Индивидуальный проект по теме Принципы организации, функции и преимущества сетевых педагогических сообществ


Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
«Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования»







Итоговый проект
Тема: «Принципы организации, функции и преимущества сетевых педагогических сообществ»


Слушатель: Богданова Татьяна Сергеевна
Должность: преподаватель
Место работы: КГБОУ СПО «Хабаровский машиностроительный техникум»




Хабаровск
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3

Раздел 1. Принципы организации сетевых педагогических сообществ
6

1.1. Основные термины
6

1.2. Факторы, влияющие на формирование профессионального сетевого сообщества
12

1.3. Причины создания и принципы сетевого взаимодействия
14

1.4. Организационно-управленческая деятельность сетевого педагогического  сообщества
15

Раздел 2. Функционирование сетевого педагогического сообщества
17

2.1. Механизмы и организация работы сетевого взаимодействия
17

2.2. Цели и задачи сетевых педагогических сообществ
20

2.3. Особенности педагогических сетевых сообществ
21

2.4. Условия взаимодействия сетевых педагогических сообществ
22

2.5. Классификации сетевых педагогических сообществ
23

2.6. Критерии оценки работы сетевого сообщества
26

Раздел 3. Преимущества и проблемы сетевых педагогических сообществ
28

3.1. Основная проблематика сетевого взаимодействия
28

3.2. Преимущества сетевого взаимодействия
28

Заключение
30

Список литературы
33

Приложение
35




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы проекта: Стремительное развитие сетевых педагогических сообществ определяет современные тенденции развития образования в целом, тем самым расширяя возможности преподавателей участвовать в сетевых региональных, общероссийских и даже международных проектах, повышать свой уровень, делиться и перенимать опыт и т.д.
Практическая значимость проекта: способ повышения квалификации в контексте идеи «обучение на протяжении всей жизни»
Цель проекта: Изучить сетевые педагогические сообщества, принципы их организации, функции, проблемы и преимущества.
Модернизация российского образования содержит идеи приобщения педагогов к применению в образовательном процессе и процессе самообразования, повышения квалификации ИКТ-технологий. Одной из главных характеристик или условия успешной реализации процесса модернизации является формирование среды профессионального общения как важнейшего элемента повышения квалификации педагога. Интернет в данном случае выступает как один из инструментов реализации этого профессионального общения. От самого педагога должно зависеть насколько полноценным будет данное общение: его подготовки, степенью владения ИКТ – технологиями, а также его методическими знаниями, коммуникативными навыками, мотивации на подобное общение.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и появление новых возможностей их использования в образовании побуждает искать адекватные подходы к организации процесса непрерывного повышения квалификации педагогов на основе сетевого педагогического взаимодействия. Непрерывное повышение квалификации основано на создании комфортной, успешной ситуации обучения педагогов, а сетевое взаимодействие в свою очередь, вырабатывает групповые нормы поведения, способствует формированию учебных групп и сообществ, объединенных общей учебной деятельностью, наличием непосредственных контактов в данной группе. И кроме того сетевое взаимодействие представляет собой самонастраивающуюся и самосовершенствующуюся коммуникативную систему, включающую прямую и обратную взаимосвязь между членами профессионального сообщества.
В последние годы появилось множество нормативных документов, которое определило изменение в результатах педагогического труда и подготовке выпускников. Облик выпускника определяет сформированность общих и профессиональных компетенций. Формирование их требует не накопления определенных знаний, а овладение универсальными приемами, методами и опытом практической деятельности, интеграции знаний, умениями применять умения и знания в любом виде деятельности, иными словами, для успешной социализации и адаптации обучающихся. Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.
Таким образом, основным вопросом современного образования является формирование ключевых компетенций как залог успешной социализации и адаптации обучающегося. Компетентностный и деятельностный подход к образовательному пространству влечет за собой формирование не только ключевых компетенций обучающихся, но и предъявляет новые требования к компетенции преподавателя: преподаватель должен перейти из транслятора знаний умений и навыков к организации учебного процесса. Поэтому преподавателю необходимо строить образовательный процесс таким образом, чтобы раскрыть творческий потенциал, развить исследовательский тип мышления, обучить обучающихся исследовательским навыкам, приобщить к традициям науки. Это влечет за собой изменение в требованиях к компетенциям преподавателя, с одной стороны, и к пониманию системы повышения квалификации, с другой стороны. Следовательно, современны педагогам важно обладать не только общими профессионально-педагогическими компетенциями, но и специальными знаниями и навыками в области организации, управления, руководства деятельностью обучающихся. В этом свете видится изменение и в системе повышения квалификации преподавателя, которая должна быть направлена на формирование компетенций преподавателя.
Сегодня сетевая форма организации сообществ педагогов наиболее перспективна.
Сетевое сообщество направлено на объединение, кооперацию образовательного потенциала. Создание сетевого сообщества  способствует внедрению в образовательный процесс инновационных технологий и методов обучения; повышению квалификации путем сетевого обмена информацией; сотрудничеству и общению с коллегами из других образовательных учреждений.   Профессиональные сообщества являются мощным средством поддержки профессиональной деятельности. Профессиональные сообщества позволяют специалистам постоянно расти, развиваться, постоянно оставаясь актуальными.
Профессиональное сообщество - это то, что позволяет специалисту избежать "варки в собственном соку". Многие проблемы решаются быстрее за счёт "коллективного разума" тех членов сообщества, кто уже их как-то решал и готов поделиться опытом. В конце концов, профессиональное сообщество – это, как минимум, всегда готовое пространство для пробной реализации своих творческих идей. Развитие телекоммуникационных технологий приводит к возникновению различных сетевых сообществ. В настоящее время во всем мире в области образования растет интерес к такой разновидности сетевых сообществ как сообщества обмена знаниями. Сообщества обмена знаниями особенно интересны для педагогики, поскольку непосредственно связаны с учением и обучением.  


