Аппликация, как средство развития творческих способностей младших школьников с нарушением интелекта.

Тема: « Аппликация, как средство развития творческих способностей младших школьников с нарушением интеллекта».

Над выбранной темой работаю второй год. Аппликация является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей школьного возраста. В процессе аппликации совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.
За это время по теме самообразования мною была подобрана и изучена литература. Рассмотрены методики традиционной и нетрадиционной аппликации авторов З.А.Богатеевой « Занятия аппликацией», М.А. Гусаковой «Аппликация». Леонид Береславский, уверен, что развивать интеллект ребенка нужно не только систематически, но и своевременно, ведь то, что дается ребенку легко в 3 года, может вызвать трудности в более старшем возрасте. Поэтому знакомство детей с множеством видов аппликаций должно быть постепенное, от легкого до более сложного элемента выполнения, обязательно разъяснять и инструктировать. Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве – посвящены многие педагогические исследования: Н.А. Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других.

Поставила перед собой цель: развития творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора. Формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально- образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Но главная цель: передача приобретенных знаний детям.
Задачи:
Обучающие:
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями.
Формирование умений следовать устным инструкциям.
Обучение различным приёмам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда. Рисования и других, для создания композиций, выполненными способом разных видов аппликации.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к аппликации.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества.
Коррекционные:
Корректировать аналитические способности, память, внимание. Волю, глазомер. Пространственное воображение. Мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.)
наглядный ( показ иллюстраций, работа по образцу)
практический( выполнение работ)
Ожидаемые результаты:
научатся различным приемам работы с бумагой
будут знать основные геометрические понятия
научатся пользоваться трафаретами
создавать композиции
развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук, глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию
познакомятся с разными видами аппликации
овладеют навыками
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Нами выполнялись работы: осенний лес (мозайка), аппликации к новому году, букеты цветов (открытка к 8 марта-мозайка), весна, звездочка (открытка к 23 февраля), голуби и т.д.
Детям очень понравилась аппликации выполненные способами мозайки и аппликации из нетрадиционного материала.
При выполнении аппликаций столкнулась с проблеми: в группе есть левша и ей очень сложно держать ножницы и не всегда получается аккуратно вырезать элементы для аппликации, многим сложно самостоятельно расположить композицию на листке картона.
Сделав из этого вывод, нужно развивать навыки пользования с ножницами
.Несформированность навыков и умений мешает ребенку выразить задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для школьников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу аппликации и ведет к детской неуверенности, решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы аппликации.
Аппликация с применением традиционных и нетрадиционных материалов способствует развитию у ребенка:

· Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

· Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

· Внимания и усидчивости;

· Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

· Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы невероятностью событий. При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества.
1. Результатами работы в данном направлении должны стать:
- активность и самостоятельность детей в творческой деятельности;
- умение находить новые способы для изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
От создания образа – к выбору средств выразительности.
Средства выразительности подсказывают выбор темы и способа изображения. Важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделится своим состоянием с окружающими.











Список используемой литературы:

     1. Беляков, Н.Д., Покровская А.И., Цейтлин Н.Е. Кружок "Умелые руки" в школе. - М., 2007. - с.158.
2. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией. - М.: Просвещение, 2008.
3. Бубекина, Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала. - М., 1999. - с.180.
4. Винер, А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. - М., 2003. - с.95.
5. Гусакова, М.А. Аппликация. - М., 2007. - с.153.
6. Гусакова, М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности № 2002 "Дошкольное воспитание" и № 2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях". - М.: Просвещение, 1999.
7. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитизд. Центр ВЛАДОС, 2001.
8. Корчикова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия "Мир вашего ребенка"). - Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
9. Крылова, О.Н., Самсонова Л.Ю. Поурочные разработки по трудовому обучению.1 класс. Учебное пособие. - М.: изд. "Экзамен", 2006. - с.86.
10. Майорова, И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. - М., 1978. - с.147.6 Методические рекомендации к "Программе воспитания и обучения в детском саду" (сост. Л.В. Русскова) - М.: Просвещение, 2006.
11. Неменский, Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М., 2001. - с.210.
12. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие, автор-сост.: Соловьянюк В.Г. - Бирск, 2007. - с.139.










Школа- интернат VIII вида № 9.










Отчёт по самообразованию
тема « Аппликация, как средство развития творческих способностей младших школьников с нарушением интеллекта».




















Воспитатель:
Кудряшова
Наталия
Анатольевна

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 415