Урок по географии Глобус и карта 6 класс

6 класс
Тема: Географическая карта и глобус.
Цели:
Продолжить знакомство учащихся с глобусами и картами различных масштабов, показать их классификацию, выявить их особенности, сходства и различия.
Продолжить формирование понятий – географические координаты, географическая широта, географическая долгота и развивать умения определять географические координаты. Сформировать понятия о географических картах и искажениях на них. Установить особенности изображения высот и глубин на картах. Развивать речь учащихся.
Показать роль карт в жизни человека.

Оборудование: Глобусы, карты различного содержания и масштаба, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.

ХОД УРОКА:
I Организационный момент.
Приветствие, установка на урок, настрой на успех.
II Постановка темы и целей урока
III Актуализация знаний учащихся
-Ребята, посмотрите вокруг себя, какие предметы, уже знакомые вам, вы видите?
(глобусы, карту).
- Правильно, с глобусом и картой мы познакомились на прошлом уроке. А чем сегодня мы будем заниматься, вы узнаете после географической разминки.
ФЛИПЧАРТ № 1.
- Перед вами кроссворд, давайте попробуем его решить.
13 EMBED PowerPoint.Show.12 1415
Моря есть – плавать нельзя, Дороги есть – ехать нельзя, Земля есть – пахать нельзя. (карта)
- Ребята, а что такое карта? (Изображение земной поверхности на плоскости)

2. Величина, которая определяет положение точки относительно экватора и начального меридиана
(координата)
3. Величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданной точки
(долгота)
-Покажите на карте нулевой меридиан.
(проводят линию во флипчарте по нулевому меридиану)
4. Величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданной точки
(широта)
- Покажите на карте экватор.
(проводят линию по экватору)
5. На столе передо мной
закружился шар земной.
Арктика, экватор, полюс...
Уместил всю Землю... (глобус)
- А что такое глобус?
(уменьшенная модель Земли)
- А кто покажет экватор и нулевой меридиан на глобусе, Северный и Южный полюс?
(дети показывают)
6. Пропорция, которая показывает во сколько раз уменьшена территория, нанесенная на глобус, карту, план. (масштаб)
- Какие виды масштаба знаете?
(численный, линейный, именованный).

- Молодцы, вы успешно справились с географической разминкой и повторили все ключевые слова, которые мы изучили на прошлом уроке.
- Итак, мы продолжаем разговор о глобусе и карте.

IV . Усвоение знаний
ФЛИПЧАРТ №2.

Как люди в древности представляли себе форму Земли?
Как называю т модель Земли?
К сегодняшнему уроку некоторые ребята получили индивидуальные задания, подготовить сообщения. Сейчас
Медведева Екатерина расскажет нам о том, какие глобусы самые древние, а вы внимательно слушайте, потому что вам предстоит ответить на вопросы, которые вы видите на экране.

После открытия Аристотеля о шарообразности Земли, люди стали создавать ее модели - глобусы.
(выступление 1 экскурсовода)

Какие глобусы самые древние?
В произведениях античных писателей упоминается о том, что некий Кратес Малосский древнегреческий философ, последователь Аристотеля и хранитель Пергамской библиотеки, еще во II веке до н. э. изготовил модель Земли в форме шара.
Ни сама эта модель, ни какие-либо ее изображения до наших дней не дошли, однако те, кто видел этот глобус, говорили, что «Кратес нарисовал на шаре единую сушу, разделив ее на части пересекающимися реками, которые назывались океанами».
 Поэтому самым первым, по крайней мере самым древним из всех сохранившихся глобусов, считается шарообразная модель Земли диаметром 54 см, созданная немецким географом, путешественником и математиком Мартином Бехаймом в 1492 году, находящаяся ныне в музее города Нюрнберга.
  На «Земном яблоке», именно так назвал Бехайм свое детище (глобусами, от латинского globus «шар», копии Земли стали называть позже), были отображены географические представления о поверхности Земли накануне открытия Нового Света, основывавшиеся на данных, взятых с карт мира древнегреческого ученого Птолемея, жившего во II веке.
(Слайд – глобусы Кратеса и Бехайма)
Глобус Бехайма
И это естественно. Мир, знакомый человеку древности, был очень мал. Первый глобус был сделан из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра и на нем практически отсутствует полмира.
- А теперь ответьте на вопросы
- Молодцы.

