Рабочая программа по информатике для профессии портной


Рабочая программа
общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика»
для гуманитарного профиля начального профессионального образования
Смоленск, 2016

Рабочая программа учебной дисциплины Информатика для гуманитарного профиля начального профессионального образования разработана на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины Информатика для профессиональных образовательных организаций
Организация-разработчик: областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленская академия профессионального образования» (ОГБПОУ СмолАПО)
Разработчики:
Панина Н. В., преподаватель ОГБПОУ СмолАПО, г. Смоленск
Утверждена Научно - методическим советом ОГБПОУ СмолАПО
Протокол №__ от _______ 20 г.
Рассмотрена на заседании
кафедры Информатики, вычислительной техники, информационной безопасности и программирования
Протокол № __ от «__ » _______ 2016г.
Зав. кафедрой __________

Содержание
TOC \o "1-1" \h \z \u 1.Пояснительная записка PAGEREF _Toc466541194 \h 42.Общая характеристика учебной дисциплины PAGEREF _Toc466541195 \h 73.Место учебной дисциплины в учебном плане PAGEREF _Toc466541196 \h 104. Результаты освоения учебной дисциплины PAGEREF _Toc466541197 \h 115. Тематическое планирование PAGEREF _Toc466541198 \h 146. Характеристика основных видов учебной деятельности PAGEREF _Toc466541199 \h 227. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины PAGEREF _Toc466541200 \h 268. Рекомендуемая литература PAGEREF _Toc466541201 \h 29

Пояснительная запискаПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы НПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Информатика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ начального профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности начального профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих
целей:
формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;
приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;
владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Программа учебной дисциплины «Информатика» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП НПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику практических занятий, проектной деятельности, рефератов, виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Общая характеристика учебной дисциплиныОдной из характеристик современного общества является использование информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому перед образованием, в том числе профессиональным, стоит проблема формирования информационной компетентности специалиста (способности индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий), обеспечивающей его конкурентоспособность на рынке труда.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП НПО на базе основного общего образования, изучение информатики имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования.
При освоении специальностей НПО гуманитарного профиля профессионального образования информатика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но некоторые темы — более углубленно, учитывая специфику осваиваемых специальностей.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Учебная дисциплина «Информатика» включает следующие разделы:
«Информационная деятельность человека»;
«Информация и информационные процессы»;
«Информационные структуры (электронные таблицы и базы данных)»;
«Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)»;
«Технологии создания и преобразования информационных объектов»;
«Телекоммуникационные технологии».
Содержание учебной дисциплины позволяет реализовать разноуровневое изучение информатики для различных профилей профессионального образования и обеспечить связь с другими образовательными областями, учесть возрастные особенности обучающихся, выбрать различные пути изучения материала.
Изучение информатики на базовом уровне предусматривает освоение учебного материала всеми обучающимися, когда в основной школе обобщается и систематизируется учебный материал по информатике в целях комплексного продвижения студентов в дальнейшей учебной деятельности. Особое внимание при этом уделяется изучению практико-ориентированного учебного материала, способствующего формированию у студентов общей информационной компетентности, готовности к комплексному использованию инструментов информационной деятельности.
Освоение учебной дисциплины «Информатика», учитывающей специфику осваиваемых профессий НПО, предполагает углубленное изучение отдельных тем, активное использование различных средств ИКТ, увеличение практических занятий, различных видов самостоятельной работы, направленных на подготовку обучающихся к профессиональной деятельности с использованием ИКТ.
При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим
оформлением и представлением результатов. Это способствует формированию у студентов умений самостоятельно и избирательно применять различные программные средства ИКТ, а также дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами обработки и предоставления информации.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП НПО с получением среднего общего образования

Место учебной дисциплины в учебном планеУчебная дисциплина «Информатика» входит в состав обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП НПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Информатика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП НПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Информатика» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, профессий НПО соответствующего профиля профессионального образования.

4. Результаты освоения учебной дисциплиныОсвоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
осознание своего места в информационном обществе;
готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
метапредметных:
умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учеб-но-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
сформированность представлений о компьютерно-математических моделях
необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ
прав доступа к глобальным информационным сервисам;
применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.

