Статья по методике преподавания английского языка Аудирование:содержание, проблемы,особенности.Речевые упражнения


Министерство образования и науки администрации Волгоградской областиОктябрьский муниципальный район Волгоградской области Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Аксайская средняя школа»
ДОКЛАД ПО методике преподавания английского языка в средней школе ПО ТЕМЕ:
« АУДИРОВАНИЕ: содержание, проблемы, особенности. Речевые упражнения »
Выполнила :Учитель английского языка
МКОУ «Аксайская СШ»
Октябрьского муниципального района
Волгоградской области ГАЛИЧ Людмила Юрьевна
Волгоград 2016
Содержание:
Введение:
Содержание понятие «аудирование», его этапы и структура с.2 – 4
Основная часть:
Критерии отбора текстов для аудирования. Типы текстов с. 4 – 5
Этапы работы с текстом для аудирования с. 5 – 6
Трудности в процессе аудирования с. 6 – 8
Основные ошибки учителя с. 8
Основы успешного аудирования с. 9
Виды тренировочных упражнений с.9 – 11
Виды речевых упражнений с.11-14
Особенности разных этапов обучения
аудирования с.14 -15
Заключение с. 19
Приложение с.16 -18
Список использованной литературы с.19

АУДИРОВАНИЕ – непродуктивный вид речевой деятельности, являющийся основой для говорения и дающий возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией, ритмом, ударением, мелодикой. Термин «аудирование» противопоставлен термину «слушание», так как слушание обозначает акустическое восприятие звукоряда, тогда как понятие аудирования включает процесс восприятия и понимания звучащей речи. Несформированность аудитивных навыков является причиной нарушения общения и отрицательно сказывается на языковой подготовке школьников. Навыки аудирования формируются только в процессе восприятия речи на слух. Уровень овладения аудированием предполагает сформированность ряда операций, основополагающих для данного вида речевой деятельности:
Опознание звукового потока
Восприятие значения аудируемых единиц
Выявление значимой информации в аудируемом тексте
Э Т А П Ы О Б У Ч Е Н И Я АУ Д И Р О В А Н И Ю:
- выполнение различных заданий
- контроль прослушанного- выход в другой вид деятельности /говорение либо чтение/
Основные УУД в данном виде речевой деятельности :Понимать услышаное в целом
Распознавать на слух лексические единицы и грамматические структуры в рамках обозначенной темы
Использовать языковую догадку
Реагировать вербально и не вербально на услышанное
Уметь переспрашивать
Соотносить графические образы с услышанымОсновная цель аудирования – получение какой-либо информации, в связи с этим в зависимости от конкретных учебных задач и по признаку полноты понимания информации различают 3 вида аудирования:
Аудирование с пониманием основного содержания
Аудирование с выборочным пониманием
Аудирование с полным пониманием
В процессе аудирования важнейшими факторами являются речевой слух, память/ долговременная, кратковременная, оперативная/ артикуляция, вероятностно-смысловое прогнозирование.
Основные условия формирования навыков аудирования:
Мотивация/т.е. потребность слушать/
Правильный выбор аудиотекстовНаличие определенных трудностей в восприятии текста, связанных со сложностью текста
/вынужденная необходимость их преодоления/
Аудирование обладает так называемой горизонтальной структурой/И.А.Зимняя/, в которой выделяются 3 фазы, а именно:
Мотивационно-побудительная/учитель должен сообщить, что учащиеся будут слушать и что должны услышать, и сделать на основе прослушанного/
Аналитико-синтетическая/основная фаза/ здесь происходит восприятие и переработка информации/
Исполнительная, которая сливается с аналитико-синтетической
А.А.Леонтьев говорит о необходимости выделения 4-й фазы- К О Н Т Р О Л Я, в которой с помощью вербальной либо невербальной реакции со стороны учеников учитель должен добиваться обратной связи/поняли или не поняли /решили или нет данную коммуникативную задачу/
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОТБОРА ТЕКСТОВ ДЛЯ АУДИРОВАНИЯ:
Тексты должны соответствовать
- уровню развития и возрасту учащихся
- теме изучения /10 – 11 классы предпочитают тексты о дружбе и любви. Политике, детективы, технике, посвященные какой-либо профессии, тексты страноведческого характера/
- интересам детей
2) тексты должны быть аутентичными и функциональными / т.е. ориентированными на реальное использование в повседневной жизни для создания иллюзии приобщения к естественной языковой среде
3) должны учитываться языковые особенности текста и его композиционные особенности
4) для среднего этапа обучения тексты должны состоять из 10-15 предложений, а для 10-11 классов- доходить до 20-25.
