Повышение мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом ССУЗе


Кукулина Е. Ю.
Елецкий филиал МИИТ
Ключевые слова:
Мотивация, коммуникативная компетенция, специфика языка, формы урока, профессиональная направленность.
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы мотивации студентов при изучении иностранных языков в неязыковом ССУЗе, возникающие вследствие заниженной оценки значимости иностранного языка в профессиональной деятельности (второстепенная дисциплина). При определении способа решения проблем мотивации студентов особый упор делается на то, что формированию познавательного интереса к изучению иностранного языка способствует использование активных методов обучения.
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ССУЗЕ
В учебных заведениях среднего профессионального образования, как и на всех уровнях в Российской Федерации, обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов. Среди растущей конкуренции на рынке труда, специалисту-профессионалу необходимо владение хотя бы одним иностранным языком.
Современное общество предъявляет высокие требования к студентам в овладении иностранными языками. Но ни один преподаватель не сможет научить, если сам студент не захочет учиться.
Для успешной реализации требований государственного образовательного стандарта СПО необходим особый подход к изучению иностранного языка. Это объясняется некоторыми причинами, а именно: процесс обучения происходит в искусственной языковой среде; иностранный язык рассматривается как второстепенная дисциплина; недостаточное количество учебников и учебных пособий для ССУЗов, имеющих профессиональную направленность. Очень часто интерес к предмету у студентов падает, появляется апатия, безразличие, тревожность, вызываемые трудностями, с которыми студент встречается при изучении предмета. Главные проблемы, возникающие у студентов - это недостаточность школьной подготовки по языку, бедный словарный запас, незнание грамматики. [9]
К основным трудностям изучения иностранного языка следует отнести мотивационные проблемы, такие как:
- студенты не видят перспектив владения иностранным языком в своей профессиональной деятельности;
- студенты заведомо считают себя неспособными к изучению иностранного языка в силу его сложности;
- студентам недостаточно языковых и речевых средств при процессе изучения иностранного языка.
Одна из главных задач преподавателя иностранного языка пробудить интерес к изучаемому предмету, сформировать осознанную потребность овладения знаниями. Чтобы поддерживать положительное отношение студентов к иностранному языку как учебной дисциплине, преподаватель, кроме знания своего предмета, должен использовать такие методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению.
Проблема мотивации возникает по каждой изучаемой студентами дисциплине. Но наиболее остро она проявляется при изучении иностранных языков.
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка. [5; с. 49-51].
В отличие от других учебных предметов иностранный язык, является одновременно и ''целью и средством обучения'' [1; с. 21].
Специфической особенностью, как пишет в своей работе И.А. Зимняя, иностранного языка как учебного предмета является сформированное к нему негативное, субъективное отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного (да и институтского) обучения овладению предмету. «Изучение иностранных языков характеризуют нередко как самое бесцельное занятие, поглощающее ... у человека больше времени и сил, чем любое иное».
[4, с. 33]. И действительно, изучая иностранный язык, нужно работать систематично и ежедневно. Основным фактором для успешного овладения иностранным языком является мотивация. Студент должен иметь положительную направленность на изучение иностранного языка, чтобы стремиться преодолевать трудности связанные с его освоением.
При формировании положительной мотивации нужно учитывать познавательные интересы студентов, их потребность в овладении новыми знаниями, умениями, навыками. А при изучении иностранного языка главной и естественной потребностью является коммуникативность. Для создания благоприятного климата, ориентирующего студентов на общение, необходимо использовать формы урока, стимулирующие деятельность учащихся.
Формированию и сохранению прочной мотивации, развитию познавательной деятельности, стремлению к коммуникации способствуют различные методы обучения. Наиболее эффективными являются нестандартные формы урока. В нестандартные уроки входят различные методы и приемы обучения, которые вносят разнообразие в обыденный процесс освоения иностранного языка, придают ему эмоциональную окрашенность и яркость, тем самым возбуждая активный интерес к изучению предмета. Кроме повышения мотивации обучения, нестандартный урок служит развитию способностей студентов как учебных, так и творческих.
