Сборник авторских конспектов занятий с использованием мнемосхем, сюжетных картин, дидактических игр, классической музыки, музыкальных физминуток, пословиц на казахском языке, авторских игр на казахском языке



Буравлёва
Лариса Ивановна
воспитатель
ГККП Детский сад "Сказка"
г. Ерейментау, Акмолинская обл.
2015 год
Сборник авторских конспектов занятий
с использованием мнемосхем, сюжетных картин, дидактических игр, классической музыки, музыкальных физминуток, пословиц на казахском языке, авторских игр на казахском языке
Педагогтың аты-жөні күні/дата
Ф. И. О. педагога Буравлёва Лариса Ивановна


Меқтеп даярлық тобындағы
ұйымдастырылыған оқу іс- әрекетінің
технологиялық картасы
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
для подготовительной группы
Білім беру саласы/Образовательные области: коммуникация, познание,
творчество.
Бөлімі/Разделы: развитие речи, экология, аппликация, музыка.
Тақырыбы/Тема: Пересказ авторской сказки "Саша и лягушонок" с опорой на мнемосхемы.
Мақсаты/Цель: Учить детей пересказывать текст с опорой на мнемосхемы, отвечать на вопросы воспитателя. Расширять представления о жизни и размножении млекопитающих, об омонимах, о музыкальных инструментах (тромбон). Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде; подбирать антонимы, одинаково звучащие слова. Воспитывать бережное отношение к животным.
Сөздік жұмыс, билнгвалдық компоненті/Словарная работа, билингвальный компонент: Лягушка – бақа; круг радости " Біздің топта", авторская игра
" Бақалар".
Материалдар, құралдар, жабдық/Материалы, инструменты, оборудование: Баян; ноутбук; карточки с изображением диких и домашних животных, картинки "Лес", "Дом"; картинки с изображением животных на воле и в неволе; мнемосхемы к сказке; панно "Пруд" (вокруг пруда – цветы), большие круги из бумаги – зелёные и красные, маленькие белые кружки, фломастеры, клей; плоскостные бабочки.Предварительная работа: Инсценирование песни "Про лягушек и комара", разучивание игр: "Лягушата", " Бақалар " (авторская), рассматривание наборов открыток на темы: "Музыкальные инструменты", "Земноводные"; изготовление квакающей лягушки (оригами); пересказ с опорой на мнемосхемы авторской сказки "Мишка и шишка", произведений Е. Чарушина "Ёж", "Курочка" и др.
Әрекет кезең
дері
Этапы деятельности Тәрбиешінің іс-әрекеті
Действия воспитателей Балалардың іс-әрекеті
Действия детей
Мотивациялық –ын таландыру
Мотивационно - побудительный Приглашает детей в круг радости.
Біздің топта ұл-қыздар,
Тәту-тәтті ойнаймыз.
Әлемдегі бар адамға
Тек жақсылық сыйлаймыз.
Игра "Наайди своё место"
"Воля – неволя"
Загадывает загадку:
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Стоя в кругу, повторяют текст.
Берут карточки с изображением диких и домашних животных, подходят с ними к картинкам "лес" или "дом" .
Делают вывод: дикие животные живут на воле, а домашние – могут существовать только рядом с человеком.
Рассматривают картинки с изображением животных на воле и в неволе, рассуждают о том, как чувствуют себя животные в неволе.
Отгадывают: лягушка
(бақа).
Іздену-ұйымдастыру-шылық
Организационно - поисковый Предлагает послушать историю об одном лягушонке.
Рассказывает авторскую сказку "Саша и лягушонок", показывая мнемосхемы.
Задаёт вопросы:
- Где гулял Саша?
- Что он сделал?
Что сделал Саша с лягушонком дома?
-Как чувствовал себя лягушонок в банке?
- Что сказала мама?
- Как поступил Саша?
- Как повёл себя лягушонок? Почему?
Музыкальная физминутка "На болоте две лягушки" под аккомпанемент воспитателя.