Т И П Ы Т Е К С Т О В:
- объявления// реклама// театральная афиша// билет на концерт, в кино, на выставку, ж/д или авиа// инструкция// анонс// статья// интервью// объявление о приеме на работу// стихотворение// рассказ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ:
- снятие трудностей лексического характера /с новыми словами учащиеся должны быть ознакомлены заранее/
- установка на первое прослушивание
- первое прослушивание
- проверка понимания
- установка на 2-е прослушивание
- 2-е прослушивание
- проверка понимания, исходя из 2-й установки
У Р О В Н И П О Н И М А Н И Я Т Е К С Т А:
Фрагментарный /отдельные лексические единицы/
Глобальный /темы сообщения/
Детальный /фактов/
Критический /подтекст/
Т Р У Д Н О С Т И в процессе аудирования:
- трудности, связанные с особенностями акта слушания и речевой деятельности слушающего
- трудности, связанные с особенностями речи носителей языка /пол-мужской или женский/
Возраст – взрослый , ребенок или пожилой человек/ стиль речи
- трудности, связанные с особенностями цивилизации страны изучаемого языка и овладением социолингвистическим и социокультурным компонентами коммуникативной компетенции.
К 1 – му типу трудностей относятся:
- неповторимость
-кратковременность
- темп речи
Наличие данного вида трудностей приводит к нарушению целостности восприятия.
Существует предельная скорость предъявления речевых сообщений, превышение или занижение которой ведет к резкому падению активности и заметному снижению уровня понимания, утомлению и снижению эмоционального тонуса.
Если скорость завышена понимание затрудняется усиленным редуцированием звуков, сокращением пауз между синтагмами, отсутствием времени для осознания смысла. При слишком медленном темпе растягивается фаза восприятия, затрудняется процесс интеграции отдельных единиц. Таким образом, в процессе предъявления наиболее употребительным является средний темп речи, причем 200 слогов в минуту – это темп ниже среднего, а 300 слогов в минуту –выше среднего. В обучении желательно исходить из естественного темпа речи, который будет разным для разных языков. Например англичане произносят 220 слогов в минуту, тогда как американцы – 150-170 слогов.
В классах со слабой языковой подготовкой я часто даю информацию порционно, с длительными паузами между синтагмами, предложениями, абзацами, для лучшего осмысления содержания.
Также необходимо учитывать расположение главной мысли , так как, если она находится в начале сообщения, она понимается на 100%, если в конце – на 70%, а если в середине сообщения, то только на 40%.
2-й тип трудностей связан с формой предъявления аудиотекста. Всегда легче воспринимается речь учителя, иллюстрируемая наглядностью; труднее – без наглядности; хуже воспринимается речь с аудиодиска и самые сложные это- тексты по радио.
Также легче воспринимается монологическая речь, чем диалогическая, а среди монологов – легче фабульная, чем описательная.
Кроме того, существуют трудности, связанные с восприятием языковой формы:
- содержащийся в аудиотексте незнакомый материал/лексико-грамматический/ или знакомый, но сложный
- наличие омонимов
- употребление слов в переносном значении
- употребление многозначных слов
Трудности, связанные с СОДЕРЖАНИЕМ аудиотекстов:
Понимание фактов/ цифр, дат, имен собственных, географических названий/
Понимание логики изложения из-за перегруженности информацией
Понимание общей идеи
Важная роль в организации аудирования принадлежит учителю.Необходимым условием формирования данного навыка и понимания учащимися английской речи является собственно сама речь учителя во время урока и поэтому к речи учителя предъявляются определнные требования, а именно:
*нормативность
*узуальность*отбор и повторяемость языковых средств
*адекватность возможностям учащихся для понимания
*эмоциональность и артистизм
Учителю необходимо научить учащихся быстро отбирать языковые средства при общении, составлять микро- и макросообщения/монологические высказывания/, вести диалоги, беседу, работать в ситуациях.
