РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАПРАВЛЕНИЕ: НАУЧНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ «Умелая иголочка» Возраст детей – 9-10 лет ( 3-4 класс) Срок реализации программы — 2 года.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42
Принято на педагогическом УТВЕРЖДАЮ
совете Директор МБОУ СОШ № 42
Протокол № г. Ульяновска
«____»_____________2015 г.. _________ О.Ю. Куликов
«____»_____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАПРАВЛЕНИЕ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
«Умелая иголочка»
Возраст детей – 9-10 лет ( 3-4 класс)
Срок реализации программы - 2 года
Автор программы: Стрельникова Елена Ивановна – учитель технологии
Город Ульяновск
Год создания программы – 2015г.
Согласовано
заместитель директора
МБОУ СОШ № 42 по ВР
___________Т.В.Евстигнеева«____»_____________2015 г.
Пояснительная записка
к рабочей программе внеурочной деятельности
« Умелая иголочка»
1.Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Программа курса «Умелая иголочка» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Шитьё давно стало самостоятельным видом искусства. Это творческое занятие с цветом, фактурой ткани, с формой. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент изделий разнообразен. Это подушки, коврики, прихватки, салфетки, грелки, скатерти, одеяла, куклы. Шитьё способствует формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – межлекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды.
Обучающиеся осваивают рациональные техники кроя и пошива изделий, традиционные и свободные техники шитья, изготавливают стёганое изделие.
Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя. Так же определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению технологии, стремиться развивать свои творческие способности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами технологии, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление данном предмете. Решение творческих задач, связанных с логическим и творческим мышлением закрепит интерес детей к познавательной и творческой деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному и творческому развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.
В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. Работа по сенсорному воспитанию детей на занятиях по ручному труду сводится к следующему: воспитание, совершенствование отдельных анализаторов и накопление представлений о конкретных признаках предметов (форме, цвете, величине), обучение способам решения постепенно усложняющихся сенсорных задач (формирование способов обследования предметов, составление целого из частей, определение положения в пространстве целого и его частей), обучение умению использовать анализаторы для формирования правильных представлений и понятий о предметах окружающей действительности. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощупываем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д. Издаваемые звуки каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, специально организованная работа на занятиях по ручному труду способствует развитию всех органов чувств и различных анализаторов, обеспечивает непосредственное чувственное познание действительности.
Практическая значимость обусловлена обучением различным приёмам творческих знаний и умений, которые пригодится в дальнейшей работе, при выполнении практических задач и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других творческих конкурсах.
Связь с уже существующими программами. Программа по курсу «Умелая иголочка» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Вид программы - авторская
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с категориями новых знаний, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.
2.Цель и задачи программы
Цель – повышение уровня технологической культуры учащихся, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Задачи:
Обучающие:
Развивать интерес к изучению математики как к учебному предмету;
Углубление знаний, умений, навыков быстро считать, приобретать навыки нестандартного мышления;
Развитие мотивации к изучению математики;
Развитие творчества;
Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе;
Способствовать развитию математических способностей;
Научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами.
Воспитывающие:
Воспитывать понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира;
Воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству;
Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Развивающие:
Способствование развитию у детей внимания, воображения, наблюдательности, памяти, воли, аккуратности ;Развитие кругозора учащихся;
Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что программа «Умелая иголочка» предусматривает углубление знаний учащихся, получаемых ими при изучении основного курса, развитие познавательного интереса к предмету, любознательности, смекалки, расширение кругозора. Занятия построены так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными и занимательными. Отбор содержания курса произведен в соответствии с выбранными принципами параллельности и опережающей сложности. Отобрано большое количество задач, для решения которых используются арифметические способы решения, что позволяет учить учащихся логически мыслить, рассуждать, развивать речь. Материал программы включает много нестандартных задач и способы их решения, что способствует развитию школьников, формированию у них познавательного интереса не только к решению задач вообще, но и самой математике.
Дополнительная образовательная программа «Умелая иголочка» рассчитана на один год обучения.
4. Особенности возрастной группы детей 9-10 лет. Программа для внеурочных занятий, рассчитана на два года обучения.
Объём учебной нагрузки в неделю составляет:
1год обучения 1 час;
2 год обучения 1 час.
Количество учебных часов в год:
1год 70 часов; 2 год – 70часов.
Подбор изготавливаемых изделий техника и технология выполнения могут изменяться в зависимости от возможностей, умений и навыков детей.