Дидактические игры:
"Подбери слово"
"Назови антонимы"
(Называет слова, характеризующие лягушку:Большая, смелая, сильная, умная и хитрая, громко квакает, высоко прыгает). 3."Странные слова "
"Продолжи цепочку слов"
Показывает картинку с изображением предметов: лягушка, подушка, клюшка.
- Где живут лягушки?
- Чем питаются?
Предлагает рассмотреть схему "Икринка – лягушка" (использование ИКТ).
Разминка "Лягушата" (закрепление материала).
Раньше были мы икрою, ква – ква!
А теперь мы все – герои, ать – два!
Головастиками были, ква – ква!
Дружно хвостиками били, ать –два!
А теперь мы – лягушата, ква – ква!
Прыгай с берега, ребята, ать – два!
- Какую пользу приносят лягушки?
Обобщает ответы детей, сообщает, что рыбкам в пруду грозит опасность - в пруду завелись вредные хищные водяные жуки, и эти жуки уничтожают мальков рыб.
Предлагает помочь рыбам – заселить пруд лягушками.
- Какие звуки издают лягушки?
Предлагает посмотреть и послушать, как музыкальный инструмент тромбон передаёт кваканье лягушек, комментирует: насадка для создания "квакающего" эффекта называется сурдина.
Авторская подвижная игра
" Бақалар".
Бақалар бақылдайды,
Батпақта ойнайды.
Бірге жүріп, қыдырады,
Шаршап жатып ұйқтайды.
Повторное рассказывание сказки.
Пересказ.
Рассматривая мнемосхемы, слушают сказку.
Отвечают на вопросы.
Выполняют движения.
Подбирают существительные к прилагательным (лягушачья - игра, радость… , лягушачий - хор, остров…, лягушачье – болото, здоровье).
Подбирают слова, характеризующие лягушат: маленькие, трусливые, слабые и беззащитные, глупые и несмышлёные, тихо квакают, низко прыгают).Рассматривают картинку с изображением лягушки, мобильного телефона,
зарядного устройства для него. Делают вывод: предметы разные, а имеют одно название – лягушка.
Подбирают одинаково звучащие слова: вертушка, подружка, ушко, макушка, ракушка, хохотушка, хлопушка, пушка, опушка.Отвечают на вопросы.
Смотрят, слушают.
Выполняют движения.
Ответы детей.
Берут цветные круги – зелёные и красные, наклеивают их друг на друга, складывают пополам красным цветом внутрь, а зелёным – наружу (голова лягушки). На сгиб приклеивают белые кружочки (глазки), на которых фломастером рисуют зрачок. Затем готовые головы (полукруги) приклеивают на панно "Пруд".
- Ква - ква.
Смотрят ролик с "лягушачьей" музыкой (тромбон, сурдина).
Повторяя текст, выполняют соответствующие движения.
Слушают.
Пересказывают с опорой на мнемосхемы поочерёдно, затем целиком.
Рефлексиввті-түзетушілік
Рефлексивно-корригирующий Благодарит детей за работу. Оценивают себя, прикрепив на цветы бабочек – синих или красных.
Оқу іс-әрекеттен күтілетін нәтиже/Ожидаемый результат:
Білу керек/Знать: игры и физминутку, о жизни животных в неволе.
Болу керек/Иметь: представление о размножении млекопитающих, о музыкальных инструментах (тромбон), об омонимах.
Істей алу керек/Уметь: пересказывать текст с опорой на мнемосхемы, отвечать на вопросы воспитателя, согласовывать существительные с прилагательными в роде, подбирать антонимы, одинаково звучащие слова.
Педагогтың аты-жөні күні/дата
Ф. И. О. педагога Буравлёва Лариса Ивановна


Ересек тобындағы
ұйымдастырылыған оқу іс- әрекетінің
технологиялық картасы
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
для старшей группы
Білім беру саласы/Образовательные области: коммуникация, познание, творчество.
Бөлімі/Разделы: развитие речи, экология, музыка.
Тақырыбы/Тема: Пересказ авторской сказки "Мишка и шишка".
Мақсаты/Цель: Учить пересказывать текст с опорой на мнемосхемы. Дать понятия о синонимах, омонимах. Расширить представления о хвойных деревьях. Развивать умение образовывать прилагательные от существительных, связную речь, соотносить музыкальныё отрывки с героями сказки. Воспитывать любовь к природе.