5. Тематическое планирование№п/п Наименование и содержание разделов, тем Кол-во аудиторных часов Кол-во часов на самостоятельную работу
I семестр
Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО. 2 Раздел 1Информационная деятельность человека 10 7
Тема 1.1Основные этапы развития информационного общества.
Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. 2 Практическое занятие по теме «Работа с информационными ресурсами общества, образовательными информационными ресурсы». 2 Самостоятельная работа студента
Составить опорный конспект на тему: «История развития информатики». 2
Тема 1.2 Информационные ресурсы общества
Виды гуманитарной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. 2 Практическое занятие по теме «Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление». 2 Самостоятельная работа студентов
Подготовить доклад на тему: «Современное информационное общество» 2
Тема 1.3 Правовые нормы, относящиеся к информации
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. 2 Самостоятельная работа студента
Подготовка реферата на тему «Проблемы информационной безопасности. Защита информации»
Подготовить сообщение по теме «Правонарушения в информационной сфере». 3
Раздел 2Информация и информационные процессы 22 11
Тема 2.1Подходы к понятиям информация и измерение информации.
Различные подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления. 2 Практические занятия по темам: «Примеры компьютерных моделей различных процессов. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели»,
«Решение задач с использованием различных методов измерения количества информации. Решение задач с помощью двоичной арифметики». 4 Самостоятельная работа студентов
Решить задачи на определение количества информации, содержащейся в сообщении, с использованием алфавитного и вероятностного подходов.
Решить задачи на перевод данного числа из десятичной системы счисления в двоичную
Решить задачи на перевод данного числа в десятичную систему счисления из двоичной 3
Тема 2.2Основные информационные процессы
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.
Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Компьютерные модели.
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. 6 Практические занятия по темам: «Решение задач по основам алгебры логики»,
«Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов»,
«Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет. Основы работы со справочно-поисковой системой Консультант Плюс. Запись информации на компакт-диски различных видов». 6 Самостоятельная работа студентов
Разработать несложный алгоритм решения задачи
Подготовка таблицы на тему «Преимущества и недостатки современных носителей информации»
Подготовка конспекта на тему «Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах»
Произвести обзор сайтов и составить каталог информационных ресурсов на тему «Моя будущая профессия». 4
Тема 2.3 Управление процессами.
Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.
Классы автоматизированных информационных систем. 1 Контрольная работа 1 Практическое занятие на тему «Пример АСУ образовательного учреждения» 2 Самостоятельная работа студентов
Выполнение сообщения на тему «АСУ различного назначения, примеры их использования».
Выполнение презентации на тему «Использование АСУ в профессиональной деятельности» 4
II семестр
Раздел 3Средства информационных и коммуникационных технологий 22 10
Тема 3.1Архитектура компьютеров.
Виды программного обеспечения компьютеров.
Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.
Виды программного обеспечения компьютеров.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности). 6 Практические занятия по темам «Работа в операционной системе. Графический интерфейс пользователя».
«Работа с файлами и папками Windows. Работа с окнами Windows. Утилита «проводник»».
«Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка». 6 Самостоятельная работа студентов
Выполнение таблицы по теме «Разновидности принтеров. Преимущества и недостатки».
Выполнение таблицы по теме «Разновидности мониторов. Преимущества и недостатки».
Подготовка реферата на тему «Виды программного обеспечения ПК по профилю специальности»
Подготовка доклада по теме «Примеры комплектации компьютерного обеспечения внешними устройствами и специализированным ПО рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений гуманитарной деятельности»,
5
Тема 3.2Компьютерные сети
Классификация компьютерных сетей. Локальная сеть. Топология локальной сети. Разграничение прав доступа. Единицы измерения скорости передачи данных. 2 Практическое занятие по теме «Практика работы пользователей в локальных компьютерных сетях в общем дисковом пространстве. Администрирование локальной компьютерной сети». 2 Самостоятельная работа студентов
Разработка опорного конспекта по теме: «Администрирования локальной сети». 2
Тема 3.3Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Методы защиты информации. Вирусы и антивирусные программы. 4 Практическое занятие по теме «Проведение профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности». 2 Самостоятельная работа студентов
Выполнение доклада на тему «Мой рабочий стол на компьютере».
Подготовка реферата на тему «Классификация компьютерных вирусов» 3
Раздел 4Телекоммуникационные технологии 12 2
Тема 4.1 Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. Электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в Интернете. Интернет-журналы и СМИ. 4 Практическое занятие по теме «Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой».
«Электронная почта и формирование адресной книги. Организация видеоконференции». 4 Самостоятельная работа студентов
Написание сообщение на тему «Глобальная сеть Интернет». 2
Тема 4.2 Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности.
Системы электронных билетов, банковских расчетов, регистрации автотранспорта, электронного голосования, системы медицинского страхования, дистанционного обучения и тестирования, сетевых конференций и форумов и пр. 2 Практическое занятие по теме «Участие в онлайн-конференции, анкетировании, дистанционных курсах, интернет-олимпиаде или компьютерном тестировании». 2 Раздел 5Технологии создания и преобразования информационных объектов
34 22
Тема 5.1 Возможности настольных издательских систем
Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста Компьютерные словари. Компьютерные переводчики. 3 Практические занятия по темам: «Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий). Программы – переводчики. Возможности систем распознавания текстов», 4 Самостоятельная работа студентов
Подготовка мини-проекта по теме «Газетная полоса».
Индивидуальная работа по теме «Создание буклета». 4
Контрольная работа 1 III семестр
Тема 5.2 Возможности текстового редактора
Практические занятие по темам:
« Изучение интерфейса текстового редактора MS Office Word, основные возможности»
«Создание текстового документа средствами MS Word. Редактирование, форматирование текстового документа»,
«Вставка рисунков. Многоколоночная верстка. Оформление буквицы. Вставка объектов Текстовые эффекты. Списки. Нумерованные списки. Маркированные списки. Многоуровневые списки»,
«Таблицы. Редактирование структуры таблиц. Форматирование таблицы. Гипертекст. Гиперссылка. Указатель ссылки. Адрес ссылки», 8 Самостоятельная работа студентов
Составить сравнительную характеристику НИС и текстового процессора.
Индивидуальная работа по теме «Создание Прайс листа предоставляемых услуг ателье средствами MS Word» 4
Тема 5.3Возможности динамических (электронных) таблиц.
Практические занятия по темам:
«Изучение интерфейса табличного редактора MS Excel, основные возможности. Создание электронной таблицы MS Excel»,
«Организация расчетов в ЭТ. Построение и форматирование графиков, диаграмм»,
«Использование электронной таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей». 6 Самостоятельная работа студентов
Составление тезисов на тему «Возможности электронных таблиц».
Подготовить сообщение на тему «Средства графического представления статистических данных – деловая графика»
Создание расчетно-графических работ в среде Excel. 6
Тема 5.4 Представление о мультимедийных средах.
Практические занятия по темам:
«Изучение интефейса MS PowerPoint, Возможности работы. Правила оформления презентации»
«Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий.
«Демонстрация презентации, используя презентационное оборудование».
6 Самостоятельная работа студентов
Подготовка сообщения на тему «Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов.
Индивидуальная работа по создание презентации на тему «История моды» 5
Практические занятия по темам: «Создание векторных изображений средствами Paint»,
«Создание растровых изображений средствами CorelDraw»,
«Основы работы в графическом редакторе Adobe Photoshop» 6 Самостоятельная работа студентов
Выполнение творческого домашнего задания по теме «Создание собственной визитной карточки в графическом редакторе». 3
Дифференцированный зачет 2 -