Материально-техническое обеспечение кабинета технологии
№ Наименование Количество
1 Компьютер (ноутбук) 1
2 Интерактивная доска 1
3 Проектор 1
4 Швейная машина 10
5 Оверлог 1
6 Гладильная доска 2
7 Утюг 2
8 Документ камера 1
Методические указания
На занятиях используются различные методы обучения – объяснительные, демонстрационные, практические.
Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватка, декоративная салфетка, диванная подушка, грелка на чайник, панно, подставка под горячее и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике лоскутного шитья.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Дети учатся изготавливать изделия, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с тканью, ищут более рациональные варианты их использования.
Формой активизации учебно-воспитательного процесса является встречи с народными мастерами.
Лучшие работы детей выставляются на выставках, ярмарках.
Возрастные особенности Детей 9—10 лет. Младший школьный возраст 9-10 лет. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становиться общественным субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становиться учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Также младший школьник включен и в другие виды деятельности (кроме учебной). С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка в ходе усвоения научных знаний, перестраиваются и другие познавательные процессы: память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие- думающим.
В этом возрасте ребенок становится самостоятельным. Сам выбирает как ему поступать в определенных ситуациях, старается следовать определенным правилам и законам которые часто связаны с эгоистичными мотивами и желанием быть одобренными в группе сверстников и взрослыми. Он активно начинает размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Развитие личности младшего школьника зависит от школьной неуспеваемости, оценки взрослого, он сильно подвержен внешнему влиянию. Именно в этом возрасте также переживает свою уникальность, он осознает себя личностью стремиться к совершенству.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последних лет обучения, к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
- Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
- Особенность набора детей - свободная;
- Сформирована группа из учащихся 3А,Б и 4А,Б класса 9-10 лет, занятия проводятся в группах по 10-12 человек ,допускается переход обучающихся из одной группы в другую;
- Режим занятий: Количество часов, выделенных на изучение курса 35 часов в год, количество часов и занятий в неделю – 1, один раз в неделю. Продолжительность занятий 45 мин.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
быстро кроить и шить, применять свои знания на практике, приобретать навыки нестандартного мышления.
научатся мыслить, рассуждать, анализировать изделие
использовать рациональный способ пошива изделия;
работать с чертежными инструментами;
анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
применять некоторые приёмы быстрых ручных работ;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках технологии.
создавать творческие работы, доклады с помощью взрослых или самостоятельно;
вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения выставок, конкурсов.
5.Уровень результатов работы по программе:
Результаты первого уровня приобретение школьниками знаний логического мышления, необходимых при изучении технологии; приобретение навыков нестандартного мышления.
Результаты второго уровня развитие ценностных отношений к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня школьник может приобрести опыт применять свои знания на практике; опыт общения в результате выполнения практических действий; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
6.Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей может быть представлена в соревнованиях и конкурсах.
Учебно– тематический план
Первый год обучения -35часов
3 класс
№ п/п Тема занятий Количество часов
1-2 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
Рабочее место. Пошив игольницы. 2
3-4 Знакомство со швейной машинкой.
Практическое занятие. 2
5-6 Раскрой прихватки. Пошив прихватки 2
7-8 Отделка и пошив. Оформление работы. 2
9-10 Аппликация. Выбор эскиза. 2
11-12 Разметка изображения. Сборка и закрепление. 2
13-14 Мешочек для подарка. Выкройка деталей.
Собрать мешочек и завязать лентой. 2
15-16 Одежда для кукол. Сарафан. Крой.
Пошив сарафана. 2
17-20 Одежда для кукол.
Раскрой и пошив платья. 4
12-24 Одежда для кукол.
Брюки. Крой и пошив. 4
25-28 Одежда для кукол.
Платье из двух деталей. Крой и пошив. 4
29-30 Одежда для кукол.
Футболка. Раскрой и пошив. 2
31-33 Выполнение стёжки. Ручная стёжка. 3
34 Выполнение стёжки. Машинная стёжка. 1
35 Подведение итогов 1
Содержание программы
Умелая иголочка - 35 часов
1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Рабочее место. Пошив игольницы. 2 часа
Цели и задачи обучения: Содержание программы кружка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места.
История шитья. Ручные стежки, пришивание пуговицы.
Раскрой и пошив игольницы. Набивка, отделка.
