Статья из опыта работы Формирование коммуникативных компетенций на уроках ОБЖ в классах 2 и 3 уровней образования посредством использования технологии проблемного диалога


"Вы помните крупные значки на груди у торговцев "Гирболайфом"?(СЛАЙД) Там было написано : "Если хочешь похудеть - спроси меня "как"? "Как?" - это извечный вопрос. В педагогике, на мой взгляд, это вопрос, как учить , т.е каким способом добиться успеха, и ответ на него - технология, т.е. технология - это ключ к успеху.
Уместным считаю сообщить тему выступления (светим на экране), которая раскрывает моё видение достижения успеха в формировании одной из ключевых компетенций, а именно коммуникативной, путем технологии проблемного диалога.
Вы спросите : «Почему именно этой компетенции?»
Отвечаю: Современное общество испытывает потребность в человеке, который отличается такими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетентности, самостоятельность, независимость суждений, которые сочетаются с уважением к мнению других людей.
Но, к сожалению, исходя из моих наблюдений за детьми на уроках, вне школы, из анализа их творческих работ, из бесед с ними пришел к выводу, что мои воспитанники не умеют
-убеждать товарищей в правоте своего мнения и редко стремятся к доказательству своей правоты;
-затрудняются устанавливать контакты с незнакомыми людьми , а также с теми , кто старше по возрасту;
-чувствуют себя неуверенно, если приходится выступать перед большой аудиторией или в окружении большой группы товарищей;
-не любят участвовать в коллективных играх;
- трудно осваиваются в новом коллективе
Результатами первоначальной диагностики коммуникативных и организаторских способностей обучающихся ( по методике автора Б.А. Федорищина).
СЛАЙД – диаграмма из опыта
меня абсолютно это не удовлетворило. Надеяться на то, что проблема будет решена только усилиями родителей , не приходится , т.к. большинство работает на предприятиях города , где несколько смен, поэтому времени на общение с детьми им не хватает.
В поисках конструктивного решения проблемы формирования коммуникативных компетенций я столкнулся с противоречием между необходимостью повышения уровня коммуникативных компетенций обучающихся и использованием традиционной методики преподавания на уроках обж( СЛАЙД) и я обратился к так называемому «ключу успеха» - технологии «проблемного диалога», которая является составной частью деятельностного метода обучения
Познакомившись с методической литературой по данной теме, я увидел, что назвать эту технологию абсолютно новой нельзя, потому что вопрос проблемности в обучении волновал умы великих людей уже давно
Феномен проблемной ситуации как источника мыслительной деятельности открыл Рубинштейн. (СЛАЙД) Его теория была развита и конкретизирована его учениками и последователями А.В. Брушлинским, А.М. Матюшкиным, К.А. Славской.
А.М. Матюшкин доказал, что ученики на уроке должны ставить и решать проблемы, причем непременно в диалоге с учителем. Это новая теоретическая идея потребовала разработки соответствующей технологии, что и сделала Е. Мельникова: (СЛАЙД)
2-о й этап моей работы заключался во внедрении данной технологии в образовательный процесс.
Автор технологии Е.Мельникова предлагает три основных метода постановки учебной проблемы: СЛАЙД
побуждающий от проблемной ситуации диалог;
подводящий к теме диалог;
сообщение темы с мотивирующим приемом.
В ходе работы я сравнил особенности этих методов и увидел, что самое сложное для учителя – это побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Поэтому вначале использовал такой приём как - сообщение темы с мотивирующим приёмом. Ребятам озвучивается тема урока, но интерес к ней вызываем применением одного из мотивирующих приемов. Один из приемов «яркое пятно»(СЛАЙД) - интригующий материал, связанный с темой урока. Это могут быть сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности.
Предлагаю ребятам послушать рассказ Ю. Дмитриева дети с помощью прочитанного рассказа выясняют, что же такое лес, в котором прячутся тысячи жителей, что это настоящий лес.
-Догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Верно. Тема урока: «Способы ориентирования в лесу».
При составлении подводящего к теме диалога старался подбирать логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводили класс к формулированию темы урока - вспомнить, выполнить по образцу, анализировали, сравнивали, обобщали.
Все вопросы и задания опирались на уже пройденный классом материал. Обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока.