Сөздік жұмыс, билнгвалдық компоненті/Словарная работа, билингвальный компонент: медведь – аю, пчёлы – аралар, авторскаие игры : " Аю орманда", "Бала – баламыз...", музыкальная физминутка "Аю шықты далаға".
Синонимы: убежал, удрал, унёс ноги, дал срекача. Хвойные.
Материалдар, құралдар, жабдық/Материалы, инструменты, оборудование: ноутбук, игрушка Мишка, мнемосхемы, баян (для музыкальной физминутки) , корзина и малина (плоскостные) .
Әрекет кезең
дері
Этапы деятельности Тәрбиешінің іс-әрекеті
Действия воспитателей Балалардың іс-әрекеті
Действия детей
Мотивациялық –ын таландыру
Мотивационно - побудительный Воспитатель прглашает детей в круг.
Бала, бала, баламыз,
Бақшаға барамыз.
Бақшада достасайық,
Бірге ойнайық.
(авторская игра)
Загадывает загадку:
Любит груши, любит мед,
Сладкоежкою слывет.
Крепко любит он реветь.
Кто же он? Скажи...
Приход медведя.
Где живет Мишка?
Как спасается от опасности?
Что любит кушать Мишка?
Ролик "Мишка ест малину"
Музыкальная физминутка "Аю шықты далаға".
(воспитатель аккомпонирует на баяне). Становятся в круг, произносят слова.
Отгадывают: медведь (аю).
Здороваются на казахском, русском языках.
(ответы детей)
Смотрят видеоролик.
Выполняют движения согласно тексту.
Іздену-ұйымдастыру-шылық
Организационно - поисковый Предлагает послушать историю, которая произошла с Мишкой в лесу.
Рассказывает авторскую сказку, показывая схемы.
Вопросы по тексту:
- О ком сказка?
- Как начинается?
- Куда пошел Мишка?
- Что произошло с ним в лесу?
- Что он сделал?
- Набрал ли он ягод? Почему не набрал?
- Как спасся от пчел?
Игра "Скажи по – другому".
Предлагает послушать два музыкальных отрывка.
(Э.Григ " В пещере горного короля", Н. Римский – Корсаков "Полёт шмеля")
Игра "Где растёт шишка?"
(показ изображений хвойных деревьев - использование ИКТ ).
Дидактическая игра "Какая бывает шишка?"
Показывает карту "шишки"
(использование ИКТ).
- А ещё какая бывает шишка?
Мишка приглашает детей поиграть (авторская игра "Аю орманда").
Орманға барамыз,
Жидекті жинаймыз,
Ал аю орманды кұзетеді,
Орманға кіруге рұқсат бермейді.
Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.
Пересказ.
Рассматривая мнемосхемы, слушают сказку "Мишка и шишка".
(отвечают на вопросы)
Подбирают синонимы к выражению "Бросился со всех ног": убежал, удрал, унес ноги, дал стрекача.
Слушают музыкальные отрывки, называют , который из них характеризует пчёл, медведя.
Называют по – казахски: аю – медведь, пчёлы – аралар.
Называют деревья, на которых растут шишки . Находят общее у этих деревьев: нет листьев, но есть иголки.
Называют обобщающее слово – хвойные.
Образовывают прилагательные от существительных: сосна – сосновая,
ель – еловая,
кедр – кедровая.
приходят к выводу:
шишка – это то, что растет на хвойных деревьях и шишка – это ушиб.
Повторяя текст,
выполняют движения согласно тексту.
Слушают, рассматривая мнемосхемы.
Пересказывают с опорой на мнемосхемы.
Рефлексиввті-түзетушілік
Рефлексивно-корригирующий Мишка благодарит за хорошие пересказы. Воспитатель предлагает собрать в корзинку малину для Мишки.
Мишка благодарит детей за ягоды, прощается с детьми.
Воспитатель благодарит детей за работу. Кладут в корзинку красную или розовую малинку (оценивают себя).
