Урок русского языка на тему Способы проверки парных согласных в конце слова


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»
г. Ивантеевка Московской области
Открытый урок
Предмет русский язык
Класс 2-А
Дата проведения 03.12.2014 г.
Тема урока «Способы проверки парных согласных на конце
слова».

Учитель начальных классов Блохина Наталья Юрьевна
2014-2015 учебный год
Урок русского языка во 2 классе.
Дата урока: 3 декабря 2014 года
Тема: Способы проверки парных согласных на конце слова.
Цель: закрепить навыки проверки правописания слов с парной согласной в конце слова.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Метапредметные результаты:
развивать внимание, мышление, речь;
уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
уметь контролировать и корректировать свою работу;
Предметные:
знать:
формирование умения видеть орфограмму;
уметь:
применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
развивать орфографическую зоркость.
Коммуникативные:
уметь строить работу с партнёрами, строить диалоги и участвовать в обсуждении;
уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
умение слушать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Регулятивные:
контроль и коррекция;
анализ, синтез;
оценка.
Познавательные:
построение речевого высказывания в устной форме;
выделение необходимой информации, контроль процесса, результата деятельности.
Личностные:
смыслообразование;
уметь находить причину успеха работы.
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.
Оборудование для учителя:
учебник Русский язык I часть, Т.Г.Рамзаева, доска, мел, ИКТ, ТСО.
Оборудование для учащихся:
учебник, рабочая тетрадь;
карточки с заданиями для работы в паре и для индивидуальной работы;
карточки для самооценки.

п/пНазвание слайда Содержание урока
1 Титульный лист I.Организационный момент.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем.Возможно, есть классы и лучше и краше.Но пусть в нашем классе вам будет светло,Пусть будет уютно и очень легко.Поручено нам всем урок начинать,Поэтому время не будем терять.Проверьте, всё ли готово к уроку у вас,
И если готово, тогда в добрый час.
II. Оформление тетрадей.
- Тетради свои открываем, работать, друзья начинаем.
3 декабря.
Классная работа.
2 Видео письмо III. Мобилизующий этап.
Стук в дверь: - Это 2А класс? Вам просили передать письмо.
- Интересно, кто же это нам письмо прислал? Что в этом конверте? (открываем конверт, а в нем диск).
- Да это не просто письмо, а видео письмо. Интересно, кто нам его прислал? Давайте посмотрим.
Просмотр видео ролика.
Я, друзья, лежу, болею.
И очень сильно сожалею,
Что правил я не соблюдал,
И за это пострадал.
Я ходил недавно в лез, там, на дерево залес, а потом, спускаясь внис, я на веточке повиз.
Но мама мне сказала, что так нельзя писать.
Сказала мне, что надо ошибки исправлять.
Вы мне ребята помогите,
И где ошибки объясните.
Ну, ребята, как же быть,
Ему всё нужно объяснить.
Какие буквы надо исправлять,
И какие правильно написать.
3 Нужна помощь VI. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в проблемных действиях.
Я ходил недавно в лез, там, на дерево залес, а потом, спускаясь внис, я на веточке повиз.
Чтоб меньше было случаев неясных,
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайся к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих…
Глухие звуки - это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то не стало, оглушить…
Вы, ребята ему помогайте
Ошибки его исправляйте.
В лесу – в лес, залезать – залез; внизу – вниз; виснуть – повис.
Как слова мы проверяли,
Что мы в слове изменяли?
4 Тема урока III. Определение темы урока и постановка учебной цели.- Что же нас ждёт сегодня на уроке русского языка? (Ответы детей)
5 У
РО
К - Какие задачи можете поставить себе на урок?
У – упражняться в написание слов с парными согласными;
Р – развивать внимание;
О - объяснять написание слов;
К - коллективно, дружно работать.
6 б в д ж з г
п ф т ш с к
IV. Чистописание.
Чистописание проводим как обычно.
Что же будем мы писать, каждый сможет мне сказать? (Парные согласные).
б в д ж з г
п ф т ш с к
На первой строке напишите буквы звонких парных согласных, а под ними их пары глухие.
7 Словарь V. Словарная работа.Словарь продолжаем повторять, Слова вам надо отгадать.
А завтра словарный диктант вам писать.
Какой это мастер,На стекла нанес,И листья, и травы,И заросли роз. (Мороз)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Он огромный, городской,
Часто он с большой трубой.
