детей замечать прекрасное в окружающей жизни - один из основных путей активизации образного мышления.
В окружающей нас жизни творчество- необходимое условие существования, и все в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому началу человека.
Детское творчество ближе всего к народному, так как является проявлением эмоциональной сферы человека. В народном искусстве раскрываются исконные начала духовной жизни народа в наглядных и совершенных образах. Обеспечить на занятиях непосредственный контакт внутреннего мира ребенка с произведениями мастеров - самое главное, на что обращают внимание большинство педагогов. Освоение мастерства - это путешествие, не всегда, правда, только романтическое, легкое, но такое желанное для натур творческих, энергичных, ищущих в этом мире себя и красоту.
Проблема развития творческих способностей младших школьников с использованием средств декоративно- прикладного искусства разработана не в полной мере. К сожалению, методической, учебно-методической литературы педагогам пока явно недостаточно. Это особенно заметно на фоне множества разнообразных учебников, пособий, программ, предназначенных для начального образования.
Цель исследования: выявить педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников в образовательной области «Технология» средствами декоративно- прикладного искусства.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников в образовательной области «Технология» средствами декоративно-прикладного искусства.
Гипотеза: процесс развития творческих способностей средствами декоративно-прикладного искусства у младших школьников в образовательной области «Технология» будет проходить более успешно при соблюдении следующих педагогических условий:
- если в процессе преподавания будут учтены индивидуальные способности ученика (рисование, вязание, плетение и др.);
- если на занятиях будут использованы образцы декоративно-прикладного искусства;
- если при организации занятий будут предусмотрены различные виды самостоятельной деятельности учащихся;
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу с целью раскрытия содержания понятий «творчество», «творческие способности», «декоративно-прикладное искусство».
Проанализировать программы по образовательной области «Технология» с целью определения возможностей для развития творческих способностей у младших школьников.
Выявить уровень развития творческих способностей у младших школьников;
Разработать и реализовать программу экспериментального исследования, направленную на выявление условий, способствующих эффективной организации работы по использованию декоративно-прикладного искусства;
Методы исследования: анализ литературы, тестирование, эксперимент, наблюдение, изучение продуктов деятельности.
База исследования: начальные классы МОУ «Осиновская основная общеобразовательная школа», начальные классы МОУ «Дуниловская основная общеобразовательная школа», Никольского района Вологодской области.
Этапы исследования:
Изучение литературы по теме (июнь-ноябрь 2005 г.)
Разработка программы эксперимента (ноябрь 2005 г.)
Проведение формирующего эксперимента (февраль 2006 г.- декабрь 2006 г.) 4. Подведение итогов (декабрь2006г.).
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства

Творческие способности как категория психолого-педагогической науки
Проблема творческих способностей относится к одной из главных в педагогике, потому что от ее решения зависит обоснованный и более правильный выбор ребенком будущей профессии в соответствии со своими задатками. В науке выделяются различные уровни освоения личностью деятельности: обучение, воспроизведение, учение, творчество.
К проблеме развития творческих способностей детей обращались видные психологи и педагоги: Выготский Л.С., Зинченко В.П., Сухомлинский В.А., Теплов Б.М. и др.
Понятие «творчество» рассматривается в разных источниках по-разному.
Творчество – продуктивная форма активности и самостоятельности человека. Его результатом являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений, решение новых задач в труде врача, учителя, художника, инженера и т. д. (12. с.421).
В энциклопедическом словаре термин «творчество» рассматривается как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся оригинальностью, неповторимостью и общественно-исторической уникальностью. Здесь же отмечается, что творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта деятельности (34).
В статье Батюшкова читаем: «Творчество в прямом смысле есть созидание нового. В таком значении это слово могло бы быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь ряд непрерывных изменений и все обновляющееся или вновь зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой и оригинальной форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности (творчество научное, творчество поэтическое, музыкальное, творчество в изобразительных искусствах, творчество администратора, полководца и т. п.) (34).
Аристотель дал прекрасную, хотя и не исчерпывающую формулу художественного творчества, как способности обдуманного или сознательного воплощения истинного, при отожествлении истины и красоты (11. с. 10).
Пидкасистый П.И. определял творчество как явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизиологическими предпосылками (28. с. 81).
По Волкову И.П. творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта, изделия, сочинения в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные ЗУНы, в том числе их перенос, комбинирование известных способов деятельности, или открыт новый для ученика подход к выполнению задачи (6. с. 44).
В психологической литературе встречается в известной мере разные трактовки творчества. Выготский Л.С. рассматривал творчество как создание нового. С.Л.Рубинштейн определяет творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д.
По мнению Пономарева Я.А. для личности, стремящейся к творчеству, характерна оригинальность, инициативность, высокая самореализация, огромная работоспособность (12.с.422).
Общим для творческих личностей, как показал американский психолог П.Торранс, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте (24. с. 116).
«Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» (29.с.245).
Б.М. Теплов указывает, что творческая деятельность - это деятельность, дающая новые оригинальные продукты общественной ценности (38.с. 189).