Прощаются с Мишкой.
Оқу іс-әрекеттен күтілетін нәтиже/Ожидаемый результат:
Білу керек/Знать: об образе жизни медведей.
Болу керек/Иметь: представление о синонимах, омонимах, о хвойных деревьях.
Істей алу керек/Уметь: отгадывать загадки, отвечать на вопросы воспитателя, пересказывать сказку с помощью мнемосхем, образовывать прилагательные от существительных, соотносить музыкальныё отрывки с героями сказки.
Педагогтың аты-жөні күні/дата
Ф. И. О. педагога Буравлёва Лариса Ивановна 02.04.2015


Ересек тобындағы
ұйымдастырылыған оқу іс- әрекетінің
технологиялық картасы
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
для старшей группы
Білім беру саласы/Образовательные области: коммуникация, творчество.
Бөлімі/Разделы: развитие речи, художественная литература, ,музыка.
Тақырыбы/Тема: пересказ сказки "Колосок" с опорой на сюжетные картины.
Мақсаты/Цель: учить детей анализировать поведение литературных героев. Развивать умение активно участвовать в беседе, высказывать мнение, пересказывать текст с помощью сюжетных картин, подбирать синонимы и антонимы, соотносить музыкальныё отрывки с героями сказки. Воспитывать желание трудиться.
Сөздік жұмыс, билнгвалдық компоненті/Словарная работа, билингвальный компонент: тышқандар – мышата, әтеш – петух, авторская подвижная игра "Тышқандар мен мысык", круг радости "Бала – баламыз"( авторская игра) , пословица.
Материалдар, құралдар, жабдық/Материалы, инструменты, оборудование:
Игрушки: мышонок, петушок, сюжетные картины к сказке, маска кота
Предварительная работа: рассматривание колосков, объяснение слов "обмолотить", "смолоть", объяснение слов пословицы.
Әрекет кезең
дері
Этапы деятельности Тәрбиешінің іс-әрекеті
Действия воспитателей Балалардың іс-әрекеті
Действия детей
Мотивациялық –ын таландыру
Мотивационно - побудительный Круг радости (авторская игра)
Бала, бала – баламыз,
Бақшаға барамыз.
Бақшада достасайық,
Бірге ойнайық!
Какие вы дружные!
А к нам пришли гости:

Петушок - звонкий голосок
Шпоры золотые
Крылышки цветные.
И маленькие мышки -
вовсе не трусишки,
С петушком дружат,
И трудиться любят.
Воспитатель: Мышата, как и петушок, очень трудолюбивые, дружные, но так было не всегда. Хотите узнать их историю?
Стоя в кругу, повторяют слова вместе с воспитателем, садятся.
Приветствуют гостей на русском, казахском языках, называют по – казахски: әтеш – петух, тышқандар – мышата.
Проявляют интерес, соглашаются.
Іздену-ұйымдастыру-шылық
Организационно - поисковый Объявляет название сказки – «Колосок».
Рассказывает сказку, показывая сюжетные картины к ней.
Задает вопросы по содержанию сказки:
- Как называется сказка?
- Кто главные герои?
- Что нашел петушок?
- Что надо было с ним сделать?
- Кто сделал эту работу?
- А что делали мышата?
и т.д.
- На кого хотели быть похожими?
Дидактическая игра "Сравни героев сказки".
(Называет качества петушка: трудолюбивый.-важный, степенный, спокойный, большой).
Предлагает послушать музыкальные отрывки
(Д. Россини "Сорока – воровка",Ж. Оффенбах "Орфей в аду").- Приглашаю я ребят
Поиграть в мышат.
Становитесь в хоровод,
Все вы – мыши, Никита – кот.
Надевает маску кота на ребёнка.
Проводится игра " Тышқандар мен мысык " ( авторская игра) ..
Тышқандар қыдырады,
Мысық ұйықтады.
Тышқандар шуламандар,
Мысықты оятпандар!
Повторное чтение.
Пересказ.
Игровое упражнение: «Трудолюбивым быть…» (хорошо – плохо).
Обобщает ответы детей, предлагает выучить новые пословицы о труде.
