Конспект урока по русскому языку в третьем классе по теме «Структура текста»


Учитель: Азизова В.С. ОШ № 7
Краткосрочное планирование
Предмет: русский язык Класс: 3
Тема раздела: Предложение. Текст. Развитие речи.
Тема урока: Структура текста.
Цель: закреплять знания о структуре текста.
Задачи:
1. Образовательная: уметь различать части текста по содержанию.
2. Развивающая: развивать навыки групповой работы, формировать умение анализировать, выделять главное, формировать навыки взаимооценивания.
3. Воспитательная: дружбу, взаимоуважение, самоценность.
Ожидаемые результаты:
1.Уметь различать части текста.
2.Уметь составлять текст из частей.
Ход урока.
Создание коллаборативной среды.
1.Разминка. Упражнение «Пожелание успешности». (2 мин.)
(дети называют своё имя и говорят пожелание рядом стоящему ученику – окончание упражнения – три хлопка).
2.Упражнение «Карусель» - направлено на актуализацию знаний и подготовку к выполнению организационных письменных работ. (3 мин)
* на стикерах 4-х цветов даны лексическое толкование слов:
- переход через реку - ….?
- дикий лесной зверь, любит мед - …?- знак вычитания - … ?- грузовой и легковой транспорт - …?- подземная железная дорога - …?- диван, стул, кровать – одним словом - …?- явление природы в зимнее время года с ветром и снегом - …?- сильный мороз - …?- напиток из ягод - …?- куклы одна в одной - …?- овощ оранжевого цвета - …?(готовность пары – поднятый вверх большой палец правой руки, движение переход по хлопку учителя)
Вопросы учителя:
- Как вы думаете, написание какой буквы мы будем сегодня повторять? Как догадались?
Охарактеризуйте звук М.
Деление на МГ. ( по цвету стикеров) (1 мин)
1 группа - розовые2 группа – жёлтые3 группа - оранжевыеРабота в МГ. (35)
1.Работа в тетради: запись числа, классной работы, прописывание букв Мм.
Словарная работа: записать ответы на вопросы ваших стикеров , которые собрались в группе.
2. Прогнозирование темы урока в процессе выполнения Задания №1. (2 мин)
Задание №1
- Откройте конверт, прочитайте карточки. Что это такое?
1 вариант 2 вариант
Мне купили щенка.
Мама ушла на работу.
Щенок жалобно скулил. На дверях висел замок.
Взаперти сидел щенок.
Все ушли и одного
В доме заперли его.
(ответы: 1 вар. – это набор предложений, 2вар. – текст)
- Почему вы так решили? Объясните?
* Оценивание по технике «Светофор»
(на столах у уч-ся лежат оценочные листы для группы и по группам, после выполнения первого задания они оценивают работу уч-ся в группе и работу групп при обсуждении вопросов)
Лист оценивание группы:
задания
группы Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5
Группа№1 Группа №2 Группа №3 Правильно +
Неправильно -
Лист оценивания членов группы:
Задание
Ф.И. №1 №2 №3 №4 №5
1.Алина 2.Асхат 3.Ильяс и т.д.
68834014033500
Отлично
7073901333500 Хорошо
6883403048000 Плохо
Вопросы учителя: Как вы думаете, какова тема нашего урока?
О чем мы будем говорить на уроке?
- Хорошо. Молодцы! Вы правильно назвали тему урока!
Работа в тетради: запишите текст. (стихотворение с карточки вариант 1)
Выполняем Задание №2. Прием «Ассоциация» (3 мин)
Откройте конверт, прочитайте карточку.
8216908445500
Работа на постере.
ключевое слово
«Текст»

а) уч-ся выполняют работу на постере
б) защита работ, прием «Презентатор»
в) оценивание
Учитель: Молодцы! Я еще раз хотела бы уточнить, какие части имеет текст?
(введение, основная часть, концовка)
- Каким словом можно заменить слово «части»? (структура)
- Сделайте вывод: чем мы будем заниматься на уроке?
- Что хотели бы вы узнать на уроке касательно темы урока?
Просмотр презентации «Текст»
3. Работа по теме урока.
Выполнение Задания №3 Прием «Пазлы»
(дан текст, разрезан на смысловые части по структуре: Задание: 1 гр. – определите вводную часть текста, установите и назовите признаки, по которым определяли.
2 гр. – определите основную часть текста, установите и назовите признаки, по которым определяли.
3 гр. – определите заключительную часть текста (концовку), установите и назовите признаки, по которым определяли.
Проверка и оценивание техника «Светофор»
Каждая группа наклеивает текст на лист с учетом выявленной структуры.
