Внеклассное мероприятие по литературе Идейно-художественное своеобразие рассказа Рея Дугласа Брэдбери «Улыбка»










Рей Дуглас Брэдбери «УЛЫБКА»

(Идейно-художественное своеобразие
рассказа Р.Брэдбери «Улыбка»)

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО
ЛИТЕРАТУРЕ





Подготовил: учитель русского языка и литературы,
специалист ІІ квалификационной
категории
Брежнева Оксана Викторовна













Раздел: ЛИТЕРАТУРА
Цели:
Обсудить с учениками всеобщую значимость культурных ценностей, необходимость их сохранения.
Продолжить работу по формированию умения анализировать систему образов.
Продолжить работу по воспитанию качеств Человека, умению противостоять толпе.
Задачи:
а) образовательные:
– обратить внимание на проблему проявления вандализма, варварства как одну из «вечных тем» литературы;
– обсудить вопрос о необходимости сохранения культурных ценностей;
–формировать умение комплексно анализировать средства художественной изобразительности;
– ответить на вопрос трудно ли быть человеком; что нужно для того, чтобы быть человеком «с душой»;
б) развивающие:
– развивать общекультурную эрудицию;
– развивать эстетический вкус учащихся;
– продолжить работу по развитию мыслительных операций: отбор и анализ материала по заданным вопросам;
– продолжить работу по развитию речи: отбор и анализ материала для домашнего сочинения;
в) воспитательные:
– способствовать формированию основ мировоззренческой нравственной и культуры учащихся.



Оборудование:
Рассказ Рея Брэдбери “Улыбка”.
Портрет писателя.
Выставка книг писателя “Я выбираю звёзды!”.
Рисунки учащихся.
Толковый словарь.
Репродукция картины Леонардо да Винчи “Мона Лиза”.
Запись песни И. Талькова “Россия”.
Оформление:

(На доске - тема урока).
Эпиграфы:
Прежде чем бороться с далёкой, отвлечённой несправедливостью, необходимо бороться с несправедливостью, совершающейся вблизи, - с той, что нас окружает и за которую мы более или менее ответственны. (Р.Роллан.)
Действия человека, совершаемые по размышлениям, называются поступками. Длительные размышления и часто повторяемые поступки создают привычку, после чего она становится правилом. (Сюнь – Цзынь)
Повелевать собою – великая власть. (Сенека.)


Ход урока
I. Организационный момент (1 – 2 мин)
Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места.
II. Сообщение темы занятия, постановка цели и задачи занятия (3 мин)
- Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, который издавна волновал умы: трудно ли быть человеком; что нужно для того, чтобы быть «Человеком»? Наша задача – обратить внимание на проблему проявления вандализма, варварства как одну из «вечных тем» литературы; обсудить вопрос о необходимости сохранения культурных ценностей; продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся; ответить на вопрос трудно ли быть человеком; что нужно для того, чтобы быть «Человеком».
III. Изложение нового материала (35 – 40 мин)
1. Слово учителя.
- Эпиграфом к разговору я взяла слова из рассказа: «Мир спал, освещённый луною. А на его ладони лежала Улыбка».
- Ребята, ответьте пожалуйста на вопрос, трудно ли быть человеком; что нужно для того, чтобы быть «Человеком»? Ведь только он сможет сохранить мир целым и передать культурное наследие потомкам.
2. Сообщение учеников о писателе.