Труд человека кормит, а лень портит.
Еңбек адамды аздырады, ал жалқаулық – тоздырады.
Слушают, смотрят.
Смотрят, слушают сказку.
отвечают на вопросы
Называют антонимы
( качества мышат):
-ленивые.
-шустрые, озорные, шаловливые, игривые, маленькие.
Слушают, называют, который из отрывков характеризует персонажей – мышат или петушка.
Проговаривая текст, выполняют движения.
Слушают.
Пересказывают с опорой на сюжетные картины.
Высказывают суждения, почему плохо или хорошо быть трудолюбивым (всё уметь, быть здоровым, мало времени играть и т.д.)
Повторяют.
Рефлексиввті-түзетушілік
Рефлексивно-корригирующий Петушок и мышата благодарят детей за хорошую работу: за интересную беседу, хорошие ответы, игру, прощаются с детьми, уходят. Прощаются с петушком – әтеш и мышатами – тышқандар на русском и казахском языке. Приглашают их ещё прийти в гости.
Оценивают свою работу на занятии: кладут фишку к изображениям весёлого или грустного мышонка.
Оқу іс-әрекеттен күтілетін нәтиже/Ожидаемый результат:
Білу керек/Знать: название сказки, игру, круг радости.
Болу керек/Иметь: представление о нравственных нормах.
Істей алу керек/Уметь: пересказывать текст, принимать участие в беседе, подбирать синонимы, антонимы, соотносить музыкальныё отрывки с героями сказки.
Педагогтың аты-жөні күні/дата
Ф. И. О. педагога Буравлёва Лариса Ивановна


Меқтеп даярлық тобындағы
ұйымдастырылыған оқу іс- әрекетінің
технологиялық картасы
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
для подготовительной группы
Білім беру саласы/Образовательные области: коммуникация, творчество, познание.
Бөлімі/Разделы: обучение грамоте, рисование, ознакомление с окружающим.
Тақырыбы/Тема: " Путешествие в школу мудрой Совы".
Мақсаты/Цель: Показать умение детей выделять первый звук в слове, делить слова на слоги, находить ударный слог в слове, читать слоги, складывать их в слова; «читать» ребусы, вставлять пропущенные буквы в слова, читать слова, текст; составлять предложения, писать предложение; показать знания о буквах, о звуках, о правилах написания орфограмм (ча – ща, жи – ши, чу – щу); умение оценивать свою работу.
Сөздік жұмыс, билнгвалдық компоненті/Словарная работа, билингвальный компонент: игра «Иiлемiз…» , игра "Паровоз" на казахском языке.
Материалдар, құралдар, жабдық/Материалы, инструменты, оборудование:
картинка «Белочка в дупле», дидактическая игра "Помоги Белочке"; картинка «Ёж, грибы», дидактическая игра "Помоги Ёжику"; картинка «Цветы, луг», дидактическая игра "Найди пару" ; импровизированное "озеро"; дидактическая игра "Рыболов"; картинка «Сова», большой конверт, в нём маленькие конверты с заданиями: вопросы, ребусы, тексты, медали; картинка «Дети идут в школу»; панно «Летний пейзаж», бабочки синие и красные; ручки –синие, красные; листы бумаги (для письма); цветные карандаши.
Әрекет кезең
дері
Этапы деятельности Тәрбиешінің іс-әрекеті
Действия воспитателей Балалардың іс-әрекеті
Действия детей
Мотивациялық –ын таландыру
Мотивационно - побудительный Воспитатель приглашает детей в круг радости:
Доброе утро земле, небесам,
Доброе утро всем птицам, зверям,
«Доброе утро» - скажу я друзьям,
«Доброе утро» - скажу всем гостям,
Доброе утро, родной детский сад,
Видеть вас всех очень я рад.
В – ль:
Если в поле ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в роще под калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согретаВся вода в реке до дна,
Значит, наступает…
Значит кончилась…
В – ль:
- Вы любите лето?
- А что можно делать летом?
- А давайте отправимся в увлекательное путешествие, в котором ждут нас удивительные приключения. Вы согласны?
- Тогда занимайте места в поезде.
