Тезисы выступления на ШМО учителей начальных классов




Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов
«Новые подходы в системе оценки качества образования»




Тезисы:
«Роль самооценки как эффективного инструмента повышения качества образования в условиях безотметочного обучения»






Составитель: Бокарева Елена Витальевна
учитель начальных классов
I категория






2012-2013 уч. год
Встречая новый класс, учитель задаёт себе серьёзные вопросы. Насколько самостоятельны ученики? Могут ли они понимать себя, своё Я, давать оценку своим качествам, поступкам? Этот оценочный компонент Я называется самооценкой. Самооценка является ядром самосознания. С самооценкой связан уровень притязаний. Под уровнем притязаний подразумевается степень трудностей целей, которые человек ставит перед собой. Притязания, самооценка могут быть адекватными и неадекватными. Неадекватные – завышенные или заниженные.
Самооценка и уровень притязаний ребёнка оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведение в целом.
Дети с высокой самооценкой довольны собой. Они знают о своих сильных сторонах, относятся к себе с уважением, ощущают собственную ценность. Дети с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете. Делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении.
Показано, например, что трудности многих неуспевающих детей являются не следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представлений о себе как о неспособных к учёбе.
В процессе общения ребёнок постоянно получает обратную связь. Позитивная связь сообщает о том, что его действия правильны и полезны. Таким образом, ребёнок убеждается в своих достоинствах и компетентности.
Улыбка, похвала, одобрение - это всё примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный образ Я. Обратная связь, в негативной форме заставляет ребёнка сознавать свою неспособность, малоценность.
В школе достижения и неудачи ребёнка приобретают официальный характер, регистрируются и провозглашаются публично. В результате ребёнок оказывается перед необходимостью принять дух этого оценочного подхода. Задача родителей и учителя в условиях безотметочного обучения заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к этому сложному периоду его жизни, сформировать положительную самооценку.
Формируя адекватную самооценку учащегося можно говорить о повышении качества образования.
Если сравнить формирование положительной, объективной, здоровой самооценки первоклассника со строительством дома, то это крохотный кирпичик в фундаменте. В сентябре было проведено тестирование на определение самооценки и уровня притязаний ребёнка. (См. приложение 1)

На родительском собрании познакомила родителей с особенностями, которые указывают на низкий уровень самооценки и притязаний, а также с семью правилами формирования у ребёнка положительной, адекватной самооценки.
Вот они:
Любите ребёнка.
Стремитесь относиться к нему с уважением и пониманием. Не жалейте времени на совместное времяпровождение: игры, прогулки, занятия спортом, походы в театр и т.д. только искреннее общение с ребёнком даст ему почувствовать, что вы видите в нём хорошего, интересного человека, с которым хочется дружить. Никогда не сравнивайте его с другими детьми.
Развивайте чувство компетентности у ребёнка.
У вашего ребёнка будет объективно высокая самооценка и уверенность в себе, если он будет успешным во многих сферах деятельности. Поэтому постоянно стремитесь к тому, чтобы ребёнок многое умел делать своими руками, решая задачи, опирался на собственные возможности и чтобы он мог гордиться своими достижениями.


3. Больше поощряйте и меньше наказывайте.
4. Предоставляйте ребёнку самостоятельность.
Никогда не делайте за ребёнка то, что он уже может делать сам. Дайте ему посильное поручение. Пусть у него накапливается опыт, укрепляется самоуважение.
5. Не требуйте от ребёнка невозможного.
Соблюдайте равновесие. Важно, чтобы перегрузка не привела к неудаче, чтобы ребёнок не утратил веры в свои силы.
6. Воспитывайте уверенность в том, что он хороший человек.
7. Меньше критикуйте.
Не « навешивайте ярлыки» - «копуша», «глупый». Эти фразы- фразы – убийцы - они постепенно убивают в ребёнке самоуважение, снижают его самооценку.
Я сама как классный руководитель придерживаюсь этих правил.

Основной вид деятельности ребёнка, поступившего в школу – учебная деятельность, в которой необходим новый подход к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и самостоятельности.
Важно, чтобы новые формы оценивания позволяли
- в ходе изучения темы отражать индивидуальные достижения детей;
- на определённом этапе сравнивать их достижения с некоторым эталоном.

На уроках письма и математики были введены «карты успехов» уже с первых уроков. Эти карты вклеиваются в тетрадь каждому ученику (см. приложение 2) Благодаря этим картам дети и родители видели, над чем мы будем работать в первой четверти. Как только начинали работу над написанием букв я раздала детям кальку (книжечки, сделанные родителями), Дети обводят на кальку образцы. После написания буквы делают сверку. Стараются писать так, как в образце. Также работаем над написанием цифр. Результаты отмечаем в «карте успехов» в конце каждой недели звёздочками (мелкими и покрупней). Таким образом, родители и сами дети видели, что у ребёнка получается хорошо, а над чем ещё надо поработать. Ученики научились пользоваться своей картой, могли сами определять ошибки в написании букв и соединений и в следующие недели исправлять их. Это для них стало главным успехом. Я считаю, что работа с «картами успехов» способствует формированию адекватной самооценки учащихся, повышению качества образования. А также служит для обратной связи с родителями в условиях безотметочного обучения. В 4 четверти я планирую новые «карты успехов» по русскому языку и математике. Они будут храниться в специальных папках. Учёт знаний будет вестись иначе. Результаты самостоятельных, творческих, проверочных работ будем отмечать условными значками: М - молодец. Х- хорошо. Н - неплохо, П - помочь. Надеюсь, что детям и родителям будет видно, что усвоено хорошо, а над чем ещё надо поработать дополнительно. Спустя неделю-другую можно будет судить, произошёл ли у ребёнка прогресс в усвоении материала или нет. В конце изучения темы планирую подведение итогов работы. Отмечу детей, которые не получили ни одного значка «помочь». Похвалю и тех, кто приложил усилия и сумел исправить знак «помочь» на знак «неплохо» и «хорошо».
Конечно, итоги работы за четверть будут подведены на родительском собрании.
Также для обучения первоклассников приёмам самопроверки и умениям оценивать себя я применяю цветные сигнальные карточки. Вот пример с урока математики. Дети самостоятельно решают выражения, записанные на доске. После окончания работы открываются ответы. Ребята выполняют самопроверку и сигналят цветными карточками. Зелёный цвет- всё удалось, жёлтый - были ошибки, красный - нужна помощь. Красную карту можно поднять после получения задания, если забыл вычислительный приём.

Сигнальные карточки можно использовать и для оценки своей деятельности на уроке.

«Карты успехов» и сигнальные карточки выполняют несколько функций в организации учебного процесса:
контроль и оценка индивидуальных достижений учащихся;
коррекция учебных умений и навыков;
обратная связь с учеником;
развитие оценки, самооценки и самоконтроля;
связь с родителями;
подкрепление или поощрение.






Карта успехов (пример)

Письмо 1 четверть



Навыки письма
недели


1 2 3 4 5 6 7 8

Размер букв


наклон


форма


пространство


соединения




Карта успехов.
Математика 3 четверть
темы
недели


1 2 3 4 5 6 7 8 9

Вычисления в пределах 10


Нумерация в пределах 100


Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд


Черчение отрезков


Длина ломаной



15