РАЗДЕЛ 1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ

«Следует поддержать развитие сетевых педагогических  сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом, всего того, что формирует профессиональную среду»
 В. Путин

1.1. Основные термины
Творческое саморазвитие педагога направлено на активизацию его внутренних личностных ресурсов с тем, чтобы в полной мере реализовать себя в профессии, и охватывает философские, психологические, педагогические, физиологические и другие процессы личности, поднимая на новый уровень функционирования процессы «самости».
Целью саморазвития педагога является освоение качественно нового уровня профессиональной компетенции, профессионального мастерства, обеспечивающего способность совершенствовать педагогическую реальность; рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но главное – «это активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности».
Сетевое взаимодействие предусматривает многопозициональность и множество ролей, в которых может выступить педагог, так как субъектами сетевого образовательного взаимодействия являются педагоги, студенты педагогических вузов, методисты институтов повышения квалификации, представители науки, администраторы школ и т.д. Инновационные технологии внедряются в образовательный процесс, идет накопление педагогического опыта работы в данном направлении.
Преимущества данной формы повышения над традиционной представляются как:
проявления собственной инициативы;
коллективной поддержки и оценки своей инициативы;
участия в поддержке и оценке других инициатив;
участия в складывании общей цели, общей системы ценностей (профессиональных);
участия в формировании общих критериев эффективности деятельности, представлять совместную деятельность;
участия в управлении совместной деятельностью, влияния на распределение ресурсов для осуществления деятельности.
Одно из направлений модернизации российской системы образования - децентрализация управления системой образования, более гибкий характер взаимодействия образовательных институтов, образовательных учреждений между собой и с органами управления. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и появление новых возможностей их использования в образовании побуждает искать адекватные подходы к организации процесса непрерывного повышения квалификации педагогов на основе сетевого педагогического взаимодействия.
Взаимодействие объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.
Существует четыре типа так называемых фундаментальных взаимодействий:
гравитационное взаимодействие,
электромагнитное взаимодействие,
сильное взаимодействие,
слабое взаимодействие.
Но в педагогической среде особой популярностью стал пользоваться термин "Сетевое взаимодействие".
Сетевое взаимодействие понимается как среда, в которой любое образовательное учреждение или любой педагог могут взаимодействовать с любым другим образовательным учреждением или педагогом по вопросам совместной работы, например, обмен идеями, наработками, создание нового интеллектуального продукта и др. Сетевое взаимодействие представляет собой самонастраивающуюся и самосовершенствующуюся коммуникативную систему, включающую прямую и обратную взаимосвязь между участниками взаимодействия.
В.Ф. Лопуга под сетевым взаимодействием понимает способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия. Сетевое взаимодействие возможно только между теми элементами сети, которые субъектно-автономны и не подчинены навязанному сверху кодексу взаимоотношений, который по своей сути противоречит сетевому подходу.
Будникова Г.А. определяет сетевое взаимодействие следующим образом – система взаимообусловленных действий педагогов, позволяющих им реализовывать совместную деятельность, направленную на профессиональное развитие, где поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
Василевская Е.В. дает следующее определение – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.
А.Адамский выделяет следующие условия для сетевого взаимодействия: 1. Возможность совместной деятельности участников сети:
возможность проявления собственной инициативы,
возможность коллективной поддержки и оценки своей инициативы,
возможность участия в поддержке и оценке других инициатив,
возможность участия в складывании общей цели, общего этноса, общей системы ценностей (профессиональных),
возможность участия в формировании общих критериев эффективности деятельности,
возможность представлять совместную деятельность,
возможность участия в управлении совместной деятельностью, влияния на распределение ресурсов для осуществления деятельности.
