Статья Лингвистический театр как средство повышение мотивации к изучению иностранного языка


О. В. Смирнова,
учитель иностранного языка
ЧОУ «Православная гимназия №11»,
г. Нижний Тагил
Лингвистический театр как средство повышение мотивации к изучению иностранного языка
Понятие эстетической культуры школьника давно и прочно закрепилось в педагогике как один из основополагающих концептов построения гармонически развитой личности. Проблема воспитания через творчество всегда стояла очень остро. Это связано с тем, что воспитание личности – процесс заведомо сложный, многоаспектный, и многие педагоги-практики приходят к выводу о необходимости комплексного подхода к решению задач воспитания, в том числе и с помощью искусства. Одним из действенных средств к этому становится школьный театр. «Есть много сторон в детской жизни, глубоких и серьезных переживаний, которые ищут выхода и, не находя его, остаются скрытыми, давят и на психику, становясь источником неожиданных странностей, капризов и непонятных заболеваний. Непринужденная детская игра, дающая простор воображению, отражает в себе жизненный опыт детей; ход ее зависит от богатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребенка. …Мы не хотели бы развивать идею детского театра с артистами, талантами и волнующей публикой. Мы хотим, чтобы драматизация вошла в обыденную жизнь вместе с другими формами детского творчества, когда наши представления-игры заполнят большой пробел в детской жизни, и вырастет здоровое «искусство в жизни детей» – писал С. Т. Шацкий более ста лет назад.
О возможности создания театра в школе упоминали В. П. Острогорский, К. Д. Ушинский, М. А. Рыбникова, А. С. Макаренко и другие педагоги. Их идеи были подтверждены многочисленными успешными опытами. Анализируя собственные успехи, авторы в целом отмечают как особенность детского сознания восприятие мира через фантазию и творчество, природное стремление детей к игре, дающей возможность раскрытия эмоционального, интеллектуального, творческого потенциала личности.
Театральная технология обладает огромным потенциалом в формировании у подрастающего поколения духовной культуры – системы ценностей, мотивов поведения, отраженных в мировоззрении, идейной позиции. Реализация культурологического подхода в образовании предполагает гармоническое развитие разума, чувства и воли детей на основе объединения всего накопленного опыта человечества, бережного и уважительного отношения ко всем формам культуры: религии, морали, праву, искусству, народному творчеству и научному знанию. Поэтому школьный театр давно и совершенно обоснованно признан одной из самых эффективных форм внеурочной деятельности с детьми разных возрастов.
Уже не первый год в ЧОУ «Православная гимназия №1» существует лингвистический театр. Учебный лингвистический театр – внеурочная форма обучения иностранному языку, применение которой предполагает создание под руководством преподавателя учебных лингвистических пьес, репетиции и проведение учебных лингвистических спектаклей в школе с целью более глубокого усвоения учебного материала, совершенствования универсальных учебных действий, формирования всесторонней развитой личности школьника.
Своевременность его создания в том, что он позволяет устранить противоречия между требованиями программы по иностранному языку и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Успехи, которые обучающийся достигает во внеурочной деятельность служат, как правило, мощным стимулом для проявления своих способностей и на уроках.
Задачи деятельности лингвистического театра
создать благоприятные условия для раскрытия индивидуального творческого потенциала каждого из воспитанников коллектива методом дифференцированного подхода;
приобщить обучающихся через лучшие образцы театрального искусства к духовно-нравственным и культурным ценностям человечества;
расширить и углубить иноязычную компетентность обучающихся.
создать спектакли и театрализованные представления, доступные для всех, понятные по форме и несущие максимально добрый заряд для зрителей.
Основная трудность в обучении иностранному языку детей заключается в том, чтобы сделать для ребенка иностранный язык коммуникативно-значимым, активным средством коммуникации. Сущность коммуникативного обучения в том, что процесс обучения является моделью процесса общения. Но овладение языком через моделирование процесса общения затруднительно для детей и не вызывает у них заинтересованности в обучении. Именно игра в театре дает возможность преподавателю оправдать требование общаться с ним на иностранном языке, помогает сделать коммуникативно-значимыми фразы, построенные по простейшим моделям, помогает сделать эмоционально привлекательным процесс повторения одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов.