Игра «Паровоз»
Ал, паровоз, баста алға,
Бәрімізді басқар да.
Пш-пш, пш-пш, біз кеттік,
Жүрісті тым үдеттік
Становятся в круг, вместе с воспитателем повторяют текст.
досказывают: лето
досказывают: весна.
Дети: Да!
Дети: Купаться, загорать, ягоды собирать, отдыхать на природе, путешествовать.
Дети: Да!
Становятся друг за другом, идут, повторяя текст на казахском языке.
Іздену-ұйымдастыру-шылық
Организационно - поисковый 1 остановка в пути: картинка «Белочка в дупле»
В – ль:
Тили – бом, тили – бом,
В дереве устроен дом.
Смотрит белка из дупла:
Я орешков припасла.
Ей орешки грызть привычно,
Их грызёт она отлично.
- Давайте поможем Белочке собрать орешки. Но орешки не простые – в каждом спрятано слово.
(Авторская дидактическая игра "Помоги белочке".Игра «Паровоз»
2 остановка (картинка «Ёж, грибы»).
В – ль:
На полянку мы пришли,
Ёжика нашли,
Ёжика лесного,
Знатного портного.
Ёжик топал по тропинке,
Он грибочки нёс в корзинке.
- Давайте ёжику поможем собрать грибы, и грибы тоже непростые: в них тоже спрятаны слова.
(Авторская дидактическая игра "Помоги Ёжику")
Игра «Паровоз»
3 остановка: «Река»
В – ль:
Рыбки плавают, резвятся
В чистой, чистенькой воде.
То сожмутся – разожмутся,
То зароются в песке.
- Какие красивые, разноцветные рыбки плавают! И они тоже с секретом.
(Авторская дидактическая игра Рыболов")
В – ль:
- Почему рыбка с удовольствием ловится на удочку?
Игра «Паровоз»
4 остановка: картинка «Цветы, луг».
В – ль:
Брызжет солнце яркими лучами,
Степь полна цветами.
Красные и белые, нежно – голубые.
Все эти цветочки по-ле-вы-е.
- А почему бабочки не садятся на цветы?
Наверно, не могут выбрать себе цветок. А как можно подобрать цветок бабочке?
(Авторская дидактическая игра "Найди пару")
Игра «Паровоз»
5 остановка: картинка «Сова».
Есть в лесу под елью дом,
Лесная школа в нём.
Зверят учит учитель Сова,
Совушка – Сова – мудрая голова.
(на доске прикреплен большой конверт)
- Это лесная школа, школа мудрой Совы Никого нет в школе, ведь у лесных зверят уже каникулы. Вы ведь осенью пойдёте в школу. А для чего ходят в школу?
А что это за конверт? Да это задания для ребят. А вы готовы выполнить задания Совы?
Достаёт из большого конверта конвертик № 1, читает задание: ответьте на вопросы:
Сколько букв в русском алфавите? Сколько гласных, согласных?
Где пишется заглавная буква?
Какие две буквы не имеют звука?
Как пишутся слова в предложениях?
Как пишутся ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ ?В – ль достаёт второй конвертик (дидактическая игра "Вставь пропущенную букву").
В – ль достаёт третий конвертик
(Д / и "Ребусы")
Физминутка «Иiлемiз…»
В–ль достаёт четвёртый конвертик
(в нём – картинка «Дети идут в школу»).
В – ль достаёт пятый конвертик
Как хорошо уметь читать:
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить:
«Прочти, пожалуйста, прочти»…
В–ль достаёт последний конвертик без номера, в нём – медали от Совы "За грамотность", награждает детей медалями.
Игра «Паровоз»
(возвращение в детский сад).
Дети берут орешки (сзади наклеена картинка). Делят слово на слоги, кладут орешки в мешочки с номерами 1, 2, 3 (соответственно количеству слогов в слове), вспоминают правила деления слов на слоги.
Берут грибок с наклеенной сзади картинкой, называют слово, первый звук в слове, кладут грибок в соответствующую корзинку (зелёную, синюю, красную).