ФЛИПЧАРТ №3.
В современном мире существует огромное количество глобусов. О том, какие бывают глобусы, расскажет нам Маринова Евгения.
(выступление 2 экскурсовода)
Какие бывают глобусы?
Когда – то мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – “моряки” за свою долгую службу на кораблях не мало поведали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры.
Были “глобусы- щеголи”,
Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями.
На некоторые глобусы ставили часовой механизм с пружиной, и глобус кружился, подобно нашей планете.
Есть “глобус-космонавт”. Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль.
Много разных глобусов есть и теперь. Есть глобус звездного неба. На нем изображены созвездия, млечный путь.
Есть глобусы, на которых изображены все страны мира.
Бывают глобусы с неровной поверхностью: все горы все возвышенности на них выпуклые. Есть даже лунный глобус и глобус Марса.
(Работа с флипчартом – показ и подпись на доске различных моделей глобуса).
ФЛИПЧАРТ №4.
- Второе ключевое слово сегодняшнего урока – это карта.
Кому принадлежит создание первых карт мы узнаем из сообщения Мусабековой Айсулу.
(выступление 3 экскурсовода)
Глобус, безусловно, даёт самое верное представление о взаимном расположении материков и океанов, рек, городов, гор. Но с этой моделью нашей планеты не очень удобно работать. Глобусы при всех своих достоинствах очень мелкомасштабны и громоздки. Кроме того, на нем трудно производить линейные измерения, определять плановые координаты точек, наносить на него изображения географических объектов. Да и пользоваться глобусом не всегда удобно - ведь его нельзя напечатать в книге или на отдельном листе. Поэтому глобусы имеют меньшее распространение и применение, чем карты, которые более удобны для использования и хранения.
Автором первой карты считается Анаксимандр, который жил в 6 веке до н.э. Он составил карту Греции и изобразил Землю в форме плоского круга, окруженного водой. Эратосфен же вошел в историю как ее «крестный отец», впервые применивший термин «география». Заслугой его является также и создание первой карты мира. Но особенно важно, что Эратосфен изобрел [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], покрыв свою карту сеткой из перекрещивающихся горизонтальных и вертикальных линий. Он первым ввел понятие параллели и меридиана. Немного было продольных и поперечных линий на карте Эратосфена, и нанесены они были на разном расстоянии друг от друга, мало походя на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Главное преимущество карты в том, что на ней можно показать поверхность Земли полностью или отдельных ее частей в различном масштабе.
При переносе поверхности Земного шара на плоскость возникают определенные искажения, связанные с тем что на карте изображения земной поверхности растянуты. По карте можем определить расстояние от одного объекта до другого, показать высоты и глубины, рассмотреть рельеф, вычислить координаты.
У. - Повторюсь еще раз, сказав, что при переносе изображения земной поверхности на плоскость имеются искажения, так как глобус – это сфера и возникают определенные трудности. Ученые придумали различные способы создания карт, но независимо от того, каким способом это сделано, показать поверхность земного шара без искажений невозможно.
V. Работа по новому материалу:
ФЛИПЧАРТ №5.
- И хотелось бы еще добавить, что все карты можно по содержанию разбить на две группы: общегеографические и тематические.
- На общегеографических картах изображаются все объекты земной поверхности –рельеф, реки, озера, моря, растительность, населенные пункты, границы и т.д.
- В тематических картах раскрывается одна тема, например, почва, климат, растительность или население и т.д.
А по масштабу карты делятся на: крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные.
VI. Закрепление полученных знаний.
- На предыдущих уроках мы говорили о том, что объекты можно увидеть на аэрофотоснимках, картах и глобусе. Давайте попробуем определить:
ФЛИПЧАРТ №6.
признаки
аэрофото-снимок
карта
глобус

