ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
При современных методах
ученик изучает карту
вместо вселенной –
условный знак вместо факта.
Детям как раз нужны
не сведения по топографии,
а умение отыскивать
вещи самостоятельно.
Найти путь, как добывать
знания, когда они нужны, -
вот настоящая цель
приобретения знаний в школе,
а не знания сами по себе.
Дж. ДьюиВ современном мире система образования в любой стране призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества. Ведь именно школа готовит человека к активной деятельности в разных сферах жизни. Школа должна научить познавать окружающий мир, применять полученные знания на практике, работать, жить в обществе. При этом бережно взращивая в каждом ученике индивидуальность, т.е. учитывать его индивидуальные особенности и способности, развивать познавательный интерес, т. к. школа является базой дальнейшего образования.
В условиях традиционного обучения развитие творческого мышления у учащихся, умения организовать свою учебную работу складывается стихийно. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и, как обязательное условие реализации этого на практике - устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.
В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение.
«Проект» - в буквальном переводе с латинского - «брошенный вперёд».
Метод проектов - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Мышление рождается от действия. Учебный материал будет усвоен лучше, если он добыт самостоятельно при создании учебного проекта.
Учебный проект - организационная форма работы, которая ориентирована на усвоение учебной темы или учебного раздела и является частью стандартного учебного предмета или нескольких предметов. В начальной школе её можно рассматривать как общую познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учеников (индивидуальную, парную, групповую), что имеют общую цель, применяют такие же методы и способы деятельности, направленные на достижение общего реального результата, необходимого для решения некоторой весомой проблемы.
Любая работа над темой или просто групповая работа не может называться методом проектов. Метод проектов предусматривает совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему путём самостоятельных действий учеников с обязательной презентацией (представлением) полученных результатов.
Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.
Классификация проектов.
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, необходимо по крайней мере три различных классификации. Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна от учебного пособия для кабинета музыки до пакета рекомендаций по восстановлению экономики Украины. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.
Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Конечно, все пять перечисленных целевых направления деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же, как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный.
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов
По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.
Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знаний, хотя и могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности.
Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины.
Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, музыкальными.
Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника.
Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной деятельности.
Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.
Например, при работе над проектом по теме «Семицветная страна» совместно с учителем начальных классов принимали участие учителя музыки и изобразительного искусства.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками.
Они могут быть: внутриклассными; внутришкольными; региональными (разного масштаба); межригиональными (в рамках одного государства); международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по продолжительности
Мини-проекты возможно провести в течение одного урока или за еще более короткое время.
Их разборка наиболее продуктивна на уроках иностранного языка.
Пример: проект «Составление рекламного модуля на английском языке», 2 класс; работа в группах; продолжительность - 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы).
Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Пример: проект «Сказочный задачник», математика, 2 класс; работа в группах; продолжительность - 5 уроков. 1-й урок: определение состава проектных групп; определение задания проектных групп - сбор информации по своим элементам. 2-й и 3-й урок: отчеты групп по собранной информации, определение продуктов и форм презентации. 3 4-й и 5-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
В раде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняется во внеурочное время.
С точки зрения организации в наибольшей степени отличаются друг от друга следующие наиболее популярные виды проектов: проекты, выполняемые в ходе уроков (мини-проекты и среднесрочные); проекты, выполняемые в ходе проектной недели; телекоммуникационные проекты (средне- и долгосрочные).
Основные требования к использованию метода проектов
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий по охране леса в разных местностях, совместное сочинение нескольких учащихся, сценарий школьного спектакля и т. д.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4.Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;
5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.
6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов:
определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
оформление конечных результатов;
анализ полученных данных;
подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов).
7. Применение метода проектов в практике обучения младших школьников.
Проект — это «семь П»: Подготовка - Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация - Портфолио.
1. Подготовительный этап работы над будущим проектом.
Подготовка к созданию проекта начинается ещё при работе над календарным планированием на год. Учитель, работая с учебными программами, определяет предметы, темы или разделы, при изучении, которых можно эффективно применить проектную методику. Далее необходимо сформулировать 10-15 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по степени сложности, но это совсем не обязательно. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности. Так при работе над календарным планированием для 2 класса по математике среди выбранных мною тем были темы: «Время», «Единицы измерения длины», «Задачник для друзей».
