Урок русского языка в 9 классе «Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении»

Филиал МБОУ Роговской ООШ Злынковского района Брянской области











Конспект урока русского языка
в 9 классе

«Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении»




Подготовила учитель русского языка
Рожкова Зинаида Дмитриевна












2016
Тема. Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Цели: учащиеся должны
знать: какие предложения называются сложноподчиненными, средства связи простых предложений в составе СПП, основные схемы СПП;
уметь: различать простые и сложные предложения; находить главное и придаточное предложение в сложноподчиненном, ставить вопрос от главного к придаточному, определять средства связи простых предложений в составе сложноподчиненного, правильно ставить знаки препинания между частями СПП; строить схемы сложноподчиненных предложений;
развивать познавательные умения учащихся: умение
работать со словарем;
воспитывать любовь к Родине, природе, внимательное к ней отношение.

Оборудование: карточки, схемы предложений, компьютер,
презентация фотографий о природе, тесты, текст для лингвистической разминки, запись музыкальной композиции «Одинокий пастух».

Тип урока – изучение и первичное закрепление новых знаний.

Ход урока
Оргмомент
А)Приветствие.
С добрым утром!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И ,качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
(С.Есенин)
Б) Записать в рабочих тетрадях .
- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.

II. Лингвистическая разминка
- Урок мы начнем с лингвистической разминки.
(Текст размножен по количеству учеников)
С добрым утром.
1)Задр..мали звезды з..лотые,
Задр..жало зеркало затона.
2)Брезжит свет на заводи р..чные
И румянит сетку небосклона.
3)Улыбнулись сонные березки,
Растр..пали шелковые косы.
4)Ш..лестят з..леные сережки,
И горят серебряные росы.
(С.Есенин)
Фронтальная работа с классом
- Прочитайте текст выразительно.

- Какова тема данного текста?

-Какие средства выразительности использует автор в данном стихотворении?

-Используя толковые словари, объясните лексическое значение слова «затон».

- Вставьте пропущенные буквы,
орфограммы выделите графически (запись делается в тетрадях, при этом первая строка остается чистой для записи темы урока).

-Найдите сложные предложения .

- Объясните постановку знаков препинания в них.

- Назовите виды сложных предложений.
- Сложных предложений какого вида нет в тесте?
Работа у доски (4 ученика)
1. Сделайте морфемный разбор слова задремали (1-е предложение).

2. Произведите морфологический разбор глагола румянит (3-е предложение).

3. Начертите схему 1-го предложения (Задр..мали звезды з..лотые,
Задр..жало зеркало затона .)

4. Сделайте синтаксический разбор 4-го предложения (Ш..лестят з..леные сережки, //И горят серебряные росы )

5. 1-2 ученика работают по карточкам в тетрадях.




III. Сообщение темы и целей урока (слайды 2-3)
- Сформулируйте тему урока.
- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о СПП и знаках препинания в нем. Запишите тему урока «Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении».
- Поставьте цели на данный урок.
- Как вы думаете, нужны ли нам в речи сложные предложения? Если да, то для чего?
IV. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Слово учителя.
- Данная тема очень важна. В 9 классе мы заканчиваем изучение данной темы. В 9 классе будем сдавать ГИА, а в 11 – ЕГЭ и без знаний о СПП нам никак не обойтись.

2. Беседа по вопросам
- Многое о сложноподчиненном предложении нам уже известно, давайте вспомним, что мы знаем.
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Приведите примеры СПП.
- Из каких частей состоит СПП?
- Где может стоять придаточное предложение по отношению к главному?
- Начертите основные схемы СПП.
- Назовите средства связи частей СПП.
- Расскажите о постановке знаков препинании я в СПП.

V. Изучение нового материала
1. Работа с учебником
- Прочитайте теоретический материал на с.37 учебника и ответьте на вопросы:
что нового вы узнали,
как отличить союз от союзного слова?
2. Изучите теоретический материал на с.39 учебника и ответьте на вопрос:
какова роль указательных слов в СПП?