6. Характеристика основных видов учебной деятельностиСодержание обучения Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Введение Владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира.
Поиск сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах.
1. Информационная деятельность человека
Тема 1.1 Основы социальной информатики Выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения.
Использование ссылок и цитирования источников информации.
Тема1.2 Информационные ресурсы общества Владение нормами информационной этики и права.
Тема 1.3 Правовые нормы, относящиеся к информации Соблюдение принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ
2. Информация и информационные процессы
Тема 2.1 Подходы к понятиям информация и измерение информации.
Оценка информации с позиций ее свойств (достоверности, объективности, полноты, актуальности и т.п.).
Знание о дискретной форме представления информации.
Знание способов кодирования и декодирования информации.
Представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.
Владение компьютерными средствами представления и анализа данных.
Умение отличать представление информации в различных системах счисления.
Знание математических объектов информатики.
Представление о математических объектах информатики, в том числе о логических формулах.
Оценка и организация информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью.
Умение анализировать и сопоставлять различные источники информации
Тема 2.2 Основные информационные процессы Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов.
Умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц.
Реализация технологии решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства выбирать метод ее решения.
Умение разбивать процесс решения задачи на этапы.
Определение по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм.
Классификация информационных процессов по принятому основанию.
Выделение основных информационных процессов в реальных системах.
Определение ключевых слов, фраз для поиска информации.
Тема 2.3 Управление процессами Представление о компьютерных моделях.
Оценка адекватности модели и моделируемого объекта, целей моделирования.
Выделение в исследуемой ситуации объекта, субъекта, модели.
Выделение среди свойств данного объекта существенных свойств с точки зрения целей моделирования
3. Средства информационных и коммуникационных технологий
Тема 3.1 Архитектура компьютеров.
Виды программного обеспечения компьютеров.
Умение анализировать компьютер с точки зрения единства его аппаратных и программных средств.
Умение анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации.
Умение определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач.
Умение анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы отказов.
Выделение и определение назначения элементов окна программы
Тема 3.2. Компьютерные сети. Представление о компьютерных сетях и их роли в современном мире. Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей.
Представление о типологии компьютерных сетей.
Определение программного и аппаратного обеспечения компьютерной сети.
Знание возможностей разграничения прав доступа в сеть
Тема 3.3 Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Владение базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.
Понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Реализация антивирусной защиты компьютера
4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
Тема 4.1 Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.
Знание способов подключения к сети Интернет.
Умение использовать почтовые сервисы для передачи информации. Определение общих принципов разработки и функционирования интернет-приложений.
Планирование индивидуальной и коллективной деятельности с использованием программных инструментов поддержки управления проектом.
Умение анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач
Тема 4.2
Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности. Представление о способах создания и сопровождения сайта. Представление о возможностях сетевого программного обеспечения.
5. Телекоммуникационные технологии
Тема 5.1 Возможности настольных издательских систем
Представление о способах хранения и простейшей обработке данных.
Умение работать с библиотеками программ.
Опыт использования компьютерных средств представления и анализа данных.
Тема 5.2 Возможности текстового редактора
Представление о возможностях текстового редактора. Умение форматировать, редактировать текстовые документы.
Тема 5.3 Возможности динамических (электронных) таблиц.
Осуществление обработки статистической информации с помощью компьютера.
Тема 5.4 Представление о мультимедийных средах.
Представление о способах хранения и простейшей обработке данных. Умение пользоваться мультимедийным оборудованием
Тема 5.5 Представление о программных средах компьютерной графики и черчения.
Представление о возможностях графического редактора. Умение работать в различных графических программах