Например:
На столе стоит вентилятор! Я спрашиваю ,что это? Дети отвечают, что вентилятор. Его включаем! что вы ощутили? Они отвечают –ветер!
-Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
На доске появляется тема: «ЧС природного характера.Ураган»
В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Все вопросы и задания опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока.
А сейчас более подробно хочу остановиться на побуждающем от проблемной ситуации диалоге как наиболее сложном, на мой взгляд, для учителя, т.к. он требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:( СЛАЙД)
1) создания проблемной ситуации;
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждения к формулированию учебной проблемы;
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
У доски ведут диалог два ученика.
-Я видел ее, она мне понравилась, такая тихая, медленная, ленивая, прозрачная, в одном месте она была очень узкая, а в другом – широкая…
-Я тоже ездил к ней с родителями, она далеко находится от наших мест, только она была шумная, пенистая, мутная, быстрая… (предъявление двух противоречивых мнений)
- Дети говорят об одном предмете. (ученики испытывают удивление, возникновение проблемной ситуации
- Как вы думаете, о чем разговаривают дети?
-Какие вопросы у вас возникают?
- Какова тема урока?
В проблемной ситуации «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя.
-Представьте себе такую ситуацию: человек ушел далеко и заблудился, лес кругом, места незнакомые. Как найти дорогу домой? Дети отвечают, что не знают как находить дорогу обратно. Как ориентироваться на местности.
Благодаря возникшей ситуации затруднения сообщаю, чему будем учиться сегодня на уроке? «Определение на местности направлений, азимутов, расстояний».
Суть следующего приема: обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку», предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью
– Сегодня мы будем изучать одну из англоязычных
стран. О ней есть разные мнения. Одни говорят, что это счастливая страна талантливых музыкантов, живописцев, поэтов. Другие – что это несчастная страна бесконечных войн и оружия. Таким образом предъявляю обучающимся противоречивое мнение т.е возникает проблемная ситуация
– Что вас удивляет? Какое
противоречие налицо?
- Думаем, Ирландия. Таким образом, подвожу детей к теме и фиксирую её на доске
(Тема.) «Терроризм.Зарождение терроризма»
Побуждение к формулированию учебной проблемы представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?». Или, «Кто еще хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».
Поставив учебную проблему, переходим к организации поиска решения.
Побуждающий к гипотезам диалог – наиболее сложный метод поиска решения. Он требует осуществления четырех педагогических действий: СЛАЙД
побуждения к выдвижению гипотез;
принятия выдвигаемых учениками гипотез;
побуждения к проверке гипотез;
принятия предлагаемых учениками проверок.
В ходе осуществления опыта я убедился ,что диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог так называемые риски:
Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.)3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно.4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка
Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. На таком уроке ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируют мышление и речь; отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают бойцовский характер.
В правильности такого вывода меня убедили мои воспитанники:
-наблюдая за ними во время посещения в г. Алексеевке Ледового дворца, спорткомплекса «Волна» , я отметил, насколько проще , чем раньше, они устанавливают контакты с незнакомыми людьми , даже с теми, кто старше по возрасту;
-они намного увереннее чувствуют себя в окружении большой группы людей, более охотно участвуют в коллективных творческих делах;
-_пребывание на районных сборах юношей показало, что старшеклассники в основном без труда осваиваются в новом коллективе,
А самое главное – дети приобрели навыки ведения дискуссии: на уроках, а также во время проведения классных и общешкольных мероприятий они умеют убеждать в правоте своего мнения , стремятся к доказательству своей точки зрения.
О результативности опыта свидетельствуют данные итогового диагностирования : увеличилось число воспитанников с высоким, очень высоким и средним уровнем сформированности коммуникативных компетенций (СЛАЙД)
-если на начало работы над опытом очень высоким уровнем сформированности коммуникативных компетенций обладали 5 % обучающихся , то на конец -10 %
Высоким- на начало 10%, на конец-15 %
Средним - на начало 30 % , на конец -50 %
Произошло уменьшение числа детей с низким уровнем и ниже среднего:
ниже среднего- 35% на начало , на конец -15 %
низким -20% на начало , на конец -10%
Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей.
И как вывод, у технологии проблемно – диалогического обучения большая перспектива!
Спасибо за внимание!