Статья Виртуальная образовательная среда как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников


Виртуальная образовательная среда как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
Педагогическая наука современности и практика воспитания детей, чутко реагируя на социально-психологические изменения, порождённые общественно-историческим «изломом», предполагают различные подходы, альтернативные пути и способы приобщения младших школьников к основам социального опыта и общечеловеческой культуры. Школьники начала XXI века в условиях усложнения социальной жизнедеятельности за счёт технологической перестройки, роботизации, компьютеризации, порождающих новый тип отношений, условно обозначаемый «ИИ - С» (= искусственный интеллект - субъект), поставлены перед необходимостью постигать современную культуру через усвоение и присвоение системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека. Это приводит к тому, что в современном мире такие отношения необходимо изучать с учётом влияния искусственного интеллекта (=компьютера) на социально-нравственную позицию человека к другому человеку.
Проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников сегодня как никогда актуальна. В сложившихся условиях социально-экономических преобразований в стране и стремительным развитием компьютерных технологий обостряются противоречия между растущей потребностью общества в ответственных, инициативных, высоконравственных гражданах России и критически ухудшающимся духовно-нравственным воспитанием детей.
В настоящее время, в век развития виртуальных технологий, перед человечеством встаёт вопрос о пользе и вреде компьютеризации, о её роли в духовно-нравственном воспитании нового поколения.
В современных условиях, когда столь актуальным является внедрение информационных-компьютерных технологий в систему образования страны, растет количество учебных заведений, которые дополняют традиционные формы обучения дистанционной. Тем более, что сегодня основная масса молодёжи свободно владеют персональным компьютером и умело используют сведения, полученные из Интернета; им часто удобнее заглянуть в глобальную сеть, чем искать интересующий материал в традиционной печатной учебной литературе. К сожалению, подобного нельзя сказать о большинстве учителей старшего поколения, которые придерживаются стандартных методов обучения и стараются не прибегать к современным технологиям.
Сегодня всё чаще встречаются понятия «виртуальное образование» и «виртуальная образовательная среда»
Разберёмся в сущности этих понятий, дадим определения ключевым словам.
Виртуальное образование – это процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют именно данные объекты и субъекты. Существование виртуального образовательного пространства вне коммуникации учителей, учеников и образовательных объектов невозможно. Другими словами, виртуальная образовательная среда создаётся только теми объектами и субъектами, которые участвуют в образовательном процессе, а не классными комнатами, учебными пособиями или техническими средствами.
Важно подчеркнуть, что обучение в новом информационном пространстве не является антагонистичным в отношении к существующим формам обучения и не отрицает имеющиеся образовательные тенденции. Новое естественным образом интегрируется в эти системы, дополняя и развивая их, и способствует созданию мобильной образовательной среды.
Конкретнее рассмотрим интересующее нас понятие виртуальная образовательная среда – ВОС.
Это понятие обширное, имеющее несколько трактовок. Оно вытекает из понятия «информационно-образовательная среда» – общее информационное пространство, в котором осуществляется образовательный процесс (в школе, вузе, в регионе). Виртуальная образовательная среда − информационное пространство взаимодействия участников учебного процесса, порождаемое информационно-коммуникационными технологиями. Виртуальная обучающая среда − комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющий осуществить управление содержанием образовательной среды и коммуникацию участников.
Виртуальная образовательная среда – это быстроразвивающаяся, многоуровневая и многофункциональная система, которая объединяет:
1) педагогические, дидактические и методические технологии, специфические для взаимодействия участников учебного процесса;
2) информационные ресурсы: базы данных и знаний, библиотеки, электронные учебные материалы и т.п.;
3) современные программные средства: программные оболочки, средства электронной коммуникации.
Выделим наиболее существенные преимущества виртуальной образовательной среды:
Гибкость. Обучающийся имеет возможность:
- заниматься в удобном для себя месте, поскольку весь цикл обучения осуществляется посредством интернет-технологий. Поэтому расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса;
- заниматься в удобное для себя время. У каждого человека свои «биологические часы», и в зависимости от них он может выбирать и варьировать время занятий;
- заниматься в своём собственном темпе и ритме;
- обратиться к уже сохранённым материалам занятий с целью повторения и закрепления полученных знаний;
- сконцентрироваться на определённых разделах, уделяя необходимой информации столько времени, сколько потребуется;
- взаимодействовать с преподавателем индивидуально. Благодаря технической и содержательной интерактивности процесса, обучение в виртуальной среде позволяет реализовать императив антропоцентричности и субъект-субъектности в образовании.
Модульность. Обучающийся имеет возможность формировать учебную программу из набора независимых курсов-модулей, отвечающую личным или групповым потребностям.
