Конспект урока на тему Синтаксический и пунктуационный разбор сложных синтаксических конструкций


Тема урока «Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с разными видами связи».
Сегодня мы повторим всё, что знаем о многочленных предложениях; будем выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений с разными видами связи.
Мы помним, что многочленное сложное предложение – это такое сложное предложение, в котором совмещаются разные виды связи. Такие предложения также называются сложными синтаксическими конструкциями (ССК).
В многочленных предложениях могут возникать разные комбинации типов связи:
Сочинительная связь + подчинительная
Сочинительная + бессоюзная
Подчинительная + бессоюзная
Сочинительная + подчинительная + бессоюзная
Чтобы изучить схему многочленного предложения, мы вернёмся к проверенному методу дедукции, то есть сначала будем задавать общие вопросы, а потом их конкретизировать. Наш путь изучения будет немножко похож на пазл. А попутно мы будем повторять всю необходимую нам информацию.
Для начала возьмём какое-нибудь предложение:
-Ожидания оправдались: занавес раздвинулся, и началось представление, которого с нетерпением ждали зрители.
Какой вопрос мы задаём первым? Какое перед нами предложение? Значит, первое, что мы сделаем – это охарактеризуем всё сложное предложение. Назовём его вид по цели высказывания и эмоциональной окрашенности. А для этого вспомним соответствующую классификацию.
Предложения бывают:
По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
По эмоциональной окрашенности: восклицательные и невосклицательные.
Вернёмся к нашему предложению: какое оно?
-Ожидания оправдались: занавес раздвинулся, и началось представление, которого с нетерпением ждали зрители. (повествовательное, потому что в нём рассказывается о событиях; невосклицательная, потому что интонация в нём ровная, восклицания нет).
Какое бы ещё элементарный вопрос задать? Ведь наше предложение сложное. Интересно было бы увидеть, из чего это сложное предложение состоит? На втором этапе нашего разбора нужно обозначить предикативные части сложного предложения и выделить их основы.
-Ожидания оправдались: занавес раздвинулся, и началось представление, которого с нетерпением ждали зрители.
Зададим следующий вопрос: с помощью чего присоединяются предикативные части друг к другу? Какая между ними связь? На следующем этапе нашего разбора мы должны обозначить виды связи между всеми частями и назвать средства этой связи. Результатом рассуждений как раз и станет схема.
Вспомним, что средства связи простых предложений в составе сложного могут быть разными. Во всех трёх случаях средством связи является интонация. При бессоюзной связи интонацией мы и ограничиваемся. Если мы к интонации прибавляем сочинительный союз, то предложение сложносочинённое. И связь сочинительная. Если к интонации мы прибавляем подчинительный союз, то предложение сложноподчинённое, а связь подчинительная.
-Ожидания оправдались: занавес раздвинулся, и началось представление, которого с нетерпением ждали зрители.
А теперь рассмотрим 1 и 2 предложения. Средство связи между ними – интонация. Между частями ставится двоеточие, поскольку между частями можно подставить –а именно -. Значит это бессоюзная связь.
И теперь мы можем начать построение схемы. Ведь мы помним, как выглядят схемы бессоюзных предложений: две одинаковые части, связь между ними и знак препинания.
Теперь рассмотрим связь между 2 и 3 предложениями. Мы видим союз –и-, он сочинительный. Значит связь между предложениями союзная сочинительная. Продолжим строить нашу схему. Присоединим к ней предложение с сочинительной связью, укажем союз – и-, не забудем о запятой.
И теперь мы обратимся к 3 и 4 предложениям. От 3 предложения можно задать вопрос к 4: представления какого? которого с нетерпением ждали зрители. Средством связи помимо интонации является союзное слово – которого-. Значит связь между частями союзная подчинительная. Присоединяем наше придаточное к схеме, обозначаем связь, не забываем указать союзное слово и знак препинания.
Итак, части нашего пазла мы рассмотрели. Теперь нужно собрать картинку воедино.
Синтаксический разбор многочленного предложения начинается с того, что мы
Определяем вид сложного предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Затем мы выделяем простые предложения в составе сложного, выделяем основы.
Определяем тип связи между простыми предложениями.
Называем средства связи простых предложений в сложном.
Выполним для примера синтаксический разбор такого предложения:
-Вечерело; на небе, когда я глянул вверх, уже горели крупные звёзды, а месяц давно сиял вовсю.
(предложение повествовательное, невосклицательное, состоит из 4 простых предложений в составе сложного. В 1-ом грамматическая основа – вечерело-. Во 2-ом – звёзды горели-. В 3-ем – я глянул . В 4-ом –месяц сиял-. Это многочленное предложение с разными видами связи. Связь между 1 и 2 предложением бессоюзная, средство связи – интонация перечисления. Связь между 2 и 3 предложением – подчинительная, средство связи – интонация и союз – когда-. Связь между 3 и 4 предложениями – сочинительная, средство связи – интонация и сочинительный союз – а-. Начертим схему предложения.)
Обратите внимание на разницу между устным и письменным разбором.
(повеств., невоскл., ССК: бессоюзие + подчинение + сочинение).
Поговорим теперь о пунктуационном разборе многочленных предложений. Здесь всё элементарно. Сначала мы вспомним всё, что мы знаем о знаках препинания в середине многочленных предложений.
В ССк могут встретиться разделительные знаки препинания.
При бессоюзных отношениях – это запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.
При сочинительных отношениях – это запятая.
При подчинительных отношениях – встречаются выделительные знаки .препинания: обычно это запятая, изредка – тире.
А теперь охарактеризуем знаки препинания в нашем предложении: для этого вернёмся к уже готовой схеме.
-Ожидания оправдались: занавес раздвинулся, и началось представление, которого с нетерпением ждали зрители.
В конце предложения ставится знак завершения (точка, т.к. предложение повеств., невоскл.).
Между 1 и 2 частью ставится знак разделения (двоеточие, поскольку между частями возникают пояснительные отношения)
Между 2 и 3 частью ставится знак разделения (запятая при отношениях перечисления)
Между 3 и 4 частью ставится запятая - знак выделения перед придаточной частью.
А теперь подведём итоги. И для синтаксического, и для пунктуационного разбора ССК нам нужно сделать следующее:
Обозначить части ССК.
Подчеркнуть основы.
Начертить схему предложения.
Для синтаксического разбор нам ещё понадобится:
Охарактеризовать всё ССК.
Назвать тип связи между частями.
Назвать средства связи частей в предложении.
Для пунктуационного разбора нам нужно:
Охарактеризовать знак в конце ССК и назвать причину его постановки.
Охарактеризовать знаки между частями ССК и назвать причины их постановки.
Охарактеризовать все знаки в ССК и указать причины их постановки.