2. Общее информационное пространство:
возможность предоставлять информацию о своей деятельности другим участникам сети,
возможность иметь информацию о деятельности других участников сети,
создавать собственные каналы информации,
становиться частью других информационных каналов.
Современное общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, которое основано на знаниях и высоком инновационном потенциале. Процессы информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития.
Одним из направлений развития российского образования является его информатизация, которая понимается как «процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России».
Еще одним не маловажным термином является самообразование.  С.И. Ожегов  дает  такое  определение самообразованию:  «приобретение  знаний  путем  самостоятельных  занятий  без  помощи  преподавателя».
Самообразование  направлено  на  расширение  и  углубление  профессионально-методических  знаний  и  умений,  совершенствование  уровня  предметной  подготовки.
Самообразование  как  постоянная  деятельность  педагога  включает:
научно-исследовательскую  работу по определенной  проблеме;
посещение  библиотек,  изучение  научно-методической  и  учебной  литературы;
участие  в  педсоветах,  научно-методических  объединениях;
посещение  уроков  своих  коллег, обмен  мнениями  по  вопросам  организации  занятий, содержания  обучения,  методов  преподавания;
теоретическую  разработку  и  практическую  апробацию  разных  форм  уроков,  внеклассных  мероприятий  и  учебных  материалов.
Проблема  эффективности  управления педагогом  учебно-познавательным  процессом  обучающихся  может  быть  решена  только  при  условии  обеспечения  высокой  компетентности  и     соответствующего  профессионального  мастерства  каждого  преподавателя.
Профессиональное  мастерство  характеризуется  уровнем  профессиональных  умений  и  навыков  в  деле  управления  обучением,  воспитанием  и  развитием  духовно  богатой,  физически  здоровой  личности.
Исходя  из  того,  что  главная  цель  методической  работы – это  непрерывное  совершенствования  квалификации  преподавателя,  непрерывное  содействие  его  эрудиции  и  компетентности  в  области учебного  предмета и методики  его  преподавания.
Современное самообразование педагога и повышение его квалификации должно идти через сетевые педагогические сообщества.
Одним из возможных путей достижения этого может служить активное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в различных сетевых педагогических сообществах сети Интернет.
Прежде чем говорить о сетевом педагогическом сообществе, необходимо определить, что понимается под данным понятием. Единого определения, что такое сообщество, которое бы удовлетворило всех, не существует.
Сообщество – группа людей, активно общающихся между собой. Необходимое условие всеобщей связанности членов сообщества накладывает достаточно жесткие рамки на допустимые размеры сообщества. Этот размер не может превышать 150 человек, поскольку человек не может удержать в сознании большее число связей.
Наибольшее значение для формирования и существования сообщества имеют следующие характеристики:
Общие цели, интересы, и потребности.
Общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ.
Общий контекст и язык общения, в который погружены члены сообщества.
Интернет-сообщество - это множество людей, общающихся между собой при помощи сети Интернет.
Образовательное сообщество – группа людей обменивающаяся идеями.
Сетевое сообщество – это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Схема 2. Мотивы деятельности интернет-пользователя
Е.Д. Патаракин отмечает, что современный человек (примечание, и современный педагог) должен быть способен:
использовать богатство информации, хранимой в подключенных к Сети компьютерах;
использовать для поиска и обработки информации сетевые программные агенты - информационные и сетевые социальные сервисы;
использовать для своего развития других людей, которые ищут информацию, представляют в сети свои знания, демонстрируют свои навыки и умения;
думать и действовать в меняющихся условиях.
В статье «Феномен виртуальных учебных сообществ» М. В. Моисеева и С. Сойферт пишут: «... главным отличием учебных сообществ от других сообществ Интернета (географических, сообществ практиков, негосударственных организаций и т.п.) является специфическая образовательная среда, которая влияет в равной степени и на преподавателей, и на учащихся, определяет их роли и требует продуманного организационного построения учебного процесса.»