Техника «Конвейер». – Передача листов в группы по часовой стрелке.
Проверка и оценка работ по оценочному листу « Работа группы»
Выполнение Задания №4.
3644907874000
А) Прочитайте. Найдите вступительную часть текста. Можно ли по этой части предположить, что будет
дальше? Назовите основную и заключительную части. О чем идёт речь в каждой из них? В какой части
подводятся итоги всему сказанному?
Лесной оркестр.
На утренних и вечерних зорях все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеют. Тут услы-
шишь и звонкие голоса, и скрипку, и барабан, и флейту, и лай, и кашель, и вой.
Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Свистят жуки и кузнечики. Бара-
банят дятлы. Свистят флейтой иволги и маленькие дрозды-белобровики.
Никто не смущается, если у него нет голоса. Каждый выбирает себе музыкальный инструмент по сво
ему вкусу.
Дятлы отыскивают звонкие сухие сучья. Это у них – барабан, а вместо палочек у них – отличный креп-
кий нос.
Рыжая цапля-выпь ткнёт свой длинный клюв в воду да так как дунет в него! Бултыхнет вода, по всему
озеру гул, словно бык проревел.
А бекас, тот даже хвостом умудряется петь: взовьется ввысь да вниз головой оттуда с распущенным
Хвостом. В хвосте у него ветер гудит – ни дать ни взять барашек блеет над лесом.
Вот какой оркестр в лесу.
(В.Бианки)
Б) Как вы думаете, удалось ли автору передать звучание «лесного оркестра»? С помощью каких слов он
это сделал? Составьте по этому поводу три-четыре связанных между собой предложения. Запишите.
Упражнение «Посол» - согласование вариантов ответов с группами,
Оценивание групп, и в группах.
Выполнение Задания №5.
Творческая работа.
На столе каждой группы находится изображение животного (лисичка, зайчик, медведь), даны чистые листы.
Задание: На столе у вас герой вашего будущего рассказа. Напишите вводную часть рассказа.
(2 мин. – 3 хлопка)
Упражнение «Конвейер». Передача листов по группам. – Продолжите и напишите основную часть рассказа.
Опять передача листов – продолжить и написать концовку.
Проверка и оценивание творческих работ групп, оценивание в группе.
Дом.задание.
Написать сказку (рассказ) о домашнем любимце.
Рефлексия. Подведение итогов. (4 мин)
- Сегодня, ребята, мы провели урок в необычной форме. О том, понравился вам этот урок или нет, вы поясните, если ответите на вопросы самооценки. Для оценки вашей деятельности на уроке нужно посмотреть на оценочные листы.
В целом, свою оценку вы сделаете на нашей «Радуге» достижений, критерием оценки будет смайлик.
И ещё, ребята, я не зря подготовила сегодня текст о лесном оркестре, в нём есть такие строки «Никто не смущается, если у него нет голоса. Каждый выбирает себе музыкальный инструмент по своему вкусу».
- Как вы думаете, каким образом его можно соотнести с деятельностью нашего коллектива?
- Правильно, молодцы! Никто не должен стесняться, и тем более бояться, каждый может выдвинуть свою точку зрения и его выслушают, помогут «сыграть в общем оркестре». Удачного вам дня.
2540-317500




А как долго я решала проблему с ИКТ! И все-таки я нашла выход!











Вот так прошел мой первый урок по новым подходам!
Конечно же, во мне борются десятки противоречий: одни – за обновление в образовании, другие – за традиционные уроки. Но вывод я уже сделала: и там, там много недостатков, и еще хотелось бы узнать: как долго будут приживаться новые подходы и будут ли результаты такими, какими мы хотим их видеть?
Тема: Деление текста на части.
Цель: закреплять умение деления текста на части; повторить словарные слова; учить составлять предложения; выделять главные члены предложения.
Задачи:
Образовательная: практиковать умения в делении текста на части.
Развивающая: создать условия повторения пройденного материала.
Воспитательная: воспитать умение работать как индивидуально, так и в коллективе.
Ожидаемые результаты:
1.Уметь называть делить текст.
2.Уметь составлять предложения.
3.Уметь использовать в процессе работы карту.
4.Уметь составлять вопросы.
Ход урока:
Создание коллаборативной среды. (2 мин)
Учитель читает стихотворение:
Сегодня наш урок не прост!
Вы скажете, так в чем вопрос?
А ответ мой очень прост:
Это не нашествие,
Это путешествие.
Начинается игра
В путь, ребята, нам пора.