Взгляды на творчество, в исторической преемственности эстетических и философских учении, разделяют судьбу этих учении и тесно связаны с решением метафизических проблем о красоте и истине; еще ближе вопрос о творчестве входит в круг задач современной психологии, в связи с проблемами о процессах мышления и зарождении идей. Поэты и художники не раз обращались сами к определению сущности творческого акта, но в показаниях о процессах творчества обыкновенно ускользает самое главное, по-видимому неуловимое и не поддающееся определению в психическом аффекте, обусловливающий творческий процесс. Историки и критики, пытаясь проникнуть в тайники творчества, обыкновенно ограничиваются (по необходимости) собиранием и сопоставлением внешних форм, в которые последовательно выливались психические состояния, предшествовавшие окончательному воплощению творческого замысла, разлагая последний на его составные части и подвергая оценке произведение в его целом. Если, по проверке, всякое «новое слово» художника и мыслителя имеет лишь относительное значение и абсолютно новое не представляется уделом человеческого творчества, если, с другой стороны, в невыясненном еще окончательно вопросе об отношении сознательной и бессознательной душевной деятельности первоисточник творчества характеризуется бессознательностью и непроизвольностью, то во всяком случае, акт творчества есть процесс прояснения нашего сознания, продукты творчества показатели расширение горизонта сознания, и «новыми» они представляются, прежде всего, опять таки по отношению к нашему сознанию (34).
Сущность творчества – в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности. Строя гипотезу, создавая художественный образ, человек попадает или в тон природе, или берет фальшивую ноту
Творчество предполагает тонкость наблюдения за явлениями, избирательное запоминание существенного, волевое умственное напряжение, эмоциональный подъем, яркое воображение. Имеют место догадки, предположения, логический анализ и синтез. Прорыв в неизвестное, подготовленный предшествующей умственной работой, может возникнуть «вдруг», например, при взгляде на что-то, являющееся аналогом искомого (4.с. 289).
В психологии выделяют две формы творчества детей – воспроизводящее творчество и творчество изобретательное. Следует отметить, что такое деление условно, ибо в искусстве творчеством является не только сочинение, но и исполнительство, и восприятие. Поэтому важно понимание творчества как неотъемлемой части любой деятельности учащихся.
Существует достаточно много психологических и педагогических оснований считать, что потенциал творчества несет в себе каждый ребенок, что творчество как таковое – норма истинно человеческого существования; детский возраст наделен особо благоприятными психологическими предпосылками эстетического отношения к миру. Но в повседневной педагогической практике приходится преодолевать известные ограничения. Во-первых, способность к творчеству невозможно передать, «транслировать», как знание или навык. Во-вторых, реальное творчество в какой-либо области создает мощную психологическую доминанту, захватывает человека целиком.
Творческая педагогика выражается в поисках наиболее результативных методов обучения и воспитания учащихся, в создании учебных пособий, постоянном пополнении знаний, пересмотре устаревших педагогических взглядов и решений. В научном творчестве большую роль играют гипотеза, умственный эксперимент, догадка. В художественном творчестве – наглядные образы, их яркость. Творчество основано не только на воображении, но и на мышлении, оно следствие включенности в деятельность всей личности, ее способностей, направленности и мотивов поведения.
Исследуя и анализируя проблему творчества, можно выделить основные существенные признаки данного понятия. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое; творчество имеет творца – субъекта творческой деятельности; творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека; творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности; творческая деятельность порождает новые как материальные, так и духовные ценности.
Чтобы понять особенности формирования творческой деятельности учащихся, необходимо осознать сущность творческого процесса как необходимого компонента развития ребенка. Процесс творчества базируется, прежде всего, на деятельности, продуктом и необходимым условием осуществления является потребность творчества.
У каждого вида творчества есть как свои общие с другими, так и отличительные черты. Помимо направленности на формирование многих ценных свойств личности творческую деятельность в различных ее видах объединяют процессуальные закономерности. Так в структурах научного и художественного творчества обычно выделяется несколько этапов.
Г.Уоллес выделяет основные этапы и звенья творческого процесса:
Подготовка;
Созревание;
Озарение;
Проверка.
А. Пуанкаре и Ж.Адамар выделяют подготовительный период, период бессознательной «инкубации», «вынашивания» замысла, возникновение главной идеи – «озарение» и реализация замысла.
Для А. Лука основными этапами являются:
1. Замысел;
2. Обдуманный план;
3. Воплощение плана в материальную форму.
Как правило, в качестве центрального и наиболее специфического этапа процесса психологи выделяют «озарение», «скачок в неизвестное», интуитивное схватывание искомого результата, когда многочисленные составляющие замысел идеи как бы сами собой складываются в четкую форму будущего художественного произведения или научного открытия.
Однако, следует подчеркнуть доказанную в педагогике закономерность что детское творчество требует активного руководства со стороны учителя.
Творческий подход к деятельности можно сформировать и развить, систематически приобщая учеников к выполнению постепенно усложняющихся творческих заданий при познании реальной действительности и ее отражения. Выполнение творческих заданий носит не только личностный, но и самостоятельный характер, так как творческая деятельность, если она сформирована – это самостоятельная деятельность (7.с. 165).
