Формирование ключевых компетенций студентов посредством театрально -игровой деятельности(из опыта работы)

Формирование ключевых компетенций студентов посредством театрально-игровой деятельности.

Актуальным направлением реализации ФГОС НОО является внеурочная деятельность. В статье рассматриваются прицепы организации театральной деятельности, даны направления и формы организации данной деятельности с опорой на общие компетенции, раскрыты перспективные обучения, показаны преемственность и систематичность.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, театральная деятельность, творчество, воображение, методика организации, пьеса, роль, спектакль,зритель.
В период внедрения ФГОС НОО возникла осознанная необходимость освоить основные требования, понятий в системе дополнительного образования. Сегодня приходится говорить, что нормативные документы, регламентирующие внеурочную деятельность на уровне начального образования [6], предлагают различные модели внеурочной деятельности, и не содержат единственного мнения о том, в каких формах, как должна протекать эта деятельность.
С введением ФГОС, перед педагогами Павловского педагогического колледжа встала задача, перейти от репродуктивного типа обучения студентов на развивающий тип. На примере своей работы, мне хотелось поделиться с коллегами своими находками, открытиями, проблемами. В современном обществе резко повысился престиж знаний, умений прилагать и излагать свои взгляды. Приходящих в колледж студентов, иногда хочется заново научить читать, писать, говорить, вести себя, так как школа с этой задачей очевидно до конца не справилась.
Не смотря на то, что мы с остервенением пытаемся освоить совместно со студентами ОК и ПК, а методисты скрупулезно их проверяют, эти изыски пока мало влияют на способности развивать чувства, эмоции, творчество, умения думать и рассуждать. Во вторичной ценностью превращается эмоционально- духовная сущность. Многие педагоги отмечают, что студенты реже удивляются, сопереживают и восхищаются, чаще всего, что то требуют, возмущаются, дерзят, а что самое страшное, проявляют равнодушие. Приходится констатировать, что у многих наших студентов речь пуста и бесцветна, изобилующая междометиями, а развлечения примитивны и однообразны. Вроде бы все они, как рыбы в воде купаются в пространствах интернета, но «игры-стрелялки» и интернет, не в состояние компенсировать подрастающему поколению общения, без которого невозможно полноценное психологическое и социальное развитие личности. Вот и получается, что студенты не могут правильно распределить свое время, их мало что волнует и уж тем более не влечет к творчеству. Вот вам портрет типичного представителя потребительского общества. Эта личность, у которой все выливается в заторможенность или, наоборот, в пустую гиперреактивность, немотивированную вспышку агрессии, в скудный словарный запас, в недостаток наблюдательности и творческой активности. Просто «дети понедельника», не наигравшиеся, не развившие своей фантазии, в процессе игры.
Нас учили, что развитие личности происходит под действием многих факторов:
– наследственности;
– среды (социальной, биогенной, абиогенной);
– воспитания;
– собственной практической деятельности человека.
В этом контексте фактор рассматривается как движущая сила процесса развития, а условие – как обстоятельство, от которого зависит это развитие, обстановка, в которой происходит развитие ребенка[4].
Находясь на практике, можно заметить, что студенты при проведении внеурочных мероприятий испытывают трудности в организации театрализованной деятельности. Малоизученным остается вопрос использования разнообразных приемов и методов подготовки студентов педагогических колледжей в организации данной деятельности. Методика организации театральной деятельностью специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» в стандарте ФГОС не представлена, а по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» изучают и в различных МДК, это хорошее подспорье к решению данной проблемы.
Чтобы исправить или хотя бы минимизировать создавшееся положение, в Павловском педагогическом колледже и создан Студенческий ТЮЗ и кукольный театр. В решении этой проблемы немаловажную роль играет создание условий для успешного обучения студентов организации театральной деятельности в школе и детском саду. Выдающиеся педагоги и психологи Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, А.П. Ершов, и другие, считают синтетический характер театрального искусства полем для развития всеобщей универсальной личности к творчеству, воспитанием высоких нравственных, культурных и социокультурных качеств личности ребенка [3,2].
Практикующие педагоги знают, что театральная деятельность-это самый распространённый вид деятельности детского творчества. Она близка и понятна как ребенку, так и взрослому человеку, потому, что связана с игрой.
В жизни отдельного человека, игра, по мнению Г.В.Плеханова, предшествовала труду. В этом заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи» культурных приобретений из рода в род», подготавливает детей к труду. Г.В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг[5,258]. Следовательно, будущим учителям начальных классов и воспитателям детских образовательных учреждений просто необходимо осваивать данную деятельность. Требуется создать в образовательном учреждении условия необходимые для формирования некоторых знаний по методике организации театральной деятельности, познакомить студентов с различными видами театральных игр и сами на практике овладеть азами этого увлекательного процесса. Наиболее эффективными приемами могут стать лекции, диспуты, научно практические конференции студентов, постановка и показ спектаклей. Последний вызывает у студентов огромный интерес, так как, входя в образ, он пробует себя в различных ролях, старается передать то, что видел, что его интересует, при этом получает огромное эмоциональное потрясение, и потребность в передачи своих переживаний. Перед нами стоят задачи освоить навыки коллективного взаимодействия и общения, и через занятия театральным творчеством привить интерес к своей и мировой художественной культуре. Попытаться научить вдумчиво, с воображением, творчеством и фантазией, относиться к своей работе и по возможности освоить различные виды театрального творчества. Таким образом, и будут решены задачи двух первых пунктов общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество[7].