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплиныОсвоение программы учебной дисциплины «Информатика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне­ учебной деятельности обучающихся.
В состав кабинета информатики входит лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета информатики должно удовлетворять требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Информатика» входят:
•многофункциональный комплекс преподавателя;
•технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции с CD ROM (DVD ROM); рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат, гарнитура, веб-камера, цифровой фотоаппарат, проектор и экран);
•наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты): «Организация рабочего места и техника безопасности», «Архитектура компьютера», «Архитектура компьютерных сетей», «Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы)», «Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме», «История информатики»; схемы: «Моделирование, формализация, алгоритмизация», «Основные этапы разработки программ», «Системы счисления», «Логические операции», «Блок-схемы», «Алгоритмические конструкции», «Структуры баз данных», «Структуры веб-ресурсов», портреты выдающихся ученых в области информатики и информационных технологии и др.);
•компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows или операционной системы Linux), системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Информатика»;
•печатные и экранно-звуковые средства обучения;
•расходные материалы: бумага, картриджи для принтера и копировального аппарата, диск для записи (CD-R или CD-RW);
•учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
•модели: «Устройство персонального компьютера», «Преобразование информации в компьютере», «Информационные сети и передача информации», «Модели основных устройств ИКТ»;
•вспомогательное оборудование;
•комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
•библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Информатика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями по информатике, словарями, справочниками по информатике и вычислительной технике, научной и научно-популярной литературой и др.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Информатика» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по информатике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.

8. Рекомендуемая литератураОсновная литература:
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
Сергеева И. И., Информатика: учебник для СПО.– М., 2013
Колмыкова Е.А., Информатика: учебное пособие для СПО.– М., 2014
Дополнительная литература:
Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и гуманитарного профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С.Цветковой. — М., 2014 Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к ЕГЭ : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С.Цветковой. —М., 2013.
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — №4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84- ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и гуманитарного профилей / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2014.
Великович Л.С., Цветкова М.С. Программирование для начинающих: учеб. издание. —М., 2011.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л.А.Залогова — М., 2011.
Логинов М.Д., Логинова Т.А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб. пособие. — М., 2010.
Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. М.С.Цветковой. — М., 2013.
Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.В. Информационная безопасность: учеб. пособие / под ред. С.А.Клейменова. — М., 2013.
Назаров С.В., Широков А.И. Современные операционные системы: учеб. пособие. — М., 2011.
Новожилов Е.О., Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013.
Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б.Г. Программирование: Основы алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б.Г.Трусова. — М., 2014.
Сулейманов Р.Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс: учеб. пособие. — М.: 2012
Цветкова М.С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2014.
Шевцова А.М., Пантюхин П.Я. Введение в автоматизированное проектирование: учеб. пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы АДЕМ. — М., 2011.
Интернет-ресурсы
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР). www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).
http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»).
www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).
www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения). www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux). www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»).