2.5. Классификации сетевых педагогических сообществ
Классификация сетевых педагогических сообществ может осуществляться на основе разных критериев. К таким критериям могут быть отнесены:
количественный состав участников,
виды совместной деятельности,
ориентация на определенные группы обучаемых.
2.5.1. Классификация по количественному составу участников
На основе указанного критерия социальную общность киберпространства можно представить как состоящую из макросоциальных и микросоциальных сетевых сообществ.
К примеру, к макросоциальным сообществам могут быть отнесены общенациональные и региональные виртуальные образовательные сообщества, виртуальные сообщества отдельных учебных заведений.
К микросоциальным сообществам могут быть отнесены учебные группы (виртуальные классы), конференции, чаты, форумы специалистов, обсуждающих профессиональные проблемы.
В свою очередь макросоциальные сообщества могут состоять как из отдельных микросоциальных сообществ, так и не иметь деления на устойчивые микросоциальные сообщества.
Классификационным критерием отнесения сообществ к микросоциальным предлагают считать следующие:
Наличие иерархической структуры сообщества (необходимое, но недостаточное условие).
Существование устойчивых межличностных коммуникаций внутри сетевой структуры, в которых принимают участие все члены данного микросоцильного сообщества (необходимое и достаточное условие).
При выполнении условий 1 и 2 образовательное виртуальное сообщество может считаться микросоциальным. Микросоциальные сообщества, решающие общую образовательную задачу, объединяются в кластеры виртуальных сообществ образовательной направленности.
Внутри микросоциального сообщества организация образовательного процесса может осуществляться с использованием различных форм обучения, учитывающих специфику конкретных учебных заданий. К таким формам обучения могут быть отнесены:
самостоятельная (с использованием тестов самооценки);
индивидуальная;
в парах;
в мини-группах (3-4 обучаемых);
в группах (10-12 обучаемых);
со всем учебным курсом.
2.5.2. Классификация по видам совместной деятельности
Совместная деятельность внутри микросоциальных сообществ является фундаментальной частью различных моделей сетевого образования. Её основное свойство – связывать и объединять различных участников учебной деятельности: учащихся, преподавателей и консультантов, учитывая стратификационные основания. Классификация, основанную на видах совместной деятельности в сетевых сообществах:
Виртуальное сетевое сообщество преподавателей (решаемые задачи: составление планов, совместная методическая деятельность и т.д.).
Виртуальное сетевое сообщество преподавателей и экспертов (решаемые задачи: двусторонний канал между преподавателями и экспертами по определенному предмету, благодаря которому учителя получают подготовку, новости, методическую поддержку и помощь, а эксперты имеют представление о реальном положении дел в сфере их профессиональных интересов).
Виртуальное сетевое сообщество учащихся и преподавателей (решаемые задачи: участники сообщества должны выполнить предложенный проект, в данном случае преподаватель воспринимается как один из участников, а не как абсолютный лидер).
Виртуальное сетевое сообщество учащихся (решаемые задачи: обсуждение, выполнение проектов, решение общих проблем, взаимопомощь).
Виртуальное сетевое сообщество учащихся, преподавателей и экспертов – кластер виртуальных сетевых сообществ (решаемые задачи: учащиеся могут познакомиться с проблемами реального мира, таким образом, появится возможность преодолеть разрыв, который часто разделяет приобретение новых навыков и их применение в реальности).
Специфика функционирования указанных выше типов виртуальных сетевых сообществ определяется в зависимости от модели использования компьютерных сетей в образовании, которые в свою очередь делятся на две категории:
модели, которые, основываясь на использовании сети, не являются инновационными с точки зрения образования (доступ к информации, обмен сообщениями или учебными материалами);
модели обучения или организации учебного процесса с помощью компьютерных технологий, которые вносят значительные изменения в методы обучения.
2.5.3. Классификация по ориентации сообществ на определенные группы обучаемых
Классификация сетевых сообществ может осуществляться и исходя из ориентации на определенные группы обучаемых. В этом отношении предлагается следующий вариант типизации:
виртуальные сетевые сообщества дошкольной образовательной направленности;
школьные виртуальные сетевые сообщества образовательной направленности;
виртуальные сетевые сообщества высшего и среднего специального образования;
виртуальные сетевые сообщества повышения квалификации специалистов.