О С Н О В Н Ы Е О Ш И Б К И У Ч И Т Е ЛЯ при организации процесса аудирования:
- воспроизведение речи самим учителем
- многократное повторение сообщения
-нарушение скорости предъявлении аудитивного материала
-нет четко организованного контроля
-контроль носит нерегулярный характер
-контроль не охватывает всех учащихся
-отсутствует дифференциация приемов контроля/должен быть разноуровневым по сложности, а для этого нужно начинать с простых форм/ответов на общие вопросы/назови дату и время/укажи место события/количество участников , их имена, возраст/ и постепенно переходить к более сложным/дай характеристику главному герою либо событию/объясни, почему/дай оценку и выскажи свое мнение/аргументируй его.
Аудирование может быть не только целью обучения, но и средством обучения и таким образом через аудирование происходит знакомство с новым языковым и речевым материалом.
О С Н О В Ы У С П Е Ш Н О Г О А У Д И Р О В А Н И Я:
Правильный подбор текста и постепенное, последовательное усложнение текстов, предъявляемых для прослушивания
Создание ситуации общения
Правильно заданные учителем установки на этапе предварительной работы
Опора на зрительную наглядность/предметы, карты, диаграммы, схемы, жесты учителя, мимика с учетом их динамики
Умение удерживать в памяти воспринимаемую речь
Выполнение системы упражнений по нарастающей, с постепенным увеличением количества языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых умений и УУД
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ по формированию аудирования можно объединить в 5 групп:
Упражнения, направленные на снятие лингвистических трудностей /фонетических, лексических, грамматических/
Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти/прослушай слова и постарайся запомнить/ воспроизведи услышанные слова/ запиши в транскрипции/
Упражнения, направленные на развитие внимания/послушай и скажи как зовут сестру Майка: Mike has got a brother and a sister. His sister”s name is Alice and his brother’s name is Alex.
Упражнения, направленные на развитие воображения/ прослушай и передай 1 словом «The place where we play sports games at school “
Упражнения, направленные на развитие логического мышления/ прослушай предложения и скажи в правильном ли порядке они расположены: «It’s blue.I’ve got a ball.Her name is Mary.I've got a sister./
В И Д Ы У П Р А Ж Н Е Н И Й :
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ /тренировочные языковые/:
1) На восприятие и распознавание звуков, слов, словосочетаний, интонации, грамматической формы слова:
- послушайте слова и поднимите руку, если в слове есть долгий звук
-послушайте слова и выберите те, которые соответствуют картинке
-прослушайте и повторите несколько пар слов: bee-beat/ hit-heat/ear-bear/love-load/
- определите на слух рифмующиеся слова, отметьте их цифрами: able-apple-age-table/1/4/
- прослушайте ряд прилагательных/глаголов/ назовите существительные, которые с ними чаще всего употребляются
2) Базовые упражнения- повторение слов, фраз, частей текста расширяющимися синтагмами/»снежный ком»/I’m sitting.I’m sitting and writing.I’m sitting and writing a letter.I’m sitting and writing a letter to my brother/
3)упражнения на развитие механизма вероятностного прогнозирования
-послушайте начало слов и закончите их
-послушайте начало словосочетаний и закончите их
-послушайте слова к аудиотексту и назовите его тему
4)упражнения по идентификации знакомых лексических единиц,фраз, на выявление слов, словосочетаний и фраз, которые отсутствовали при 1-м предъявлении текста:
-прослушайте предложение и замените одно слово др.