«Самостоятельная учебная работа – средство формирования познавательных способностей учащихся, их направленности на непрерывное самообразование» (16.с.134).
Под самостоятельной работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств.
Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы:
- наличие задания учителя;
- руководство учителя;
- самостоятельность учащихся;
- выполнение задания без непосредственного участия учителя;
- активность учащихся.
Существует несколько видов самостоятельной работы:
самостоятельные работы по образцу (работа выполняется по аналогии с предложенным образцом);
самостоятельные работы с указанием их выполнения (работа выполняется после объяснительной инструкции учителя);
самостоятельные работы вариативного характера (есть возможность выбора выполнения работы);
самостоятельные работы по коллективно составленному плану.
В процессе самостоятельной работы учащийся выступает как активная творческая личность, как созидатель своей культуры, эрудиции, образования, готовности к будущей деятельности.
Под самостоятельностью же мы понимаем то, что ученик должен сам выбрать тему для работы, сам найти пути решения, обязательно или необязательно прибегая к помощи взрослых. Таким образом: самостоятельность – это, прежде всего, проявление инициативы в выборе темы для работы и способе ее выполнения, это первая ступень творчества (5.с. 52).
Творческие задания на уроках труда могут быть разной трудности и разного характера: в художественном или конструкторском плане, для индивидуального или коллективного выполнения и т.д. Но всегда для решения они будут требовать работы воображения, « напряженного умственного анализа- синтеза» (Л. С. Выготский).
Во время выполнения творческих работ совершенствуются трудовые навыки ребенка, и он начинает осознавать необходимость свободного владения инструментами, чтобы недостаточное умение не препятствовало осуществлению его идеи.
Что же такое творческие способности? Прежде всего, рассмотрим понятие «способности».
В философском словаре дано следующее определение способностей:
« В широком смысле - это психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности. Потенциально способности представлены системой безусловных и условных связей, приспособленной для выполнения какой-либо деятельности.
Под способностями в специальном смысле понимают комплекс психических свойств человека, делающий его пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду профессиональной деятельности » (44.с. 217).
В толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой способности рассматриваются в нескольких значениях:
1. Природная одаренность, талантливость.
Умение, а так же возможность производить какие-нибудь действия (34).
В энциклопедическом словаре способности определяются как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводится к ЗУНам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень способностей выражается понятиями таланта и гениальности (36.с.1255).
Известны две точки зрения по поводу происхождения способностей. Одна из них (Р. Декарта и Г. В. Лейбница) характеризует способности как врожденные образования, которые даются человеку в готовом виде. Другая Дж. Локка исходит из тезиса о полной зависимости способностей человека от внешних условий его жизни (22.с. 373).
Н.С. Лейтес дает свое определение: «Способности – это отдельные психические свойства, обуславливающие возможности человека в тех или иных видах деятельности» (28.с.43).
В свое время Б.М. Теплов, а вслед за ним многие другие ученые, определили способности, как такие психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности какой-либо деятельности («соответствуют требованиям») и которые создаются в процессе освоения этой самой деятельности.
Уровень развития способностей зависит:
от качества наличных знаний и умений (верные или неверные, твердые или нетвердые и т. д.), от степени их объединения в единое целое;
от природных задатков человека, качества врожденных нервных механизмов элементарной психической деятельности;
от большей или меньшей «тренированности» самих мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов (44. с. 141).
Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности.
Способности делятся на потенциальные и актуальные. Потенциальные способности – это возможности развития индивида, проявляющие себя всякий раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Но поскольку развитие личности зависит не только от ее психологических особенностей, но так же и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы (или не реализованы) эти потенции, то говорят об актуальных способностях, которые реализуются и развиваются в зависимости от требований конкретного вида деятельности.
Объективные условия жизнедеятельности индивида иногда таковы, что далеко не каждый может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой.
Исходной предпосылкой для развития способностей служат те врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. Вместе с тем биологически унаследованные свойства человека не определяют его способностей. Мозг заключает в себе не те или иные специфически человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей.
Задатки – наследственные свойства периферического и центрального нервного аппарата – являются существенными предпосылками способностей человека. От задатков к способностям – в этом и состоит путь развития личности.
Задатки многозначны, они могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в различные способности.
Только при наличии хороших задатков способности могут развиться очень быстро даже при неблагоприятных жизненных обстоятельствах. Однако даже прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии хороших задатков (но не при полном их отсутствии) человек может при определенных условиях добиваться значительных успехов в соответствующей деятельности (44. с. 142).
Высокий уровень развития способностей как общих, так и специальных психологи оценивают как одаренность. Одаренность не только интеллектуальная характеристика, лишь понимание личностной непохожести одаренного ребенка дает возможность оценить его творческие и интеллектуальные потенции (44.с. 147).
Проблема развития творческих способностей является актуальной проблемой в современной начальной школе. Развитие творческих способностей у учащихся чрезвычайно важно для их эффективной учебы и будущей профессиональной деятельности. Этому способствует глубокое усвоение учащимися системы знаний, стимулирование их участия в исследованиях, проводимых в учебных заведениях, самостоятельная работа, поддержка научных интересов.