- Путешествовать мы будем по Городу «Знание». И что же мы возьмем с собой в путешествие?
(дети передают друг другу мяч и говорят: дружбу, старание, взаимопомощь, смекалку, улыбку, доброту, хорошее настроение и т.д.)Деление на МГ. (2 мин)
Прием «Муравейник» найди продолжение пословицы:
Красные стикеры:
Сначала думай ….. (а потом делай!)
Тише едешь …. (дальше будешь)
Желтые стикеры:
Учение и труд … (всё перетрут)
Без труда не вытащить и …. (рыбку из пруда)
Зеленые стикеры:
Ленивый ученик … (в почете невелик)
Здесь сорвалось…. (так там удалось)
Деление на МГ проходит по цвету стикеров.
Основная часть урока. ( 36 мин)
1.Актуализация знаний.
- Что за предложения вы составляли в упражнении «Муравейник»? (пословицы)
- Что такое пословицы? Для чего они нужны?
- С какой буквы начинается слово пословицы.
- Как вы думаете, какую букву будем повторять в минутке чистописания?
- Охарактеризуйте звук П.
- Запишите пословицу, которая образовалась в паре.
Как вы думаете, ребята, в какой форме у нас будет проводится работа на уроке? (в парах)
- Сегодня мы будем учиться оценивать работу друг друга, а для этого необходимо внимательно следить за выполнением всех заданий и упражнений и оценивать объективно, за знания. Работать мы будем по маршрутным листам, карте города «Знание».

2. Повторение изученного материала.
А) прием «Незаконченное предложение»
Текст – это группа…
Текст можно разделить…
Текст имеет …
Текст можно …
Основная мысль текста …
Оценивание в парах. (проверка по эталону)
Первая остановка: озеро «Словарное»
Дальше видим озеро,
Озеро глубокое,
Вплавь не переплыть,
И вокруг не обойти.
Ну а чтобы лодку взять
Надо нам слова спасти.
Работа в парах: записать словарные слова, выполнить взаимопроверку.
С.рока В.робейяг.да л.исицап.суда р.бочийр.бота т.вар.щд.журный м . шина
к.пуста с.баказ.вод т.традьВзаимопроверка, оценивание в парах.
Вторая остановка: село «Предложение»
Вот раскинулось село.
Предложений в нем полно.
Точка и другие знаки,
В ряд стоят как забияки.
Вы на место их поставьте
Предложение составьте.
Из данных слов составить предложения. Выстроить предложения в логическую цепочку для образования текста.
1 группа: работы, осенью, много, колхозникам
морковь, и, картофель, срезать, надо, капусту, выкопать
убрать, полей, следует, богатый, с, урожай, вовремя
загрузка, успешно, овощей, в, фруктов, идет, и, хранилища
2 группа: большой, и, нашей, за, огород, школой, сад
много, в, ягод, саду
грядках, огурцы, на морковь, горох, растут
собирают, ученики, урожай, осенью, хороший
3 группа: раз, дом, один, загорелся
маленькая, в, была, доме, девочка
собаку, в пожарные, огонь, Боба, послали
минуту, горевшего, боб дома, через, вынес из девочку
(дети приклеивают составленные предложения на постер, защита у доски, дать название тексту, защита средними уч-ся) Оценивание – техника «Светофор»
Третья остановка « Яблоневый сад»
В мире каждый очень рад
Видеть яблоневый сад,
Яблоки-то не простые,
Яблоки-то наливные
Каждое дает заданье
Вам помогут воспоминанья.
Главные члены вы подчеркните
И тогда плоды берите.
Работа в парах. Дан текст:
Следы.
Пушистый снег накрыл деревья. На снегу видны следы зверей. К берлоге ведут следы медвежонка. На полянке оставлены заячьи следы.
- Прочитать текст. Перескажите текст друг другу.
Запишите в тетрадь, подчеркните главные члены предложения.
Взаимопроверка. Оценивание.
Четвертая Остановка «Гора Деление»
Гора деления –
Текста разделение.
Поделите предложенья
Вот и всё ваше решенье.
Дан текст, нужно разделить его на части, т.е определить его структуру.
61214012827000
ВЕСНА ПРИШЛА
Вот и зиме пришёл конец. Сразу за один день всё изменилось.
Ветер подул с южной стороны. Он пригнал низкие тучи. Укрыли
Они всё небо. И вот на землю полился первый весенний дождь.
А потом показалось солнышко и пригрело землю. Первыми отме- тили начало весны синицы. Они бойко летали по веткам. Птицы искали в складках коры жучков, червяков, а весело распевали.