«Ловят» удочкой рыбку с картинкой, называют слово, ударный слог в слове, отпускают рыбку в речку.
Дети объясняют: магнит притягивает металлическую скрепку.
Дети: По цвету!
Дети берут бабочку и кладут её около цветка такого же цвета. Проверяют правильность выбора: (на цветке и на бабочке написаны слоги) соединяют слоги, читают слово.
Читают вывеску: «Школа мудрой Совы»
Ответы детей.
Дети садятся за столы
Отвечают на вопросы.
Дети выполняют второе задание Совы: вставляют пропущенную букву, читают слово.
Отгадывают ребусы, рисуют отгадку.
Дети составляют предложение по картинке, проводят звуко – буквенный анализ, прописывают предложение «Дети идут в школу».
Дети читают текст (письмо от мудрой Совы).
Становятся друг за другом, идут, повторяя текст на казахском языке.
Рефлексиввті-түзетушілік
Рефлексивно-корригирующий В–ль: Понравилось путешествие?
Предлагает оценить своё отношение к путешествию, к тому, как они справились с заданиями. Дети подходят к панно «Летний пейзаж», прикрепляют к панно синюю или красную бабочку.
Оқу іс-әрекеттен күтілетін нәтиже/Ожидаемый результат:
Білу керек/Знать: всё о звуках, буквах; правописание орфограмм (ча – ща, жи – ши, чу – щу), заглавной буквы.
Болу керек/Иметь: представление о школе, о том, чему учат в школе; о свойствах магнита.
Істей алу керек/Уметь: выделять первый звук в слове, делить слово на слоги, выделять ударный слог в слове; читать слоги, складывать их в слова; читать текст; проводить звуко – буквенный анализ предложения, прописывать предложение; «читать» ребусы; оценивать свою работу.
От автора
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Использование приёмов мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Применение мнемосхем показало хорошую динамику по обучению детей пересказу и перспективность данного вида работы. Овладение приемами работы с мнемосхемами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные наразвитие основных психических процессов (памяти, внимания, образного мышления), развитие связной речи.
Использование сюжетных картин в обучении пересказу позволяет детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования этого приема удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, воображение, логическое мышление, творческое начало.
В данном сборнике представлены авторские конспекты занятий по развитию речи, художественной литературе, обучению грамоте с использованием мнемосхем, сюжетных картин, дидактических игр, музыкальных физминуток, классической музыки. А также пословиц на казахском языке и авторских игр на казахском языке, которые развивают интерес к изучению казахского языка, способствуют более глубокому его изучению, пополнению словарного запаса, развивают память, мышление, коммуникативные качества, воспитывают патриотические чувства.
Педагогтың аты-жөні күні/дата
Ф. И. О. педагога Буравлёва Лариса Ивановна


Меқтеп даярлық тобындағы
ұйымдастырылыған оқу іс- әрекетінің
технологиялық картасы
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
для подготовительной группы
Білім беру саласы/Образовательные области : коммуникация.
Бөлімі/Разделы: развитие речи.
Тақырыбы/Тема: Пересказ рассказа Ю. Коваля "Стожок" с опорой на схемы.
Мақсаты/Цель:  Учить пересказывать текст с опорой на наглядность. Развивать навыки грамматически правильного оформления высказываний, умение использовать для пересказа интонационную выразительность речи, навыки диалогической речи. Активизировать и обогащать словарный запас (определения, глагольная лексика, родственные слова).
Сөздік жұмыс / билнгвалдық компоненті/Словарная работа, билингвальный компоннент: аю – медведь, музыкальная физминутка "Аю шықты далаға".
Материалдар, құралдар, жабдық/Материалы, инструменты, оборудование:
схемы для пересказа; карточки со знаками (!, ?); шапка, жилетка.
Предварительная работа:
Чтение рассказов и сказок:
И. Соколова-Микитова "В берлоге", "Медвежья семья", Н. Сладкова "Как медведь сам себя напугал", В. Бианки "Купание медвежат, рисование медведя, изготовление мнемокнижек " Мишка и шишка", "Как медведь сам себя напугал".
