Статья Роль нетрадиционных уроков в повышении мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла


ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ.
Круглый стол в рамках курсов
повышения квалификации ВОИПКиПРО"Роль нетрадиционных уроков
в повышении мотивации
к изучению предметов
гуманитарного цикла"
Выступление учителя русского языка
и литературы МКОУ лицей № 11
Россошанского муниципального
района Воронежской области
Городнянской Татьяны Николаевны
Воронеж, 2011
Для учителя очень важно, чтобы учебный процесс увлекал, завораживал учащихся, был интересен как педагогу, так и детям. Не секрет, что у многих учащихся сейчас понижается интерес к занятиям. Это злободневная проблема нашего времени… Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.
В современной школе большое внимание отводится нетрадиционным урокам. Что это такое? Это импровизированное учебное занятие со свободной структурой, которое может быть как уроком изучения нового, так и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения.
В моей практике нетрадиционные уроки занимают значительное место. Это связано и с возрастными особенностями школьников, и с оригинальностью проведения занятий. При разработке уроков мною ставятся определённые цели, которые реализуются в определённых формах:
становление творческих способностей учащихся: урок-бенефис, урок-творчество, урок-суд, урок-диспут, урок – пресс-конференция, урок-соревнование;расширение кругозора: урок-экскурсия, урок–путешествие;
развитие осмысленного отношения к знаниям: урок-защита проекта, урок-встреча;
стимулирование познавательного интереса: урок-КВН, урок “Что? Где? Когда?”, урок-викторина, урок-игра, урок-праздник;
развитие нестандартных умений учебной работы: экспресс-опрос, парный опрос, работа в группах.
Самое главное в нетрадиционном уроке – это отказ от шаблона в проведении;
большее вовлечение учащихся класса в активную познавательную деятельность,
различные формы и приёмы групповой работы;
максимальное развитие функции общения;
увлечение и занимательность как основа эмоционального тона урока;
дифференциация учащегося по учебным возможностям и склонностям.
В нетрадиционном обучении кардинально меняется деятельность учителя, так как теперь главной задачей учителя является не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а умело организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Педагог теперь выступает как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из учебной ситуации, а также проанализировать ответы, предложения детей и незаметно подвести их к решению данной проблемы.
Безусловно, формирование активной личности ученика невозможно без активности в овладении знаниями. Большую роль в этом играет мастерство учителя, его опыт, умение организовывать учебный процесс, а также поиск педагогом новых форм и методов обучения. Педагогическое творчество учителя рождает новые примеры нестандартных форм обучения, что позволяет педагогу вернуть утраченный интерес к изучению русского языка и литературы. Учитель должен сам сконструировать урок, учитывая условия обучения и состав учащихся. Педагогу необходимо отойти от схемы стандартного урока, внести что-то своё, новое, эксклюзивное, что могло бы привлечь внимание учащихся, мотивировать и активизировать их деятельность, заставить мыслить, действовать.
Нестандартный урок основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске и апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. Цель нетрадиционных уроков - отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.
Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе? Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:
становление новых отношений между учителем и учениками.
привитие интереса к предмету;
использование коллективных форм работы;
активизацию деятельности учащихся;
развитие умений и навыков самостоятельной работы;
самостоятельный поиск детьми интересного материала;
осуществление образовательной, развивающей, воспитательной, целей обучения.
Надо понимать, что учение только тогда станет для детей радостным и увлекательным, когда они сами будут учиться познавать мир: открывать проектировать, конструировать, исследовать. В этом помогут учителю нетрадиционные уроки.
Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок неэффективен...