Статья Система работы с одаренными детьми по математике на третьем уровне обучения

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО МАТЕМАТИКЕ
НА ТРЕТЬЕМ УРОВНЕ ОБУЧЕНИЯ
Токарева Валентина Николаевна учитель математики Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов»,
г. Старый Оскол
« В каждом ребёнке – солнце, только дайте ему светить...»
Шалва Амонашвили
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. В настоящее время интерес к ней очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в творческой, неординарной личности. Желание проникнуть в самые сокровенные тайны бытия, жажда открытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому именно в школе так важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести учеников на дорогу поиска в жизни, в науке, помочь наиболее всесторонне раскрыть свои способности.
Психологи отмечают, что математические способности – это целый комплекс качеств личности:
– способность к формализованному восприятию математического материала, к схватыванию формальной структуры задачи;
– способность к логическому мышлению в сфере количественной и пространственной информации, числовой и знаковой символики;
– способность к свёртыванию процесса математических рассуждений;
– способность к обобщению (быстрому и широкому) математических объектов и отношений;
–гибкость ума(мыслительных процессов математической деятельности); стремление к ясности, простоте и рациональности решения;
– способность к свободной и быстрой перестройке мыслительного процесса с прямого на обратный ход размышления;
– математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним).
Прежде всего, важно изучить индивидуальные особенности учащихся в классе. Детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется невостребованным.
Особое внимание уделяю ученикам 5-6 классов, так как именно в этом возрасте необходимо создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. В этом возрасте дети особенно активны, для них всё интересно, они хотят созидать и видеть результаты своей деятельности. Приняв 5 классы, начинаю выявлять одарённых детей. Они имеют ряд особенностей: часто задают глубокие вопросы, отличаются хорошей памятью, любознательны, настойчивы в поиске ответов, склонны к размышлениям. Используя традиционные и современные образовательные технологии, начинаю работу с учениками в математическом направлении и на уроках, и во внеурочное время. Учебный процесс выстраиваю так, чтобы на уроке создавалась максимальная комфортность, хороший рабочий микроклимат. Учащиеся решают нестандартные задачи, «изящные» задачи различными способами в ходе изучения основных тем. Одаренный ребенок по уровню познавательного развития опережает своих сверстников, поэтому в своей работе регулярно использую индивидуализацию и дифференциацию в обучении.
Изучив индивидуальные особенности учеников, начинаю работать в трех направлениях: разноуровневый подход к детям; обучение самостоятельной работе; обучение исследовательской работе.
Предлагаю задачи с элементами исследования, развивающие задачи. Такие задания могут быть, как дополнительные всему классу, но для одарённых учащихся эти задания являются обязательными. Систематически учащиеся решают творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, анаграмму, логические задачи, математические ребусы, инварианты и т. д. Большую перспективу в этом направлении даёт разработка проектов. Тема проекта должна быть полезна участникам исследования, доступной и интересной для самих учащихся. Результатом может быть доклад, реферат, электронная презентация и др. На первых этапах защита проекта проходит в классе. Самые лучшие и интересные работы идут на школьную конференцию.
Важнейшими математическими операциями являются анализ и синтез. Формированию и развитию данных мыслительных операций способствует решение задач, в которых от учеников требуется проводить правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их отличительные и схожие свойства, а также ставить разные вопросы относительно данного объекта.
Развитию одаренности способствует и аналогия. Использование аналогии в математике является одним из основных методов при поиске доказательства теоремы, решении текстовых задач. Такие упражнения развивают воображение учащихся и играют немалую роль в формировании креативности мыслительной деятельности.
Для того чтобы работа с одарёнными была максимально эффективна в школе есть дополнительные занятия для работы с сильными учащимися, где организована работа в трёх направлениях: решение задач повышенной трудности, дополнительное изучение внепрограммного материала и погружение в математические игры. Для проведения занятий применяю материал сайта «Математическая игротека» http://iclass.home-edu.ru. Последние уроки каждой четверти завершаю проведением урока в нестандартной форме или интерактивным уроком: «Счастливый случай», «Математик-бизнесмен», «Математический аукцион», «Крестики-нолики», «Морской бой», «Ярмарка задач» и др. Дети проявляют свое творчество на таких уроках, стремятся показать свои способности. Одарённые дети могут реализовать свои возможности в предметных олимпиадах. Мои ученики участвуют в школьных, муниципальных, дистанционных и международных конкурсах, олимпиадах, турнирах, научно-практических конференциях.   
Литература:
1. Андреев В.И. «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.
2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
15