Б.П.Никитин оценивает творческие способности как особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности (23.с.5).
Ведь способности к творчеству – это качества, благодаря которым рождается, изменяется, развивается музыка, математика и др. Такие качества не могут ни возникать у человека вследствие освоения уже существующих форм музыки или математики, ни зависеть от их уже сложившихся требований, хотя «вхождение» в эти области культуры, их освоение необходимо для пробуждения и развития творчества человека. Но если способности и в самом деле проявляются у человека по мере освоения деятельности, то нужно допустить, что творческие способности имеют внутренний источник в самом человеке, а по мере освоения деятельности этот потенциал актуализируется. Человек, словно вступает в осознанное владение своим потенциалом, объективирует его – в продуктах деятельности, в контексте культуры своего времени.
Другая особенность традиционного психологического подхода состоит в том, что способности человека понимаются как сочетание ряда психологических качеств, или компонентов, каждое из которых соответствует каким-то определенным требованиям деятельности и является отдельной способностью. С этих позиций изучались музыкальные, изобразительные, литературные, математические, педагогические способности.
Прежде всего, оказалось, чрезвычайно трудно договориться о составе и количестве компонентов тех или иных способностей. Исследователь изобразительных способностей В.И. Кириенко утверждал, что структура способностей художника меняется с изменением стиля в искусстве – плоскостная и объемно-пространственная живопись предъявляет к человеку разные требования и т.д.
Крутецкий В.А. обнаружил в структуре математических способностей своеобразный компонент, который он назвал математической направленностью ума – стремлением математически одаренного ребенка рассматривать все явления жизни под углом зрения математических отношений. Аналогичное свойство обнаружилось и в структуре литературных способностей – автор, В.П.Ягункова, назвала его «поэтическим видением мира».
Отметим в связи с этим два важных момента.
Во-первых, в каждом из этих случаев речь идет о некотором особом отношении к жизни в целом, а не к той или иной определенной деятельности. Одни и те же пласты жизненного опыта питают творческую активность человека в разных видах деятельности. И это принципиально отличается от идеи развития способностей внутри уже сложившейся деятельности, вследствие овладения ею.
Как утверждал В.А.Сухомлинский, эстетическая активность не в социальной деятельности художника-автора, а в «единственной жизни», еще не обработанной художественно, не очищенной от неэстетических моментов.
Второй важный момент: эта общая направленность личности вбирает в себя и модифицирует, образно говоря – «превращает в способности», самые разнообразные качества психики. И такие качества, которые считают «способностями», но которые сами по себе, вне соответствующей направленности личности, таковыми не являются. И такие, которые никто не рассматривает как способности, но которые «внутри» соответствующей направленности личности могут играть огромную роль в создании художественных образов (37.с. 214).
Что касается творческих способностей в целом, то они выступают не как «оттиск» требований той или иной деятельности в человеческой психике, а, напротив, как «органы самореализации» творческого Я человека в данной деятельности, в данной области культуры. Итак, речь идет о некотором особом, художественном или эстетическом, отношении человека к миру, которое лежит в основе способностей к разным видам художественного творчества.
Понятно, что создание условий и помощь в развитии такого отношения должно стать главной задачей педагога (37. с. 216).
В чем же сущность этого особого, эстетического, или художественного, отношения к миру? Кратко его можно описать как осознанное переживание своего единства с миром и способность воспринимать внешнюю форму как «носительницу души» вещей. Иначе говоря, воспринимать неповторимый чувственный облик всех вещей – форму и цвет, звучание и движение – как выражение состояния, характера, своеобразной внутренней жизни, родственной и потому доступной, понятной человеку (37. с. 215).
Художественное творчество всегда связано с накоплением жизненных впечатлений, сбором материала и концентрации его в теме будущего произведения, которая определяет содержательные ориентиры этого произведения и задает толчок всему процессу творчества.
Очень много говорится сейчас о значении полушарной организации мозга для развития творческих функций. В нейрофизиологической и нейропсихологической литературе широкое распространение получила теория функциональной асимметрии мозга, которая в широком смысле сводится к тому, что левое полушарие отвечает за рационально-логические процессы, а правое – интуитивные. Существует общее мнение, что левое полушарие мозга обрабатывает информацию последовательно и линейно, аналитически и логически.
Правое полушарие, напротив, - глобально, релятивно, синхронно и интуитивно, то есть нелинейно.
В младшем школьном возрасте мы исходим из утверждения науки о том, что у детей правое полушарие, которое ведает наглядным, чувственным отношением к жизни и образным мышлением, созревает раньше, а механизмы левого полушария, которое ведает отвлеченным логическим мышлением, созревают позже. Образная память на цвет, звук, вкус, запах и ощущения способствует развитию творческой одаренности человека (4.с. 54).
В школьных занятиях главенствующая роль принадлежит коре левого полушария.
Восприятие же структур, связей, чувство прекрасного – это функции правого полушария, осуществляющего целостное восприятие.
