Урок русского языка на тему знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным(11 класс)


Конспект урока русского языка в 11 классе.
Составила: Веревкина Галина Ивановна
Тема: Знаки препинания в СПП с одним придаточным.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели:
- повторить и обобщить сведения о СПП;
- закреплять навыки грамотного пунктуационного оформления СПП;
- воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
I. Орг. момент. Психологический настрой.
-Прочитай выражение .«Если я знаю , что я знаю мало , то я добьюсь, чтобы знать больше».
В. И. Ленин
-Как ты его понимаешь?
-Почему наш урок мы начинаем с него?
- Какое это предложение?
-Можешь ли ты сформулировать тему урока?
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Какой опорный лист ты составил по теме предыдущего урока?
(приложение)
Ученик читает предложения, составленные по схеме.
[ ], (союзные слова: где, куда, откуда).
Иван Ильич спросил, где находится штаб.
Над долиной , где мы ехали , спустились тучи.
Алексей пополз туда , где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады.
Раненый пополз туда, куда улетел самолет.
Студентка рассказала , куда она ездила на каникулах.
В лесу, куда пришли туристы , уже цвели первые весенние цветы.
В комнате , откуда вышел Сергей, вдруг стало совсем тихо.
Теперь Анне Ивановне стало ясно , откуда у сына появилась новая игрушка.
Разведчик отправились туда, откуда вчера не вернулись их товарищи.
- Какой из видов СПП иллюстрируют эти примеры?
- Объясните знаки препинания.
2. Тест по орфоэпическим нормам
Проверка (слайд)
III. Орфографическая работа
Проверка (слайд)
IVСинтаксическая пятиминутка
В небольшой комнате, занимаемой Нехлюдовым, стоял старый кожаный диван.
- Объясни постановку знаков препинания.
-Замени причастный оборот придаточным предложением.
В небольшой комнате , которую занимал Нехлюдов, стоял старый кожаный диван.
5.Схематический диктант.
1) Ямщики подвязали колокольчики, чтобы звон не привлек внимания сторожей. (А.Пушкин)
2) Если маленькая сестренка еще не спала в своей качалке в соседней комнате, я заходил к ней. (В.Короленко)
3) Верчусь колесом, а куда еду не знаю. (М.Горький)
4) Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми. (А.Чехов)
5) Не исполнил он этого намерения только потому, что на набережной было слишком много народа. (Д.Писарев)
6) Он ушел и не сказал зачем.
7) Я это говорил, но не помню когда.
6.Работа с текстом.
- Определить тему, основную мысль текста и его тип.
- Тема (о роли чтения). Осн .мысль(Интеллект человека не в умении читать , а в умении перечитывать.)Тип(рассуждение)
-Определите проблему текста. ( Умеем ли мы читать?)
Изучив в школьные годы «Горе от ума», «Евгения Онегина», мы на всю жизнь утверждаемся во мнении, что эти произведения нам хорошо известны. Очень опасное заблуждение. Ведь оно порой мешает нам еще и еще раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения, приблизиться к постижению непостижимого. Интеллект человека не в умении читать, а в умении перечитывать. Как бездумно мы порой лишаем себя этого наслаждения!
Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и мышления, которые должны быть у каждого из нас самостоятельными, иначе человек обречен на пожизненное духовное прозябание… Мне думается, что борьба за самостоятельное творческое мышление есть борьба за истинную духовную культуру.
(Н.Дорио)
7.Тест «СПП с одним придаточным» (А 18)
Приложение
Проверка (слайд)
V. Итог урока.В чём испытывал трудность?
Что давалось легко?
- Когда ставятся знаки препинания в СПП с одним придаточным?
VI. Домашнее задание.
Выучить правила.(опорный лист)
А 15,18 (вариант 20-25)