Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием ИКТ Уч.Болотникова Г,И.


Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием ИКТ
Метод проектов воспитывает такие важные качества для современного человека и так необходимые для профессиональной деятельности, как коммуникабельность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, умение работать в команде, толерантность, а также раскрывает творческие и организаторские способности.
Учебный образовательный проект – организованная деятельность учащихся, направленная на решение проблемы, заведомо не имеющей единственно правильного решения. Проект обязательно ориентирован на получение конкретного результата и включает исследовательский элемент.
Проект – это задание, которое дается, как правило, в конце изучения определенной темы. Его выполнение дает учащимся возможность почувствовать, что иностранный язык – это не цель учения, а средство общения. В процессе подготовки, создания и представления проекта создается реальная ситуация деятельности: дети интервьюируют людей, составляют графики, пишут статьи, рисуют плакаты, издают книги и буклеты, сочиняют стихи.
Проектная деятельность учащихся способствует развитию коммуникативных умений
и имеет положительные стороны.
Включение учащихся в проектную деятельность, типичную для возрастных особенностей учащихся (на начальном этапе преобладают творческие проекты как средство обучения, на среднем этапе – творческие и информационно-исследовательские проекты, на старшем этапе – исследовательские, информационные, социально значимые проекты) создает условия для оптимизации работы по формированию УУД и развития коммуникативной активности учащихся.
Формирование УУД происходит на всем протяжении работы над проектом.
3. Технология проектного обучения английскому языку
В обучении целесообразно использовать метод проектов, что дает возможность учителю ввести своих учеников в процесс познания, нацелить их на поиск знаний, то есть способствовать дальнейшему развитию вторичной языковой личности и совершенствованию первичной, дальнейшему формированию коммуникативной, социокультурной и межкультурной компетенции .Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления искусного владения определенными языковыми средствами.
Е.С. Полат перечисляет следующие требования к методу проекта:
1) наличие личностно - значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, поиска для ее решения): исследования истории возникновения различных праздников в англоговорящих странах St. Patrick’sDay, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mother’s Day и т.д.; организация путешествий в разные страны; проблема семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями и т.п. ;2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажем с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства дома, парка; планировка и обустройство квартиры и т.д.);
3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности):
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Проектная работа имеет общую структуру независимо от вида проекта и этапа обучения.
- Деятельность учителя.
- Деятельность учащихся.
- Результат проектной деятельности.
Этапы
Задачи
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1. ЦелеполаганиеОпределение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп.
Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы.
Мотивирует учащихся. Объясняет цели. Наблюдает.
2. Планирование
Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез.
Выдвигают гипотезы. Формулируют задачи.
Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.
3. Выбор методов проверки принятых гипотез
Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации.
Обсуждают методы проверки.Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации.
Наблюдает.Консультирует.Советует (по просьбе).
4. Выполнение
Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта.
Работают с информацией.Синтезируют и анализируют идеи.Проводят исследование.Оформляют проект.
Наблюдает.Направляет процесс анализа (если это необходимо).
5. Защита проекта
Представление результатов проектирования.Оценка результатов.
Защищают проект.Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности.
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования.
Рассмотрим каждый этап работы над проектом, взяв за основу универсальную схему, подходящую для разработки любого типа проекта, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта .
Первый этап. Предложение темы исследования. Выбор проблемы/проблем проекта.
Начиная новую тему, необходимо нацеливать учащихся на поиск информации и материалов, которые они смогут использовать в своих будущих проектах.
Разработка учебного проекта начинается с планирования его содержания. Здесь учителю необходимо:
Продумать тему проекта. Тема проекта может быть предложена и самими учениками.
Сформулировать основополагающий вопрос.
Сформулировать дидактические цели проекта.
Сформулировать методические задачи.
Продумать темы самостоятельных исследований для групп учащихся. Ученики могут и самостоятельно формулировать проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта.
Сформулировать вопросы учебной темы, по сути являющиеся проблемными, задаваемые в рамках одной темы, помогают исследовать различные стороны одного основополагающего вопроса.
Дальнейшая работа над проектом на этом этапе включает выбор учениками темы индивидуальных исследований. Учащиеся также планируют свою деятельность индивидуально или в группах. Им можно предложить следующий план работы :Тема исследования
Цели и задачи исследования
Что мы должны сделать для достижения этой цели?
