РАБОТА СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ УЧИТЕЛЕЙ


РАБОТА СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ УЧИТЕЛЕЙ
Сыздыкова С.А. методист Актогайского районного отдела образования В современных условиях фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Всем известны новые требования к современной школе, включающие и такие пункты, как обновленное содержание образования, интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс; активные формы учебной деятельности; инновационные формы организации образовательного процесса, в том числе проектная, исследовательская, дистанционная форма, индивидуализация; новая роль педагога в школе; использование новых цифровых учебных инструментов, электронных медиатек; новые подходы к управлению школой.
Все перечисленные позиции определяют новые направления деятельности педагога, новые цели и задачи, которые в совокупности трудно решить в одиночку, но несложно с помощью положительного опыта педагогической общественности, уже внедряющей на практике новые подходы к образовательному процессу и имеющей желание поделиться этим опытом. Компьютерные технологии настолько прочно вошли в практику работы учителей, что педагоги не только пользуются ими ежедневно, но и появляется потребность в трансляции и обобщении положительного опыта, в обсуждении актуальных вопросов преподавания учебных предметов, обмене педагогическими идеями, а также обсуждении и решении новых проблем при использовании потенциала стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий. Сетевые сообщества педагогов, не знающие границ и расстояний, легко решают ряд важных задач, решение которых раньше было возможно лишь при непосредственной встрече и обмене информацией по почте или через электронные носители.
В настоящее время сетевая активность педагогов и других участников образовательного процесса - одна из самых актуальных тем, связанных с процессами информатизации в системе образования. Сетевые сообщества учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, это группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.
Цели сетевого сообщества могут быть разными:
- обмен опытом, поддержка и сотрудничество;
- распространение успешных педагогических практик;
- повышение профессионального уровня;
- поддержка новых образовательных инициатив.
Сетевые сообщества предоставляют следующие возможности:
- возможность размещения своих файлов и пользование доступными в библиотеке сообщества;
- дистанционное обучение;
- участие в конкурсах, акциях, проектах, обсуждениях;
- создание собственных электронных страниц (портфолио)
Что дает участие в сетевых сообществах?
Участвуя в педагогических сообществах, учитель имеет возможность:
- обучаться и приобретать знания, умения и качества, необходимые современному человеку;
- получать самую современную информацию по интересующей теме;
- получать квалифицированные консультации и советы экспертов;
- иметь доступ к методической базе разработок;
- общаться с коллегами на различных форумах;
- публиковать свои материалы;
- принимать участие в обсуждении опубликованных материалов;
- участвовать в профессиональных конкурсах.
Учитель является стержневой фигурой обучения. Для того, чтобы научить ученика, учитель сам должен постоянно учиться, щедро делиться опытом работы.
Методический кабинет отдела образования Актогайского района Павлодарской области, создал сетевое сообщество учителей, прошедших обучение по Кембриджской программе. Все учителя района единогласно поддержали данную идею, так как это поможет совершенствовать практику.
Учителя, прошедшие разноуровневые курсы являются коучерами и менторами. Большую помощь молодым коллегам оказывает ментор. Её менторские сессии очень плодотворны. Обучение на основе доверия приносит немаловажный эффект. Коучер выполняет роль учителя для групп учителей. Умело поставленная работа приносит большое удовлетворение в работе для учителей. Чтобы эта работа выходила за пределы школы создано сетевое сообщество.
Учитель средней школы имени М.Кайырбаева Кравчук Н.Н, слушатель курсов первого уровня, ознакомила присутствующих с инструментарием, методами работы, способствующими развитию современной школы.
Слушатель второго уровня Макашева А.Р. организовала работу в группах, интересно провела знакомство участников друг с другом.
Таскенова Баян Муратовна на примере игр с вопросами и идеями доказала необходимость создания сетевого сообщества, преимуществом которого является рациональность, множественное решение проблем, общение, усовершенствование педагогической практики.
Т.В.Шамилова на основе раздаточного материала предложила самостоятельно изучить мировой опыт сетевого сообщества. Учителя активно выступали с презентациями.
Штейн Т.А. рассказала о ключевых факторах успешного партнерства в сетевых сообществах, принципах, планировании, единстве, поддержке учителей в достижении образовательных целей.
Рыженкова Л.М подробно ознакомила с системой работы в сообществе и предложила выбрать три группы для осуществления функции планирования и достижения положительных преобразований.
План работы сетевого сообщества предусмотрела проведение 17 ярких и непохожих друг на друга мастер-классов. Творческий почерк каждого педагога, проводившего мастер-класс, был неповторим, но их объединял высочайший профессионализм, творческий подход, оригинальность в решении педагогических задач.Учителя, участвовавшие в работе сообщества, еще раз на практике убедились, что интеллектуальные достижения учеников станут выше при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалоги, аргументацию. А такие условия обучения должны создавать учителя, что и является наиболее важной миссией на данном этапе развития системы образования.
Создание сетевого сообщества обеспечит доступ к новым идеям и знаниям для продуктивного обучения подрастающего поколения.
Любой квалифицированный педагог, строящий свое информационно-образовательное пространство, должен умело его конструировать, и включение в эту схему сетевых педагогических сообществ необходимое условие для плодотворной работы. Сетевые сообщества - это огромное поле для самореализации каждого. Безусловно, что транслируемый педагогами всей страны опыт является не только замечательной возможностью воспользоваться уже созданными образовательными ресурсами, но и повысить свой квалификационный уровень, получить квалифицированную помощь, познакомиться с замечательными практиками педагогов республики. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. Невозможно представить вне сетевых сообществ успешную творческую и образовательную деятельность в современном мире, ввиду глобальности образовательных проектов, охватывающих все новые и новые территории.
На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Участие в работе сетевых педагогических сообществ - это не просто веление времени, а необходимость для плодотворной работы любого учителя-предметника, работающего по внедрению новых образовательных стандартов в учебный процесс.