– Давайте познакомимся с автором рассказа. Ребята подготовили небольшие сообщения о жизни и творчестве писателя. Мы - внимательно слушаем, основные факты записываем в тетрадях.
- Биография Рея Брэдбери это история долгой и счастливой жизни. Это история человека талантливого, влюбленного в свою семью и в свою работу.
- Рей Брэдбери - родился в 1920 году в Уокигане – современный американский писатель-фантаст. В его рассказах и романах звучит предостережение, обращённое к людям, боль и печаль, редко – надежды. Он автор многих книг, сумевших фантастику превратить в подлинное искусство. Фантастика о будущем, утверждает писатель, помогает жить в настоящем. «Ведь будущее рождается из настоящего. Будущее создаётся нами сейчас. В каждую минуту, которую мы проживаем, нам дана возможность творить его».
- Возникают картины опустошённой земли, высохших водоёмов, одиночества тех, кто остался в живых. Брэдбери исполнен сострадания к людям, что рождает лиризм его прозы.
- Книги Брэдбери известны во всём мире. У нас в стране переведены многие из них: романы «451 градус по Фаренгейту», «Чувствую, что зло грядёт», «Вино из одуванчиков». Цикл повестей «Марсианские хроники» и другие.
– В каком году и где родился писатель?
– Какой мир изображает Рей Брэдбери?
– Какие произведения он написал?
Последние годы жизни
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рэй Брэдбери в 1990 году
- Будучи уже довольно пожилым человеком, каждое утро Брэдбери начинал с литературной обработки рукописи очередного рассказа или повести, веря в то, что ещё одно новое произведение продлит ему жизнь.
- Книги выходили почти каждый год. Последний крупный роман увидел свет в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], ещё до своего выхода обеспечив себе высокий покупательский спрос.
В 79 лет Брэдбери перенёс инсульт, после чего все последние годы жизни был прикован к инвалидному креслу, однако сохранял присутсвие духа и чувство юмора. В интервью российской газете «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» на вопрос про своё девяностолетие Брэдбери ответил так: «Знаете, а девяносто лет  это вовсе не так круто, как я думал раньше. И дело не в том, что я езжу по дому в кресле-каталке, застревая на поворотах Сотня просто звучит солиднее. Представьте себе заголовки во всех газетах мира  «Брэдбери исполнилось сто лет!» Мне сразу выдадут какую-нибудь премию: просто за то, что я ещё не умер». Брэдбери скончался после продолжительной болезни [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в возрасте 91 года. Многие американские издания поместили на своих страницах некрологи.