Объекты труда: игольница, ткань, нитки, иголки,ножницы.
2. Знакомство со швейной машинкой. Практическое занятие. 2 часа
Заправка верхней и нижней ниток. Технология выполнения машинных швов. Машинная строчка. Выполнение машинных швов на бумаге, затем на ткани. Практическое занятие.
Объекты труда: швейная машинка.
3.Раскрой прихватки. Пошив прихватки. 2 часа
Оборудование, инструменты и приспособления для шитья. Материалы: подбор ткани и подготовка к пошиву. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования.
Объекты труда: прихватка, нитки, иголка, ножницы.
4. Раскрой косметички. Пошив косметички. 2 часа
Оборудование, инструменты и приспособления для шитья. Материалы: подбор ткани и подготовка к пошиву. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Лекало выкройки: способы изготовления и использования.
Объекты труда: косметичка, нитки, иголка, ножницы.
5. Отделка и пошив. Оформление работы. 2 часа
Технология пошива. Выполнение двумя способами: соединение швом «назад иголкой» и машинной строчкой. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: ткань, нитки, иголка, ножницы.
6. Аппликация. Выбор эскиза. 2 часа
Основные понятия об аппликации, композиции. Законы и правила аппликации и композиции. Выбор эскиза.
Объекты труда: ткань, нитки, иголка, ножницы.
7. Разметка изображения. Сборка и закрепление. 2 часа
Раскрой деталей. Выполнение узора. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: ткань, нитки, иголка, ножницы, панно.
8. Мешочек для подарка. Выкройка деталей.
Собрать мешочек и завязать лентой. 2 часа
Раскрой. Технология пошива. Соединение изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.
Объекты труда: ткань, нитки, иголка, ножницы
9. Одежда для кукол. Сарафан. Крой.
Пошив сарафана. 2 часа.
Раскрой сарафана. Технология пошива. Выполнение строчек. Соединение изделия по срезам. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: ткань, нитки, иголка, ножницы.
10. Одежда для кукол. Раскрой и пошив платья. 4 часа.
Подбор ткани и раскрой платья. Технология пошива. Пошив платья по срезам. Соединение изделия сметочными стежками.. Влажно-тепловая обработка.
Объекты труда: ткань, нитки, иголка, ножницы.
11. Одежда для кукол. Брюки. Крой и пошив. 4 часа
Подбор ткани и раскрой брюк. Способы обработки швов. Пошив по срезам. Оформление изделия.
Объекты труда: ткань, нитки, иголка, ножницы.
12. Одежда для кукол. Платье из двух деталей. Крой и пошив. 4 часа
Подбор ткани, модели и раскрой платья. Технология пошива. Изготовление изделия. Влажно – тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: ткань, нитки, иголка, ножницы.
13. Одежда для кукол. Футболка. Раскрой и пошив. 2 часа
Подбор ткани, модели и раскрой футболки. Технология выполнения швов. Подбор ниток. Выполнение швов. Влажно – тепловая обработка.
Объекты труда: ткань, нитки, иголка, ножницы.
Учебно– тематический план
Второй год обучения -35часов
4 класс
№ п/п Тема занятий Количество часов
1-2 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
Рабочее место. Пошив игольницы. 2
3-4 Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников. 2
5-6 Изготовление изделия из квадратов и треугольников. 2
7-8 Пошив лоскутного узора из многоугольников. 2
9-10 Узор из многоугольников. Изготовление изделия. 2
11-12 Изготовление изделия в технике «Пуфики». 2
13-14 Лоскутная техника «Витражи». 2
15-16 Пошив лоскутного узора «русский квадрат». 2
17-20 Изготовление изделия с узором «русский квадрат». 4
12-24 Пошив лоскутного узора «След улитки». 4
25-28 Изготовление изделия с узором «След улитки». 4
29-34 Изготовление творческого изделия на основе изученных техник и узоров. Выбор рисунка и материалов. 6
35 Подведение итогов 1
Вводное занятие. Материалы и инструменты. Правила безопасности. 2 часа
Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья. Материалы: подбор и подготовка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места.
Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников. 2 часа
Законы и правила орнаментальной композиции. Составление узора из квадратов и треугольников. Изготовление шаблонов. Подбор материалов. Раскрой лоскутных деталей. Пошив узора.
Объекты труда: Лоскутный узор.
Изготовление изделия из квадратов и треугольников. 2 часа
Технология пошива. Выполнение узора из квадратов и треугольников. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Лоскутная прихватка, коврик на стул, салфетка.