Чтобы организовать работу детей эффективно подготовить заранее небольшие методические рекомендации или инструкции, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.
. 2. Основные этапы работы над проектом.
Необходимо наличие проблемы (социально-значимой задачи) - исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например, создать познавательный задачник для ребят, которые станут второклассниками на следующий год. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий по теме «Время», «Измерение длины»), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).
Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю - руководителю проекта вместе с учащимися. Иногда, проблему по предложенной теме предлагают ученики. Например, при работе над проектом «Машина времени» на подготовительном этапе дети задали вопросы: «Как люди измеряли время, когда ещё не было механических часов? Как можно измерить то, что не видно?». Данные проблемные вопросы и стали ключевыми при выборе проекта и толчком для начала поисковой работы. Проблемный вопрос может «связывать» несколько тем или предметов. Отталкиваясь от поставленной проблемы, учитель составляет тематические вопросы, которые будут ему помогать в составлении плана проекта и направлять поиск учеников.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами, с проектирования самого проекта, в частности, с определения вида продукта и формы презентации. На этом этапе происходит анализ проблемы, постановка методических задач перед педагогами, являющимися участниками проекта, согласование форм, методов работы и проводимых исследований, выбор формы организации деятельности, критериев оценивания работ, учебных задач перед учениками, распределение ролей в команде, источников информации, с которой будут работать ученики. Для этого проводится общий сбор руководителей проекта (учителей). Например, при работе над проектом первоклассников «Семицветная страна» участие принимали: основой учитель, учитель сольфеджио, учителя индивидуального обучения игры на музыкальном инструменте, учитель изобразительного искусства. Чтобы разработать план, сначала определили, какие знания и умения необходимы ученикам для выполнения проекта и, как их направить, чтобы ученики самостоятельно могли выполнить задание.
Ученики на этапе планирования ставят задачи, уточняют информацию (источники). Если работа будет вестись по группам, то происходит формирование групп. Это может проходить в форме игры, жеребьёвки или по выбору учеников. Работая над проектом «Машина времени», дети по группам должны были найти информацию и сделать песочные, водные, солнечные и огневые часы. Класс надо было поделить на четыре группы. Я предложила ученикам при входе в класс выбрать жетон (жетоны были четырёх цветов: жёлтые, синие, оранжевые, красные). Так легко образовалось 4 группы. В соответствии с цветом каждая группа выбрала название своей команде, распределила роли («искатели», «оформители», «мастера»), получили в конвертах первые задания и в соответствии с ними поставили перед каждым членом команды определённые задачи.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. На этом этапе проводятся детьми исследования, наблюдения. Дети учатся не только наблюдать, но и фиксировать свои наблюдения, анализировать. Для проекта «Машина времени» это был поиск в энциклопедиях описаний, чертежей часов разных эпох; в проекте «Семицветная страна» встречи с детской писательницей Ниной Козеевой и проведённый ей мастер - класс «Как рождаются стихи»; а в «Раз фасолька, два фасолька» наблюдение за условиями роста и развития фасоли.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
Приведем перечень возможных продуктов проектной деятельности:
30480000 Макет
Статья
Коллекция
Законопроект
Видеоклип
Праздник
Костюм
Чертёж
00 Макет
Статья
Коллекция
Законопроект
Видеоклип
Праздник
Костюм
Чертёж
2330450Сказка
Журнал
Выставка
Музыкальное
произведение
Атлас
Игра
Путеводитель
Словарь
00Сказка
Журнал
Выставка
Музыкальное
произведение
Атлас
Игра
Путеводитель
Словарь
Модель
Учебное пособиеГазета
Серия иллюстраций
Видеофильм
Карта
Экскурсия
Учебник
Выбор продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От её решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита презентабельной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной значимой проблемы.
Роль учителя при работе над проектом.
Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Легче учителю предугадать трудности, с которыми ученики могут встретиться и на подготовительном этапе составить карточки, алгоритмы, инструкции, которые будут направлять исследовательскую работу учеников.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление, и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:
намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
осуществлять и аргументировать выбор;
предусмотреть последствия выбора;
действовать самостоятельно (без подсказки);
сравнивать полученное с требуемым;
объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. На подготовительном этапе он мотивирует учащихся, объединяет цели проекта. При планировании и поиске - наблюдает и консультирует. При создании продукта - рекомендует, советует. На презентации совместно с экспертной комиссией анализирует, оценивает работы учащихся. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний.
Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.
Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.
Презентация и оценивание выполненного проекта
Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (идя), представителям общественности, причем представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
В нашей школе защита учебных проектов проходит на общешкольной научно - практической конференции. Творческие проекты защищаются на неделе начальной школы.
Цель презентации лежит в том, чтобы показать конечный результат работы ученика (или группы учеников) другим участникам проекта и увидеть, сравнить созданное в ходе работы.
Выбор формы презентации зависит от вида проекта, поставленных целей и продукта проекта. Ограничиться только демонстрацией продукта проектной работы - педагогически не целесообразно. Гораздо важнее показать мыслительную, поисковую работу детей, собранную ими информацию, знания, полученные в ходе работы и конструктивное решение поставленной перед ними проблемы. Продукт работы над проектом помогает наглядно показать, каким был замысел решения проблемы проекта.
Понимание учениками, что результат их труда в проекте увидят не только учитель, но и весь школьный коллектив, часто становится дополнительной мотивацией их серьёзного отношения к учёбе.
Я считаю, что наиболее рационально презентацию построить по ориентировочному плану:
Презентацию начать с презентации учителя или его вступительного слова, которая поможет представить выполняемый детьми проект: его цели и задачи, решаемую проблему, критерии оценивания данного проекта.
Сама детская презентация.
По окончании презентации оставить время для вопросов и отзывов аудитории и самооценки участников.
Учебный проект тем и отличается от просто коллективно подготовленного мероприятия или групповой работы с предоставлением наглядных пособий, что демонстрирует главный результат работы над проектом - анализ деятельности и способ решения проблемы.
Существуют различные формы проведения презентаций: защита работы на школьной научной конференции, литературная гостиная, спектакль, выставка работ, концерт, фестиваль и т. д.
На последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют м оценивают результаты деятельности, которые часто отождествляются лишь с выполненным проектом.
На самом деле при использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения
школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется только сам проект. Поэтому начинающему руководителю проектирования следует записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися, это позволит быть более объективными на самой защите.
Вторая составляющая оценки результата - это сам проект. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.
С критериями оценивания учитель знакомит ребят в начале выполнения проектной работы и обязательно помещает их на стенде, посвящённом выполняемой работе. На различных этапах, для подведения предварительных результатов учитель предлагает, пользуясь действующими критериями провести самоанализ своей работы. Это учит ребят объективно оценивать свою работу.
Одним из вариантов оценивания является рейтинговая оценка. Для этого перед защитой на каждого ученика составляется индивидуальная карта. Входе защиты она заполняется педагогом и одноклассниками. После выполнения проекта, подсчитывается среднее арифметическая величина из расчёта предложных критериев оценивания.
Если ученик получает низкий результат, то, конечно же проектирование повторить невозможно, но и оставлять такой пробел недопустимо. Необходимо вместе с учеником провести анализ проделанной работы и разобраться, что произошло, где допущена ошибка. Можно предложить составить ещё раз план проекта с учётом исправленных ошибок или заменить дифференцированным зачётом.
Избежать таких результатов можно, если работу над проектом разбить на этапы и по завершению каждого этапа подводить предварительные итоги, для некоторых учеников составить алгоритмы, направляющие их работу.
В критерии оценивания входит также портфолио проекта.
Портфолио проекта может в себя включать:
Паспорт проекта;
Планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
Промежуточные отчёты;
Вся собранная информация по теме проекта;
Результаты исследований и анализа;
Записи всех идей, гипотез и решений;
Краткое описание всех проблем, с которыми столкнулись ребята и способы решения проблем;
Эскизы, чертежи, наброски продукта;
Материалы к презентации (сценарий)
Фотографии и видеоматериалы, сделанные в ходе работы над проектом.
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.
Записи должны быть кратки, но содержательны.
В день презентации проектов оформленная папка сдаётся в жюри.
Применение метода проектов в начальной школе на современном этапе актуально, т.к. новые учебные программы средней и старшей школы требуют от выпускников 1 ступени не только прочных знаний, но и умений организовать самостоятельную исследовательскую работу. Традиционный урок не даёт таких навыков.
Организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов, весьма непростая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма. Каждый учитель начальной школы должен понимать, что проектная деятельность в начальной школе позволяет всесторонне развивать личность ребенка, способствует его социализации.