Здесь машины собирают
Или нефть перегоняют. (Завод)
Если дождик, он не тужит — Бойко шлёпает по лужам. Станет солнышко сиять — Ему под вешалкой стоять.  (Сапог)
Проработав целый день,Намела гору метель.Что за горка? Как зовётся?Вам ответить мне придётся. (Сугроб)
Это то, где мы живём,
О нём и песни мы поём.
По улицам его гуляем,
И с днём рожденья поздравляем. (Город)
- Что объединяет все эти слова?
- А что мы с вами знает о правописании слов с парной согласной на конце слова?
В нашем русском языке,Ходят пары «налегке».Часто «хитрые подружки»Подменить хотят друг дружку.Как узнать писать какую -Эту букву иль другую.Предстоит сегодня вам, Всё расставить по местам.
8 Физкультминутка VI .Физкультминутка
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать -
Раз – два – три – четыре – пять.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться
VII. Работа с предложением.
С одним из слов что записали, предложение мы всегда составляли. Вот и сейчас вам предлагаю, предложение составлять, написать и разобрать.
9 Работа по теме VIII. Отработка материала.
Мы времени терять не будем, и правила для всех добудем.
Работа по учебнику стр. 99, № 170(устно), 171 (письменно)
IX.Итог урока.
- Какие знания пригодились на уроке?
- Какое главное умение отрабатывали?
10 Рефлексия X. Рефлексия.
- Сегодня на уроке главным было…- Сегодня на уроке самым трудным было…- В этой теме я хотел бы ещё узнать…- Я сегодня весь урок любовалась и гордилась вами. Нам ещё много тайн предстоит открыть о правописании парных согласных, произношение которых, порой бывает не ясным.
11 XI. Домашнее задание.
стр. 101, №175 (инструктаж)
Не доро_ подаро_ – дорого внимание. (слайд 1)
- Прочитайте предложение, что это? (Пословица)- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Не важно, сколько стоит подарок, важно то, что о тебе помнят.)- Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.
Использованная литература и интернет ресурсы:
1. О.И.Дмитриева Методические рекомендации и поурочные разработки.
2. О.Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина Учим русский с увлечением.
3. В.М. Борисов Загадки, скороговорки, считалки.
4. http://go.mail.ru/search
5. http://www.vampodarok.com/kprazdnikam/ny/cont539.html
Самоанализ урока.
Характеристика класса.
В классе 28 человек. Среднего уровня подготовленности. С хорошей работоспособностью и активных детей - 8 чел. Это дети, которые активно работают на всех уроках. С грамотной речью, собранные, внимательные, наблюдательные, исполнительные. Все задания выполняют четко, быстро, правильно, грамотно.
Есть слабые дети, которые невнимательные, с рассеянным вниманием, с несвязной речью, с низкой работоспособностью, медлительные. Не всегда правильно понимают задания, поэтому и выполняют неправильно, требуют внимания со стороны учителя.
Остальные дети работают по настроению, со средней работоспособностью.
Дата урока: 3 декабря 2014 года
Тема: Способы проверки парных согласных на конце слова.
Цель: закрепить навыки проверки правописания слов с парной согласной в конце слова.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Метапредметные результаты:
развивать внимание, мышление, речь;
уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
уметь контролировать и корректировать свою работу;
Предметные:
знать:
формирование умения видеть орфограмму;
уметь:
применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
развивать орфографическую зоркость.
Коммуникативные:
уметь строить работу с партнёрами, строить диалог и участвовать в обсуждении;
уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
умение слушать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные:
контроль и коррекция;
анализ, синтез;
оценка.
Познавательные:
построение речевого высказывания в устной форме;
выделение необходимой информации, контроль процесса, результата деятельности.
Личностные:
смыслообразование;
уметь находить причину успеха работы.
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.
Оборудование для учителя:
учебник Русский язык I часть, Т.Г.Рамзаева, доска, мел, ИКТ, ТСО.
Оборудование для учащихся:
учебник, рабочая тетрадь;
карточки с заданиями для работы в паре и для индивидуальной работы;
карточки для самооценки.
Структура урока:
а) организационный момент, психологический настрой, видеописьмо, постановки цели и задач чистописание, словарь.