Источники информации
Сроки исполнения.
При организации работы над коллективным проектом в каждой группе выбирается ответственный для отслеживания хода и темпа выполнения запланированного, своевременного выявления отклонений и трудностей на пути исследования и принятия мер к их устранению.
Второй этап. Согласование общей линии разработки проекта.
На данной стадии учителю необходимо скорректировать планирование самостоятельных действий учащихся .Вместе с учителем продумывается творческое название проекта.
Основная работа над проектом базируется на самостоятельном исследовании. Роль учителя, в данном случае - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло .Третий этап. Оформление работы над проектом. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов.
Презентация проектов происходит на заключительных уроках по определенной теме с оформлением и обсуждением результатов, подведением итогов .Каждая группа представляет свою электронную работу на английском языке, освещая как ее содержательную, так и техническую стороны. Ребята составляют интересные вопросы, кроссворды, задания творческого характера по своим проектам, предлагая их классу. Это стимулирует интерес учащихся к докладам, является мотивирующим фактором повышения внимания со стороны слушателей. В ходе защиты школьники учатся правильно держаться перед аудиторией, преодолевать застенчивость, излагать полученную информацию. Ребята сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы.
Каждый вид работы (буклет, презентация, видеофильм, доклад) должен оцениваться по определенным, разработанным критериям .После просмотра и обсуждения всех презентаций определяются лучшие. Учителю необходимо обсудить с учениками их мнение о работе над проектом, трудности, возникшие при его выполнении, а также высказать пожелания на будущее.
На этапе практического применения проекта лучшие проектные работы используются учителями на уроках английского языка в разных классах как наглядные и практические пособия. В кабинете английского языка можно проводить выставку лучших проектных работ, что так же является стимулом для учеников. Многие проекты используются на классных часах, школьных и районных конференциях. Таким образом, ребята понимают социальную значимость своей работы .Важнейшую роль при организации проектной деятельности выполняет сам учитель. Деятельность преподавателя на разных этапах меняется. На подготовительном преобладает регулятивно-организационная функция, которая состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании. На основном этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. На данном этапе ведущей функцией учителя является консультационно-координирующая. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции . Учитель оценивает проектную деятельность и подводит итоги работы .
Меняется и роль учащихся: они выступают активными участниками процесса. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя и т.д.). Деятельность в группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование критического мышления и вырабатывается свой собственный взгляд на информацию. Они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
На этапе самоанализа, а затем защиты мы анализируем содержание проекта. иногда и причины неудач. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире .Разрабатывая проект вместе с учениками, подбирая необходимые материалы, нужно четко осознавать его особенности и соответственно планировать работу.
Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения английского языка, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции обучающихся.
4. Теоретические основы применения ИКТ в образовательном процессе современной школы
ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Необходимо заметить, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки английского языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к английскому языку, эффективностью.
В современных источниках ИКТ представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет) .  
Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств. 
Ученые считают, что любой метод обучения обогащается за счет интеграции в него ИКТ. В процессе преподавания общеобразовательных дисциплин средства ИКТ являются средством обучения. 
Средства ИКТ - это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей. 
Средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии, как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.
 
К дидактическим функциям ИКТ относятся:
организация различного рода совместных исследовательских работ обучаемых (метод проектов, работу в малых группах и т.д.);
организация оперативных консультаций обучаемых из центров дистанционного обучения;
формирование у обучаемых коммуникативных навыков и культуры общения (что предполагает умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относится к мнению собеседника, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение партнера);
формирование умения добывать информацию из различных источников и обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий.
Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:
общекультурное развитие обучающихся;
совершенствование навыков владения компьютером;
совершенствование языкового уровня;
создание благоприятного психологического климата;
повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;
самоутверждение учащихся;
возможность реализации индивидуализации обучения;
реализация принципа обратной связи;
большие возможности наглядного предъявления материала;
исключение времени для написания материала на доске;
экономия расходования материалов учителем;
совершенствование процесса проверки работ учащихся;
повышение авторитета учителя;
сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;
активизация навыков самостоятельной работы.
5. Использование средств информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка
Компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых: для ознакомления с новым языковым материалом, на этапе тренировки, на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений и на этапе их контроля. 