1. Объекты более похожи на их реальное изображение на местности
+
-
-

2. Можно узнать название города, реки и т.п.
-
+
+

3. Можно определить породы деревьев в лесу
-
-
-

4. Изображены все объекты, видимые сверху
+
-
-

5. Изображены только важные объекты
-
+
+

6. Объекты изображены условными знаками
-
+
+

7. Можно определить реальное расстояние между объектами (масштаб)
-
+
+

8. Можно определить географические координаты
-
+
+

- А теперь посмотрите на данные глобуса и карты (+ и - это сходства между ними).
- Ребята, и скажите, а какие же все таки существуют различия между глобусом и картой)?
( на глобусе невозможно увидеть территорию полностью, а на карте это возможно;
карты удобны для хранения- занимают гораздо меньшее место;
глобус не всегда удобен в использовании.

VII. Самостоятельная практическая работа.
ФЛИПЧАРТ №6.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КАРТЕ:
Внимательно посмотрите на карту. Это физическая карта полушарий. Откройте соответствующую страницу своего атласа – стр. 20-21. На ней мы видим белые точки, которые соответствуют определенным объектам. Дома вы должны были определить географические координаты этих объектов – долготу и широту.
Каковы географические координаты следующих объектов:
г.Мак-Кинли – 630с.ш.; 1510з.д.
влк. Везувий – 410с.ш.; 150в.д.
влк. Этна – 380 с.ш.; 140 в.д.
влк. Ключевская Сопка – 550 с.ш.; 1600 в.д.
влк. Фудзияма – 360с.ш.; 1390 в.д.
г.Косцюшко – 350 ю.ш.; 1500 в.д.
Определить по политической карте (стр. 24-25), в какой широте и долготе будут находиться все крайние точки Казахстана. ( в северной широте и восточной долготе)
Определить по физической карте Казахстана (стр.22-23) географическую широту и географическую долготу г.Алматы и г.Астаны. Обратите внимание, что между параллелями расстояние равно 20.
г. Алматы - 430 с.ш.; 760 в.д. ( 2 человека работают у доски, ост. с атласом)
г. Астана - 550 с.ш.; 730 в.д.
Определить по карте географические координаты нашей местности:
г.Талгар – 430 с.ш.; 760 в.д.
К какой группе карт по содержанию относится физическая карта Казахстана?
( общегеографическая). А по масштабу? (в 1см – 80км - мелкомасштабная)
Внимательно посмотрите на карту: внизу есть еще один вид условных знаков – шкала высот и глубин. По этой шкале можно определить глубину любого водоема и высоту территории. Найдите на западе Прикаспийскую низменность - высота над уровнем моря – до 0м над у.м.. Определите высоту территории Сары-Арка - от 300 до 1 000м над у.м.
Какова глубина самого глубокого места Каспийского моря? (глубже 500 м)

VIII. Обобщение материала.
ФЛИПЧАРТ №7.
Лабиринт «Градусная сетка»
Обучающая и закрепляющая игра.
Посмотрите на игровую схему. Прочтите утверждение, помещенное в квадрате 1; если оно правильно, перейдите от него к следующему квадрату по стрелке «да», если неправильно по стрелке «нет». Записывайте номера квадратов, которые вы проходите. Задание будет считаться выполненным, когда вы доберетесь до квадрата 20.
Перечислите все квадраты (независимо от того, проходили вы их или нет), в которых утверждения неверны.
Цепочка должна получиться такая: 1, 6, 7, 3, 8, 12, 13, 9, 4, 5, 10, 15, 19, 20. Неверные утверждения в квадратах 1, 5, 12, 15; кроме того, на некоторых картах мира параллели изображаются прямыми одинаковой длины, но это не меняет хода решения задачи, потому что квадрат 14 мы обошли стороной.
IX. Итог урока. Д/З:
Тетради на печатной основе:
1 вариант – стр.12 + Найти сообщение о том, какую роль играют карты в жизни человека.
2 вариант – стр.13 ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.