-прослушайте 2 предложения и скажите, чем они отличаются
-прослушайте предложения и скажите, какие из них не соотвестствуют содержанию текста
- прослушайте ряд речевых формул, назовите ситуации, в которых они могут употребляться
- прослушайте текст с фонограммы и заполните пропуски в графическом варианте этого же текста
- прослушайте 2-3 короткие фразы, соедините их в одно предложение
- прослушайте ряд глаголов, образуйте от них существительные с суффиксом –er:
To work-worker/to build-builder/to write-writer/to sing-singer
- определите значение интернациональных слов по контексту и их звуковой форме
- определите значение незнакомых слов с помощью дефиниций/описаний/ на английском языке
- просмотрите ключевые слова и назовите тему, которой посвящен аудиотекст,
Затем прослушайте текст и проверьте правильность своего ответа
Р Е Ч Е В Ы Е У П Р А Ж Н Е Н И Я /К О М М У Н И К А Т И В Н Ы Е/
для осмысления содержания и преодоления трудностей в условиях, приближающихся к естественному речевому общению./
Данный вид упражнений рекомендуется выполнять на прослушанных текстах.
РЕЧЕВЫЕ У П Р А Ж Н Е Н И Я У Ч А Т:
Устранять проблемы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста
Соотносить содержание с ситуацией общения
Членить аудиотекст на смысловые части и определять основную мысль в каждой из них
Приспосабливаться к индивидуальным особенностям говорящего и к различной скорости предъявления
Удерживать в памяти фактический материал аудиотекста/цифровые данные/хронологические даты/имена собственные/ географические названия и т.д и т.п.
В И Д Ы Р Е Ч Е В Ы Х У П Р А Ж Н Е Н И Й:
*прослушайте тексты, различные по содержанию, в нормальном темпе, с опорой на наглядность, а затем, в звукозаписи без опоры на наглядность и ответьте на вопросы
*прослушайте начало рассказа и постарайтесь догадаться о том, что произошло дальше
*прослушайте 2 рассказа и скажите, что в них общего , а что разного
*прослушайте текст и подберите к нему название
*прослушайте текст и определите его тип/сообщение, описание, повествование, рассуждение/
*прослушайте диалог и кратко передайте его содержание
*прослушайте несколько фрагментов текста, составьте план высказывания
Все речевые упражнения делятся на упражнения :- ДО ПРОСЛУШИВАНИЯ ТЕКСТА
- ВО ВРЕМЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ
- ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ
УПРАЖНЕНИЯ Д О П Р О С Л У Ш И В А Н И Я:
Цель – подготовка к восприятию аудиотекста, актуализация имеющихся у учащихся знаний и опыта, создание мотива ан предстоящую деятельность, снятие возможных трудностей, включение механизма «ожидания» и прогнозирование с помощью
- ассоциограммы/например, предполагается прослушать текст о футболе: учитель перед прослушиванием предлагает назвать все слова, которые ассоциируются у них со словом «футбол», записывает их на доску, учащиеся называют слова.После прослушивания учитель предлагает выделить слова, записанные по ассоциации и дополняют рядом слов из прослушанного текста/
-визуальных импульсов в виде картинок, фотографий, графиков
-акустических импульсов/музыка, голоса, шум транспорта, морской прибой, ветер и пр./
УПРАЖНЕНИЯ В П Р О Ц Е С С Е П Р О С Л У Ш И В А Н И Я:
Учащиеся должны понять смысл и коммуникативные намерения говорящего, удерживать в памяти то новое, что они узнали из текста и
- дать оценку /интересно, познавательно, важно, полезно/
-ответить на вопросы
-соотнести иллюстрации или пункты плана с содержанием
-написать конспект
-назвать жанр
-назвать действующих лиц диалога
-упорядочить фрагменты текста/или диалога в логической последовательности
/при работе с наглядностью(карта, план города, схема, таблица):
*отметить на рисунке,схеме названия мест событий, о которых идет речь
*пронумеровать на схеме предметы, о которых идет речь
*добраться до указанного места с помощью карты местности
*найти клад
*обозначить либо написать указанный в прослушанном тексте маршрут
УПРАЖНЕНИЯ П О С Л Е П Р О С Л У Ш И В А Н И Я:
Цель- вовлечь учащихся в активную творческую деятельность.Данный вид упражнений служит для контроля понимания и успешного акта общения.Это упражнения текстового характера / правильно-неправильно//да-нет/, ответы на вопросы, составление плана , пересказ, завершение текста, беседа, дискуссия, оценка героев и поступков, оценка самого текста.