2.6. Критерии оценки работы сетевого сообщества
К критериям эффективного сетевого педагогического сообщества педагогов можно отнести:
рост числа активных участников;
количество обсуждаемых тем на форуме и их сменяемость;
оформление страницы сообщества;
разнообразие видов деятельности, соответствующее целям и задачам сообщества (информационная, методическая, консультативная, экспертно-аналитическая);
публикация методических разработок;
взаимодействие педагогов в целях разработки образовательных ресурсов;
создание библиотеки электронных образовательных ресурсов (ЭОР);
общественная экспертиза;
профессиональная адаптация педагогов, самоутверждение, самореализация и саморазвитие;
информационно-коммуникативная деятельность сообщества (обсуждение педагогической информации на форуме);
информирование о деятельности сообщества;
информирование о внешних событиях по тематике сообщества.
Сравнительный анализ сетевых педагогических сообществ приведен в Приложении.













РАЗДЕЛ 3. ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ СЕТЕВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ

3.1. Основная проблематика сетевого взаимодействия
На первых этапах построения сетевого взаимодействия обычно сталкиваются со следующими проблемами:
Материально-техническое  обеспечение (для создания успешного и привлекательного сайта необходимо новое оборудование и оргтехника, подключение к высокой скорости Интернет).
Информационно-методическое обеспечение (овладение педагогами инновационными технологиями, готовых к созданию и использованию электронных систем обучения и современных информационных продуктов).
Психологическая готовность педагогов к работе в сети (непонимание общности цели и задач взаимодействия, при котором происходит обмен опытом и инновационными разработками).
Отсутствие системы стимулирования профессионального и творческого роста педагогов.
Конвертируемость результатов  (отсутствие договора между школами и, как следствие, нежелание учителей изучать сетевые программы).