Пошив лоскутного узора из многоугольников. Узор из многоугольников. Изготовление изделия. 2 часа
Изготовление шаблона. Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив узора из многоугольников. Обработка и оформление изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Лоскутная подушка, салфетка, подушка-игрушка «черепаха
Лоскутная техника «Пуфики». Изготовление изделия в технике «Пуфики». 2 часа
Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление «пуфиков», их соединение. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Объёмные одеяла, покрывала для кукол, декоративные подушки.
Лоскутная техника «Витражи». Изготовление изделия в технике «Витражи». 2 часа
Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив фрагментов лоскутного узора, соединение. Обработка и оформление изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: декоративная подушка, сумка.
Пошив лоскутного узора «русский квадрат». Изготовление изделия с узором «русский квадрат». 4 часа
Подбор ткани, раскрой полосок. Технология пошива. Пошив лоскутного узора «русский квадрат». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: салфетка, коврик, панно, небольшое одеяло или др.
Пошив лоскутного узора «След улитки». Изготовление изделия с узором «След улитки». 4 часа
Зарисовка рисунка на бумаге в натуральную величину. Изготовление шаблонов.
Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление изделия с узором «След улитки». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: салфетка, панно, прихватка.
Изготовление творческого изделия на основе изученных техник и узоров. 6 часов
Выбор рисунка и материалов. Изготовление блоков лоскутных узоров. Сборка изделия. Соединение с прокладкой и подкладкой. Оформление изделия. Стёжка. Окончательная отделка.
Результаты образовательного процесса
Основные знания и умения
1 год обученияУчащиеся должны знать:
-правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;
-историю лоскутного шитья;
-техники пошива лоскутных узоров «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы», свободную технику по спирали;
-способы выполнения аппликации, стёжки;
-технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;
-материалы, применяемые в лоскутном шитье;
-основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;
-требования к качеству готовых изделий.
Учащиеся должны уметь:
-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
-подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;
-составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы», в свободной технике по спирали;
-обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;
-делать стёжку готового изделия;
-делать аппликацию;
-определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.
2 год обучения
Учащиеся должны знать:
-правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;
-составлять и шить узоры из треугольников и квадратов;
-техники пошива лоскутных узоров «пуфики», «витражи», «ляпачиха», «русский квадрат», «след улитки»;
-способы выполнения стёжки;
-технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;
-материалы, применяемые в лоскутном шитье;
-основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;
-требования к качеству готовых изделий.
Учащиеся должны уметь:
-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
-подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;
-составлять и шить лоскутные узоры из треугольников и квадратов, «пуфики», «витражи», «ляпачиха», «русский квадрат», «след улитки»;
-обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;
-делать стёжку готового изделия;
-определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.
Список литературы
Литература для учителя
Лутцева Е.А. Технология: 1 -4 классы: Программа. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Геронимус Т.М. Уроки технологии во 3 классе. Методическое пособие к  учебному комплекту «Я все умею делать сам». / Т.М. Геронимус – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. М., Просвещение, 1991 г.
Гусакова М. Л. Аппликация. М., Просвещение, 1987 г.
Еременко Т. И. Иголка – волшебница. М., Просвещение, 1988.
Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М., Просвещение, 1985.
Калугин М. А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 2006 г.
1. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё. Учебно – методическое пособие для учителя. Москва, Школа – Пресс, 2000 г.
Литература для детей и родителей
1. М.В.Максимова, М.А.Кузьмина Лоскутики. Г.Тверь «ЭКСМО-Пресс»,1998г.
2. Шьём из лоскутков. ВНЕШСИГМА АСТ. Москва 2000 г.
3. И.Ю. Муханова Шитьё из лоскутков. Быстро и красиво. Москва ОЛМА-ПРЕСС, 2001г.
4. Лутцева Е.А. Технология: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева, – 3-е изд., с уточн. – М.: Вентана-Граф, 2009
5.Лутцева Е.А.: Технология: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. – 3-е изд., испр. – М.: Лутцева Е.А,Технология . 4класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Лутцева -М.:Вентана –Граф 2013.
6.Лутцева Е. А Технология:2 класс : учебник для учащихся общеобразова-тельных учреждений : / Е. А. Лутцева. –3-е изд., перераб. –М. :Ветана-Граф, 2011