Проект урока по русскому языку Способы проверки парных согласных в конце и середине слова

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра начального образования
Курсы «Теория и методика преподавания в условиях внедрения ФГОС»
(сроки прохождения с 04.02 по 22.02)


ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА




Выполнил учитель начальных классов
МБОУ Фокинская СОШ Воротынского района
Лебедева Наталья Викторовна
Квалификационная категория I I/вторая/
Стаж работы учителем начальных классов 8лет





Н. Новгород
2013 год
Проект урока


Учебный предмет Русский язык
Класс 2
УМК «Перспектива»
Авторы учебника Л.Ф.Климанова, Н.В.Бабушкина
Учебник Русский язык, Москва «Просвещение» 2012 г.



Тема урока:
Способы проверки парных согласных в конце и середине слова.
Цель урока:
Формировать навык правописания парных согласных в конце и середине слова.
Задачи:
Предметные:
Учить писать слова с парными по звонкости-глухости в конце и середине слова.
Личностные:
Формировать потребность грамотного письма.
Метапредметные:
Регулятивные:
Научить ставить учебную задачу, действовать по намеченному плану, выполнять учебные действия, использовать речь для регуляции своих действий, сверять сделанные выводы с выводами в учебнике.
Осуществлять контроль, вносить необходимые коррективы в действии после его завершения.
Познавательные:
Осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в словарях.
Коммуникативные:
Строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении проблем, распределять роли, дополнять и контролировать друг друга. Делиться своими «открытиями»
Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, высказывать собственное мнение.





Оборудование урока: учебник «Русский язык», толковый словарь, компьютер, интерактивная доска, тетради на печатной основе, «Дерево успеха», карточки с изображением лица («Рефлексия»).


















Исходный уровень знаний
Обучающиеся различают гласные и согласные, знают различия между звонкими и глухими звуками, соотносят звуки и буквы, проводят звуковой анализ слов; сравнивают ранее полученные знания с новыми, уточняют и дополняют сведения, делают выводы о наличии отсутствия данной орфограммы.


План урока (этапы)
Время, отводимое на каждом этапе

1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Физминутка
4. Этап применения знаний и способов действий
5. Создание проблемной ситуации
6. Физминутка
7. Этап закрепления знаний и способов действия
8. Рефлексия
9. Домашнее задание
1-2 мин.
13 мин
2 мин
7 мин

5 мин
2 мин
10 мин

3 мин
1 мин
















Ход урока

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД

Организационный момент










Актуализация знаний























































































Физминутка
















Этап применения знаний и способов действий



























Создание проблемной ситуации







































Физминутка
Упражнения на релаксацию зрения
(использование интерактивной доски)




Этап закрепления знаний и способов действий.









































Рефлексия


























Домашнее задание















-Улыбнемся друг другу.
- Сядьте поудобнее.
-Закройте глаза и повторяйте за мной.
- Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Внимание мое растет. Я , как разведчик все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.

- Скажите, над какой темой мы с вами работаем?
- А у всех ли у вас получается грамотно писать?
- Мы изучаем эту тему уже несколько уроков, думаю, что мы неплохо научились применять правило.
Звук согласный проверяй
Рядом гласный подставляй
(запись на доске)
- Поэтому я предлагаю вам девиз нашего урока «НЕ ОШИБИСЬ!» и план урока:
1. Оргмомент
2. Минутка чистописания
3. Словарная работа
4. Работа по учебнику
5. Работа по тетради (на печатной основе)

- По плану у нас что?

Минутка чистописания
- Открываем тетради, записываем дату, классная работа. Не забываем о посадке.
1. б в н г д
2. К Л П Т С
- Нет ли среди этих букв лишних?
- Почему?
- У них нет парных согласных, а у остальных есть.
- А чем они замечательны?
- Их не надо проверять.
- Кто сформулирует тему нашего урока?
- Чем будем заниматься на уроке?
- Зачем это надо?
- Пропишите их в тетради
- Оцените свою работу



Словарная работа
- Мы познакомимся с вами со значением и написанием новых слов, постараемся их запомнить. За помощью обратимся к толковому словарю.
Слова: одежда, завод, солдат.
- Запишите словарные слова в тетрадь.

- Какие слова встретились на нашу тему?
- Как их проверить?
- Составьте 1 предложение с любым словом.
- Запишите предложение, которое понравилось.


