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в школе можно назвать создание мультимедийных презентаций .
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения имеет следующие достоинства:
осуществление наглядного восприятия материала;
возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана;
объединение аудио- , видео - и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации получаемого детьми из учебной литературы .Для обучения учащихся фонетике языка используем сайты:
http://www.cambridgeenglishonline.com/Phonetic_Focus/ http://www.uiowa.edu/~acadtech/phonetics/english/frameset
http://www.learnenglishkids.british council.org/en
Первый из вышеуказанных сайтов предоставляет широкий выбор игр и упражнений на соответствие слов и их транскрипционных обозначений. Второй сайт содержит видеоролик, в котором наглядно показан процесс произнесения разных типов звуков и использования всех органов речи. Третий сайт используем для отработки правильного произношения новых слов по заданной теме с помощью размещенных на сайте песен.
Лексика вводится и закрепляется с помощью презентаций с изображением разных предметов
http://www.learnenglishkids.british council.org/en.http://www/preschool education
http://www-library/search/
Контроль знаний осуществляется с помощью онлайн тестов http://www.homeenglish.ru.
Для обучения аудированию используем аудио рассказы с сайта http.//www.storynory.com и http://www.learnenglishkids.british council.org/en, которые сопровождаются заданиями на проверку понимания услышанного.
Выступления учащихся со своими презентациями и проектами выполненными с помощью программы Power Point способствуют развитию говорения. Учащиеся совершенствуют монологическую речь, учатся задавать вопросы и отвечать на них.
Развивают навыки чтения учащиеся при поддержке сайта http://www.learnenglishkids.british council.org/en и http://www.littlefox.ru. Поиск информации в Интернете для доклада или презентации способствует развитию беглого чтения.
.
В практике работы на уроках обобщения и систематизации знаний и способов деятельности обучающимся предлагается выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса.
Я работаю в данном направлении несколько лет (с тех пор как американские коллеги поделились своим опытом, когда приезжали в наш город) и считаю, что проектная работа позволяет обеспечить условия для использования изучаемого языка в ситуациях реального межкультурного общения в различных информационно-познавательных, учебно-профессиональных, социально-культурных целях и тем самым реализовать степень сформированности коммуникативных умений. При этом ориентация на создание проекта как личностного образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым для учащихся, личностно мотивированным. Внедрение этого метода позволяет повысить коммуникативную компетентность учащихся и развивать их речевую активность, а также повысить речевую активность обучения и качество усвоения знаний.
Заключение
В разработке изучен метод проекта в зарубежной и отечественной системе образования и теоретические основы применения ИКТ в образовательном процессе современной школы. Метод проекта способствует развитию самостоятельного творческого мышления, умений практического применения полученных знаний в жизни.
Использование ИКТ на уроках английского языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия.
3. Определено использование средств ИКТ на уроках английского языка. ИКТ создают условия для самовыражения учащихся: плоды  их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других.
4. Рассмотрена специфика использования и технология проектного обучения на уроках английского языка. Метод проектов на уроках иностранного языка с использованием ИКТ способствует формированию у учащихся познавательного интереса к изучению английского языка, развитию самостоятельности, умения сотрудничать, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков, культуры общения и рефлексивных умений. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков.
Список литературы
Абышева, Н.Ю. Эффективность применения метода проектов на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс] .Бим, И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2012. – №2.
Гребенникова, О.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников: дис. …канд. пед. наук. /
Дьюи, Дж. Школа и общество. – М.,1925.
Игнатова, Н.Ю. Информационные технологии на уроках английского языка// Иностранные языки в школе. – 2012. - №2.
Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика [Электронный ресурс] // http://orus.slavica.org/node/235Подопригорова, Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2010. - №5.
Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2010. – №2.
Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования//Е. С. Полат — М.: Академия.
Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.
Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С. Сиденко // Завуч, 2013. – №6. - C.96-111.
Трубанева, Н.Н. Использование метода проектов / Н.Н. Трубанева // Обучение английскому языку в российских школах: Материалы IV Всероссийского семинара / Доклады и выступления. – Обнинск: Титул, 2011.
Туркина, Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку / Н.В. Туркина // Иностранные языки в школе. – 2012. – №3.
Фатеева, И. А. Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании
Чернобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. – М.: Просвещение, 2014