Оба полушария являются связанными между собой частями одного рабочего органа, и самые большие достижения, наибольшая продуктивность отмечены интеграцией, взаимосвязью обоих полушарий.
Взятые отдельно, процессы правого полушария могут быть удивительно тонкими, неопределимыми: результат невозможно предугадать. Но вдохновение и интуиция, которыми правое полушарие сопровождает конкретную деятельность, продуцирует совершенно новый результат, вырастающий из богатой интеграции конвергентного и дивергентного мышления.
Если не упражнять и не развивать малышей, их творческие задатки частично пропадут. Не секрет, что творчество малышей начинается с их умения и желания фантазировать, но для фантазий необходима основа, которая закладывается в раннем детстве. А чтобы не иссяк источник, его необходимо постоянно подпитывать, наполняя не только новым содержанием и идеями, но и создавая особую атмосферу в школе (4.с. 72).
Джон Глауэн убедительно доказывает необходимость комплексного понимания творчества. Хотя акцент он ставит на подсознательном опыте вдохновения, он отмечает, что облечение этого вдохновения в форму художественного или научного достижения зависит от знаний и навыков, накопленных в «опыте левого полушария» (24.с. 117).
Следовательно, творческие способности – это способность человека к творчеству. Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Развитие творческих способностей идет через развитие творческой деятельности младших школьников. А творческая деятельность детей развивается путем творческих заданий. При решении этих заданий происходит акт творчества, находится новый путь решения или создается что-либо новое.
Психолог И.Б.Ительсон считает, что творческая деятельность связана не только с воображением, но и с мышлением. «Познавательный процесс, позволяющий человеку решать еще не решенные задачи, называется мышлением» (15.с.64). Результат творческого мышления - это не просто применение известных представлений, понятий и операций, а создание новых образов, способов решения задач.
Мышление - сложный психический процесс, характеризующийся обобщённостью и опосредованностью. Оно позволяет познавать как наглядные связи, отношения объектов, явлений, так и их сущность (12.с.208).
Большую роль в развитии творческих способностей играет самостоятельность творческого мышления, которую следует рассматривать как важнейшую характеристику особенностей творческой личности.
Важной основой для формирования творческого мышления, способности открывать в себе и других новое, непредвиденное является импровизация.
Импровизация является самой доступной формой отражения действительности для детей. Можно сказать, что для детской импровизации характерна случайность, а главным побудителем к самовыражению являются эмоции и интуиция.
Импровизация выступает также формой продуктивной деятельности, носителем содержания в которой является сам процесс, во многом ограниченный для младших школьников. Как считает исследователь Б.Н. Теплов, у школьников того возраста велика потребность в деятельности неизведанной и не навязанной извне.
Репродуктивные методы обучения и воспитания являются преградой к самовыражению ребенка. Педагоги репродуктивного плана часто забывают о том, что дети не любят повторяться, у них есть богатая изобретательность, которую необходимо развивать. Импровизируя, дети никогда не возвращаются к одному и тому же образу, отличающиеся художественным вкусом и лишенные подражательности.
В практике школы учителя начальных классов Е.П.Кондратьева, Л.В.Манько, Н.А.Сидоренко преобладающее внимание на уроках трудового обучения уделяют выработке общих умений и навыков. На уроке, в основном, выполняются практические задания на воспроизведение предложенного образца, а задача развития учащихся часто остается нерешенной.
Чтобы практические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этому учить.
В процессе формирования творческой деятельности мы вычленяем три последующих этапа:
1. Выработка практических умений и навыков. Здесь имеет место точность, исполнительность, рациональное использование времени, материала, соблюдение порядка на рабочем месте и так далее.
2. Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.
3. Развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации.
Мы считаем, что каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний - обобщающим во всем процессе. Причем практическая деятельность учащихся на уроках трудового обучения постепенно усложняется, обогащается за счет заданий творческого характера.(18.с. 34)
Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.
Можно выделить различные виды творческой деятельности.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Декоративно-прикладная Художественно-эстетическая
-Изо - музыка
-шитье - вокал
-вязание - хореография
-макраме - драматический театр

Понятие декоративно- прикладного искусства
Художественный потенциал человека, его творческие возможности с наибольшей полнотой и последовательностью, указывает В.А.Сластёнин, проявляются в искусстве. Порождение человеческим трудом, искусство на определённом историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к природе (29.с.266).
Под искусством понимается - «Художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения действительности» (36.с. 507).
В философии искусство понимают «как одну из форм общественного сознания, специфический род практическо-духовного освоения мира. В этом смысле к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности – живописную, музыкальную, театральную, литературную, объединяемых потому, что они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности. В широком значении слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она , совершается умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле» (11.с.159).
Психолог Л.С.Выготский писал: «Искусство есть социальное в нас - есть общественная техника чувства, орудие общества, с помощью которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». (7.с.106).
Исторически искусство развивается как система конкретных видов искусств (музыка, литература, архитектура, изобразительное искусство, театр, декоративно – прикладное искусство и другие), в которых многообразие реального мира предстает во всём своём богатстве.