Главной целью для меня, как для педагога и руководителя, прежде всего стало развитие и воспитание в участниках студенческого ТЮЗа и кукольного театра, нравственных и духовных ценностей. Расширение рамок творческих способностей, желания творить и создавать, умения трудиться и уважать труд своих товарищей по коллективу, а также воспитание хорошего вкуса и любви к искусству, стремление не оставаться в стороне.
Несмотря на то, что практическая часть работы студентов имеет не плохой выход. Это показ спектаклей в школах-интернатах, школах, реабилитационных центрах, домах интернатах для престарелых и инвалидов, Доме ребенка города и районах области, теоретическая часть раскрыта слабо, на это аспект мне следует обратить пристальное внимание. В результате, я пришла к мысли разработать программу факультатива « Студенческий ТЮЗ» и программу кукольного театра « В мире волшебных сказок», а следом выпустила брошюры с методическими рекомендациями, которые были одобрены на заседаниях цикловой комиссии преподавателей эстетического цикла и методическим советом колледжа.
Почти двадцать лет работы с подростками в музыкальном театре и более тридцати лет педагогического стажа, дали возможность окончательно убедиться в том, что самый действенный и короткий путь эмоционального раскрепощения студента и развитие его творческих способностей - путь через игру, сочинительство, фантазирование. Игра на сцене, воспринимается как артистом, так и зрителем, как зрелище. Поэтому артисту приходиться показывать на сцене не себя, а воплощаемый им образ, для этого он продумывает сценические движения, работает над интонационной речью своего героя, тщательно подбирает костюм, и все это для того, чтобы стать хорошим исполнителем и понравиться зрителю. Ну, и как результат спектакль должен понравиться зрителю. В театрализованной игре, хоть характер, поступки и действия героя и определены сюжетом произведения, каждый исполнитель привносит свои творческие находки и воплощает их в играемый образ. Например, пьесу И. Токмаковой «Ку-ка-ре-ку», играли в течение 22 лет 4 раза, и естественно, что одних и тех же героев исполняли разные студенты-артисты, так вот каждый состав исполнял эту пьесу по-своему. Новый состав артистов имел свой жизненный опыт, и понимал исполняемую роль, только основываясь на своих представлениях о поступках и действиях исполняемого образа. И чем богаче и разнообразнее был опыт каждого исполнителя, чем сильнее было его воображение и чувства, чем ярче он мог выражать свои мысли, тем добротнее получался спектакль. Конечно, эти постановки спектаклей и игру студентов нельзя назвать профессиональным искусством, но это разыгрывание этих постановок приближает деятельность студенческого театра к драматическому искусству. У студийцев много общего с настоящими артистами, это отмечают студенты, игравшие в ТЮЗе и в последствии ставшими профессиональными актерами Д Сокол и М. Швыденко. Репетиции, изготовление костюмов, переживания того, как зритель воспримет спектакль, что скажет руководитель, какую роль дадут в следующей постановке, все эти вопросы юных артистов направлены на результат своей работы.
Принцип специфичности данной деятельности, принцип импровизационности позволяет рассматривать работу студенческого ТЮЗа и кукольного театра, как полноценную творческую деятельность, обусловленную особым взаимодействием юного исполнителя и зрителя, а так же выработке своей точки зрения, стремление через раскрытие образа к оригинальному самовыражению. Все выше названные принципы находят свое выражение в принципе интегрированности, в соответствии с чем, театральная деятельность включается в целостный педагогический процесс. Вот, что может дать работа факультативов Студенческий ТЮЗ и кукольный театр.
Как педагог  и руководитель детского театрального коллектива,   считаю необходимым в качестве условия популяризации и развития детского театрального творчества  постоянное проведение открытых внеклассных занятий, мастер классов, благотворительных спектаклей, а так же стремление принимать активное участие в концертах с эстрадными миниатюрами, фестивалях студенческих театров. 



Литература.

 Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4
Виноградова Н.Ф. Сборник программ внеурочной деятельности:1-4 класс. ФГОС /Н.Ф. Виноградова. – Москва: Издательство Вента-Граф, 2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.chitalkino.ru/vinogradova-n-f/

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. / Л. С. Выготский. - М: Просвещение, 1991. 93с.
Дубровин И.В и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. заведений И.В. Дубровин, Е,Е, Данилова , А.М, Прихожан; Под ред. И.В. Дубровина.-2-е изд, стереотип –М: Издательский центр «Академия», 1012. – 464с.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 13-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416.
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.URI: http//standart/edu/ru/
Приказ Минобрнауки РФ от 27.10 2014 №1351 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Среднего Профессионального образования по специальности 44.02.01дошкольное образование. URI: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


15