Проблемное обучение как средство развития творческих возможностей ученика

Проблемное обучение как средство развития
творческих возможностей ученика
учитель математики МКОУ
Поповская СОШ
Нельзя выявить подлинные глубины
творческого потенциала человека,
оставаясь лишь в пределах устоявшихся
форм деятельности и уже принятых
систем обучения и воспитания.
В.В. Давыдов.
Глобальные изменения в разных сферах современного общества требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием творческой личности Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность. Поэтому одна из задач современного педагога-это развитие творческих способностей учащихся. Как помочь ученику в раскрытии его творческих способностей , какие формы и методы лучше выбрать? Один из главных методов- метод проблемного обучения. Важно создать проблемную ситуацию, которая будет: а) иметь высокий уровень трудности, но доступна для решения учеником б) вызывать интерес своим содержанием в)способствовать получению учеником новых знаний. Проблемная ситуация способствует мыслительной деятельности, способности к исследованию, креативности ученика, а педагог, должен соблюдать определенные правила в учебной деятельности. Проблемная ситуация должна: а) основываться на тех знаниях и умениях, которыми ученик обладает в достаточной степени б) ученик должен понимать закономерности процессов в) проблемное задание должно быть им принято.В педагогической науке определены 4 уровня проблемного обучения ,которые я использую в своей работе.1 уровень: проблемное изложение учебного материала. Считаю, что ведущая роль здесь принадлежит педагогу. Учитель формулирует проблему, показывает пути ее решения, учащиеся следят за ходом рассуждений и принимают к сведению результаты решения. Данный путь решения проблемной ситуации имеет большое значение для учащихся. Он учит учащихся решать проблему, показывает этапы работы над решением проблемной ситуации, закладывает умения делать выводы, принимать решения.2 уровень: педагог излагает суть проблемы, учащимся предлагается самостоятельно решить другие проблемные ситуации по аналогии. Иногда проблема, предлагаемая для самостоятельного решения учащимся, предполагает применение не только аналогичных знаний, но своего творческого подхода к решению проблемы3 уровень: педагог формулирует проблему, определяет пути выхода из нее. Ученик должен самостоятельно решить проблему, привлекая ранее усвоенные знания учебного материала, подбирая возможные варианты решения. 4 уровень: исследовательский или поисковый. Учащимся предлагаются незнакомые проблемные ситуации. Они сами определяют проблему, формулируют, сами решают. Этот этап дает возможность проявить творческие способности, исследовательские умения.
В своей работе я пользуюсь следующей системой создания и разреше ния проблемной ситуации
1.Приемы создания проблемной ситуации:
а) предъявление фактов, теорий противоречивого характера
б) столкновение мнений учеников по вопросам или практическим заданиям
в) возможность представить мнение учащихся сообщить научный факт.
г) предлагаю у задания, заведомо практически невыполнимые.
д) предлагаю задание, не сходное с предыдущим.
2.Вопросы, побуждающие к ее осознанию.
а) о каких фактах идет речь? б) чем они интересны? в) в чем противоречие?
г) как вы представляете решение данной проблемы? е) в чем трудность ?
3. Формирование проблемы
а) над чем надо работать? б) какие выводы надо сделать? в) в чем состоит суть проблемы? г) каков путь ее решения?
Жизнь выдвигает неотложную практическую задачу- воспитание человека-творца, способного разрешить проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Творчество невозможно без деятельности. Именно об этом сказал великий ученый Л.Выгодский:«Творчество на деле существует не только там, где создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет создает что-то новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев»





















-ђ Заголовок 1-ђ Заголовок 2-ђ Заголовок 3-ђ Заголовок 4-ђ Заголовок 5-ђ Заголовок 6-ђ Заголовок 7-ђ Заголовок 8-ђ Заголовок 915