Применение ИКТ — приоритетное направление развитие личности школьника


Шиленкова Ю.В. ,
учитель химии МБОУ СОШ №18
имени Э.Д.Потапова,
г. Мичуринск
Применение ИКТ - приоритетное направление развитие личности школьника.
Еще совсем недавно использование на уроках фильмоскопа, эпидиаскопа, кинопроектора, видеомагнитофона считалось пределом совершенства, в скором времени эти технические средства можно будет увидеть только лишь в музеях. На смену им пришли компьютеры, Интернет. В Федеральной целевой программе развития образования до 2010 года одним из приоритетных направлений является повышение качества профессионального образования и обеспечение доступности качественного общего образования. Основная задача модернизации образования в России нацелена на создание личностно – ориентированной системы обучения, которая предполагает организацию благоприятных условий не только для коллективных занятий, но главное – для самостоятельной работы каждому обучающемуся. Для достижения поставленных задач каждого ребенка необходимо обеспечить компьютерной грамотностью. XXI век по праву считают веком новых технологий, из которых информационные технологии играют важнейшую роль. В школах появились компьютерные обучающие системы, разнообразные программные комплексы, устройства для преобразования информации различных видов, средства на базе систем мультимедиа, Интернет. Их необходимо применять на уроке в полном объеме. Использование средств информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) позволяет развить у ребенка индивидуальные, интеллектуальные, творческие способности, кругозор, разнообразить виды его деятельности, формировать потребность к саморазвитию, самообразованию, самореализации. Применение ИКТ позволяет:
•индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
•осуществлять своевременный контроль знаний и вовремя оказывать методическую помощь нуждающимся;
•проводить самоконтроль, взаимоконтроль и самокоррекцию обучающихся;
•осуществлять изучение и повторение учебного материала;
•моделировать химические процессы и явления;
•демонстрировать опыты, которые трудно поставить в условиях школы и, особенно с привлечением опасных для здоровья веществ (хлор, бром, бензол и другие)
•реализовывать метапредметные связи и проводить интегрированные уроки.
Преимущества использования ИКТ очевидны.
Для обучаемого:
× активизируется познавательная деятельность;
× развивается самостоятельность;
× улучшается качество выполняемых работ (докладов, рефератов, проектов, исследований);
× повышается мотивация учебной деятельности и, как следствие, возрастает интерес к изучаемой дисциплине.
Для обучающего:
× появляется возможность вести индивидуальную работу с разными категориями обучающихся;
× экономится время;
× осуществляется контроль разнообразных видов деятельности обучающихся;
× формируется культура учебной деятельности;
× улучшается наглядность подачи материала;
× увеличивается темп урока, его интенсивность.
При изучении предмета дети все чаще обращаются к ресурсным сайтам в Интернете, к электронным энциклопедиям и учебникам. В кабинете химии оборудован стенд с указанием сетевых ресурсов по предмету по определенным разделам.
Основные порталы.
Периодические таблицы.
Описания свойств химических элементов.
Учебники и другие ресурсы.
В процессе изучения химии компьютерные возможности школьники используют в различных направлениях, на разных этапах и с разнообразными целями.
С большим энтузиазмом ребята относятся к мультимедийным презентациям, которые они создают сами, оформляя отчет по результатам собственной проектной и исследовательской деятельности, а также помогая учителю в проведении урока – лекции, урока – беседы, урока – семинара, урока по отработке теоретических и практических навыков. Для накопления информации привлекаются ресурсные возможности сети Интернет и оформляются слайды с использованием программы Power Point из пакета Microsoft Office.
Материал представляется в виде схем, таблиц, графиков, диаграмм, логико-смысловых моделей, картинок, тезисов, виртуальных моделей и процессов, происходящих в природе, организме, химической лаборатории. Показ слайдов сопровождается звуковыми и анимационными эффектами.
Так, изучение темы «Белки, их строение и функции в организме человека» в 10классе проходило в виде лекции с использованием мультимедийной презентации, подготовленной десятиклассниками.
Слайд 1. Эпиграф к уроку. «Во всех растениях и животных присутствует некое вещество, которое без сомнения является наиболее важным из всех известных веществ живой природы и без которого жизнь была бы на нашей планете невозможна». Жерар Мюльдер, голландский биохимик
Слайд 2. Вопросы лекции.
Слайд 3. Роль белков в организме.
Слайд 4. Состав белков.
Слайд 5. Классификация белков.
Слайд 6. Конформация.
Слайд 7. Структура белковой молекулы.
Слайд 8. Первичная структура.
Слайд 9. Вторичная структура.
Слайд 10. Третичная структура.
Слайд 11. Четвертичная структура.
Слайд 12. Физические свойства.
Слайд 13. Химические свойства.
Слайд 14. Денатурация.
Слайд 15. Обратимая денатурация белка (высаливание).
Слайд 16. Необратимая денатурация при нагревании.
Слайд 17. Гидролиз.
Слайд 18. Виды гидролиза.
Слайд 19. Цветные реакции на белок.
Слайд 20. Биологические функции белков
Слайд 21. Выводы.
Показ слайдов на уроке следует чередовать с проведением «живого» демонстрационного и лабораторного эксперимента, постановкой и решением проблемных вопросов, использованием разноуровневых дидактических карточек, тестовым контролем, устным опросом, закреплением и повторением изученного материала. Наряду с введением в процесс обучения новых педагогических технологий, в том числе ИКТ, нельзя забывать и о тех, которые человечество вырабатывало веками и которые проверены временем. Своеобразная технологическая цепочка, в которой гармонично связаны все ее традиционные звенья: цели, содержание, способы деятельности учителя и школьника, организационные формы, средства и их комплексы для достижения ожидаемых результатов, не должна нарушаться.
Использование ИКТ и в частности мультимедийных презентаций на уроках, несомненно, повышает интерес ребенка к предмету, делает его полноправным участником учебно-воспитательного процесса, развивает интеллектуальный потенциал личности, учитывает индивидуальные склонности и потенциальные возможности школьника, и, в конечном итоге, сближаются позиции учителя и ученика. А что может быть важнее в современном обществе?
Информационные ресурсы.
1. Берефельд, Д.С., Бутягина, К.Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) //Вопросы образования. -2005. -№3.\С. 104-144.
2. Информатизация образования в регионе. Сборник материалов 5-ой научно-практической конференции работников образования. Тамбов: ТОИПКРО, 2004.-86с
3. Современные технологии в процессе преподавания химии. Москва. 5 за знания, 2008.- 112с. - (Методическая библиотека). С.90-107.