(По Г.Скребицкому.)
Работа в парах. Оценивание.
Зачитывается каждой группой (слабый ученик). Оценивание групп.
Д/з. упр. 288 с.124
Рефлексия. Подведение итогов. Подсчет баллов по критериям. (5мин)
Техника «Дерево Достижений»
Листочки – я не совсем понимаю
Цветочки – я поработал сегодня хорошо
Плоды - для меня дело прошло полезно, плодотворно
Тема: Составление плана текста.
Цель: формировать умения составлять план текста.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умения составлять план текста.
Развивающая: развивать навыки групповой работы, коммуникативные навыки.
Воспитывающая: понимать, что хорошее отношение к друг другу – залог успешности.
Ожидаемые результаты:
Уметь составлять план текста.
Уметь составлять текст по плану.
Уметь составлять дефформированный текст.
Уметь работать в группе, рассуждать и отстаивать свою идею.
Ход урока:
Создание коллаборативной среды.
Упражнение «Молекулы» (2 мин)
Упражнение «Ищи друзей» (3 мин)
272669045021500 Актуализация опорных знаний уч-ся. (учащиеся получают листочки, на которых записаны предложения описательного характера по временам года:
Наступила холодная зима. Пушистый снег покрыл землю. ЗИМА На деревьях сверкает серебристый иней. Мороз щипает нос и щеки ребятишек.
35648908445500379349057150Вот и пришла долгожданная весна. На пригорках зазеленела веселым блеском молодая трава. ВЕСНА Яркие солнечные зайчики весело сверкают в лужах. Стоит в ушах весенний звон, веселый гомон.
Наступила золотая осень. Веселыми, пестрыми стайками кружатся листья. ОСЕНЬ Все чаще стали идти затяжные холодные дожди. Умолкли птицы, попрятались жуки и бабочки.
Детям необходимо найти «друзей» по признакам, которые они определяют сами: весна, зима, осень.
Деление на МГ. ( По временам года) (1 мин)
Прогнозирование темы урока.
Работа в группах.
Работа в тетрадях.
А) Минутка чистописания: 1 гр. – Вв, 2 гр. – Зз, 3гр – ОоСловарная работа: образование антонимичных пар, используя названия времен года.
- Скажите, слова зима-лето, весна – осень, не наводят ли они вас на что-нибудь? (антонимы)
Скажите определение «антонимов».
Задание №1 – составление текста из предложений.
- Что можно сделать с вашими предложениями? (Собрать в текст)
- Составьте текст. Какой заголовок можно дать вашему тексту? Что выражает заголовок текста?
* Записать полученный текст в тетрадь. Взаимопроверка.
Проверка текстов по группам. Взаимооценивание групп.
Задание №2 - Конверт содержит листы с напечатанными планами текстов.
- Что перед вами?
А) 1. Гнездо скворцов на березе.
2. Родители улетели, скворчата остались одни.
3. Кот лезет на дерево.
4. Помощь друзей.
5. Неудачная охота.
Б) 1.Появление у нас котенка.
2. Его внешний вид.
3. Характер моего любимца.
4. Моя дружба с ним.
В) 1.Яркий день весны.
2. Описание снега.
3. Первые проталины.
4. Веселый шум грачей.
- Как вы догадались что это план? Чем мы будем заниматься на уроке?
* По данному плану придумайте заголовок. Что он выражает?
* Кратко расскажите содержание предполагаемого текста.
Оценивание ответов группами. (техника «Светофор»)
Задание № 3 Учащиеся получают листы с одинаковым текстом.
57404012128500
От станции до города дорога была прямой. По обоим сторонам
дороги росли тополя. Они украшали дорогу, радовали глаз. Кто
же посадил эти тополя?
Однажды мальчик прочитал статью о тополях. Он узнал, что из
веточки может вырасти дерево. Об этом рассказал другу.
Ранней весной люди обрезали тополя. Мальчики собрали все
веточки и поливали их.
Прошло несколько лет. Чудесная аллея из тополей шумела на
дороге. Как много хорошего для земли могут сделать золотые руки.
- Что перед вами? (Текст)
- По каким признакам определили? Придумайте заголовок. (Тополя)
- Почему именно такой заголовок вы решили дать этому тексту?
- Составьте план к тесту.
(1.Украшение дороги. 2. Статья.
3. Молодые деревья.
4. Чудесная аллея.)- Что учитывали вы при составлении плана?
Взаимооценивание групп, техника «Светофор».