Интерактивность:
- адаптация к новой форме обучения и понимание процессов использования инновационного потенциала виртуальной образовательной среды в процессе постоянной коммуникации обучающихся с преподавателями;
- опора на обмен информацией, который осуществляется между обучающимися и системой в целом;
- реализация системы мультинаправленного взаимодействия
Продуктивность и эффективность:
Определяется самостоятельным и осознанным выбором учителя учебного курса, руководствуясь личной оценкой своей профессиональной компетентности, а так же ориентируясь на реальную потребность в конкретных профессиональных знаниях, умения и навыках, которые будет применять в педагогической практике, продуктивность и эффективность обучения несравненно возрастает по сравнению с другими формами обучения.
Мотивированность:
Так как при педагогическом взаимодействии в виртуальной образовательной среде обучающийся может быть физически изолирован от учебного заведения и находиться вне визуального контроля преподавателей, необходимо, чтобы слушатель был исключительно мотивирован, обладал самодисциплиной, трудолюбием, умением и желанием работать самостоятельно.
Поскольку виртуальная образовательная среда отвечает многим потребностям современных детей, то их собственной мотивации достаточно для обеспечения эффективности обучения.
Исходя из всего вышеизложенного, понятие «Виртуальная образовательная среда» можно сформулировать, как гибкое многофункциональное информационное пространство, включающее в себя комплекс компьютерных средств и технологий с целью обучения, воспитания и развития участников образовательного процесса и отвечающее современным тенденциям и потребностям обучающихся XXI века.Однако стоит отметить, что при всех положительных характеристиках виртуальной образовательной среды, нельзя забывать о том, что необдуманное использование виртуальных средств обучения и воспитания может привести к негативным последствиям. По ряду причин эти информационно-коммуникативные средства могут быть разрушительными.
В первую очередь это обусловлено тем, что они отрицательно воздействуют на здоровье и психическое состояние школьников и педагогов.
До сих пор нет соответствующих нормативов, которые бы являлись обязательным условием эффективного использования компьютерной техники в образовательном процессе, нет регламентирующих правил и норм безопасного использования соответствующего оборудования.
Поток заданий для школьников и педагогов стремительно возрастает: поиск информации, ее обработка, подготовка к урокам, создание информации для родителей и учащихся и другое – все требует временных затрат и статического положения за компьютером, что, в целом, не способствует сохранению здоровья, а в результате – переутомление, апатия, депрессия и агрессивность.
При грамотном использовании средств виртуальной образовательной среды и тщательно продуманных занятиях с их применением, данные негативные факторы можно если не свести к нулю, то достаточно минимизировать.
Требования СанПиН при использовании технических средств обучения в начальной школе.
Классы Непрерывная длительность (мин.), не более
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения Просмотр телепередач Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения Работа с изображениями на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой
1-2 10 15 15 15
3-4 15 20 20 15
Целесообразное количество уроков с применением ТСО - не более 3-4 раз в неделю. Также, необходимо обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.
Как же между собой связаны виртуальная образовательная среда и духовно-нравственное воспитание? Какие методы и средства использовать преподавателю в качестве инструмента духовно-нравственного воспитания младших школьников? На наш взгляд, самыми эффективными и достаточно простыми в реализации являются метод проектов, презентации и виртуальные экскурсии.
Метод проектов (проектная деятельность) – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.
Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.
Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).
Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.
В качестве примера можно предложить теоретическую наработку учебного исследования (теоретическая часть формулируется вместе с учителем):
Тема: «Добро – это…».
Цель: разобраться в понятии «добро»
Проблема: знание понятия «добро» и его использование не является гарантом нравственного поведения людей.
Гипотеза: добро – это совокупность поступков, положительно влияющих на окружающий мир.
Задачи:
- отобрать теоретический материал по данной проблеме;
- провести исследование по данной проблеме;
- результаты исследования оформить в виде продукта творческой деятельности.
Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование.
Ход исследования обучающиеся фиксируют на бумажных носителях (тетрадях, блокнотах) в виде таблицы.
Результат исследования может быть представлен в виде презентации, стенгазеты, плаката, книги с набором человеческих поступков, несущих добро.
“Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. По данным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы (Wharton School) Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Существует разнообразие современных компьютерных программ для создания презентаций, такие как: MSPowerPoint, AppleKeynote, Google Презентации, Prezi и другие.
Виртуальная экскурсия - это 3-х мерная сцена, размещенная в сети Интернет, которая позволяет потенциальному клиенту получить представление о каком-либо реальном объекте. Создаваемая модель позволяет осуществлять перемещения по виртуальному объекту, вращение объекта, размещение интерактивных элементов - в общем, предлагает полную свободу передвижений. Таким образом, пользователь, не выходя из дома и не прилагая никаких усилий, может оценить данный продукт. Такой подход отличается от других способов представления информации.
Данное мультимедийное средство всё активнее осваивается в образовательных учреждениях, так как оно даёт обучающимся прекрасную возможность получить ясное и чёткое представление о конкретном городе, музее и т.д.
С младшими школьниками можно отправиться в виртуальное путешествие по паркам и заповедникам родного края, в музеи и театры.
Качественное и обдуманное использование данных методов и средств в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников позволит учителю добиться высоких результатов по сравнению с традиционной системой воспитания.