3. Проверка домашнего задания.
(Весь текст был разделён на отдельные эпизоды. Каждый учащийся получил задание: дома сделать рисунок к эпизоду и по своему рисунку и тексту сделать анализ данного ему эпизода. Рисунок показывает насколько внимательно прочитан рассказ, понят ли.)
Опираясь на сделанные дома рисунки, проанализируйте эпизоды. Вам каждому был дан свой эпизод.
1. Главный герой рассказа Том пришел рано утром и встал в очередь на главной площади. Ожидался дикий “праздник”, на котором должны были оплевать великую картину.
2. Люди, стоящие в очереди, ненавидят цивилизацию, они громят её плоды: жгут книги на площади, разбивают машины, взрывают типографии и склады с боеприпасами.
3. И вот наступает радостный для толпы момент: все копят слюну, чтобы плюнуть в великую картину. А потом в дикой ярости начали рвать холст.
4. Главному герою достался кусочек картины, на котором изображена улыбка. Этот кусочек он зажал в руке, сохранил, сберёг.
4. Аналитическая беседа по тексту.
1. - Ребята, всех стоящих в очереди объединяет одно чувство, какое?
(Усталость, недовольство жизнью, ненависть к прошлому).
2. - Почему люди в очереди так ненавидят всё, что связано с прошлым, с цивилизацией?
(“Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало. Так уж он устроен. Неразумно, может быть, но такова человеческая природа. ”)
3. - Какое определение слова “цивилизация” вы нашли в словаре?
(Цивилизация - это определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.).
 4. - Что под этим словом понимают герои рассказа? Почему они не хотят её повторения?
(Цивилизация разрушила их жизнь. Для них цивилизация – это разрушение. Они ненавидят “ораву идиотов”, их систему ценностей – все, что, по мнению людей из очереди, может привести к возвращению прежней цивилизации.)
5. - Из рассказа мы очень мало знаем о людях предыдущей эпохи. Известно, , что их цивилизация пришла в упадок вследствие “одной сплошной катавасии”. Во что превратился мир?
(Найдите это в тексте).
(Разбитые здания, груды развалин, дороги от бомбежек – словно пила, вверх – вниз, поля по ночам светятся радиоактивные, запахи разрушенного города отравляли жаркий воздух, что-то копошилось среди обломков зданий, разбитое здание фермы.)
6. - А что в современной жизни представляет угрозу нашей цивилизации?
(- Передо мной встают страшные картины тех мест, где сейчас идет война: Ирак, Чечня. Особенно страшно, когда видишь последствия терактов. Мне кажется, что людей, совершивших это, нельзя назвать людьми.
- А мне не по себе оттого, что в нашу страну разрешили ввозить радиоактивные отходы.
- Если люди не одумаются, то мы увидим картину, нарисованную в рассказе Брэдбери “Улыбка”. Ведь все мы в ответе за то, что происходит вблизи нас.)
7. - Герои рассказа стараются не допустить повторения цивилизации, сгубившей их.
Как они это делают?
(Они разрушают новые, исправные или действующие предметы, являвшиеся в сознании людей символами цивилизации; в то время как треснувшая чашка, засаленная одежда, полуразрушенные жилища не вызывают ненависти людей.)
8. - Что именно разрушают люди из очереди?
(Разрушению подлежит то, что имеет место к материальной культуре; завод, выпускающий самолёты, автомобили, типография – и то, что относится к духовной культуре – книги, живопись.
9. - Каким смыслом наполняется слово “праздник” для тех, кто стоит в очереди?
(“Праздники” людей будущего – это “праздники ненависти”: люди заняты разрушением, продиктованным этим чувством: “Тут всё дело в ненависти ко всему, что связано с прошлым. ”)
ВЫВОД: ЛЮДИ, СТОЯЩИЕ В ОЧЕРЕДИ НЕНАВИДЯТ ЦИВИЛИЗАЦИЮ ЗА ТО, ЧТО ОНА РАЗРУШИЛА ИХ ЖИЗНЬ; ДЛЯ НИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - ЭТО ВОЙНА, РАЗРУШЕНИЕ, УСТАЛОСТЬ И НЕНАВИСТЬ.
10. - Все стоявшие выстроились в очередь.
Однородна ли эта очередь?
(Нет, одни ненавидят цивилизацию, стремятся её полностью уничтожить (их большинство), другие – готовы её терпеть. (“Не всё, конечно, но были и в ней свои хорошие стороны”.)
11. - Какие хорошие стороны имел ввиду человек из очереди?
5. Мини - сочинение.
- Что означает цивилизация для вас?
(Зачитывается несколько работ.)
12. Ребята, я попросила вас найти определение человека?
(Человек – личность как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств.)
13. Какими качествами должен обладать настоящий человек и как он должен жить?
(Рассуждения учащихся.)
6. Слово учителя.
В жизни каждого человека наступает момент, когда он понимает, что жил не так. Этот момент наступает под воздействием чего-то.
У Тома этот момент наступил, когда он увидел картину.
- Что это была за картина? (“Моно Лиза”).
- Что произошло в душе Тома, когда он увидел картину? (Потрясение. “Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и Том, отвечая на её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка.”)
- Давайте и мы с вами посмотрим на эту картину, которая так потрясла героя.
7. Сообщения учащихся о картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза»
- Этот портрет написан в самом начале XVI столетия, в 1503 году.
Леонардо изобразил Моно Лизу на фоне немного призрачного, волшебного пейзажа. Моно Лиза сидит в кресле на балконе, осанка её проста и величава, красивые, мягкие кисти рук спокойно сложены на коленях. Прежде всего приковывает к себе ясный и спокойный взгляд её глаз. В них отражается лучистый свет улыбки, озаряющий всё лицо. Трепетная неуловимая улыбка играет на её губах. Она кажется дрожащей и изменчивой, как легкая зыбь на поверхности воды.
Черты её лица, плавные линии плеч, нежные руки подобны сокровенной и чистой мелодии. В них живёт ощущение неугасимого тепла жизни.
Остальные детали картины дополняют основную тему. Это и мелкие складки платья с глубоким овальным вырезом, и шаль, наброшенная на плечи, и тончайшая вуаль, покрывающая золотистые пряди волос, и пейзаж с извилистыми лентами дорог и рек, с причудливыми очертаниями гор.