б) отработка навыков проверки правописания слов с парной согласной в конце слова. Для этого используются разные виды опроса: фронтальный, индивидуальный, письменный - выполнение карточек, работа в парах, выводы.
в) подведение итогов работы, обобщение, выводы.

Методы и приемы работы: фронтальный опрос, индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, работа по учебнику.
План урока:
Орг.момент. Оформление тетрадей.
Видеописьмо.
Постановка цели и задач.
Чистописание.
Словарная работа.
Загадки
Физкультминутка
6. Работа на повторение и закрепление изученного материала.
Составление и разбор предложения. (письменно) + индивидуальные карточки.
7. Работа по теме.
Работа по учебнику (устно).
8. Работа по теме.
Работа у доски по учебнику.
9. Рефлексия.
Итог урока.
Домашнее задание.
Отбор материала и методов обучения осуществлялся в соответствии с темой и задачами урока, определялся содержанием учебника и с учетом особенностей учащихся. Весь учебный материал работал на тему урока. Урок стандартный рабочий.
Использовались методы работы:
Словесные методы:
рассказ учителя (беседа);
анализ и выводы учащихся;
комментированное письмо (объяснение орфограмм во время словарной работы и виды разборов синтаксического);
проблемно-поисковый;
диалог учителя с учеником.
Главным методом обучения был выбран проблемно – поисковый метод. Наряду с этим методом так же были выбраны творческий, исследовательский, сотрудничество учителя и учащихся. Деятельность учащихся носит развивающий характер. Я старалась создать условия для эмоциональной открытости учеников. Учащиеся владеют навыками самоконтроля.
Наглядные методы:
иллюстрация и демонстрация, цели, которых были:
научить концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.
формировать понятия и представления, служить средством для обобщения и систематизации знаний учащихся,
нести огромный положительный эмоциональный заряд, воспитывать чувства и эстетический вкус.
Используемые технологии:
интегрированная (межпредметная связь с литературным чтением, окружающим миром);
игровая технология загадки;
информационно-коммуникативные (компьютер, проектор, презентация, дополнительный материал);
Личностно-ориентированная. Использовались различные виды работ: индивидуальная, коллективная, фронтальная, работа в парах, работа по учебнику). Использование презентационных слайдов для проверки позволяет детям сами проверить правильность выполнения работы.
технология сотрудничества
(Этика вербального обращения к ученику: этим приемом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия. «Подумаем вместе…», «Может быть, сделаем так?» Стимулирующее общение, вызывающее радость ученика: данный прием воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.
Приобщение детей к плану урока: ученики должны стать единомышленниками учителя на уроке. Доверие ученику: Обращаясь к ученику словами: « Только ты это сможешь сделать», «Это очень трудное дело, поэтому добровольцы вперед!» учитель показывает, что он доверяет ученику. Работая в парах, школьник научится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения). Данные приемы и методы работы на уроке вызывают интерес, формируют умение слушать других, высказывать свое мнение, анализировать и делать выводы. Активизируют познавательную деятельность, способствуют умению общаться, т.е. являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций личности, что в итоге помогло перевести многих учащихся с уровня отрицательного и безразличного отношения к учению к формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному.
Главный акцент всего урока был направлен на закрепление и систематизацию полученных знаний учащимися на данном этапе о правописании слов с парными согласными в конце слова. На уроке осуществлялся систематический и планомерный контроль за качеством усвоения изученного материала. Контроль осуществлялся на протяжении всего урока посредством воспроизведения знаний учащимися и при выполнении заданий на применение полученных знаний в измененной ситуации.
Психологическая атмосфера создавалась на основе выработки положительного отношения к знаниям. Немаловажную роль при этом сыграло мобилизующее начало урока, психологический настрой учащихся на предстоящее занятие, создание доброжелательной атмосферы и соответствующего микроклимата. Урок был проведен с использованием ИКТ.
Вывод: На уроке использовала момент, предупреждающий перегрузку детей. Дети сами сформулировали итог урока. В конце урока провела рефлексию. Все поставленные цели и задачи урока выполнены в полном объеме. Выяснилось, что у детей класса преобладает положительное отношение к учению. Дети показали, что учебный материал ими усваивается успешно. Обстановка на уроке была доброжелательной, спокойной, на высоком эмоциональном подъеме.
Средства: тетрадь, учебник, карточки, презентация к уроку.