К данному виду упражнений относятся:
- Упражнения для обучения ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ «СО СТОРОНЫ»
*прослушайте диалог и составьте аналогичный на эту же тему
*прослушайте начало диалога и дайте его окончание
*прослушайте фонозапись/кинофрагмент/ и передайте разговор действующих лиц
*выделите новую для Вас информацию
*прослушайте ряд вопросов, дайте развернутые ответы в отведенные для этого паузы
*прослушайте начало диалога и продолжите его с партнером
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ:
*прослушайте текст, ответьте развернуто на вопросы
*просмотрите отрывок из фильма, назовите его основную идею
*выделите в основном сообщении параграфы и озаглавьте их
*прослушайте текст и составьте рецензию по плану/тема, действующие лица,краткое изложение содержания, основная идея/
УПРАЖНЕНИЯ НА К О Н Т Р О Л Ь П О Н И М А Н И Я:
- подтвердить или опровергнуть высказывание
- подобрать иллюстрацию к тексту
- упорядочить пункты плана
- отметить на карте план маршрута
- выполнить текстовой множественный выбор/например- 1 из 3/4/
- выполнить клоуз-тест
- выписать ключевые слова
- записать слова в таблицу
- выполнить альтернативный тест/да//нет/
- выбрать заголовок из нескольких предложенных
О С О Б Е Н Н О С Т И РАЗНЫХ Э Т А П О В ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ:
- в 5 – 9 классах:
Понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание/с пониманием основного содержания/ с выборочным пониманием/ с полным пониманием/ в зависимости от коммуникативных задач и функциональных типов текстов/прогноз погоды,программа телепередач, объявление на вокзале или аэропорту
Учащиеся должны уметь:
- прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения и выделять основную мысль
- выбирать главные факты, опуская второстепенные
- выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку и контекст
- игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания
- использовать переспрос, просьбу повторить
Время звучания текста от 1,5 до 2 минут
В 10 -11 классах:
Дальнейшее развитие понимания на слух с различной степенью полноты и точности высказываний собеседников в процессе общения, а также содержания аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров.
Учащиеся должны:
- понимать основное содержание несложных звучащих текстов МОНОЛОГИЧЕСКОГО и ДИАЛОГИЧЕСКОГО характера
- выборочно понимать необходимую информацию в объявлениях и информационной рекламе
- относительно полно понимать высказывания собеседника в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения
- уметь отделять главную информацию от второстепенной- выявлять самые значимые факты
- определять СВОЕ ОТНОШЕНИЕ к ним и аргументировать свой выбор
Время звучания аудиотекстов на данном этапе - 3-5 минут
Заключение:
Таким образом, аудирование составляет основу успешного общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Владение аудированием как видом речевой деятельности развивает умение учащихся говорить на иностранном языке и понимать его, поэтому первоочередная задача учителя – добиться стремления учащихся слушать речь и понимать слышимое, повысить мотивацию к пониманию иностранной речи на слух и тем самым успешно использовать навыки аудирования как средства общения.Аудирование развивает память, внимание, умение слушать собеседника и является развивающим аспектом в обучении английскому и др.иностранному языку и его роль в формировании коммуникативных навыков не может быть переоценена.
П Р И Л О Ж Е Н И Е
9 класс
Вы услышите беседу папы и дочки, обсуждающих предстоящий визит Деда Мороза. Определите, какие из приведенных утверждений А 1 – А4 соответсвуют содержанию текста (1-TRUE), какие не соответствуют(2-FALSE) и о чем в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (3- NOT STATED). Обведите номер выбранного Вами ответа. Вы услышите запись дважды. У Вас есть 30 секунд, чтобы ознакомиться с заданиями.
NOW WE ARE READY TO START.
DAD: Well, Christmas is almost here. So, what do you want from Santa this year?