Душевный покой и горделивая осанка Мона Лизы находятся в равновесии с величавой природой, они составляют гармоничное единое целое. Это единство художник выразил средствами живописи.
Золотисто-коричневые и рыжеватые тона фигуры, изумрудно–голубые дали написаны ровными и гладкими красочными слоями. Мазки передают малейшие оттенки света и тени. Его светотень воздушна. Изображение как будто заволакивается воздушной пеленой, в которой тают, почти исчезают контуры. Контуры портрета так же неуловимы, как улыбка Джоконды
Портреты Леонардо да Винчи можно узнать по “сфумато”, что в переводе означает “затуманенность”, “затушеванность”.
- Ребята, давайте ещё раз обратимся к сцене уничтожения картины. Чем поведение Тома отличается от поведения толпы?
(- Вначале Том становится невольным участником уничтожения картины: “Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал.
Однако, после того как “толчки и пинки вышибли его из толпы на волю”, Том стоит “притихший в стороне от этой свистопляски, рука его судорожно притиснула к груди кусок холста, пряча его”, т. е. Том сознательно старается уберечь “кусок холста”.
- Тома от толпы отличает то, что он “человек с душой”.)
8. Обращение к эпиграфу урока.
- Ребята, трудно остаться “человеком с душой” в подобной ситуации?
(Рассуждения учащихся.)
- А как ведёт себя толпа?
(Это вандалы, разрушители, варвары.)
РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЕМ ПО ВЫЯСНЕНИЮ ЗНАЧЕНИЯ ДАННЫХ СЛОВ.
- Приведите примеры вандализма и варварства, встречающиеся в нашей жизни.
(Греческие скульптуры, сожжение церкви в Музее Деревянного Зодчества в г. Нижний Новгород.)
(Обращение к эпиграфу.)
- Разрушение церквей, храмов, памятников культуры в 1917 году.
ПЕСНЯ ИГОРЯ ТАЛЬКОВА “РОССИЯ”
- Ребята, мы знаем, что Том уже принимал участие в “праздниках”. Мы стали свидетелями того, как он поступил сейчас. А ведь так трудно противостоять толпе! Как вы думаете, пойдет ли он на следующий “праздник”? Если пойдет, то как поведет себя? На основании чего у вас возникло такое убеждение?
Тома отличает то, что он “человек с душой”, в появлении которого так уверен человек из очереди. Я думаю, что Том больше не будет принимать участия в “праздниках”, его поразила Улыбка, чудесная Улыбка. Ведь он будет любоваться кусочком холста, размышлять, думать. А “Действия человека, совершаемые по размышлении, называются поступками. Длительные размышления и часто повторяемые поступки создают привычку, после чего она становится правилом. ” (Сюнь-Цзы)
- В рассказе Том испытал потрясение при встрече с произведением искусства. А вам, ребята, знакомо подобное состояние? Были ли такие случаи, когда произведение искусства – картина, скульптура, архитектурное сооружение – произвели бы на вас сильное впечатление?
(Дети делятся самостоятельным опытом. Приводят примеры.)
Вывод.
Нас окружает такое культурное наследие, которое мы должны беречь, хранить, чтобы донести до потомков целым и невредимым; чтобы не довести мир до катастрофы; чтобы наши дети не ненавидели цивилизацию.
НЕ ПРЕРВЁТ РОДОСЛОВИЕ ТРЕЩИН, НЕ ИССЯКНЕТ РОДИМАЯ РЕЧЬ ТО, ЧТО ПРЕДКАМИ КРОВНО ЗАВЕЩАНО ЛИШЬ ОТСТУПНИК НЕ БУДЕТ БЕРЕЧЬ! (В.ШАМШУРИН)
ІV. Подведение итогов.
- Мы опять обращаемся к теме урока: “Трудно ли быть человеком?”
(Рассуждения учащихся.)
- С одной стороны легко, ведь мы рождены людьми.
- С другой стороны быть человеком очень трудно: в душе каждого ежеминутно происходит борьба между добром и злом. И что победит, трудно сказать.
- Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Чтобы быть человеком, надо жить по-человечески.
- Надо жить по Заповедям Божьим (приводится пример 10 Заповедей Божьих).
- Человеком быть легко, если помнить, что “прежде, чем бороться с далекой отвлеченной несправедливостью, необходимо бороться с несправедливостью, совершающейся вблизи, - с той, что нас окружает и за которую мы более или менее ответственны. ” (Р. Роллан)
- Человеком можно стать только в том случае, когда научишься повелевать собой: своими мыслями, поступками, словами, - а это очень сложно. Но зато, когда научишься делать это, ты получишь огромную власть над собой.
























13PAGE 15


13PAGE 14615













±ђ Заголовок 315