Презентация и конспект по русскому языку по теме Способы проверки парных согласных в корне слова (2 класс)


Тема: Способы проверки парных согласных.
Цели: формировать умение проверять написание парных согласных разными способами; учить распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах, сопоставлять произношение и написание, анализировать, делать вывод; развивать у учащихся навыки грамотного письма.
Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать проверочное слово.
Ход урока.
Организация начала урока.
Актуализация знаний.
Словарная работа (2 ученика работают на доске).
Слайд 2. Запишите одним словом: дерево с белым стволом; столица нашей страны; зимой белый, летом серый; овощ, который завёз Колумб из Америки; антоним к слову «до свидания».
Вспомним, что такое антоним?
Антоним – слово, противоположное по значению.
Проверяем учеников, которые писали на доске.
Слайд 3. Проверьте! Берёза, Москва, заяц, картофель, здравствуйте.
Орфографическая минутка (2 ученика работают на доске).
Слайд 4. Замените словосочетание одним словом – прилагательным.
Вспомните, что такое имя прилагательное?
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие?
Запишите: порт на реке; суп на молоке; салат из овощей; зверь, которого приручили; часы, в которых пересыпается песок.
Проверяем учеников, которые писали на доске.
Слайд 5. Проверьте! Речной, молочный, овощной, ручной, песочные.
Вспомните, какое правило использовали при записи этих слов.
Слайд 6. ЧК ЧН ЩН пиши без мягкого знака.
Самоопределение к деятельности.
Слайд 7. Прочитайте слово.
- Какой звук слышим на конце слова? Какой звук пишем? Составьте пару.
(Работа по каждому слову).
- Можем ли мы ошибиться в написании этих слов? Почему?
Хотели бы вы писать правильно слова с парным согласным в корне слова?
- Определите тему урока.
Работа по теме урока.
Слайд 8. Слово гриб. Какой парный согласный написать б или п?
Прочитайте слова.Грибной, грибки, грибы.
- В каких словах звук б слышим чётко?
- Где стоит буква б в этих словах?
После буквы б стоит гласная (грибы).
После буквы б стоит непарный звонкий согласный (грибной).
Вспомните.
Слова гриб – грибы это формы одного и того же слова.
Слова гриб – грибной это однокоренные слова.
Слайд 9. Сформулируйте правило.
Чтобы проверить парный согласный в корне слова надо изменить форму слова или подобрать такое однокоренное слово, чтобы после согласного стояла гласная или непарный звонкий согласный.Слайд 10. Слово мороз. (учащиеся разбирают сами).
Слайд 11. Добавьте слова,запишите их, к каждому слову говорим проверочное (по цепочке). Бурый … медведь, зубастый … волк, горбатый … верблюд, колючий … ёж, длинношеий…жираф, огромный … слон.
Слайд 12. Проверьте написание слов.
- Какое слово тут лишнее? (слон)
- Почему? (на конце слова стоит непарный звонкий согласный, проверять не надо).
Слайд 13. Найдите ошибки.
С яблони сорвали плот.
По реке плывёт плод.
(В первом предложении не плот, а плод. Проверочное плоды – яблоки.
Во втором предложении не плод, а плот. Проверочное плоты – водный транспорт).
Рефлексия.
Слайд 14. Надо выписать сначала проверяемое слово, потом форму этого слова, а затем однокоренное слово.
Слайд 15. Проверьте!
Луг, луга, луговой.
Глаз, глаза, глазик.
Сад, сады, садовый.
Оцените результаты своей работы на уроке.
- Какие правила по русскому языку вы вспомнили на уроке?
- Какое новое правило усвоили?
- Всё ли было понятно?
- С каким настроением заканчиваете урок? (покажите карточки: красные – всё получилось, синие – надо немного постараться, зелёные – предстоит много трудиться).
Спасибо за урок!
Учитель: Жиркевич Татьяна Борисовна.