EMILY:I would have a BARBIE doll and a little pink dollʼs house.
D:I’m excited, and Santa is coming. And how is Santa going to get inside the house, Emily?
E/:Um, down the chimney, I think/
D:Okay, so heʼs going to get inside down the chimney, and should we prepare anything for Santa?
E:Yeah! We could prepare some cookies for him and some hot chocolate and we could give Rudolph some hot chocolate in a plate and a cookie.
D:Well,what do you think? Rudolph, I mean, reindeer, probably don´t eat cookies, but what else could we give him, Emily?
E:Um, apples, oranges and bananas. And some hot soup, I think. So, he’ll be able to get warm. It is so cold and frosty outside.
D:Okay and what time do you think we should go to bed?
E:Um, eight/
D: About 8 o’clock…Well, that’s exciting. I’m really happy that Christmas is coming.
You have 30 seconds to complete the task. |pause – 30 s.|
Now you will hear the text again/repeat/
This is the end of the task. You now have 20 seconds to check your answers.
This is the end of the Listening Test.
THE T A S K
A1 Emily wants to have a doll and a cat’s house
True 2. False 3.Not stated
A2 Emily thinks Santa is going to get inside the house down the chimney
/ TRUE/FALSE/NOT STATED/
A3 Emily is going to sing a Christmas song for Santa and Rudolph
/TRUE/FALSE/NOT STATED/
A4 Emily and her Dad are planning to go to bed early
/TRUE/FALSE/NOT STATED/
KEY:
A1 – FALSE/ A2 – TRUE/ A3 – NOT STATED/A4 – TRUE/
ВАРИАНТ УПРАЖНЕНИЙ ПО АУДИРОВАНИЮ ДЛЯ 7 КЛАССА
LISTEN TO THE TEXT “A WRONG DOOR” AND DO THE TASKS BELOW:
The air hostess was in the small kitchen at the back of the airplane preparing the trays for lunch when an old lady came up and spoke to her.”Could You please tell me where the ladies’ lavatory is in your plane?”
“Yes, madam, said the airhostess and smiled.”It is right at the other end of the plane – at the front.”
The little old lady went too far. She walked all the way to the front of the plane, opened the door in front of her, and saw the captain of the plane and the other officers. They were all busy with their work and didn’t see her. She went out again, shut the door and returned to the airhostess.
“Oh, didn’t you find it, madam?”
“Yes, I did,” said the little old lady/”But there are 4 men in the ladies’ lavatory watching television/”
T A S K S
A answer the following questions
1.Did the little old woman follow the directions of the air hostess?
2.What mistake did she make?
3.Who were the 4 men?
4.Why did the old lady think that they were watching TV?
KEYS:
1.Yes,she did, but she went too far. 2. She entered the captain’s cabin.3.The captains and other officers.4. They were looking at the equipment in front of them.
B finish the following sentences
1.The air hostess was in /a small kitchen/ at the back of the plane
2. She said that the lavatory was …/at the other end of the plane/
3. The old woman saw…/ 4 men/
4. She said that she had found the lavatory d\because she thought she had followed the directions of the stewardess.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранному языку. Лингводидактика и методика. М.: Высшая школа: 1991 г.
Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбова А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: М.: Высш.шк., 1982 г.
Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи.//Иностранные языки в школе.-№5.:1996 г.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.-М. : Высш.шк.:1991 г.
Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку.-М.: 2000 г.
Крицкая И.П. Некоторые синтаксические особенности материала для аудирования.-/Ин.яз. в школе: № 4:2005 г.
Кузьменко О.Д.Некоторые методики преподавания иностранного языка в школе и ВУЗе./М.:2003
Методика обучения ин.яз. в средней школе/отв.ред.М.Н.Колкова/-Спб: КАРО:2005
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному гворению.М.: 1985
Рогова Г.В. О речи учителя на уроке.//Ин.яз. в школе.№ 5; 1984
Сахарова Т.Е., Рабинович Ф.М. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.-М.: Просвещение:1991
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов педвузов и учителей/Е.Н.Соловова- М.: Просвещение:2002