Задание № 4 Эссе «Интересные уроки»
Эссе будет являться суммативным оцениванием по серии последовательных уроков по теме «Текст», а также обратной связью, для выявления мотивации обучения учащихся в дальнейшем.
К эссе был предложен план:
Обычные уроки.
«Другие» уроки.
Мне больше нравятся…
Я хотел бы…
Рефлексия. «Смайлы»
Выборочное зачитывание эссе « Интересные уроки» .Тема: Работа с дефформированным текстом.
Цель: формировать умения составлять дефформированный текст.
Задачи:
Образовательная: совершенствовать навыки работы с деформированными предложениями и текстом.
Развивающая: развивать навыки критического мышления.
Воспитывающая: довести до сознания детей, что действия каждого ученика важны и ценны.
Ожидаемый результат:
Закрепят умения составлять дефформированные предложения.
Уметь составлять дефформированный текст.
Уметь работать индивидуально и в группе.
Уметь оценивать работу участников учебного процесса.Ход урока.
Создание коллаборативной среды.
Разминка. Упражнение «На воздушном шаре» (2мин)
(на воздушном шаре я лечу в….(страна) и беру с собой ….(имя друга)).
Деление на МГ.
Деление на малые группы проходит под девизом «Я такой же!»» ( по форме и цвету стикера)
Разработка правил работы в группе.
Основная часть урока.
Мозговой штурм. Стратегия «Кроссворд»
17551404254500
Актуализация опорных знаний. Прием «Тонкие и толстые вопросы»
–Понравилось ли решать кроссворд? Почему? О чем он вам напомнил?
Что пришлось вспомнить?
Чистописание: пропишите удвоенные согласные.
Словарная работа: запись слов с удвоенной согласной.
Стадия вызова:
- Сегодня мы будем бригадой строителей. Каждый из приложит усилия, чтобы построить красивый, крепкий дом. С чего начинают строить дом? (с фундамента)
- Какой фундамент должен быть у нас? На чем основываться?
(на слаженной работе, и на знаниях)
Повторение изученного материала. Прием Джигсо.
(На доске нарисован прямоугольник – основа фундамента, карточки с определениями – кирпичи фундамента. Необходимо выбрать нужный «кирпич» и залить фундамент.
20980407048500
Т Е К С Т

1107440-80010 группа предложений
00 группа предложений
- группа предложений
Связаны по смыслу; имеет структуру; имеет заголовок; набор предложений; различное содержание; не связаны друг с другом; не имеет заголовок; имеет вводную часть; не имеет вводную часть; не имеет структуру и т.д. + свободные карточки.
К доске выходит группа слабых учащихся. Они выбирают выражения подходящие к ключевому слову, «заливают» фундамент.) Работа по новой теме.
«Возведение стен» Составление дефформированных предложений.
Каждому ребенку в группе дано дефформированное предложение под определенным номером. Дети составляют свое предложение.
Далее дети переформировываются в 4 группы по № предложения, в группе они обсуждают и находят наилучший вариант предложения. На разрезанных карточках у детей записаны слова их предложения, они их склеивают в нужном порядке, вывешивают на доску.
90741576834
00

№ 1 ручью енот жильё выбирает к или поближе к речке№ 2 сам но их роет не
№ 3 енот барсучьи часто в старые забирается норы и лисьи№ 4 живет енот в дуплах и норах деревьев
Потом возвращаются в прежние группы и из имеющихся предложений составляют текст. В процессе выявляются ошибки в воздании текста (начало и конец предложения, повторение слов в тексте и др.)
«Возведение» крыши. Прием « Тонкие и толстые вопросы»
- Всё ли в порядке с нашим домом? Почему? Как вы думаете, что должно быть завершением в построении нашего необычного дома? (крыша – заголовок). Подберите заголовок к нашему тексту. Какие еще могут быть варианты зголовка?
6. Работа с дополнительной информацией. (ОиТ)
-Хотелось ли вам еще что-нибудь узнать о животном еноте? (Сильные уч-ся подготовили материал из интернета о енотах, где подробнее рассказали о вреде и пользе этих животных ( работа с сотовым телефоном).
Оценивание в течение урока техника «Светофор»
Дом.задание: из информации сети «Интернет» написать рассказ о лесном животном.
Рефлексия.
Тест «Дерево Блоба»
- Как вы себя чувствуете, работая в группе?
- Понятен ли вам прием Джигсо. Нравится ли?
«Пьедестал Успеха»
- Оцените свою работу на уроке и понимание учебного материала по таблице критериев.
Знаю – Умею применить - 1 место
Знаю - Не могу применить - 2 место
Не знаю – Не умею. – 3 место