В настоящее время наметились позитивные тенденции в социально-культурной сфере: разрабатываются перспективные проекты возрождения художественной культуры в регионах, внедрения художественно-образовательной программы на основе национально-культурных традиций России. Разрабатывается целостная система, в которой приобщение к искусству будет осуществляться на фоне их глубокого культурно-эстетического развития. Центр этой системы – школы. Один из критериев – полноценное развитие художественного восприятия и активное творчество школьников при условии проведения с ними различных видов и форм занятий.
Искусство, воздействуя на эмоциональную сферу человека, является могучим средством нравственного воспитания, насыщения духовной жизни. Эмоциональное восприятие художественных образов, раскрывающих красоту окружающей действительности родного края, способствует формированию патриотического сознания и духовной культуры человека (29.с.249).
Главным помощником учителя в деле развития творческих способностей ребенка становится сегодня искусство, прежде всего, по-нашему мнению, декоративно-прикладное.
Декоративно-прикладное искусство – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, украшения, игрушки и т.д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используется литьё, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, вышивка, набойка и т.д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически её обогащают.(36.с.370)
Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, с художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с начала 20 века также с дизайном, художественным конструированием.
Данный вид искусства сохранил до наших дней значение живого художественного наследия, выражающее духовную культуру нашего народа, черты национального характера, представления о нравственных идеалах людей, неразрывно связанных с родной землёй, природой, Родиной.
Раскрывая, учащимся специфику ДПИ педагог должен учитывать, что образный строй ДПИ опирается на следующие особенности языка, по мнению Б.М.Неменского:
Конструктивный элемент языка выражает утилитарно-бытовые, потребительские функции предмета и проявляется в первую очередь в его форме, составе, размере частей и целого.(например: конструктивные основы стула, чайника и т.д.).
Изобразительный элемент языка выражает социальные функции предмета, отражая миропонимание создателя и владельца предмета. Изобразительный элемент языка ДПИ тяготеет к символическому обобщению. Форма и окраска изображаемого предмета в силу такой его функции часто доходит до иероглифической отвлеченности от реального прообраза (например: солярный знак).
Декоративный элемент языка выражает утилитарно-социальные функции предмета, отражая социум-положение (и соответственно вкусы) владельца предмета (национальное, историческое, классовое, групповое). Декоративный элемент языка наиболее подвижен, подвержен моде и проявляется в трёх моментах:
а) орнаментальности (узорчатости);
б) колористике;
в) в декоративно-пластических свойствах материала.
Известные исследователи народного декоративного искусства В.С.Воронов, А.В.Бакушинский, В.М.Василенко в своих трудах отмечали, родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей, выдвигая, главным критерием подобной близости декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщенной пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремесла должны играть важную роль в развитии творческих способностей детей. (13.с.1).
Произведения народного творчества являются неотъемлемой частью национальной культуры, открывают особый мир, связанный с бытом, трудом и пониманием жизни крестьян.
Изделия местных умельцев несут в себе образ мира, где природа и человек слиты воедино. На Севере часто встречаются композиции, состоящие из различных комбинаций ромбов, крестов, гуськов и т.д. Такими узорами украшали праздничные и ритуальные предметы: полотенца, рубахи, пояса. Бесконечные вариации этих орнаментов не случайны. Жизнь древнего человека зависела от природы. Источником его благополучия являлись солнце, живительные лучи которого согревали землю, небесная влага способствовала плодородию земли. Такое мироощущение нашло отражение в творчестве, сформировало образы-символы, устойчивые схемы изобразительного языка. Геометрический орнамент заключает в себе картину мироздания.
Узоры раскрывают целый мир образов. Извилистая линия была символом воды – необычайным веществом с таинственными свойствами, одной из первостихий мира. Кружок – солярный (солнечный) знак, который олицетворял собой силу, которая дарила жизнь всему сущему. Крест нередко был оберегом, противодействующим силам зла. Многочисленные изображения пав, жар-птиц, петушков и курушек – образы вольной птицы, которые пронизывают и декоративно-прикладное искусство, и устное народное творчество.
Орнамент с подобными знаками придавал вещи особый смысл, как бы погружал её в ткань сложных взаимоотношений человека и окружающего его мира, точнее – в мир его представлений об окружающем. О.Мандельштам писал: « Орнамент тем и хорош, что сохраняет следы своего происхождения, как разыгранный кусок природы, животный, растительный, степной- какой угодно, - он всегда говорит, видящ, деятелен» (25.с.272).
Ребенок по своей природе – искатель, исследователь, открыватель мира. Поэтому очень важно раскрыть перед ним чудесный образ мира в живых и ярких красках, тёплых и нежных словах, трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте души человеческой.
Необходимо так вводить детей в окружающий мир искусства, чтобы они на каждом уроке, занятии обнаруживали для себя что-то новое, чтобы каждый шаг педагога, родителя был направлен к добрым чувствам, к красоте души человеческой.