3.2. Преимущества сетевого взаимодействия
При существующих проблемах необходимо отметить преимущества сетевого взаимодействия:
развитие сетевого взаимодействия расширяет спектр качественных образовательных услуг, обеспечивает рост профессиональной компетентности педагогов;
сетевое образование обеспечивает возможность совместного использования образовательных ресурсов;
результаты образования в сети более объективны;
нововведения при сетевой организации распространяются более быстро;
участие педагогов в сетевом образовании повышает их мотивацию участия в опытно-экспериментальной деятельности.

 

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитель остаётся учителем,
пока учится сам.
Давно  известна    истина,  что  получение  вузовского  диплома -  не  финиш,  а  старт.  На  каком  бы  этапе  жизненного  и  профессионального  пути  ни  находился  педагог,  он  никогда  не  может  считать  свое  образование  завершенным,  а  свою  профессиональную  концепцию  окончательно  сформированной.  Сегодня  каждый  педагог  сам  определяет  наиболее  важные  аспекты  совершенствования  своего  мастерства.
Благодаря сетевому взаимодействию, функционирование каждого учреждения в отдельности и всей системы в целом становится более надежным, так как сетевые системы обладают множеством взаимозаменяемых равноценных вариантов. Участие педагогов в реализации приоритетных задач развития образования, таких как инновационная деятельность образовательного учреждения, информатизация и образования, неизменно ведет к повышению профессиональной компетентности педагога. Сетевое образовательное сообщество обладает самостоятельной ценностью. В ходе сетевого взаимодействия ее участники сталкиваются с серьезными разноплановыми проблемами. Решая эти проблемы, участники сотрудничают, конкурируют, что можно рассматривать как стимул к саморазвитию, повышению уровня квалификации, а следовательно, качества образования в целом.
Педагогические сообщества актуальны, имеют практическую направленность, здесь педагоги чувствуют себя успешными, получают положительные переживания и видят результат своего труда, а сетевые профессиональные педагогические сообщества педагогов будут все чаще использоваться для их поддержки на рабочем месте, для профессионального развития, взаимодействия и общения не выходя из образовательной организации.
От того, насколько профессионально педагогическое сообщество готово не только строить взаимодействие с потребителями образовательных услуг, но и создавать условия для того, чтобы эти потребители могли продуктивно участвовать в управлении образовательной организацией, образованием, быть субъектами образовательной политики, зависит успех процесса образования в целом на современном этапе развития общества.
Люди учатся лучше всего у своих коллег по работе через неофициальные средства. Участие в сетевых сообществах позволяет узнавать чужой опыт, сравнивать его с собственным и принимать участие в создании новых методов. Участие в сетевых сообществах не только стимулирует профессиональный рост педагогов, но придает им уверенности в себе. Для самообразования педагога очень Важно общение среди своих коллег.
Исходя из перечисленных ранее целей, задач, функций любого сетевого сообщества, можно сказать, что оно оказывает своевременную психологическую, методическую поддержку, дает возможность положительного и результативного взаимодействия педагогов в сети Интернет, тем самым психологически настраивает педагога на «успех».
Сетевое сообщество может сформироваться и развиваться только при условии совместной коллективной деятельности. На сегодняшний день еще существуют проблемы, стоящие на пути развития сетевого педагогического сообщества. Это в первую очередь пассивность, инертность, желание читать, получать информацию, но не публиковать свою. Зачастую людям есть что сказать, но они боятся сделать это. Или же просто они не видят смысла в обсуждении тех или иных проблем, возникает понимание того, что ничего нельзя изменить.
Подводя итог, хочется сказать, что участвуя в деятельности профессионального сетевого сообщества можно открыть для себя много нового, интересного, а так же расширить свои знания в педагогике, методике, и т. д., повышая тем самым уровень своей профессиональной компетенции.
Чтобы быть активной и творческой личностью, интересным человеком, способным повести за собой учеников, педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои профессиональные качества, используя новые информационные технологии и участвуя в Интернет-инициативах. Возможно, культура педагога будет богаче и разнообразнее, диалог с учащимся станет интереснее. Взаимодействие должно осуществляться в атмосфере взаимопонимания и доверия.






