VI. Закрепление нового материала.
1. Упражнение в различении союзов и союзных слов.
Упражнение 77 (коллективная работа).

2. Запись под диктовку с последующим анализом предложений и построением их схем (слайд 4) .
1) Солнце еще согревало верхушки сосен, когда мы дошли до места. (Ю. Казаков.) [], (когда).
2) Чтобы дождаться такого вечера, нужно было прожить сто лет. (К. Паустовский.) (Чтобы), [].
3) Деревня, куда привезли Бима, прямо-таки удивила его. (Г. Троепольский.) [, (куда), ].


3. Работа по развитию речи
А)Презентация фотографий с видами природы ( слайды 5 - 24)
- Сегодня на уроке мы много работали с предложениями о природе, написанными С.Есениным и другими писателями. Сейчас мы с вами просмотрим презентацию фотографий окрестностей нашего поселка и попробуем самостоятельно составить СПП о природе. (Просмотр презентации и чтение подготовленным учеником ст-ния Н.Рыленкова под музыку «Одинокий пастух»:
Всё в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.).

- Мы с вами живем в Средней полосе России, где красоту природы нельзя увидеть беглым взглядом и нужно быть очень внимательным. Такие строки написать и такие снимки могли сделать люди, которые по-настоящему любят свою Родину. Все фотографии, которые вы увидели, сделаны ученицей нашего класса. Запечатлеть прекрасное мгновение на фотографии трудно, но еще труднее его описать. Сейчас мы с вами попробуем описать один из снимков. Работать будем по карточке №2.

Б) Работа по карточке №2. (Дифференцированная работа) (слайд 16)
Карточка №2 (для слабых учеников).
Выберите и выполните одно из заданий.
Продолжите предложение так, чтобы получилось сложное предложение.
А) Когда наступили холода, .
Б) Выпал первый снежок, так что .
Попробуйте составить 2-3 СПП по фотографии.


Карточка №2 (для сильных учеников).
Используя простые и сложные предложения, составьте небольшой текст по фотографии.

4. Тестирование (с последующим самоконтролем и работой над ошибками).
- Отметить кружочком СПП.
Тест.
Обведите кружочком номера сложных предложений.

1) Свищет ветер под крутым забором, прячется в траву. (С.Есенин)
2) Выхожу я на высокий берег, где покойно плещется залив. (С.Есенин)
3) А по двору метелица ковром шелковым стелется, но больно холодна. (С.Есенин)
4) А в заречье, куда сваливалась туча, уже висела, над синими лесами оранжевая радуга. (Е.Носов)
5)Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А.Пушкин)
6) Лесные запахи мешались с медовыми и чайными запахами лугов в крепкий настой, от которого становилось хмельно и неизъяснимо радостно и молодо на душе. (Е.Носов)

- Проверьте свою работу по ключу (слайд 25)
- Предложения, в которых были допущены ошибки, выпишите в тетрадь, поставьте знаки препинания, постройте их схемы.
- Назовите предложения, в которых средством связи являются союзные слова.

VII. Рефлексия деятельности учащихся .
- Как вы считаете, выполнили ли мы задачи урока?
- С какими трудностями столкнулись на уроке?
- Что понравилось на уроке?
- С каким настроением уходите с урока?

VIII. Подведение итогов урока.

IX. Домашнее задание (слайд 26).
- Дома будете работать по карточке №3.
Карточка №3.
Выполните одно из трех заданий.
1. § 9, упр.84 (устно), 85, 86 (письменно).
2. § 9 , написать мини-сочинение на тему «Осень», используя простые и разные виды сложных предложений. Построить схемы СПП, использованных в мини-сочинении.
3. § 9, подготовить материал для объяснительного диктанта по теме «Строение СПП и знаки препинания в нем».

Список использованной литературы :
Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык 9 класс – М. «Просвещение», 2011г.
Использованные дополнительные материалы :

Есенин С.А., стихотворение «С добрым утром».
Есенин С.А., Носов Е.И., Пушкин А.С., предложения из произведений.