Важно, чтобы ребёнок всегда находился у источника мысли, т.е. среди природы, чтобы мысль переключалась с наглядного образа на его обдумывание. Если же на глаза детей не попадают произведения великих мастеров, если изолировать детей от природы и если с первых дней обучения они воспринимают только слово, то дети быстро утомляются и не справляются с работой, ведь каждое путешествие в природу является уроком творческого мышления. (27.с.7).
Большие потенциальные возможности при развитии творческих способностей заключаются в изучении подлинных образцов народного искусства. Ведь общение школьников с сокровищницей народного творчества пробуждает в них законную гордость за многовековую художественную культуру своего народа, способствует выработке самостоятельного отношения к искусству, умения отличать подлинно прекрасную вещь от безвкусной, а главное – побуждает интерес к созданию предмета декоративно-прикладного искусства своими руками.
Занятия народным искусством способствуют развитию художественного мышления, восприятия, воображения, умения анализировать.
Психологи Р.Архнейм и В.П.Зинченко механизм проникновения в смысловую ткань зрительного образа называют визуальным мышлением (В.М.) – мышление с постоянной опорой на зрительный образ. Оно ведёт к самостоятельному пониманию ребенком смысла увиденного, помогает приобретать знания в процессе наблюдения. Успех практической творческой деятельности в значительной мере зависит от глубины и точности наблюдений. Правильное использование наглядности в образовательной области «Технология» способствует развитию наблюдательности, а наблюдательность в той или иной мере влияет на развитие всех сторон личности.
Развивать способность понимать художественные образы необходимо путём специального развития В.М. По определению В.П.Зинченко « содержание, которого является оперирование наглядными образами, а результатом – порождение новых визуальных форм, несущих смысловую нагрузку и делающих значение видимым» (14.с.13). Особую актуальность развитие В.М. приобретает в начале школьного обучения, поскольку данный период в силу гибкости и пластичности психических процессов наиболее благоприятен для развития образной и чувственной сфер человека.
Более эффективному развитию В.М. младшего школьника, по мнению В.П.Зинченко способствует использование некоторых положений:
- развивать у детей способность понимать смысловую ткань зрительного образа на основе материала произведений мастеров;
- вводить в процесс обучения организованное рассматривание произведений, что позволяет упражняться в наблюдении (ребёнок учится последовательно и избирательно воспринимать художественные образы)
- создавать креативную среду, способную дать толчок к раскрытию творческого потенциала ребёнка;
- сведения о произведении не должны мешать процессу самостоятельной расшифровки зрительных образов, предшествовать личному запросу ребёнка;
- уделять внимание словесному выражению тому, что видит ребёнок (14.с.15).
Таким образом, занятия декоративно-прикладным искусством содержат большие возможности и могут стать сильным средством развития творческих способностей. Плетение из бересты, ниток, вязание, ткачество, вышивка, роспись, чеканка, художественная резьба – неиссякаемый источник творческой фантазии ребенка. Надо побуждать ребёнка к стремлению и желанию самому искать сведения о технике обработки материалов, об истории и развитии народных промыслов и т.д.
Следует направлять интерес детей к декоративно-прикладному искусству, творчеству народных мастеров.

1.3. Анализ программ по образовательной области «Технология» в контексте развития творческих способностей у младших школьников
Декоративно-прикладное искусство-вид художественной деятельности по созданию предметов быта, соединяющих в себе эстетические и практические качества. Этот вид искусства отражает всё многообразие человеческих потребностей. (5.с.104).
Декоративно-прикладное творчество способствует художественному развитию детей, учит видеть красоту в реальной действительности, развивает фантазию и воображение, изобразительность и технические навыки, чувство композиционного равновесия и цветовой гармонии.
Декоративно-прикладная деятельность отличается большим разнообразием художественных видов работ и техник: роспись гуашью, различные виды аппликаций и печати (картофельный штамп и гравюра и т.п.), мозаика из цветной бумаги, ткани, осколков стекла, конструирование из бумаги, ткани, природного материала, декоративная лепка из глины и пластилина с последующей росписью и многое другое.
Обратимся к отдельным техникам и видам заданий.
Аппликация-это силуэтное воспроизведение с помощью ножниц и последующее, размещение и наклеивание вырезанных элементов на плоскости работы или поверхности объёмного изделия. Аппликация как художественная техника позволяет обострить композиционный поиск в целях наибольшей выразительности, так как перед наклеиванием элементы изображения можно передвигать до тех пор, пока не будет найдено лучшее расположение.
Поделки из природного материала (игрушки, сувениры, украшения). Основные задачи этого вида творчества - развитие воображения, фантазии, навыков конструирования. В этой работе необходимо показать детям, как можно использовать природные материалы для создания интересных поделок. В самостоятельной работе, в замыслах детям надо предоставить полный простор их фантазии и инициативе.
Вышивка-искусство шитья декоративными стежками по материалу. Это один из самых распространённых видов декоративно-прикладного искусства. Искусство вышивки возникло в незапамятные времена и передавалось из поколения в поколение.
