Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №30
Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
Секция конференции «Общее начальное образование» (1-4 классы)
Урлапова Ирина Юрьевна,
учитель начальных классов,
МБОУ гимназия № 30,
г.Ульяновск


Ульяновск, 2015 д.2
и дение гимназия №30
х детских садиков и на внеклассных уроках.обаке ермания, и сделать сли не
В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития молодого поколения. Материальные ценности преобладают над духовными. Поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. Перед школой и семьёй стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой — служение добру, служение людям, поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь ребенка. Чтобы воспитать духовно-нравственную личность, я поставила перед собой следующие задачи:
создание воспитывающей духовно-нравственной среды;
организация проектно-исследовательской деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания.
Психологи утверждают, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Они отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок в начальной школе ещё не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные технологии.
В своей статье я хочу остановиться на проектно-исследовательской деятельности, так как она является одной из наиболее эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования, формированию способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора. Использование проектно-исследовательской деятельности позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность.
Из опыта работы: учебный проект «Благо творить!»
Проблема и актуальность исследования: Ребята узнали, что «2014 год – год равных возможностей». В классе прочитали сказку В.П.Катаева «Цветик-Семицветик». Из всех чудес в этой сказке самую большую радость девочке Жене принесло исцеление хромого мальчика. Быть внимательным к нуждающимся людям и не ждать, когда попросят о помощи! Может ли сейчас это сделать каждый? Как создаются добрые дела в нашем любимом городе? Чтобы ответить на эти вопросы, ребята решили провести исследование по данной теме.
Предмет исследования: благотворительность в Симбирске-Ульяновске.
Объект исследования: благотворительные акции и фонды помощи родного края.
Цель участников проекта: узнать о благотворительности в старом Симбирске и об акциях и фондах помощи в современном Ульяновске, привлечь внимание людей к этой проблеме.
Гипотеза: ребята предполагают, что в Ульяновске есть организации, в которые могут обратиться нуждающиеся. Они считают, что тоже могут принять участие в организации и проведении добрых дел.
Ход проведения исследования:
- исследовательский/творческий этап:
ассоциация «Благотворительность» и участие в её благотворительной акции;
интервью с волонтером фонда «Дари добро»;
сайт Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина о благотворительной акции по сбору книг для центра пожилых людей города;
знакомство с фондом защиты животных «Флора и Лавра», посещение приюта бездомных животных «9 жизней»;
беседа с батюшкой православного храма;
экскурсии и беседы с сотрудниками Краеведческого музея, музея гимназии №1.
- заключительный этап реализации проекта:
обработка результатов социологического опроса жителей Ульяновска; размещение листовки с информацией о благотворительных фондах в общественных местах;
коллективно-творческая работа «Цветик-Семицветик», каждый лепесток цветка символизирует благотворительные акции, которые ребята провели в рамках своих возможностей:
1. Акция «Игрушки детям». Мы собрали много разных игрушек и подарили детям-сиротам в детский дом «Дом детства», а также в отделение Областной детской инфекционной больницы (ОДИБ), в котором временно находятся дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию
2. Акция «Подари книгу библиотеке». Дома всегда найдутся любимые книги, которые уже прочитали все члены семьи. Собранные книги отвезли в библиотеку центра для пожилых людей.
3. Акция «Братья наши меньшие». Мы уже не первый раз собираем помощь для приюта бездомных животных «9 жизней». С помощью детей и их родителей были собраны лекарства, игрушки, корм для животных приюта. Также в рамках этой акции были пристроены три бездомные кошки и одна собака. Мы очень рады, что помогли этим животным найти свой дом
4. Акция «Спектакль детям». Подготовили кукольный спектакль «Колобок». Именно с этим представлением выступили в «Доме детства» и в ОДИБ .5. Акция «Помним и гордимся». Мы благодарны ветеранам за проявленное мужество и героизм во время Великой Отечественной войны. На уроках технологии приготовили творческие поздравительные открытки ко Дню Победы. Перед праздником мы торжественно вручили их ветеранам, которые живут в нашем районе.
6. Акция «Домики птичкам». Когда зимой птичкам сложно найти себе еду, наш отряд добрых дел рад прийти им на помощь. Ребята вместе с родителями соорудили кормушки из подручных материалов. Домики получились разнообразными и очень красивыми. Все кормушки мы повесили на деревьях вокруг нашей школы. Много птичек прилетело в тот день полакомиться вкусными семечками!
7. Акция «Добро в сердцах и рисунках». У всех детей разные интересы и мнения, но они едины в одном – им хочется творить благо, добро. И каждый по-своему видит это добро. Милосердие и доброту по отношению к другим отразили в рисунках.
Именно такие проекты помогают формировать основополагающие принципы нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.