Список литературы

Алексеева Е.В. Интернет-поддержка развития педагогов. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. – Ростов-на-Дону, 2004. - 320 с.
Вершловский С.Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена: Монография/С.Г.Вершловский.– СПб.:СПб АППО, 2008.
Владимирова Л.П. Взаимодействие учителей в сетевых сообществах // Информатика и образование. - 2006. - № 6. - с. 56 - 61.
Гайсина С.В. Виртуальное пространство как среда для сотрудничества педагогов/Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки».– Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2011.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Карпенко М.П. Дистанционные технологии – массовое образование XXI века // Образование в России. Федеральный справочник. – М., 2001. - с. 309-317.
Лобанова Е.В. Дидактическое проектирование информационно-образовательной среды высшего учебного заведения. Диссертационное исследование на степень доктора педагогических наук, Москва, 2006.
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта, 1998. – 201 с.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.–215с.
Моисеева М.В., Сойферт С. Феномен виртуальных учебных сообществ // Информационное общество, 2001, № 4, - с. 51-53.
Панфилова А.П. Теория и практика общения. – М.:Академия,2009.–288с.
Патаракин Е.Д. Вклад сетевых сообществ в образование. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании : дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: – Школа-Пресс, – 1994.
Сеть творческих учителей: методическое пособие/ А. Б. Драхлер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 171 с.
Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационные и коммуникационные технологии в образовании.–М.: Дашков и К’,  2011. – 320с. 
Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. - 437 с.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].


ПРИЛОЖЕНИЕ
Сравнительный анализ сетевых педагогических сообществ


ИнтерГу.ру
Открытый класс
Сеть творческий учителей
ПроШколу.Ру
Педсовет

URL
intergu.ru
openclass.ru
it-n.ru
proshkolu.ru
pedsovet.org

Возможности публикации
файлы с описанием
файлы, страницы, блог
файлы с описанием
файлы, блог
файлы с описанием, сообщения, статьи

Особенности публикации
обязательная экспертная оценка
отсутствие модерации
обязательная модерация
отсутствие модерации
отсутствие модерации

Коммуникационные средства
форум, чат, внутренняя почта, комментарии, гостевая
форумы, внутренняя почта, электронная почта, комментарии, лента новостей
форумы, комментарии
блоги, комментарии, записи на стене, чаты, внутренняя почта
форум, блоги, комментарии, внутрення почта

Конкурсы, акции
в отдельном секторе
регулярно
постоянно
постоянно
периодически

Рейтинг участников
по званиям
баллы
-
топ-лист
-

Классификация и поиск
классификация по категориям, поиск по фильтру, рейтинг
предметный каталог
поисковая система
теги, поисковая система
каталог

Организация сообществ
нет
без ограничений
по уровням, модерируется
без ограничений
нет

Субъективные оценки

удобство
5
3
2
5
4

простота
5
2
1
5
5

разнообразие
3
4
3
4
4

информативность
5
3
4
3
4

упорядоченность
5
1
2
2
4

дизайн
4
5
2
3
5

отрицательная сторона
отсутствие возможности объединяться в сообщества
отсутствие упорядоченности, непродуманная система поиска
неудобное графическое оформление
-
отсутствие системы рейтинга, плохая классификация

положительная сторона
отлично продуманная рейтинговая система
минимальная модерация
высокий авторитет
обширный функционал
наличие уникальных функций








Моисеева М.В., Сойферт С. Феномен виртуальных учебных сообществ // Информационное общество, 2001, № 4, С. 51-53.
 См. Trentin G. Network-based Collaborative Education // International Journal of Instructional Media. 1999, Vol. 26 (2), PP. 145-157.
 Trentin, G. Internet: Does It Really Bring Added Value to Education? //International Journal of Educational Telecommunications, 1996, № 2 (2/3), PP. 97-106.









13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615