Декоративно-прикладная лепка (Объёмная игрушка по мотивам народной глиняной игрушки, украшенная орнаментальной росписью). Через осязание и действия, которые в лепке неизбежны, дети яснее познают пластику и характер формы, строение, пропорции и сравнительную величину предметов. Работа в объёме, благодаря своей трёхмерности, позволяет детям ощутить и почувствовать подвижность, гибкость, выразительность движений живых объектов природы (человека, животных) гораздо быстрее и прочнее чем работа на плоскости.
Декоративная роспись – украшение поверхности плоских или объёмных предметов узорами или сюжетными рисунками. В декоративной росписи допустима творческая переработка элементов народного искусства. При этом обязателен показ образцов декоративно-прикладного творчества: жостовские подносы, национальная расписная посуда (хохлома, гжель), дымковская глиняная игрушка, расписные пряники, брошки и т.д. Использование образцов декоративно-прикладного искусства в начале занятия способствуют обогащению замысла учащихся, активизации творческой инициативы.
Исследования советских ученых Н.П.Сакулиной, Е.А.Флериной, Т.Я.Шпикаловой, а также их зарубежных коллег убедительно доказали благотворное влияние произведений народного декоративного искусства на развитие фантазии, образного мышления детей, на развитие у них творческих способностей.
Для сравнения рассмотрим некоторые вариативные программы.
Программа «Школа мастеров» Т.М.Геронимус 1996 года направлена на формирование у ребенка умения самостоятельно ориентироваться в любой работе, то есть учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира. Содержание программы в каждом классе разделено не по видам обработки материалов, а по компонентам деятельности.
От класса к классу изменяется уровень самостоятельности учащихся в мыслительных действиях: если в первом классе дети под руководством учителя рассматривают образец в сборе и деталях, то в третьем классе уровень абстрагирования повышается. При обсуждении используется образец в сборе, а не в деталях, обучение чтению эскиза строится на базе анализа технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в данный эскиз. Анализ конструкции изделия и разработка технологического плана являются базой для самостоятельной практической работы, что позволяет учащимся полностью проявить своё творчество.
Программа «Художественно конструкторская деятельность» (основы дизайнообразования) Н.М.Конышевой 1996 года направлена на формирование творчески активной и свободно мыслящей личности, развитие созидательных возможностей и творческих способностей.
Весь курс обучения представляет собой единую систему, взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы.
Программа «Технология» Ю.Л.Хотунцева 1994 года направлена на развитие творческих возможностей учащихся, элементов технического мышления, конструкторских способностей.
В начальной школе осуществляется начальный этап формирования профессионального самоопределения, в ходе которого они знакомятся с лицом труда и профессий, получают первоначальную общетрудовую подготовку и элементарные навыки труда в быту.
В каждом классе запланировано время на выполнение проекта (4-я четверть) позволяющая на практике реализующие полученные знания и умения. В ходе реализации проекта надо самостоятельно развить тему и защитить её в виде игры-драматизации.
Всё сказанное позволяет сделать вывод, что данная программа имеет большие возможности для развития творческих способностей.
Сравнительный анализ программ по курсу «Технология» в начальных классах показал, что в них заложены возможности для реализации творческой инициативы средствами декоративно-прикладного искусства. Но традиционная программа этому вопросу уделяет недостаточно внимания и требует дополнительной обработки. Вариативные программы отличаются тем, что предусматривают больше самостоятельной творческой работы учащихся, больший объём и разнообразие деятельности по собственному замыслу ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что в вариативных программах заложен развивающий характер обучения, учащимся предоставляется больше самостоятельности, тем самым создаются предпосылки для развития творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства на уроках «Технология».
Но проблема в том, что на практике учителя в основном работают по традиционной программе, используя элементы вариативных программ. Для того, чтобы добиться положительного результата, необходимо вести целенаправленную, систематическую работу по развитию творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства на уроках «Технология».








Выводы по главе I

В данной главе исследования мы выяснили, что существует множество трактовок определения понятия «творческие способности» в психолого-педагогической литературе. Так в психологии – творческие способности – это отдельные психические свойства, обуславливающие возможности человека в тех или иных видах творческой деятельности. В педагогике творческие способности – это создание ребенком оригинального продукта, изделия, сочинения в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные ЗУНы, в том числе их перенос, комбинирование известных способов деятельности, или открыт новый для ученика подход к выполнению задачи.
Мы остановились на следующем определении: творческие способности – это способность человека к творчеству, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.
Мы пришли к выводу, что роль развития творческих способностей в процессе становления личности очень велика. Творческая деятельность дает ребенку возможность реализовать свой потенциал, пережить ситуацию успеха, формирует у него эстетическое восприятие окружающего мира.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, мы можем установить место использования средств декоративно прикладного искусства в процессе развития творческих способностей младших школьников.
Декоративно-прикладное искусство является благоприятной почвой для развития творческих способностей, так как именно оно способствует проявлению индивидуальных склонностей и интересов, обогащает их личный опыт и является сферой свободного выбора отношений и поведения.
Мы считаем, что наибольшего эффекта работа по развитию творческих способностей будет достигать при широком разнообразии видов самостоятельной работы, использовании образцов декоративно-прикладного искусства, при учёте индивидуальных способностей учащихся.


Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 915