Драматизация, как никакой другой вид деятельности может помочь учителю преодолеть сопротивление обучающихся изучению иностранного языка, делая процесс изучения английского языка увлекательным, приносящим удовольствие; ставя перед учеником реалистичные цели, успешно достигая которых, он будет хотеть двигаться дальше; связывая опыт ребёнка по изучению языка с его жизненным опытом.
Совершенно очевидно, что такой способ изучения иностранного языка позволяет не только развить иноязычную коммуникативную компетенцию, но и, как того требует ФГОС ООО, расширить лингвистический кругозор, сформировать позитивное отношение к другим культурам и создать основы для интереса к иностранному языку, к дальнейшему совершенствованию уже имеющихся знаний и к овладению вторым и третьим иностранными языками.В основе работы лингвистического театра лежит метод театральных проектов. Театральный проект как метод обучения дает учащемуся активное, действенное восприятие знаний соответственно его природе. Вместо односторонней работы ума она привлекает к работе всю личность ребенка: ум, чувства, воображение, воля участвуют в сложном творческом процессе драматического воспроизведения.
Цель театральных проектов заключается в подготовке спектаклей на английском языке.
Основной структурной единицей, на базе которой выстраивается проект, является театральная труппа, в которую входят учащиеся и преподаватели, желающие принять участие в совместном творчестве.
Этапы реализации театрального проекта:
подготовительный
основной
заключительный
1) на подготовительном этапе происходит выбор пьесы для постановки. Она предлагается руководителем или учащимися и принимается после совместного обсуждения. Часто замысел проекта рождается внутри учебной деятельности как логическое продолжение содержания учебного предмета.
2) основной этап реализации проекта включает репетиции, мастер-классы, оформление спектакля. Содержание театральных проектов на данном этапе может дополняться проектными работами иных форм: это организация и проведение мастер-классов по сценическому искусству для учащихся младших классов, подготовка к участию в горнозаводском фестивале иноязычных школьных театров «Овация».
3) заключительный этап включает показ спектакля, презентацию результатов театрального проекта.
Участником проекта может стать любой гимназист, увлеченный театром, музыкой, поэзией, английским языком. Каждый учащийся, если и не откроет в себе будущего покорителя мировых сцен, то в любом случае раскрепостится, научится владеть своим голосом, телом, разовьет память, получит уникальный опыт общения, усовершенствует свои знания.Руководители проекта – учителя иностранного языка, педагоги дополнительного образования.
Использование метода театральных проектов при изучении иностранного языков способствует:
совершенствованию языковых знаний школьников, развитию коммуникативныхумений, вхождению в контекст иноязычной культуры;
формированию у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной;
приобретению реального опыта межкультурного общения на иностранном языке;
развитию творческих возможностей и способностей учащихся, их самореализации;
повышению мотивационного уровня учащихся к изучению английского языка;
пониманию состояние других через вживание в образ, анализ характера и мотивов поведения персонажа. Для педагога – это умение понимать своих подопечных как важнейшееусловие в воспитании личности ученика;
формированию гуманистического мировоззрения и нравственному совершенствованию личности учащихся, воспитанию высоких нравственных качеств;
становлению таких качеств личности, как умение работать в команде, ответственность за успех общего дела, самодисциплина, умение принимать решения, справляться с возникающими трудностями;
воспитанию художественного вкуса учащихся, расширению знаний о зарубежной литературе;
формированию коллектива единомышленников, объединённых общей созидательной, творческой идеей;
развитию инициативы школьника.
Творчество детей в лингвистическом театре проявляется в трех направлениях: как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета); исполнительское (речевое, двигательное); оформительское (декорации, костюмы и т.д.).
Деятельность театра осуществляется благодарясогласованной работе учащихся, преподавателей, администрации, родителей.
Участие школьников в лингвистическом театре способствует воспитанию высоких нравственных качеств, формированию у них иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.
Таким образом, осуществляя внеурочную деятельность по английскому языку на базе лингвистического театра можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей, а также повысить уровень мотивации к изучению иностранного языка.
Литература
Страшнова И. В. Литературный театр в школе как средство воспитания этической и эстетической культуры личности. – Мурманск, 2008.
Сапко О. А. Литературно-драматические проекты как способ развития качества образования // Система управления качеством образования на уровне педагога. Материалы научно-практической конференции. 7 мая 2008 года. – Нижний Тагил, 2008.