Пришла пора нам отдохнуть
И подвигаться чуть-чуть.
Руки вверх мы поднимаем,
Два хлопка и опускаем.
Головой вокруг вращаем,
Мышцы шеи разминаем.
Оп! Попрыгаем немножко-
Это ведь для нас несложно!
Наклоны вправо выполняем,
Тоже влево повторяем.
Все расслабьтесь-раз, два, три!
В позе «дерево» замри!
Разом вместе улыбнитесь,
Молодцы! Теперь садитесь.

- Открываем учебники с. 116 упр. 173
1. читаем задание
2. назовите слова, которые можно проверить (кому трудно, возьмите карандаш)
В споре рождается истина.
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Запишите слова, подберите проверочные слова.
3. работа в парах







4. оценивание






- Наши друзья Ваня и Аня учатся вместе с нами. Они сочинили такое стихотворение:
Я показал своим подрушкам,
Где для птиц висят кормужки.

- Ребята-молодцы, что приготовили для птиц кормушки, мы с вами тоже знаем, как сейчас для птиц это важно. Но мы на уроке русского языка. Посмотрите, все ли здесь в порядке, не ошиблись ли ребята?
- Итак, парные согласные стоят не в конце слов, а в середине. Но их тоже нужно как-то проверять.
- Как проверять?
Кто уже догадался и сможет научить остальных.


- Попробуем применить наше правило с гласным звуком.
- Какие проверочные слова надо подобрать?
- Как звучат?
(подруженька, кормушечка-звучат ласково)
- Вот еще один способ проверки.
- Теперь обратимся к мудрым советам И.И.
- Прочитайте правило на с.116
- Завязываем «Узелки на память» с. 117














- Открываем тетради на печатной основе
1) с. 56 упр. 98
*обсуждаем, подбираем проверочные слова, вставляем пропущенные буквы
*записываем отгадки, подбираем проверочные слова









2) с. 56 упр. 99
* запись
* оценка























- В ходе урока мы убедились в том, что парные по глухости и звонкости согласные встречаются не только в конце слов, но и в середине слова. Их нужно проверять по нашему правилу.
У кого-то получилось это сегодня неплохо, у кого-то завтра получится лучше. Посмотрите на свои работы, сделайте вывод и оцените свою деятельность на уроке на Дереве успеха.

- Кто хочет высказаться?

- Что получилось ...
- Что не получилось ...
- С каким настроением окончили урок? Покажите карточки с изображением лица




- с. 55 р.т.








Проверяют готовность к уроку.
Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие учебного материала
















































высказывают предположения на основе наблюдения, формируют тему урока









Работа в парах












Самостоятельно выбирают предложение.






















Повторение движений учителя













Работают с учебником


Обсуждение, отстаивают свою точку зрения, договариваются приходить к общему решению в совместной деятельности.




Оказывают необходимую взаимопомощь и осуществляют взаимный контроль













·











Участие в коллективном обсуждении проблемы
Высказывают возможные варианты решения проблемы.

















Дети читают правило, определяют правильный способ проверки они подобрали или нет.



Выполняют движения для снятия напряжения с глаз









Коллективная работа




Работа в парах












Самостоятельная работа








































обучающиеся высказывают свое мнение. Оценивают собственную деятельность, фиксируют неразрешенные затруднения на уроке.




Обучающиеся записывают домашнее задание



















Личностные УУД:
положительное отношение к процессу учения










Регулятивные УУД:
целеполагание
в сотрудничестве с учителем ставить познавательную задачу для реализации замысла
планирование
составление плана и последовательности действий

























Познавательные УУД:
общеучебные (осознанное построение речевого высказывания)
логические (анализ, выдвижение гипотез)


Регулятивные УУД:
целеполагание
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже освоено обучающимися то, что еще неизвестно.
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий

Познавательные УУД:
общеучебные
- произвольное и осознанное построение речевого высказывания;
-Осуществляют поиск необходимой информации в словарях.
Коммуникативные УУД:
- Участвуют в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении проблем, распределяют роли, дополняют и контролируют друг друга. Делятся своими «открытиями»;
- Вступают в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывают взаимопомощь, высказывают собственное мнение.
Логические УУД:
(анализируют, сравнивают,строят логические рассуждения)
Личностные УУД
- установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении
Регулятивные УУД:
- волевая саморегуляция








