Статья Грамматические сказки как метод формирования мотивации к изучению английского языка в младших классах

Головина М.С.
(Стахановский педагогический колледж ЛНУ имени Тараса Шевченко)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ МОВИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ
Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы.
На протяжении многих лет вопрос мотивации является предметом исследования педагогов, учёных, психологов. Различные теории мотивации человека выдвигали такие исследователи, как З. Фрейд, К. Левин, А. Маслоу, К. Роджерс,0 Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, М.И. Лисина, И.П. Павлов и другие. Ценный вклад в понимание учебной мотивации вносит концепция Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова о ведущей учебной деятельности младшего школьника и о динамике отношения к учению в младшем школьном возрасте – нарастание интереса к результату и снижение познавательного интереса.
Учебная мотивация – это сложное, системное образование, состоящее из познавательных и социальных мотивов учения. Под мотивом, который побуждает школьника учиться, подразумевается не один, а ряд мотивов различного свойства, которые можно разбить на следующие группы: учебно-познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний, познавательная потребность, любознательность и др.); непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.); перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга, и др.) [1,30]. Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в младшей школе.
Эксперименты последних лет подтвердили, что занятия иностранным языком развивают детей, прежде всего, их логическое мышление, поднимают их образовательный и культурный уровень, наблюдается положительное влияние изучения иностранного языка и на знание родного.
Примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Но со временем интерес значительно ослабевает. Возникает вопрос: почему? Это связано с недостаточной внутренней мотивацией ребенка к учению, с несоответствием выдвигаемых требований и его потребностей.
Важно помнить, что учение не должно быть тягостным. Настоящий интерес к изучению предмета значительно повысит уровень активности детей на уроке, а соответственно и уровень сформированных знаний.
Основными методами мотивации младших школьников на уроках являются: игровые приёмы предъявления изучаемого материала (основной и наиболее эффективный способ формирования положительной мотивации у младших школьников); конкурсы и олимпиады по предмету; внеурочная работа по предмету; нестандартные формы проведения уроков; использование коллективных форм учебной работы; использование компьютерных технологий; организация дифференцированного и индивидуального подхода; создание проблемных ситуаций; создание ситуации успеха [2,15].
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. Игровые методики на уроках английского языка в начальной школе – основной способ формирования мотивации. Обучающие возможности игры на иностранном языке отмечали многие известные педагоги, среди которых Л.В. Выготский и Д.Б. Эльконин.
Обязательным в процессе формирования мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников является творчество: как учителя, так и учеников. Чтобы обучение стало интересным следует привлекать учеников не только к репродуктивной, но и к творческой деятельности на уроке и вне его. Это может быть применение проектного метода (написание сочинения каждым учеником в отдельности либо составление коллективного проекта группой учащихся), дидактических игр, заданий эвристического характера, проведения праздников и мероприятий посвященных английскому языку («Праздник Алфавита», инсценировка сказки и т.д.),
К игровым методам обучения относится и такое явление, как грамматические сказки. Известно, что грамматика любого иностранного языка, в том числе и английского, трудна для понимания младшими школьниками
Для того, чтобы состоялось адекватное осознание учеником конкретного грамматического явления, учитель стремится как можно полнее и точнее раскрыть значение новой граммати
·ческой конструкции, обратить внимание на ее особенности и формы, продемонстрировать употребление в речи. В начальных классах реализовать это стремление не так-то просто. Дело в том, что в грамматический минимум для начальной школы неизбежно входят и общие грамматические понятия, полноценное осмысление и понимание которых предусматривает наличие у детей 7-8-летнего возраста достаточно высокого уровня сформированности и развития понятийного мышления, которое, как показывает опыт, достигает достаточного уровня лишь к 11-12 годам. Учитывая это при обучении грамматике английского языка, учитель опирается на то, что у детей младшего школьного возраста ярко выражено, прежде всего, наглядно-образное мышление, воображение, способность к подражанию и т.п. Одним из проявлений творческого воображения является персонификация, т.е. наделение животных, предметов, отвлеченных понятий (в нашем случае общих грамматических понятий) человеческими качествами и свойствами, с чем мы часто сталкиваемся в сказках. На основе персонификации и создаются грамматические сказки, суть которых заключается в передаче грамматического правила путем рассказа истории, в хорошо знакомой детям сказочной форме, где герои принимают на себя функции грамматических понятий, а их действия отражают грамматическое правило.
Преимущества подачи грамматического материала на основе сказок:
грамматическая сказка существенно облегчает понимание абстрактных грамматических понятий и содействует их сознательному усвоению;
грамматическая сказка развивает воображение ребенка, что прямо связано с развитием речи и эмоциональной сферы личности, и является средством творческого моделирования ситуаций общения;
словесный способ подачи новой информации способствует развитию речевых способностей ребенка;
грамматическая сказка провоцирует на самостоятельное соотнесение сказочного сюжета и грамматического правила, т.е. стимулирует умственную активность учащихся [3].
Кроме того, интерес учеников к сказочному сюжету и непривычная форма учебного процесса существенно повышают мотивацию детей к изучению грамматики иностранного языка, а значит, создают благоприятную атмосферу на уроке и поддерживают внимание учеников. Несомненным преимуществом грамматической сказки также является включение в ее сюжет новой для учеников терминологии, что способствует ее быстрому и эффективному усвоению. Такой метод обучения применяется, как правило, при ознакомлении с новым грамматическим материалом.
Сформировать у младших школьников мотивацию к изучению иностранного языка – задача не простая, так как требует от учителя владения не только фактическим материалом, но и различными приемами активизации учащихся. Учитель для детей должен стать не просто источником знаний, он должен творчески подходить к процессу обучения, постоянно искать новые формы и методы работы с детьми, чтобы интерес к изучению языка со временем не угас.
Проблема поиска методов мотивации младших школьников на уроках иностранного языка остается открытой, так как с развитием общества и технического прогресса все труднее становится заинтересовать детей к учению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Саланович, Н.А. Мотивация учения и пути её повышения на уроке иностранного языка / Н.А. Саланович // Иностранные языки в школе. - 1987.- № 5. – С.29-31.
2. Степанова, Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е.А. Степанова // Иностранные языки в школе. – 2004. - № 3. – С. 15-16.
3. Рогова Г.В. Верещагина И.Н. Методика обучению английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов вузов.-3-е изд. – М.:Просвещение, 2000. – 232с.
4. Роман С.В. та ін. Навчально-методичний комплекс «Wonderland». Книжка для вчителя. – 3-вид.допов. – К.: Ленвіт, 2000. – 208с.
5. Русинова М.В. Формирование мотивации изучения английского языка у младших школьников на примере грамматических сказок. – www.festival@1september.ru
6. Halliwell S. Teaching English in the Primary Classroom. – London and New York: Longman, 1993. - 112c.



15