Объяснение слов: Стожок - сложенная в виде горки высушенная трава Излучина - поворот реки. Воз - сани. Распрягать - снимать с лошади приспособления для перевозки саней, отцеплять сани.
Әрекет кезең
дері
Этапы деятельности Тәрбиешінің іс-әрекеті
Действия воспитателей Балалардың іс-әрекеті
Действия детей
Мотивациялық –ын таландыру
Мотивационно - побудительный Воспитатель прглашает детей в круг радости.
Бала, бала, баламыз,
Бақшаға барамыз.
Бақшада достасайық,
Бірге ойнайық.
(авторская игра)
Загадывает загадку:
Любит груши, любит мед,
Сладкоежкою слывет.
Крепко любит он реветь.
Кто же он? Скажи...
Становятся в круг, произносят слова.
Отгадывают: медведь (аю).
Іздену-ұйымдастыру-шылық
Организационно - поисковый — Сегодня мы с вами узнаем интересную историю про медведя, которую поведал нам в рассказе «Стожок» Ю.Коваль. А какие еще произведения про медведей вы можете вспомнить?
Чтение рассказа.
Педагог напоминает детям название рассказа и выставляет намольберт графические схемы, соответствующие содержанию.
Беседа по содержанию.
- Кто привез сено из леса?
- Кто встретил дядю Зуя в деревне?
- О чем она спросила дядю Зуя?
- Кого Пантелеевна увидела на возу?
- Как медведь выскочил с телеги?
- Кто стал собираться около саней?
- О чем говорили люди
- Где медведь сделал себе берлогу?
Дидактическая игра «Родственные слова»
Игра «Кто лучше запомнил »:
Теперь давайте с вами вспомним, какой был медведь, когда он проснулся, и что он делал.
Что делал медведь на возу?
Какая была морда у медведя?
Что сделал медведь, оказавшись на снегу?
Дидактическая игра «Используй нужный знак (?, !)».Карточку с изображением восклицательного или вопросительного знака педагог передает детям, стоящим по кругу. При этом дает образец восклицательного или вопросительного предложения в соответствии с содержанием текста.
Какой страшный этот медведь!
Какой опасный медведь!
Ах, как я боюсь медведя!
Не буди спящего медведя!
Какой зубастый (лохматый, злобный, могучий) этот медведь!
Что привез дядя Зуй из леса?
Кто встретил его в деревне?
Что сделал медведь, проснувшись?
Куда он побежал?
Ты боишься медведя?
Чем опасен медведь?
У медведя острые зубы?
Муэыкальная физминутка
" Аю шықты далаға" под аккомпанемент баяна.
Аю шықты далаға, аю шықты далаға,
Оңға қарады, солға қарады,
Жүгірді, жүгірді, секірді, секірді,
Орнына отырды, орнына отырды.
Дидактическая игра "Покажи героя"
Повторное чтение
.Пересказ. («В берлоге», «Купание медвежат», «Как медведь сам себя напугал», «Мишка и шишка», «Медвежья горка» и т.д.)
Смотрят, слушают.
На все вопросы дети дают полные, развернутые ответы.

Подбирают родственные слова к слову «медведь.
Медведь зашевелился на возу, наклонил стог набок и вывалился в снег.
- Страшная, кривая, мохнатая.
- Тряхнул башкой, схватил в зубы снегу и в лес побежал.).Дети передают друг другу карточку, называя свое предложение.
Выполняют соответствующие движения.
Передают диалог героев – деда Зуя и
Пантелеевны.
(используют шапку, жилетку).
Слушают.
Пересказывают.
Рефлексиввті-түзетушілік
Рефлексивнокорригирующий Воспитатель благодарит за хорошие пересказы.
Оценивают себя (звёздочки).
Оқу іс-әрекеттен күтілетін нәтиже/Ожидаемый результат:
Білу керек/Знать: игру на казахском языке.
Болу керек/Иметь: представление о знаках препинания.
Істей алу керек/Уметь: отгадывать загадки, отвечать на вопросы воспитателя, составлять связный рассказ по опорным схемам, использовать законченные распространённые предложения при пересказе, вести диалог с соответствующей интонацией.
.