Тема урока : Второстепенные члены предложения


Тема урока : Второстепенные члены предложения
Цели урока:
Образовательная: систематизировать знание учащихся по теме
«Второстепенные члены предложения»;
формировать понятие о дополнении, определении и
обстоятельства: дать толкование слову «недра».
2. Развивающая: развить память, речь, логическое мышление учащихся.
3. Воспитательная: воспитывать любовь к изучаемому предмету, а также
аккуратность на письме.
Тип занятия: систематизация знаний.
Метод урока: разговорный, иллюстративный, вопрос –ответ, частично –
поисковый.
Межпредметная связь: русская литература, экология.
Оснащение: таблица, учебник по русскому языку для 11 класса.
План занятия: 1. Организационный этап – 2 мин.
2. Актуализация – 7 мин.
3. Изложение нового материала – 11 мин.
4. Закрепление нового материала – 18 мин.
5. Подведение итогов занятия – 5 мин.
6. Этап информации о домашнем заданий – 1 мин.
7. Комментирование оценок – 1 мин.
I. Организационный этап
Приветствие. Проверка присутствующих на занятий. Запись на доске даты и названия темы занятия.
II. Актуализация
Проверка домашнего задания
(устный опрос учащихся по предыдущей теме занятия «Главные члены предложения»).
Что относится к главным членам предложения?
Что такое сказуемое? Привести примеры.
Что такое сказуемое? Привести примеры.
III. Изложение нового материала
Второстепенные члены предложения – это дополнение, определение и обстоятельство.
Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? что? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? Он обычно выражается существительным или местоимением с предлогом или без предлога.
Дополнение чаще относится к сказуемому.
Например: Спит (в чём?) в шлеме батыр.
Определение отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Он обычно выражается именем прилагательным.
Определение относится к подлежащему или дополнению, обстоятельству.
Например: Во всех школах страны закончился учебный (какой?) год.
Определение
30822901270001024890127000
СогласованноеНесогласованное
связаны по способу согласования:управления или примыкания:
рябиновые бусы бусы из рябины
первый ряд яйца всмятку
сломанная веткадевочка с черными глазами
мой столеё сестра
Обстоятельство отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? как? Оно часто выражается существительным с предлогом.

Например: Я живу (где?) в городе.
70104025781000 Обстоятельство
22345656032500223456560325002234565603250022345656032500223456560325002034540603250012058656032500
Времени, места, способа действия, цели, причины, условия, меры и степени
1034415381000033394655715000251142536830004768215368300016535403683000404431536830005105403683000
Когда?Где? Как? С какой целью? Почему? При каком условии? Насколько?
Вот ребята, мы с вами повторили и вспомнили тему «Второстепенные члены предложения». Но повторяя сегодняшнюю тему, мы с вами находили в каждом предложении по отдельности дополнение, определение, обстоятельство. А теперь давайте попробуем с вами определить все члены предложения в одном предложении. Сейчас я напишу на доске предложения, и вы должны найти в этих предложениях главные и второстепенные члены предложения.
Осенние листья тихо падают на землю.
Бабушка рассказывает сказку.
Я люблю родной край.
IV. Закрепление нового материала
Задания по учебнику «Русский язык» для 11 класса, автор
Л. К. Жаналина, год издания: 2015 Алматы «Мектеп».
Задание 1. Страница 60 упражнение 73. Прочитайте текст и выделите в нём новые слова. Дайте им толкования, используя текст. Выделите дополнения, используя правила определения видов второстепенных членов предложения. Разграничьте виды дополнений. Какими падежными формами они выражаются.
Недра – часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоёмов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. К недрам относятся только природные объекты – сплошные породы, породы, находящиеся в жидком и парообразном состоянии, и имеющиеся между пород естественные пустоты. Их охрану регламентируют горное и водное законодательство.
Недропользование происходит в виде геологического изучения, добычи полезных ископаемых, в виде создания особо охраняемых геологических объектов – научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказников, памятников природы. Недра предоставляются в пользование на основе лицензий, то есть документов, удостоверяющих право их владельцев на пользование участками недр. Предоставление подобных лицензий осуществляется одновременно с предоставлением земельного участка в соответствии с земельным законодательством.
Задание 2. Страница 59 упражнение 72. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Найдите в них дополнения, определите виды дополнений, поставив к ним вопросы.
Гаврила чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой. Тесная толпа ребят заполнила конец коридора. Она читала ему стихи о подорожнике и звоне колоколов над Луарой. Детей вводит в мир сказки не только народная поэзия, но и театр. Дерсу сначала перенёс через руку ружья и котомки, а затем помог переправиться мне. Никогда никому не доверял своей тайны.
Задание 3. Страница 65 упражнение 81.Сгруппируйте словосочетания по способам связи. Составьте с тремя из них, построенными способом согласования, предложения и определите, в роли каких членов предложения выступают компоненты словосочетаний.
Образец: использование полезных свойств природных ресурсов называется недропользованием.
Природные ресурсы, экологическое право, экология насекомых, медицинская экология, участки недр, использование недр, полезные ископаемые, подземные воды, подземные пещеры, пристально наблюдать, геологическое изучение, прогнозирование землетрясений, особо охраняемый.
V. Подведение итогов занятия
Итак, ребята сегодня мы с вами повторили тему «Второстепенные члены предложения», и давайте подведём итог сегодняшнего урока:
Скажите, что вы сегодня узнали на уроке?
Что относится к второстепенным членам предложения?
VI. Этап информации о домашнем заданий
Задание по учебнику «Русский язык» для 11 класса, автор
Л. К. Жаналина, год издания: 2015 Алматы «Мектеп».
VII. Комментирование оценок
Домашнее задание
Задание 1. Страница 70 упражнение 88. Спишите, вставляя вместо точек пропущенные предлоги. Выделите графически обстоятельства и определите их виды. Укажите падеж существительных.
Он приоткрыл дверь и сел на скамеечку покурить. От усталости путались мысли. К праздникам они спали часов к десяти. С седой равниной моря ветер тучи собирает. Войска шли с шумом. Алексей Маресьев был направлен в Москву на излечение. Отец ходил с трудом, тяжело раскачивая обмякшее, вялое тело. Дочь присутствовала в столовой и украшения стола. По мнению Чижа, Бакланов начинал нравиться Мечику. В таком морозе и бедность вдвое, и вор хитрее, и злодей лютее.
Задание 2. Подготовить реферат на тему «Полезные ископаемые Казахстана».
КГУ «средняя школа № 22 с. Енбек с мини - центром»
Открытый урок
Дисциплина: Русский язык
Тема: Недропользование проблемы и перспективы.
Второстепенные члены предложения.
Дополнение. Определение. Обстоятельство.
Класс: 11
Дата: 17. 11. 2015г.
Учитель: Мукушева М.Е.2015 – 2016 учебный год