Предметные УУД:
Учатся писать слова с парными по звонкости-глухости в конце и середине слова.
Познавательные УУД:
общеучебные (решение проблем поискового характера)
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
-Осуществляют контроль, вносят необходимые коррективы в действии после его завершения.
- Контроль сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий


Коммуникативные УУД: (свободно излагать свои мысли, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения)
Регулятивные УУД:
- оценка (выделяют и осознают то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению)
Личностные УУД:
- нравственно-этическая ориентация (нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм)
Познавательные УУД:
(постановка и решение проблем)
Регулятивные УУД:
- целеполагание (постановка учебной задачи)

Коммуникативные УУД (умение слушать и слышать, участие в коллективном обсуждении)
Личностные:
Формировать потребность грамотного письма.



Познавательные УУД:
общеучебные (поиск информации)



Личностные УУД:
- установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении
Регулятивные УУД:
- волевая саморегуляция
Познавательные УУД:
логические (анализ объектов
с выделением существенных признаков;построение логической цепи рассуждения; доказательство)
Коммуникативные УУД : владеть монологической формой речи
Регулятивные УУД:
вносят коррективы, формируют действия контроля
Познавательные УУД:
общеучебные
формируют навык правописания слов с парными по звонкости-глухости в конце и середине слова.
логические (анализ объектов
с выделением существенных признаков;построение логической цепи рассуждения; доказательство
Регулятивные УУД:
планирование
прогнозирование
контроль
коррекция
оценка










Регулятивные УУД:
оценка- выделение осознания того, что уже освоено и что подлежит освоению, осознание качества и уровня усвоения.




















Регулятивные УУД:
волевая саморегуляция как способность к преодолению препятствий

Личностные УУД:
Формировать потребность грамотного письма.




















Самоанализ урока

Урок русского языка проходил во 2 классе по программе «Перспектива». Тема урока «Способы проверки парных согласных в конце и середине слова». Урок был построен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок ориентирован на достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.
На уроке решались следующие задачи:
Предметные:
Учить писать слова с парными по звонкости-глухости в конце и середине слова.
Личностные:
Формировать потребность грамотного письма.
Метапредметные:
Регулятивные:
Научить ставить учебную задачу, действовать по намеченному плану, выполнять учебные действия, использовать речь для регуляции своих действий, сверять сделанные выводы с выводами в учебнике.
Осуществлять контроль, вносить необходимые коррективы в действии после его завершения.
Познавательные:
Осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в словарях.
Коммуникативные:
Строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении проблем, распределять роли, дополнять и контролировать друг друга. Делиться своими «открытиями»
Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, высказывать собственное мнение.







Целью данного урока для обучающихся является создание условий для формирования умения пользоваться открытым на предыдущем уроке способом проверки парных согласных на конце слов, применять его в различных ситуациях, а также формирования компонентов учебной деятельности, воспитание самостоятельности и умения сотрудничать.
Специфика данного урока заключается в том, что я постаралась обеспечить такие условия, при которых знания не даются обучающимся в готовом виде. На уроке использовалось решение проблемной ситуации, была организована исследовательская деятельность обучающихся.
Для достижения цели использовала различные средства обучения и методы с учетом возраста учащихся и уровня их развития: ИКТ, наглядные пособия.
Организовывала обратную связь, отслеживала усвоения детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществляла своевременную коррекцию ошибок.
На уроке была обеспечена положительная учебная мотивация, велась целенаправленная работа по формированию положительной учебной мотивации.
Учащиеся принимали участие в целеполагании.
Организуя работу в парах, ставила перед собой несколько задач: создание условий для сотрудничества детей, для проговаривания алгоритма, как одного из важнейших шагов в формировании умственных действий. Также предлагались задания направленные на формирование умения контролировать и оценивать свою деятельность.
Объем учебного материала оптимален. Смена видов деятельности способствует поддержанию высокого уровня активности и работоспособности детей на протяжении всего урока.
При организации контроля учащиеся имели возможность не только проконтролировать себя и свои действия, но и с помощью знаков оценить свою работу.
Главным результатом работы на уроке считаю степень овладения учащимися алгоритмом способа проверки парных согласных.
В конце урока была организована рефлексия, которая дает возможность учащимся определить не только свое незнание, но и причины этого незнания. И это достаточно важный этап, потому что учебная деятельность невозможна, если не развита контролирующая и оценочная деятельность.