При обучении иностранному языку для стимулирования коммуникативной деятельности студентов преподавателю необходимо создавать реальные и гипотетические ситуации общения при помощи различных приемов работы.
Использование игр на уроках иностранного языка имеет большое значение и для приобретения новых умений и навыков, и для развития мотивационно-потребностной сферы студента, и также способствует формированию дружного коллектива в группе.
При работе со студентами можно использовать сложные ролевые, ситуативные игры, тренирующие учащихся в умении использовать речевые навыки. [3, с. 21].
Один из эффективных приемов обучения, повышающих мотивацию на уроках иностранного языка – использование стихотворных и песенных материалов.
Работа с английскими песнями, стихами и рифмовками выполняет не только учебные, но и воспитательные и развивающие задачи, расширяет словарный запас студента, помогает лучше усвоить лексический и грамматический материал. Поэзия обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия.
Работа со стихами, рифмовками и песнями служит эффективным средством усвоения языкового материала, развития памяти, внимания и творческой активности учащихся. [7, с. 163].
Одним из способов возбуждения мотивации к изучению иностранного языка, стимулирования речевой деятельности является использование видеофильма.
Более глубокое запоминание страноведческого и языкового материала происходит за счет задействования различных видов восприятия: слухового, зрительного.[2, с. 20-25].
Использование компьютеров в учебной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения; кроме того, современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. На занятиях английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач:
- формировать навыки и умения чтения;
- совершенствовать умения письменной речи;
- пополнять словарный запас;
- формировать у обучаемых устойчивую мотивацию к изучению языка.
Повышение мотивации обучения происходит за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений, управления изучаемыми объектами, ситуацией, возможности самостоятельного выбора форм и методов обучения, вкрапления игровых ситуаций.
Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.[8].
Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, пользуясь аутентичными текстами, общаться с носителями языка, т.е. он создает естественную языковую среду.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:
- совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;
- пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка;
- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.
[6, с. 25-31].
Для формирования четкой и адекватной мотивации при обучении иностранному языку, преподаватель должен выбирать такие способы и приемы, которые наиболее соответствуют конкретному образовательному учреждению.
Анализируя проблемы возникновения мотивации и исследуя способы ее развития необходимо учитывать, что недопустимо внушение преподавателем готовых мотивов к изучению предмета извне, важно создать такие условия для студентов, чтобы пробудились их внутренние стремления к учению, осознанные и адекватные. Кроме того необходимо не только заинтересовать студентов, но и показать им значимость иностранного языка в профессиональной деятельности. Важную роль при достижении этой цели играют межпредметные связи со специальными дисциплинами. Поэтому при изучении курса «Иностранный язык» учитывается специфика, соответствующая профессиональной подготовке будущих специалистов.
Список использованной литературы
1. Ауэрбах Т.Д. Зачем и как изучать иностранный язык [Текст]/ Ауэрбах Т.Д. - , М.; Знание,1961
2. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи [Текст]/ Барменкова О.И. // ИЯШ – 1993 – №3. с. 20-25
3. Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей [Текст]/ Бим И. Л. // ИЯШ. – 1989. – №1 – с. 21
4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе [Текст]/ Зимняя И.А. - М.: Просвещение,1991. - 222 с.
5. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения [Текст]/ Лукьянчикова Н.В. // – Начальная школа – 2001 – №11 – с. 49-51
6. Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранному языку [Текст]/ Подопригорова Л.А.// ИЯШ – 2003 – №5 с. 25-31
7. Якобсон П.М. Психология чувств и мотиваций [Текст] / П.М. Якобсон. − М.: НПО "Модек", 1998 – 304 с.
8. Андреева С.С., Богун А.Ю. Повышение мотивации изучения иностранного языка путем использования компьютерных обучающих программ [Электронный ресурс]/ Андреева С.С., Богун А.Ю.//Вестник КАСУ №2 – 2009. – Режим доступа: http://www.vestnik-kafu.info/journal/18/735/ (дата обращения: 08.04.2013)
9. Широкова Т.Н. Профессиональная направленность в изучении английского языка в СПО [Электронный ресурс]/ Широкова Т.Н. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/413684/ (дата обращения: 08.04.2013)